Системное развитие информационной функции менеджмента




 

В современных условиях развития профессиональной системы менеджмента приоритетным направлением является совершенствование функциональной структуры менеджмента. Функциональная специфика менеджмента выступает основой первичной специализации управленческой деятельности. Одной из функций менеджмента, которая в значительной степени определяет эффективность других функциональных направлений управленческой деятельности, выступает функция «информационное обеспечение и связь». По своей сути эта функция менеджмента направлена на создание условий систематизации и концентрации релевантной информации по иерархическим уровням системы управления. Очень важно, чтобы информационные каналы связи были максимально приближены к непосредственным потребителям этой информации. При рассмотрении современных тенденций развития информационной функции менеджмента, необходимо обозначить следующие направления научных исследований, экспертного анализа и практической управленческой работы:

1. Качественное информационное наполнение каналов связи предполагает
единство технической и собственно управленческой составляющей функции
информационное обеспечение и связь. Данная функция является не просто
несущей конструкцией перемещения информации по каналам связи
предприятия, а в большей степени, накопителем систематизированной и
релевантной информации для своевременного и эффективного
информационного обеспечения принятия управленческих решений. Очень
важно, чтобы информационная база принятия управленческих решений была
определенным образом систематизирована по уровням скалярной цепи
управления с обозначением возможностей доступа к информационным
потокам управленцев различного уровня и функциональной направленности.
Таким образом, развитие информационно-аналитической базы предприятия
предполагает, в большей степени, работу аналитических служб предприятия
для создания более полноценной информационной основы для принятия
управленческих решений менеджментом. Исходя из этих позиций,
формируется концепция использования информационных потоков в
управленческом процессе предприятия. Главная задача не в количестве
накопленной информации и возможностей ее хранения, а в качестве
информации, определяющей эффективность управленческого решения.

2. Важным элементом развития информационной функции менеджмента
является возможность ее взаимодействия с другими функциями
менеджмента, особенно трансформационной функцией - инновации
менеджмента. По сути дела, инновации определяют возможность пополнения
и даже полного структурного изменения информационных каналов связи. Во
всем спектре инноваций приоритетное место занимают управленческие
инновации, поскольку именно они определяют качество и эффективность

использования других инноваций, влияющих на конкурентные преимущества предприятия. В то же время, необходимо отметить, что базовой основой возможности развития управленческих инноваций выступает технологический прогресс, без которого невозможно инновационное развитие экономики и общества в принципе. Поэтому, информация по технологическим инновациям по приоритетным направлениям деятельности предприятия и адекватное управленческое сопровождение внедрения и дальнейшего использования этих новшеств, является базовым направлением деятельности информационно-аналитических служб предприятия.

3. Важнейшим источником накопления и систематизации
информационно-аналитической базы предприятия являются данные,
полученные в результате проведения системного, ситуационного,
воспроизводственного и структурно-функционального анализа. В том случае,
когда не подвергается анализу и систематизации свой опыт деятельности,
тогда и чужой опыт не имеет решающего значения. Необходима комплексная
работа менеджмента для создания своеобразного информационного досье
предприятия. Предприятие рассматривается как определенный
хозяйственный организм, который имеет свои стадии роста, свой опыт
преодоления кризисных точек развития, свою корпоративную культуру
решения управленческих проблем, свою традицию инновационной политики.
Такой подход к формированию информационной базы предприятия создает
условия эффективной работы менеджмента и объективную необходимость
постоянного совершенствования управленческого процесса в целом.

4. Определяющим направлением развития информационной функции
менеджмента является создание эффективных каналов коммуникации
предприятия. В первую очередь, это связано с функционированием
механизма принятия управленческих решений. Информационная сеть не
должна создавать помехи, искажающие существо управленческих решений и
качество контрольной информации по их выполнению. Такой подход, прежде
всего, важен для информационного обеспечения вертикали управленческой
системы предприятия и качественной работы линейного управленческого
персонала. С точки зрения определения приоритетов в принятии
управленческих решений, необходимо отметить, что основные
управленческие решения развития предприятия принимаются линейными
руководителями. Функциональные руководители, в этом случае, играют
подчиненную роль и призваны создавать более полную информационную
базу для принятия управленческого решения линейными менеджерами. Такая
позиция важна для определения системы приоритетов обеспечения качества
и эффективности создания информационных потоков предприятия.

5. Фундаментальной задачей менеджмента является определение
показателей контура управления, который дает систему ограничений по
достижению поставленных для предприятия целей. Информационная
функция менеджмента дает основу для разработки контура управления
предприятием, его корректировки в процессе выполнения работ и его
частичного или полного изменения в соответствии с изменившимися

внутренними и внешними условиями деятельности. Поэтому информационно-аналитическая база данных по всем компонентам управленческого процесса создает предпосылки эффективного определения и коррекции контура управления предприятием, а значит и результативной работы менеджмента в целом. Здесь основными направлениями информационно-аналитического обеспечения являются такие компоненты управленческого процесса: субъект и объект управления, базовые условия (ресурсное состояние предприятия), система приоритетных целей, пограничные условия, каналы коммуникаций субъектно-объектного взаимодействия.

6. Говоря о создании эффективной информационно-аналитической базе
предприятия важно учитывать объективную необходимость интеграционного
взаимодействия функции «информационное обеспечение и связь» и функции
«анализ». По сути дела идет речь о создании на предприятии таких
функциональных подразделений как системно-аналитические службы,
которые призваны создавать информационную базу для менеджмента с
целью более полного использования системных методов управления, в
частности сетевых и балансовых методов менеджмента. Особенностью
такого подхода является то, что предприятие рассматривается как единое
организационное целое, хотя, по сути дела, оно может быть холдинговой
организацией и состоять из материнской компании и сети дочерних
предприятии. Все это требует новых подходов в определении структуры
информационно-аналитической базы, качестве специфики информации,
новых форм ее накопления и систематизации.

7. Лишь некоторые особенности современного развития информационной
функции менеджмента показывают на необходимость новых подходов в
подготовке управленческих кадров для системы функциональных
информационно-аналитических служб предприятия. Для того чтобы
информационный ресурс стал эффективным рычагом управленческой
деятельности, ему необходимо придать аналитические свойства и
специфическое управленческое сопровождение. Очевидно, что в
функциональных информационно-аналитических службах предприятия
должны работать аналитики по различным направлениям, включая
аналитиков по менеджменту, а также специалисты, которые знают
возможности информационных технологий. Руководить такими службами
должны менеджеры знающие специфику как аналитической работы, так
технические параметры информационных технологий на, так называемом,
предельном уровне профессиональной компетенции. Такого рода
специалистов надо начинать готовить уже на стадии первичного
профессионального образования (программы бакалавра и специалиста),
учитывая особенности интеграции или специализации функций
информационного обеспечения и анализа. Кроме этого, крайне необходимы
программы профессионального обучения уже действующих специалистов.
Это программы корпоративных семинаров и тренингов, программы

повышения квалификации и, наконец, специфические программы МВА по информационным технологиям.

В заключении хотелось бы подчеркнуть еще раз, сделав определенную редакцию известного тезиса, что владеет миром не тот, кто владеет информацией, а владеет миром тот, кто владеет информацией результативного управленческого действия. А поскольку в менеджменте важнейшим качеством всегда является чувство меры, пропорции, то, скорее всего, правда находится где-то по середине.

 

Содержание и классификация административных функций

Менеджмента

 

Современный период социально-экономического развития Украины показывает, что управленческая составляющая рыночных преобразований приобретает все более приоритетное значение. Это обстоятельство, в свою очередь, подчеркивает острую необходимость достижения качества подготовки управленческих кадров с дифференциацией их структурно-функциональной знаний. Мировая управленческая практика показывает, что менеджмент является четко выраженной системой профессиональной деятельности, где управленческий труд не однороден, а имеет определенные уровни специализации, в первую очередь – функциональной. Целью данной статьи является рассмотрение профессиональных особенностей тех функций менеджмента, которые определяют более точно административный характер управленческой деятельности. Тем более что в научной литературе по менеджменту недостаточно внимания отводится данному вопросу, что, по-нашему мнению, снижает эффективность управленческой деятельности, особенно в сфере специализированной подготовки кадров менеджмента.

Очень часто слово «администрирование» отождествляют собственно с самим менеджментом или управлением [1]. При этом, достаточно часто используется в профессиональной управленческой литературе термин «административный менеджмент», предполагая сферу государственного управления [2]. Практически отсутствуют работы по вопросам теории администрирования. Значительная часть работ по теории государственного управления с этой задачей не справляется, поскольку уходят в систему чисто административного права и понятий общего менеджмента[3]. Таким образом, рассмотрение этих вопросов требует еще значительной корректировки с позиций концептуального понимания профессиональной системы менеджмента.

Автором ранее уже исследовались проблемы функциональной специфики менеджмента [4, с. 478-482]. Менеджмент рассматривается с таких позиций, когда само его первичное проявление происходит посредством функций. Поэтому первичная специализация управленческой деятельности происходит на уровне функций. По-нашему мнению, приведенные далее десять функций менеджмента определяют его современную динамику [Табл. 1]. Каждая функция имеет свою специфическую сферу управленческой деятельности. При этом внутренний вариант классификации функций определяет подходы к выделению функциональных технологий менеджмента, в том числе и функциональной специфике административного менеджмента.

 

 

__________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: