Психологическая структура деятельности




Деятельность включает в себя задачу, цель, способы выполнения, результат. Задача деятельности определяет то, что нужно делать. Цель — зачем это нужно делать. Способами выполнения деятельности являются действия, поступки, поведение. Результатом деятельности является ее продукт. Он может быть и материальным (книга, станок, спортивный снаряд и т. п.) и идеальным (научная теория, развитие воли и т. п.).

Действиями называются относительно законченные элементы деятельности, направленные на выполнение какой-то одной задачи. Например, в спортивно-игровой деятельности во время соревнований можно выделить тактические действия защитников, направленные на перехват мяча у противника. Действия, из которых складывается деятельность, целенаправленны, имеют предметный характер.

В психологии деятельности различают следующие основные виды действий: а) двигательные действия, совершаемые с целью внешнего физического воздействия на объект или с целью перемещения собственного тела субъекта в пространстве и времени; б) гностические (умственные) действия, выполняемые с целью • приобретения знаний; в) коммуникативные действия, направленные на установление контактов между людьми (типичным коммуникативным действием является речевое действие, словесное обращение одного человека к другому).

Действие включает ориентировочную основу процесса выполнения и процесса контроля за выполнением. Деятельность — это цепь взаимосвязанных между собой действий. Овладение действиями у ребенка происходит по мере созревания его личности и решения задач обучения и воспитания.

Действия включают в себя движения и операции. Движения — это элементы двигательных и коммуникативных действий (движение руки при письме, движение речевого аппарата при произнесении слов). В спортивной деятельности движения достигают наибольшей сложности, поэтому говорят о технике спортивных движений. Техничность движений спортсмена является необходимым условием роста его спортивных достижений Операция — это элементы гностических действий. Операция — необходимый этап на пути преобразования умственного действия в двигательное или наоборот. Формирование операций у человека подчиняется закону саморегуляции. Организация волевого акта начинается с формирования волевого действия, инициируемого операциями с образом желательного результата деятельности. Так, в сознании возникает цепь деятельности, формируется мотив, побуждающий человека к активности.

Выполнение движений, операций постоянно контролируется


и корректируется органами чувств — осуществляется сенсорный контроль. Основой сенсорного контроля движений является усвоение чувственных ориентиров, информирующих мозг о состоянии внешней среды и организма. Совершенствование сенсорного контроля — одна из основных задач спортивного обучения и тренировки.

Действие, получившее общественную оценку, имеющее нравственное значение для субъекта и окружающих его людей, называется поступком. Действие, заслуживающее общественного осуждения, называется проступком. Спортивная деятельность состоит из поступков, оценку которым дают тренер, товарищи по команде, судьи и спортивные болельщики. Нарушение правил ведения спортивной борьбы, грубость и враждебность по отношению к сопернику расцениваются в спортивной этике как проступки, заслуживающие наказания (штрафными очками, штрафным временем, удалением с соревнований, дисквалификацией и т. п.).

Совокупность поступков, объединенных целью деятельности и выражающих индивидуально-типологическое своеобразие личности субъекта (особенности его характера, способностей, темперамента и т. п.), определяется как поведение. В поведении выражаются и публично демонстрируются социально значимые качества личности. В спорте средством такого выражения является соревнование. Поведение может оцениваться как окружающими, обществом, так и самим субъектом деятельности. Самокритика — эффективный психологический метод совершенствования поведения.

Глава II ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ОЩУЩЕНИЯ

Ощущение есть простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

«Иначе, как через ощущения,— подчеркивал В. И. Ленин,— мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем...»* Через органы чувств человек получает в виде ощущений самую разнообразную информацию о предметах и явлениях материального мира. Без ощущений невозможна психическая активность человека. Ощущения не единственная форма отражения мира, существуют более высокие формы сенсорного отражения — восприятие, представление. Однако каждая из них, несмотря на качественное своеобразие, немыслима без ощущений как простейшей и первичной формы отражения.

* Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 18, с. 320. 25




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: