Уровни профессиональной компетенции




Уровень развития научных исследований в менеджменте определяется качеством разработки как общеметодологических, так и специализированных проблем современной управленческой деятельности. Проблема специализации в менеджменте является краеугольным камнем понимания и развития уровней профессиональной компетенции управленческих кадров. Очевидна точка зрения, что менеджмент является комплексным и системным явлением социально-экономического развития современного общества. Не отрицая этого факта, необходимо также отметить научную и практическую значимость специализации в менеджменте. Именно специализированные управленческие исследования конкретизируют характер управленческой деятельности, определяют критерии эффективности и содержание профессиональной подготовки управленческих кадров. Другими словами, мы говорим об уровнях профессиональной компетенции, если известно содержание специальных управленческих технологий и есть положительная динамика их развития, как в научном, так и практическом плане. В первую очередь следует говорить о необходимости компетенции линейного управленческого персонала по уровням иерархической структуры предприятия. Так, например, компетенция руководителей высшего, среднего и низшего звена управления предприятием имеет существенные различия. Для большинства руководителей уровень их наивысшей компетенции ограничивается должностями на низшем и среднем уровнях управления предприятием. Даже их результативная работа на этих должностях не является достоверным фактом их возможной эффективности на должностях высшего управленческого персонала. Не ограничивая такими суждениями возможности карьерного роста управленческих кадров, все же отметим, что пределы профессиональной компетенции требуют более детального изучения, поскольку профессиональная некомпетентность управленческих кадров является едва ли не первым фактором низкой результативности системы менеджмента в целом. Строго говоря, традиционно считается, что профессиональная компетенция менеджмента ограничивается средним и низшим уровнями исполнительной власти. Традиционно также систему менеджмента предприятия рассматривают как подсистему микроэкономической деятельности предприятия. По нашему мнению, это уже давно не соответствует действительности. Во-первых, высший управленческий персонал предприятия выступает, в условиях корпоратизации экономики, первым уровнем исполнительной власти, которая реализует путем профессиональной управленческой деятельности волю и цели корпоративных собственников предприятия. Во-вторых, современные конкурентоспособные предприятия являются сегодня, в большинстве случаев, диверсифицированными структурами холдингового типа, что предполагает работу менеджеров, особенно высшего звена, на уровне развития макроэкономических систем [8].

Следовательно, структурная компетенция управленческих кадров определяется характером и содержанием специфики деятельности менеджеров по уровням иерархической пирамиды управления предприятием (высшем, среднем и низшем), а также их результативностью в этой среде функционирования предприятия.

 

Управленческая команда

Современные проблемы предприятия предполагают работу по их своевременному и качественному решению профессиональной управленческой команды. Эта деятельность может быть эффективной лишь в том случае, когда лидер команды обладает определенными профессиональными качествами [9, с. 286-316]. Главным из этих качеств выступает умение администрировать как процесс создания, так и процесс самой работы управленческой команды. Надо заметить, что кадровые возможности любого лидера в формировании управленческой команды всегда ограничены. Это связано с тем, что можно назвать «дефицитностью управленческих звезд», особенно в условиях командной работы. В лучшем случае, приходится довольствоваться средним уровнем профессиональной умелости подчиненных и созданием условий для их профессионального роста в процессе их практической работы. Кроме этого, очень часто приходится формировать управленческую команду, что называется, уже в процессе «боевых действий», проводя ротацию и отбор. Однако время, которое потребуется для формирования оптимального состава управленческой команды должно быть максимально сокращено. Иначе, это время может стать негативным фактором, изначально снижающим результативность работы управленческой команды.

Отметим основные особенности формирования управленческой команды с позиций администрирования этого процесса:

1. Лидер управленческой команды должен обладать предельным уровнем профессиональной компетенции по всем направлениям деятельности команды;

2. Управленческая команда должна быть структурирована по уровням линейной подчиненности и функциональным службам предприятия;

3. По ключевым направлениям деятельности управленческой команды лидеру, как координатору процесса администрирования всех работ, должен непосредственно подчиняться только один член команды, имеющий определенные линейные или функциональные полномочия;

4. Необходимо четко прописать структурно-функциональные права и обязанности всех членов управленческой команды;

5. Лидером управленческой команды должна быть предложена логическая цепь делегирования полномочий и персонификации ответственности в точках критической активности менеджмента (это те места в организационно-управленческой структуре предприятия, где возникают проблемы, требующие вмешательства членов управленческой команды);

6. По каждому линейному и функциональному направлению деятельности предприятия в управленческой команде должен быть специалист, знающий это направление лучше других членов команды, включая самого лидера;

7. В управленческой команде все структурные звенья должны работать на общую цель, поставленную перед командой ее лидером. Сам лидер несет персональную ответственность перед собственниками предприятия за достижение поставленных целей.

Вместе с тем процесс работы управленческой команды включает в себя множество других направлений деятельности, которые не стали предметом нашего исследования [10]. Мы в основном сосредоточили внимание на административных функциях менеджмента, которые, по-нашему мнению, составляют костяк управленческой деятельности менеджмента на предприятии. В результате нашего исследования административных функций менеджмента необходимо сделать некоторые дополнительные выводы.

1. Если говорить о специальных знаниях линейного управленческого персонала предприятия, то ими являются знания процесса администрирования. В определенной степени знаниями процесса администрирования должны также владеть руководители функциональных служб предприятия, но удельный вес этих знаний по сравнению с основным спектром деятельности определенной функциональной службы относительно невелик.

2. Профессиональные данные и качество административной деятельности высшего и среднего линейного управленческого персонала всецело определяет результативность всей системы менеджмента предприятия. Это, в свою очередь, ведет непосредственно к достижению социально-экономической эффективности предприятия в целом.

3. Для дальнейшего совершенствования практики руководства современными предприятиями необходимо продолжить фундаментальные исследования различных аспектов административной теории и практики во взаимосвязи с развитием общей профессиональной системой менеджмента.

 

 

Литература

1. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 1999. – с. 14; Юридична енциклопедія: в 6 т. – К.: Укр. енцикл., 1998. – с.53;

2. Саймон Г. И др. Менеджмент в организациях. М.: Экономика, 1995. – 335 с. – (Государственное и административное управление);

3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. – М.: Юрид. литература, 1997. – 400с.;

4. Кузнєцов Е.А. Розвиток теорії і практики управління в умовах незалежної України / В кн..: Економічна історія України: Навчальний посібник. Видання друге. – Х.: Одіссей, 2005.- 496 с.;

5. Мильнер Б.З. Теория организаций – М.: ИНФРА-М, 1998. -336 с.;

6. См.: Кемпбелл Э., Саммерс Лаче К. Стратегический синергизм, 2-е изд. / - СПб.: Питер, 2004. – 416 с.;

7. См.: Кузнецов Э.А., Ненно И.М. Менеджмент-образование в Украине: системный подход – Одесса: Наука и техника, 2005. – 120 с.;

8. Шеин В.И. и др. Корпоративный менеджмент: опыт России и США. – М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. – 280 с.; Ленський Е.В. Корпоративный бизнес. – Мн.: «Армита- Маркетинг, Менеджмент», 2001. – 480с.; Мазур И.И. и др. Корпоративный менеджмент: Справ очник для профессионалов. – М.: Высшая школа, 2003. – 1077с.;

9. Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. организационное поведение, 8-е издание.- СПб.: Питер, 2004. – 637с.;

10. См.: Нью стром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. – СПб.: Питер, 2000. – 448с.; Гительман Л.Д., Исаев А.П. Амбициозные менеджеры: дерзость и интеллект. – М.: Дело, 2004. – 360с.; Фридман М., Трегоу Б. Искусство и наука стратегии лидерства: Новый поход к корпоративному управлению. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 272с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: