Курс «ПСИХОЛОГИЯ»
(программа экзамена), 21з-22з гр.
- Тестовый опрос по вопросам общей психологии (допуск к экзамену).
- Теоретический блок (теоретические вопросы по курсу «Детская психология»).
- Практический блок (выполнение практических заданий: решение психолого-педагогических ситуаций, составление рекомендаций).
Теоретический блок (курс «Детская психология»)
1. Предмет и задачи детской психологии. Детская психология как отрасль психологической науки. Предмет детской психологии, ее место в структуре возрастной психологии. Место детской психологии в системе научного знания. Связь детской психологии с другими науками.
2. Общее понятие возраста. Возрастная периодизация. Общее понятие возраста, календарный, биологический, психологический возраст. Возрастная периодизация. Основные показатели психического развития: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, противоречия, возрастные новообразования. Проблема периодизации развития личности в детском возрасте
3. Методы детской психологии. Группы методов, используемых детской психологией: общенаучные методы, методы собственно возрастной психологии, общепсихологические или психолого-педагогические методы. Требования к методам исследования.
4. Особенности использования общепсихологических методов в детской психологии (теория и практика). Наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование, беседа и др. как методы детской (возрастной) психологии).
5. Методы собственно возрастной психологии. Близнецовый метод, метод поперечных срезов, лонгитюдное (долговременное) исследования, метод комбинированных планов.
6. Взаимосвязь детской и обшей психологии. Предмет. Задачи. Значение. Общая психология как основа для возникновения, развития и изучения возрастной (детской) психологии.
7. Психическое развитие как феномен возрастной психологии. Психическое и личностное развитие человека. Признаки и общие закономерности психического и личностного развития. Движущие силы, основные условия и факторы развития. Единство природного и социального в онтогенезе человека.
8. Взаимосвязь детской и обшей психологии. Предмет и объект исследования. Задачи. Значение. Общая психология как основа для возникновения, развития и изучения возрастной (детской) психологии.
9. Взаимосвязь обучения и психического развития личности. Ведущая роль обучения в психическом развитии ребенка. Зона актуального и зона ближайшего развития (Л. С. Выготский). Социализация, ее содержание, направления и механизмы. Психически здоровая личность как цель возрастного развития. Нарушения психического и личностного развития.
10. Стабильные и кризисные периоды развития ребенка. Понятия. Психологическое содержание кризисов. Виды возрастных кризисов: объективные (кризиса дня рождения, 1 года, 3 лет, 7 лет и т.п.); субъективные в) двойные. Кризисы развития как условие успешного дальнейшего становления личности.
11. Пренатальное развитие. Основные фазы перинатального периода. Общие закономерности развития детского организма в перинатальном периоде. Самые опасные периоды перинатального развития. Значение перинатального периода на дальнейшее развитие человека.
12. Психология детства. Детство как сочетание процессов созревания, роста и развития. Возрастные пределы детства. Характеристика и взаимосвязь отдельных периодов детства (социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и возникновения новообразований в психике и личности индивида).
13. Семья в ожидании ребенка. Психология родительства. Становление отцовства. Изменения в жизни будущих родителей. Внутриутробное воспитание плода. Период адаптации новорожденного к новым условиям жизни.
14. Философия беременности. Изменение социальной ситуации развития женщины как личности. Мотивация. Психологические и личностные изменения. Формирование концепции МЫ. «Я» ребенка как продолжение «Я» матери.
15. Психическое развитие новорожденного. Структура периода младенца. Значения. Кризис «дня рождения». Анатомо-физиологические особенности и функционирования мозга ребенка в период новорожденности. Ситуация созревания и развития новорожденного. Комплекс оживления.
16. Психическое развитие младенца. Структура периода младенца. Социальная ситуация развития, основные новообразования ведущая деятельность. Основные направления развития. Познавательное развитие. Общение со взрослыми и его значение в психическом развитии младенца. Кризис 1 года, ее симптомокомплекс, место в системе возрастной периодизации.
17. Психическое развитие в раннем детстве. Психологические предпосылки перехода к раннему детству. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Предметная деятельность и ее значение для психического развития в раннем детстве. Основные этапы речевого развития. Сензитивный период в развитии речи. Познавательное развитие. Основные виды деятельности и их роль в раннем детстве. Кризис 3 лет.
18. Формирование образа «Я». Кризис 3 лет. Становление Я-ребенка, появление позиции «Я-сам». Положительный и отрицательный симптомокомплекс, место кризиса 3 лет в системе возрастной периодизации.
19. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Анатомо-физиологические особенности и их влияние на психическое развитие ребенка. Психологические предпосылки перехода во второе детство. Социальная ситуация развития. Переход от сюжетно-ролевой к ролевой игре. Познавательное и личностное развитие. Кризис 7 лет.
20. Роль игры в психическом развитии ребенка. Игра как форма детской деятельности. Природа и структура игры. Взаимоотношения в игре. Основные линии игры (изменение содержания, длительности, способов построения и др.). Причины игровых конфликтов.
21. Психология детей шестилетнего возраста. Анатомо-физиологические особенности детей 6-летнего возраста. Социальная ситуация развития детей шестилетнего возраста. Основные закономерности. Познавательное и личностное развитие. Основное новообразование шестилетнего возраста: подчинение мотивам.
22. Психологическая готовность к поступлению в школу. Психологические проблемы, связанные с обучением детей шестилетнего возраста. Составляющие психологической готовности. Интеллектуальная готовность. Личностная готовность. Социально-психологическая готовность. Мотивационная готовность. Эмоционально-волевая готовность. Кризис 7 лет.
23. Особенности взаимодействия личности с окружающими людьми на разных возрастных этапах. Ситуация «Я» и окружающие (0-7 лет, 7-14 лет, 14-21 год и далее).
24. Психология современного воспитателя. Значение профессии воспитателя на современном этапе. Психологическая грамотность воспитателя. Мотивация к профессиональной деятельности.
25. Общая характеристика развития ребенка от рождения до школы. Социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и возникновения новообразований в психике и личности индивида.