Китайская внешняя политика в Центральной Азии: новые тенденции




Цели и стратегия США в Центральной Азии

После распада СССР позиции США в регионе стали заметно усиливаться. Именно первые несколько лет после обретения независимости центральноазиатскими республиками характеризовались наиболее активным налаживанием отношений государств региона с США и западноевропейскими странами. В свою очередь заинтересованность Соединенных Штатов в регионе Центральной Азии была обусловлена значимостью региона, имеющего как стратегическое месторасположение между Россией, Китаем и государствами «Исламской дуги», так и обладающего богатыми природными ресурсами, в особенности углеводородными.

В этой связи внешнеполитическая стратегия США в отношении стран Центральной Азии основывалась преимущественно на геополитических соображениях, прагматичном подходе, учитывающем собственные стратегические приоритеты и интересы.

Главный вектор политики США в регионе направлен, во-первых, на сокращение экономического и политического присутствия России в регионе и создание условий, обеспечивающих невозможность восстановления ею своего влияния. Вторая составляющая этого вектора - отстранение от «Большой геополитической игры[57]» таких потенциальных игроков, как Китай и Иран, и создание условий, обеспечивающих возможность США оказывать экономическое и политическое воздействие на эти страны с территории Центральной Азии.

Китайская внешняя политика в Центральной Азии: новые тенденции

Развал СССР, безусловно, явился событием, положившим начало новому историческому этапу развития отношений между странами Центральной Азии и КНР. ЦАР включен Пекином в так называемую сферу «внешних» стратегических рубежей КНР, которая непосредственно затрагивает его национально-государственные интересы.

Проводя свою внешнюю политику по отношению к региону, Китай в основном придерживается традиционной для китайского государства сдержанной внешнеполитической тактики. Пекин, отстаивая свои интересы на международной политической арене, не проводит жесткого курса, предпочитая в ряде случаев выдержать тактическую паузу, действуя в отношении ЦА довольно неординарными внешнеполитическими методами, приносящими Пекину стратегические дивиденды без обострения отношений с новыми государствами региона.

Придерживаясь этих позиций, Китай стремится реализовать свою внешнеполитическую стратегию в регионе с учетом следующих основных национальных интересов: 1. - обеспечение стабильности на своих неспокойных западных границах и в пограничных районах. 2. - создание необходимых условий для воплощения планов развития западных районов КНР, в частности, снижение разрыва в экономическом развитии прибрежных и внутренних районов. 3 - обеспечение гарантированного доступа к источникам энергии для своей растущей промышленности. По мере экономического развития и реализации политики «открытия» западного района Китая потребность страны в нефтяных и газовых ресурсах постоянно возрастает. По объективным и субъективным причинам, одним из основных источников нефтяных и газовых поставок в Китай в перспективе может стать Казахстан. 4 - формирование надежных транспортных коридоров для выхода на рынки стран СНГ и Европы. Китай, кроме богатых природных ресурсов региона, интересует и его транспортно-транзитный потенциал. Территория стран ЦА является важным сухопутным коридором и одним из наилучших транспортных каналов для осуществления товарообмена со странами СНГ и Европы. 5 - другим направлением, в значительной степени определяющим внешнеполитическую деятельность КНР в регионе, является стремление за счет распространения своего влияния в ЦА оказать противодействие однополярной системе и доминирующему положению США на экономическом, политическом и военном уровнях.

 

 

15. история казахстана в период с 1991-2014гг.

Со дня провозглашения независимости до 2010 года в Казахстане сменилось 9 правительств, однако руководит государством всё это время лишь один президент - Нурсултан Абишевич Назарбаев

Казахстан имеет сравнительно большую территорию (2 724 900 кв. км. — 9 место в мире). И в то же время обладает заметными запасами природных ресурсов, различным минеральным сырьём. Находясь между крупнейшими державами — Россией и Китаем, страна вынуждена вести взвешенную и сбалансированную внешнюю политику.

Ядерное оружие - Когда советская сверхдержава распалась, Казахстану достался огромный ядерный потенциал — четвёртый в мире по своей мощности. Однако, страна отказалась от ядерной бомбы ради мира во всём мире.

Внешняя политика - Сразу после обретения независимости Казахстан подписал в числе 11 бывших республик СССР (без прибалтийских республик СССРи Грузии) совместную Декларацию о целях и принципах СНГ (Алма-Ата, 21 декабря 1991 года), а затем с пятью — Договор о коллективной безопасности (ДКБ) (Ташкент, 15 мая 1992 года).

5 июля 1998 года в Астане, с этой даты новой столице страны, президентом Назарбаевым и первым президентом России Борисом Ельциным был подписан Договор о Вечной дружбе и сотрудничестве между Казахстаном и Россией.

10 октября 2000 года в Астане главами 5 государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.

Казахстан также стал инициатором (Алма-Ата, 2002) регулярных саммитов СВМДА — Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, участниками которых стало уже 20 (на 2008 год) азиатских стран, включая Индию и Пакистан, Израиль иПалестину.

Границы - 26 апреля 1994 года в Алма-Ате президентом Казахстана Назарбаевым Н. А. и премьером Госсовета Ли Пэном было подписано Соглашение между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой о казахстанско-китайской государственной границе. Впервые в истории обеих стран был проведен процесс делимитации и демаркации государственной границы, устроивший обе стороны. До этого миллиардный Китай имел территориальные претензии ко всем своим соседям СССР, Японии, Вьетнаму и Индии и др., что часто приводило к пограничным конфликтам и даже локальным войнам.

Столица - Одним из важнейших политических событий современной истории Казахстана является перенос столицы Казахстана из Алма-Аты в центр страны, в Акмолу(современная Астана) в 1997 году.

Пенсионная реформа - Республика Казахстан — первая из стран Содружества Независимых Государств, осуществившая реформу пенсионного обеспечения населения.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе С 30 января 1992г. Казахстан явл. членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и в 2010 добился права г. председательствовать в этой влиятельной международной организации, а в 2011 г. — в Организации Исламская Конференция.

Нефть - Многовекторная внешняя политика страны продолжена и в экономической сфере, так, например, вместе с нефтепроводом КТК(Каспийский трубопроводный консорциум) (2004) на запад через Россию, был построен нефтепровод ККТ (Казахстанско-Китайский Трубопровод) Кумколь — Алашанькоу на восток (2005). Казахстан принимает участие и в южном нефтепроводе БТД (Баку - Тбилиси - Джейхан) на средиземноморское побережье Турции (2006), поддерживаемого Соединенными Штатами Америки.

Финансовый кризис 2007—2010 - В 2007 г. в Казахстане начался затяжной финансовый кризис, ко. заметно замедлил темпы развития экономики. В рамках борьбы с этим кризисом была проведена девальвация тенге на 20 %. На грани банкротства оказались крупнейшие банки страны, много предприятий обанкротились. На рынке недвижимости произошло падение цен в связи с которым многие стройки были заморожены, на местах расчищеных под строительство в центрах городов были организованы парки…

События:

В октябре1990Верховным Советом Казахской ССР принята Декларация о государственном суверенитете республики

В 1991 учреждён пост президента, избиравшегося Верховным Советом. Назарбаев, бывший Председателем Верховного Совета и Первым секретарём ЦК КП Казахстана, стал первым президентом.

После путча в Москве в августе 1991 Коммунистическая партия была распущена, а имущество передано властям.

29 августа 1991 года Семипалатинский ядерный полигон был закрыт[4].

1 декабря 1991 года — проведены первые прямые выборы президента республики.

10 декабря 1991 года — Казахская Советская Социалистическая Республика переименована в Республику Казахстан

16 декабря 1991 года провозглашена государственная независимость республики, и Казахская Советская Социалистическая Республика переименована в Республику Казахстан. Н. А. Назарбаев подписал Конституционный Закон РК «О государственной независимости Республики Казахстан». Теперь это праздникДень независимости Казахстана.

2 января 1992 года — Казахстан стал членом ОБСЕ

2 марта 1992 года — Казахстан принят в члены ООН.

7 мая 1992 года — созданы самостоятельные Вооружённые силы Республики Казахстан см (День защитника Отечества (Казахстан)).

15 мая 1992 года — организована Организация Договора о коллективной безопасности

28 января 1993 принята первая Конституция Республики Казахстан.

26 февраля 1993 года — вступил в силу Закон «О государственной границе Республики Казахстан», который подтвердил принципы целостности, неделимости и неприкосновенности территории республики.

6 июля 1994 года было принято постановление Верховного Совета Казахстана о переносе столицы из Алма-Аты в Акмолу. Позднее (18 июля 2008 года) к этому событию был приурочен праздник День столицы (Казахстан).

6 июля 1998 года — подписана Декларация между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие.

23 августа 2000 года — создан Национальный фонд Республики Казахстан

 

16. история Кыргызстана в период с 1991-2014гг.

В апреле 1990 г. были приняты Законы СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», а в мае — «Об экономическом положении и концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» и другие, по которым союзные республики получили больше прав на самостоятельное решение вопросов социально-экономического развития и государственного управления. Следующим шагом на пути развала СССР стало принятиесоюзными республиками деклараций о государственном суверенитете. Одним из первых Декларацию о государственном суверенитете принял Верховный Совет РСФСР—12 июня 1990 г. 15 декабря 1990 г. Верховный Совет Киргизской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики. Она была первым законодательным документом Кыргызстана, провозгласившим основные принципы и положения строительства новой национальной государственности в рамках Советского Союза. Декларация провозглашала, что государственный суверенитет Республики Кыргызстан означает верховенство государственной власти республики на всей ее территории и независимость во внешних сношениях. 31 августа 1991 г. Верховный Совет республики принял Декларацию о государственной независимости Республики Кыргызстан. С этого дня идет отсчет истории новой самостоятельной государственности кыргызского народа. Декларация объявила Республику Кыргызстан независимым, суверенным, демократическим государством, территория которого является целостной и неделимой, на ней действует только Конституция Республики Кыргызстан. Подчеркнув приверженность Кыргызстана общепризнанным принципам международного права, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества между народами, Декларация указала, что Кыргызстан «выступает за заключение нового Союзного договора суверенных государств на равных основаниях».
Указами Президента Республики Кыргызстан был упразднен КГБ и создан Госкомитет по национальной безопасности (20 октября 1991 г.), в целях обеспечения независимости страны была создана Национальная гвардия (3 декабря 1991 г.). 31 декабря 1991 г. в целях защиты экономических интересов Кыргызстана создаются Государственная таможенная инспекция, а также внутренние войска — для зашиты прап граждан и общественной безопасности. В 1992 г. для обеспечения государственного суверенитета и территориальной целостности республики образован Государственный комитет по делам обороны, приняты под юрисдикцию республики воинские части и учреждения, расположенные на территории Кыргызстана.
За короткий срок она обрела такие необходимые компоненты реального суверенитета, как атрибуты государственной самостоятельности, новая демократическая Конституция, собственный золотой запас, таможенная служба, Национальная гвардия, внутренние войска, национальная валюта и др.
Внешняя политика Кыргызской Республики.
Главное содержание внешней политики Кыргызской Республики определяется общенациональными интересами развития Кыргызстана как суверенного демократического государства, обеспечения благоприятных внешних условий для создания современного динамичного хозяйства, гарантирующего государству политическую и экономическую независимость, населению — достойную жизнь, а также для включения Кыргызстана в мировое сообщество как миролюбивой страны с многовековой историей, выгодным геополитическим положением, значительным экономическим, технологическим, интеллектуальным и духовно-нравственным потенциалом.
Политические преобразования в Кыргызской Республике.
В связи с постоянно нарастающим инфляционным давлением из-за пределов республики было принято решение о выходе из рублевой зоны и 10 мая 1993 г. введена национальная валюта Кыргызской Республики — сом. В Кыргызской Республике разработана и принята Национальная программа «Аракет» («Действие»). Программой предусматриваются меры по развитию рынка труда, борьбе с безработицей, поддержке самозанятости населения, реформированию системы оплаты труда. Разработана программа «Рынок труда и занятости населения в Кыргызской Республике на 1998—2000 гг. и на период до 2005 г.» («Эмгек»). Реформируется система пенсионного обеспечения.За первые годы существования независимого Кыргызстана осложнилось положение в сфере здравоохранения. Сегодня необходимы неотложные меры по изменению ситуации в этой важнейшей сфере. Кыргызская Республика является полноправным членом Всемирной организации здравоохранения и разрабатывает государственную программу «Здоровая нация» (до 2000 г.). При поддержке международных доноров начата реализация национальной программы «Манас» (1996—2006 гг.), а также целевых программ «Имму-нопрофилактика-2000», «Туберкулез», «Здоровое сердце — каждому кыргызстанцу» (до 2010 г.) и др. Большое внимание уделяется осуществлению национальной программы «Аялзат» («Женщина»).
Деятельность политических партий, общественных объединений и движений в Кыргызской Республике.
Политический плюрализм и многопартийность — это достижения мировой цивилизации, призванные предотвратить монополию на власть как источник застоя или беззакония, повысить политическую и экономическую активность масс. В политическую систему Кыргызстана в 1998 г. входило около 20 политических партий, 15 массовых движении, 30 профессиональных, 18 творческих союзов, большое количество культурно-просветительных, земляческих, женских, молодежных обществ, объединений и фондов. На конец 2003 года в Республике Кыргызстан зарегистрировано 24 политических партий.
Экономическая реформа суверенного государства Кыргызстан.
Программы в январе 1991 г. был утвержден новый экономический курс, основными направлениями которого явились: 1. Новая аграрная политика: создание социальной инфраструктуры, развитие мелкого промышленного предпринимательства на селе. 2. Пересмотр законодательных и других нормативных актов республики, создание экономических, организационных и правовых условий для привлечения внешних инвестиций, займов, кредитов и новой технологии. 3. Приватизация мелких и «малых предприятий в сфере торговли, общепита, бытового обслуживания, местной промышленности, стройиндустрии, автотранспорта. 4. Установление экономических и политических отношений с развитыми странами Запада и Востока. Разработка целостной концепции внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности правительства и др. После распада СССР перед Кыргызской Республикой встала задача проведения собственной экономической политики и разработки самостоятельной программы экономических действий на переходный период. Программа перехода к рыночной экономике Кыргызской Республики постоянно уточнялась, совершенствовалась и корректировалась с учетом складывающейся ситуации.

 

17. история Таджикистана в период с 1991-2014гг.

9 сентября 1991 г.— принятие на сессии Верховного Совета РТ Заявления и Постановления «О государственной независимости Республики Таджикистан». 9 сентября объявлен в республике как праздник День независимости Республики Таджикистан.

25 декабря 1991 г.— вступление Республики Таджикистан в Содружество Независимых Государств (СНГ).

26 февраля 1992 г.— вступление Республики Таджикистан в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

2 марта 1992 г.— вступление Республики Таджикистан в состав государств— членов Организации Объединённых Наций (ООН).

1 декабря 1993 г.— вступление Республики Таджикистан в состав государств— членов Организации Исламская Конференция (ОИК).

5 мая 1992— 27 июня 1997 гг.— годы гражданской войны в Таджикистане. Ущерб, нанесенный народному хозяйству республики в годы войны, составил более 10 миллиардов долларов.

В мае 1992 г. после попытки переворота в Душанбе, которую предприняли сторонники национально-демократической оппозиции, представители оппозиции были введены в «Правительство национального примирения». 24 октября 1992 г.— первая попытка занять Душанбе вооруженными формированиями Народного фронта закончилось неудачей, в городе погибли и были ранены сотни человек. Потерпев неудачу они взорвали единственную железнодорожную дорогу соединяющую главную магистраль с центральными районами страны, в Душанбе и в районах восточного региона нависла угроза голода.

Осенью 1992г. многие жители юга Таджикистана, спасаясь от войны, стали переходить афганскую границу, и в более спокойные регионы Таджикистана и республики СНГ. По оценкам ООН около 1 млн жителей стали вынужденными переселенцами и более 200 тыс. беженцами, в том числе более 60 тыс.перешли границу Афганистана.

16 ноября— 2 декабря 1992 г.— состоялась XVI сессия Шурои Оли (Верховного совета) РТ в г. Ходженте, на котором Рахмон Набиев ушёл в отставку с поста Президента РТ, 19 ноября Председателем Шурои Оли Республики Таджикистан(фактически главой республики) был избран Эмомали Шарипович Рахмонов. В декабре 1992г. после решений XVI сессии Верховного совета РТ о прекращении вооруженного противостояния, отряды Народного фронта без боя заняли столицу. Однако, демоисламисткое силы неожиданно получило мощную политическую поддержку в лице Запада, мусульманских стран, ООН, вновь начала военные действия против Правительства РТ.

6 ноября 1994 г. — принятие Конституции (основного закона) Республики Таджикистан по результатам всенародного референдума (26 сентября 1999 г. и 22 июня 2003 г. — внесение изменений и дополнений в действующую Конституцию РТ). Новый парламент (Шурои оли РТ) объявил 6 ноября — объявлен в республике как государственный праздник День Конституции Республики Таджикистан

6 ноября 1994 г. — избрание Президентом Республики Таджикистан Эмомали Шарипович Рахмонов. (1999 г. и 2006 г. — повторное переизбрание Президентом РТ Эмомали Рахмона).

27 июня 1997 г. — подписание «Общего соглашения о мире и национального согласия в Таджикистане» в г. Москве со стороны Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона и руководителя объединённой таджикской оппозиции (ОТО) Саида Абдулло Нури. Заключительное соглашение было подписано после 8 раундов переговоров между правительством РТ и ОТО (1994—1997 гг.). 27 июня объявлен в республике как государственный праздник «День национального единства».

4 июня 1997 — 1 апреля 2000 гг. — работа Комиссии по национальному примирению (КОМ) в составе 26 членов (13членов — от правительства РТ и 13 членов — от бывшей оппозиции). КОМ осуществила реализацию в жизнь документов «Общего соглашения о мире и национального согласия в Таджикистане» от 27 июня 1997 г.

3-10 ноября 1998 г. — антиправительственный мятеж бывшего полковника спецбригады МО РТ Худойбердыева в Ходженте и Согдийской области, который закончился разгромом мятежников.

27 февраля 2000 г. — выборы депутатов в Маджлиси Намояндагон (63 депутатов), 23 марта 2000 г.- в Маджлиси Милли (33 депутатов) Маджлиси Оли Республики Таджикистан- создание профессионального парламента в республике.

10 октября 2000 г. — подписание Таджикистаном Договора об учреждении ЕврАзЭС, вступление Республики Таджикистан в Шанхайскую организацию сотрудничества (15 июня 2001 г.) и в Организацию Договора о коллективной безопасности (14 мая 2002г).

30 октября 2000 г. — введение национальной валюты — «сомони» в Республике Таджикистан.

2005—2009 гг. — строительство и ввод в эксплуатацию ГЭС Сангтуда — 1 (мощность 670 МВт) совместно с Российской Федерацией.

2006—2009 гг. — строительство и ввод в эксплуатацию высоковольтной линии электропередач «Юг — Север»(ЛЭП-500) и «Хатлон — Челанзар»(ЛЭП-220). Они позволили соединить энергосистему южных и северных районов Таджикистана.

5 октября 2009 г. — принятие нового закона РТ «О государственном языке Республики Таджикистан». 5 октября объявлен в республике как «День государственного языка».

2006—2010 гг. — строительство и ввод в эксплуатацию автомобильных дорог Душанбе — Худжанд — Чанак (Узбекистан), Душанбе — Джиргиталь — Сариташ (Кыргызстан), автомобильных тоннелей «Истиклол» на Анзобском перевале, Шаршар и Шахристан. Они обеспечили круглогодичное автомобильное сообщение между северными и южными районами Таджикистана с выходом на Узбекистан и Кыргызстан.

6 января 2010 г — начало распространения акций Рогунской ГЭС среди населения республики. Продолжение строительства Рогунской ГЭС общей мощностью 3600 мвт.

сентябрь 2011 г. — строительство и ввод в эксплуатацию первого агрегата Сангтудинской ГЭС-2 (мощность 220 МВт) совместно с Исламской Республикой Иран). Завершение строительства моста через р. Пяндж в Афганистан совместно с Фондом развития Агахана IV и реконструкция автомобильных дорог Душанбе-Худжанд-Чанак (Узбекистан), Душанбе-Джиргиталь-Сариташ (Кыргызстан) согласно инвестиционным проектам Таджикистана и КНР.

14 августа 2012 г. — Таджикистан присоединился к Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йоркская конвенция 1958 г.).

18. история Туркменистана в период с 1991-2014гг.

22 августа 1990 Туркменистан провозгласил свой суверенитет в составе СССР. В октябре 1990 Сапармурат Ниязов, первый секретарь Компартии с 1985 и председатель Верховного Совета республики с января 1990, был избран президентом республики. Лидер Туркменистана никак не отреагировал на попытку государственного переворота в Москве в августе 1991. 26 октября 1991 правительство провело референдум по вопросу о независимости Туркменистана. За независимость проголосовало 94% населения. На следующий день Верховный Совет объявил Туркменистан независимым государством. В конце декабря 1991 страна присоединилась к СНГ. В 1999 году по решению Народного Совета С. Ниязов стал пожизненным главой правительства. Правительство Ниязова запретило деятельность большинства оппозиционных партий и организаций. В ответ на требования легализовать оппозиционные организации были проведены аресты их лидеров. По мере того как оппозиция все энергичнее выставляла свои требования и критиковала правительство, Ниязов занимал все более непримиримую позицию. После обретения Туркменистаном независимости все исторические данные, касавшиеся событий советского периода, как и сведения о культурном и экономическом развитии республики в это период, были поставлены под сомнение. Поэтому объективное представление о новейшей истории Туркменистана может быть составлено только после завершения пересмотра событий этого периода. 21 декабря 2006 года С. Ниязов скончался, а 14 февраля того же года его место занял Гурбангулы Бердымухаммедов, который и является действующим президентом страны.

Эпоха Туркменбаши Великого.
Сапармурат Ниязов стал первым пожизненным и самым запоминающимся президентом Туркменистана. Каждый день в течение 16 лет он неустанно доказывал своему народу, что является главой всех турков, и заставлял помнить об этом каждого жителя своей страны. Он создал такой собственный культ личности, который вряд ли когда-либо существовал в мире до него. Этот человек закрыл свою страну от чужих глаз, руководствуясь политикой абсолютного нейтралитета, и по этой причине остальной мир практически не имел никакой информации о жизни внутри страны. И лишь после его смерти нам была дана возможность увидеть все, что создал Великий Туркменбаши за время своего правления.

Ниязов был единственным автором всех «реформ» и нововведений, которые проводились в стране, а его пожелания являлись законом для всех.

Некоторые факты из истории правления.
22 октября 1993 года согласно решению Меджлиса (парламента) С. Ниязов получил звание «Туркменбаши», что означает «глава всех туркмен мира».

В 1994-1995 годах был поставлен вопрос о превращении Туркменистана в Шахство и провозглашении Ниязова шахом. Однако эта идея не была одобрена всеми старейшинами различных кланов Туркменистана и соседними странами. Также существовала проблема с возможным наследником - сыном Ниязова, и затея была отклонена.

Сегодня в Туркменистане есть большое количество улиц, школ, заводов и колхозов, которые названы в честь Туркменбаши. Также бывший город Красноводск сейчас называется «Туркменбаши», а самая высокая горная вершина Туркмении - Пик Айрыбаба Койтендага является «Пик Великого Туркменбаши».

По территории всей страны размещено более 14 тысяч памятников и бюстов Ниязова. Существует несколько статуй из золота. Что касается его изображений и портретов не приходится даже говорить. Они размещены повсюду, включая даже мечети. Однако после его смерти действующий президент Г. Бердымухаммедов прилагает все усилия, чтобы лица Туркменбаши в стране было меньше.

В 2001 году Туркменбаши закончил писать свою книгу «Рухнама», которая впоследствии стала кодексом жизни всех туркмен. Знание Рухнамы было обязательным условием проживания человека в Туркменистане во время правления Ниязова. Но когда президентский пост занял Бердымухаммедов, Рухнама и другие его сочинения были запрещены, а жителям Туркменистана теперь необходимо приобретать книгу нового президента «К новым высотам прогресса». Было организовано массовое изъятие «Рухнамы» и других сочинений Ниязова. Вместо них жители Туркмении обязаны покупать книгу Бердымухамедова «К новым высотам прогресса».

При Ниязове была закрыта Академия наук Туркменистана. С 1998 года не было присуждено ни одной кандидатской или докторской ученой степени.

Строительство и новые памятники архитектуры. За время правления Туркменбаши в Ашхабаде был построен огромный дворец бракосочетания «Багт кошги» («Дворец счастья»), носящий имя Гурбансолтан-едже (матери Туркменбаши); появилась так называемая Арка Нейтралитета, на вершине которой находится золотая статуя Ниязова, расположенная таким образам, чтобы всегда быть лицом к солнцу. Этот монумент возвышается в центре Ашхабада, но сейчас готовится к переносу на окраину города. Недалеко от мавзолея семьи Ниязовых по распоряжению Туркменбаши была построена самая крупная мечеть в Центральной Азии «Туркменбаши Рухы», которая обошлась государственной казне в 100 млн. долларов. Также в столице сооружено большое количество дворцов и фонтанов. В центре города по краям площади Независимости возвышаются два огромных дворца - Дворец Президента и Дворец духовности Туркменбаши. В Ашхабаде также располагается «Дворец Прессы», стоимость которого составила 17 млн. долларов. Все государственные монументы строятся исключительно из белого мрамора.

С приходом к власти нового президента все нововведения и реформы Ниязова были полностью или частично упразднены, символы культа его личности постепенно приобретают все меньшее значение во внутриполитической системе, а сам Туркменистан предпринимает все больше попыток превратиться из нейтральной страны в часть мирового сообщества.

19. история Узбекистана в период с 1991-2014гг.

Независимость Узбекистана была провозглашена 31 августа 1991 года[16], через несколько дней после подавления путча ГКЧП в Москве. Хотя некоторые институты, существовавшие в Узбекистане в рамках СССР, оставались даже до 1992 года, например, Туркестанский военный округ и его командование в Ташкенте. Продолжали свою работу депутаты от Узбекистана в Верховном Совете СССР (вплоть до 26 декабря 1991).

На заседании Генеральной Ассамблеи ООН 2 марта 1992 Республика Узбекистан была принята в ООН.

Основными задачами власти являются поддержание стабильности в республике и укрепление власти. Официально в Узбекистане — многопартийная демократическая система, но оппозиционные группы преследуются. После установления суверенитета страну бессменно возглавляет И. А. Каримов, выигравший президентские выборы 1995, 2000 и 2007 годов.

Значительную угрозу государственному строю Узбекистана составляли на рубеже веков исламские радикалы, которые с 1999 перешли к терроризму. В 1999 и 2000 годах воинствующие исламистские группировки пытались силой свергнуть правительство, вторгаясь из труднодоступных горных районов соседнего Таджикистана. Шестнадцать человек были убиты и сотни ранены в Ташкенте во время взрывов, организованных в феврале 1999 года, предположительно боевиками тех же группировок.

13 мая 2005 в стране имели место массовые беспорядки, повлекшие многочисленные человеческие жертвы. После этого Узбекистан переориентировал внешнюю политику, закрыл для американских ВВС базу Карши-Ханабад, использовавшуюся с 2001 для воздушной поддержки операций в Афганистане, официально заявил о выходе из организации ГУУАМ, чьи позиции становятся всё более антироссийскими, 14 ноября 2005 года заключил «Договор о союзнических отношениях между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией», вступил в ЕврАзЭС. 12 декабря 2008 года — В Москве прошло заседание межгосударственного совета стран ЕврАзЭС. На заседании было принято решение о приостановлении членства Узбекистана в ЕврАзЭС по просьбе Президента И.Каримова. 16 августа 2006 в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к Организации Договора о коллективной безопасности. Однако 28 июня 2012 года Ташкент направил ноту с уведомлением о приостановлении членства Узбекистана в ОДКБ (официально членство приостановлено 19 декабря того же года).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: