Ощущения в свете ленинской теории отражений




Единственно правильное понимание вопроса о сущности ощущений дает ленинская теория отражения. Основные положения, этой теории сформулированы В. И. Лениным в труде «Материализм и эмпириокритицизм». Согласно материалистическому учению об ощущении предметный мир существует объективно, независимо от сознания человека. Его свойства первичны. Ощущения — копия, слепок с этой действительности, субъективный образ свойств объективного мира. Ощущение — исходный пункт познания, необходимый его элемент.

Ленинское учение противостоит идеалистическим теориям, сторонники которых рассматривают ощущение как «знаки», символы предметов и явлений и пытаются на этой основе доказать непознаваемость мира.

Самым убедительным опровержением идеалистической трактовки природы ощущений является практическая деятельность. Человек на практике убеждается в истинности знаний.

Таким образом, ленинская теория отражения является методологической основой советской психологии.

* Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 18, с. 50. ** Та м же, с. 46.


11.1.3. Классификация ощущений'

В основе классификации ощущений могут лежать разные их признаки. Наиболее распространена классификация ощущений по модальности, в связи с чем выделяют зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения. По характеру и месту расположения рецепторов различают следующие ощущения: экстеро-цептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела (зрительные, слуховые, осязательные, тактильные, температурные и др.); проприоцептивные, отражающие движение и относительное положение частей тела, благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках (ощущения движения, ускорения и т. п.); интероцептивные, отражающие состояние внутренних органов (ощущение голода, жажды и др.).

В свою очередь, экстероцептивные ощущения делятся на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные,

вкусовые).

Зрительные ощущения. Глаз является рецептором зрительного анализатора. Он имеет сложное строение и выполняет две функции: светопреломляющую и светочувствительную. Глаз относится к дистантным рецепторам, так как зрение дает знания о предметах и явлениях, находящихся в отдалении от органов чувств. Парность зрительного анализатора позволяет отражать изменение размеров изображения на сетчатке при приближении и удалении предметов. Воздействие света на глаз вызывает ощущение определенного цвета. Можно выделить зрительные ощущения: ахроматические, отражающие переход от белого к черному, со всеми промежуточными оттенками серого цвета, и хроматические, отражающие цветовую гамму с многочисленными ее оттенками. С помощью зрительного анализатора человек может различать до 180 цветовых тонов и более 10 000 оттенков между ними.

Отражение цвета значительно обогащает познавательные возможности человека. Цветовым ощущениям соответствует определенный эмоциональный тон: не случайно говорят о теплом и холодном цвете. Черный цвет вызывает угнетение, затрудняет ориентировку. Зеленый цвет действует успокаивающе, голубой — вызывает положительные эмоции, красный — возбуждает, вызывает чувство тревоги.

Влияние цвета на эмоциональное состояние человека необходимо учитывать в спортивной деятельности. В частности, окраска спортивных помещений должна соответствовать требованиям психологии и технической эстетики, вызывать бодрое и приподнятое настроение.

Слуховые ощущения. Рецептор слухового анализатора представляет собой чувствительные окончания слухового нерва, расположенные во внутреннем ухе (улитка со слуховой мембраной и чувствительными волосками). Наружное ухо (ушная раковина) собирает звуковые колебания, а среднее — передает их улитке. В основе возбуждения чувствующих волосков лежит принцип


резонанса: различные по длине и толщине окончания слухового* нерва приходят в движение (резонируют при определенной частоте колебаний). Человек воспринимает звуковые волны с частотой от 16 000 до 20 000 Гц. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. Звуковой анализатор выделяет в них силу звука (громкий — слабый), высоту (высокий ■— низкий), тембр (голоса или музыкального инструмента), длительность (время звучания) и темпоритмический узор последователь-1 но воспринимаемых звуков.

Мышечно-двигательные (кинестетические) ощущения. Рецепторы кинестетических ощущений расположны в мышцах, связках и суставных поверхностях. Они буквально сотнями тысяч представлены в органах движения и соединены с центральным отде- | лом мышечно-двигательного анализатора, расположенного в об-1 ласти передней центральной извилины мозга. Раздражение этих рецепторов происходит не только во время активных и пассивных движений, но и при статическом положении тела.

Мышечно-двигательные ощущения вызываются комплексным! раздражением различных рецепторов: ощущение мышечного то- 1 нуса при выполнении движения связано с раздражением рецеп- I торных окончаний в мышцах; ощущения мышечного напряжения и усилия — с раздражением нервных окончаний сухожилий; ощу- | щение направления, формы и быстроты движения — с раздраже-1 нием рецепторов суставных поверхностей.

С помощью кинестетических ощущенй человек получает информацию о положении тела в пространстве, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т. д. В результате этих ощущений приобретаются знания о силе,, скорости, траектории движения частей тела. Точное восприятие движений посредством кинестетических ощущений дает возможность человеку быстрее осваивать двигательные действия, технику спортивных упражнений.

Ощущения равновесия. Эти ощущения возникают в результате функционирования вестибулярного аппарата. Рецепторы его помещаются в преддверии внутреннего уха и состоят из полукружных каналов и отолитового аппарата, который дает информацию о силе и характере различных ускорений.

Ощущения равновесия всегда выступают в комплексе с другими ощущениями и составляют основу восприятия как статического положения, так и различных его изменений — наклонов, вращений и т. д. Эти ощущения играют большую роль в процессе ориентирования человека в пространстве, координации движений.

Закономерности ощущений

Работа анализаторов, процесс возникновения ощущений в целом подчинены определенным закономерностям. К ним относятся: пороги чувствительности (или пороги ощущений), адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.


Пороги чувствительности. Ощущения могут возникать только при раздражении определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога чувствительности. Выделяют порог абсолютной чувствительности и порог разностной чувствительности. Абсолютная чувствительность характеризуется нижним и верхним порогами ощущений. Наименьшая сила раздражителей, способная вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения, называется нижним абсолютным порогом ощущения (чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора). Наибольшая сила раздражителя называется верхним абсолютным порогом ощущений.

Пороги ограничивают зону чувствительности анализатора к данному виду раздражителей. Например, глаз человека способен отражать электромагнитные волны длиной от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) ммк; ухо человека способно различать звуковые волны с частотой колебания от 20 до 20 000 Гц.

Величины абсолютных порогов ощущения изменяются в зависимости от характера деятельности, возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения

и т. д.

Минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен различить, называется порогом различения, или разностным порогом. Не всякая разница в интенсивности двух однородных раздражителей ощущается. Необходимо, чтобы эта разница достигла определенной величины. Чем меньше величина разностного порога, тем выше чувствительность различения, т. е. способность данного анализатора дифференцировать раздражения.

Абсолютные и разностные пороги ощущений имеют большое значение в практической деятельности человека, особенно при освоении техники физических упражнений. В величинах абсолютных и разностных порогов ощущений имеются значительные индивидуальные различия. Чувствительность различения развивается в процессе практической деятельности человека. Так, у высококвалифицированных гимнастов разностный порог мышечно-двигательных ощущений значительно выше, чем у новичков.

Чувствительность можно совершенствовать в двух направлениях: раздвигая границы чувствительности (путем уменьшения нижнего и увеличения верхнего абсолютных ее порогов, а также увеличения порога различения) и сохраняя чувствительность (адекватность реакций) в условиях различного рода помех, в экстремальных условиях (развитие помехоустойчивости ощущений).

Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий. Для характеристики этого явления используется понятие «адаптация».

Адаптация. Это приспособление организма к условиям среды, в частности изменение порога чувствительности по мере привыка-


ния к постоянно действующему раздражителю. В жизни явление^ адаптации хорошо известно каждому. Например, когда человек входит в реку, вода сначала кажется ему холодной, затем ощущение холода проходит, вода кажется теплой. Это относится ко всем видам ощущений, кроме болевых.

Различают два вида адаптации: негативную, которая выражается в притуплении ощущения под влиянием сильного раздражителя или исчезновении ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя (адаптация к яркому свету, к одежде), и позитивную, которая выражается в повышении чувствительности под влиянием слабого раздражителя (адаптация к темноте, к тишине).

Взаимодействие ощущений. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств вызывается взаимодействием ощущений. Взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в повышении и понижении чувствительности. Слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Например, слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. В то же время чрезмерно сильные звуки, шум резко снижают различительную чувствительность глаза.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Синестезия. Возникновение под влиянием раздражителя одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора, называется синестезией. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда под воздействием звуковых раздражителей у того или иного человека возникают зрительные образы. Однако синестезия проявляется далеко не у всех людей. Известно, что способностью «цветного слуха» обладал композитор Скрябин.

Контраст ощущений. В практической деятельности большую роль играют контрасты ощущений, которые вызывают изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, чем на белом. Зеленая фигура на красном фоне кажется более насыщенной. Такой контраст при совместном действии двух раздражителей получил название одновременного. Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловатый раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому. Последовательные контрасты подробно изучены в зрительных ощущениях. Если в течение 15—20 секунд фиксировать глазом светлую фигуру и затем перевести взгляд на серую поверхность, то " можно заметить четкое темное пятно. Это и будет последовательный образ. Последовательный контраст может быть и хроматическим. После фиксации фигуры красного цвета глаз видит на сером фоне фигуру голубовато-зеленого цвета и т. д.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: