ГОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ




ГОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

ЭРГОНОМИКА

Методические указания по

выполнению контрольной работы.

Варианты контрольной работы.

 

Для студентов IV курса

специальности 060200- «Экономика труда»

Факультет Менеджмента и маркетинга

Кафедра Экономики и социологии труда

 

Москва – 2006


Методические указания по выполнению контрольной работы разработала:

К.э.н., доцент, проф. ВЗФЭИ Сорокина М.Е.

Методические указания по выполнению контрольной работы обсуждены на заседании кафедры Экономики и социологии труда.

 

Зав. кафедрой к.э.н.,

Профессор ВЗФЭИ П.Э. Шлендер

 

Методические указания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ.

 

Проректор по УМР,

Председатель НМС

Профессор Д.М. Дайитбегов

 

 

Эргономика: Методические указания по выполнению контрольной работы. Варианты контрольной работы. Для студентов IV курса специальности 060200 –«Экономика труда» / ВЗФЭИ - М.: ВЗФЭИ, 2006 – 12 с.

 

 

© Всероссийский заочный

финансово-экономический

институт (ВЗФЭИ), 2006


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Студенты 4 курса специальности 060200 – «Экономика труда» выполняют контрольную работу по дисциплине «Эргономика».

Контрольная (аудиторная) работа выполняется в сроки, предусмотренные учебным планом, по окончании лекционных и практических занятий. Она является формой закрепления и контроля теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом во время изучения данной дисциплины.

Контрольная работа состоит из теоретической и аналитической части. Предусмотрено 10 вариантов теоретической части контрольной работы и 4 варианта – аналитической.

Выбор варианта теоретической части зависит от последней цифры номера студенческого билета. студента. Студенты, номер студенческого билета которых оканчивается на 1, – выполняют первый вариант теоретической части, на 2 – второй вариант, и т.п. Студенты, номер личного дела которых оканчивается на 0, выполняют 10-й вариант.

В теоретической части контрольной работы излагаются ответы на предусмотренные в варианте вопросы. Перечень вопросов может быть дополнен студентом. При ответе на них рекомендуется приводить примеры из практики работы предприятия или учреждения, где трудится студент (или известного ему). Перед написанием контрольной работы следует обратиться к конспекту лекций по раскрываемым в ней вопросам, ознакомиться с ними в учебной и специальной литературе, в том числе в периодических журнальных изданиях. Рекомендуется использовать КОПР «Эргономика» (доступ со страницы «Корпоративные образовательные ресурсы» официального сайта ВЗФЭИ). В работе целесообразно ссылаться на нормативно-правовые акты по труду, прежде всего, Трудовой Кодекс РФ.

Выбор варианта аналитической части контрольной работы – свободный и зависит, прежде всего, от специфики работы и рабочего места студента или его возможностей получить информацию для первичного эргономического описания и оценки того или иного элемента рабочей системы.. В начале аналитической части целесообразно дать краткую характеристику выбранной организации (название организации, наименование отрасли или сферы деятельности, тип производства, режим работы, особенности организации и условий труда, связанные со спецификой деятельности или месторасположением предприятия). В аналитической части контрольной работы студент должен ответить на поставленные вопросы, сделать общие выводы по соответствию исследуемого объекта эргономическим требованиям и предложения по его усовершенствованию. Положительно оценивается иллюстрация материалов работы таблицами, схемами, графиками и диаграммами.

Оформление работы. Контрольная работа должна быть написана четким разборчивым почерком, в обычной школьной тетради с полями (2-3 см) для замечаний рецензента и пронумерованными страницами. Интервал между строками - не менее 0,5 см. Возможно выполнение текста контрольной работы на компьютере: шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, через 1,5 интервала на стандартных листах белой бумаги формата А4 размером 297х210 мм, с полями - правое, верхнее и нижнее 1,5 см, левое 3,0 см (для сшивания).

Объем работы не должен превышать 24 страницы обычной школьной тетради, или 20 страниц набранного на компьютере текста (кроме приложений). Страницы должны быть пронумерованы. В конце работы должен быть приведен список использованной литературы (в алфавитном порядке) с выходными данными (место издания, издательство, год издания), поставлены дата выполнения контрольной работы и подпись студента.

На обложке наклеивается бланк для контрольных работ, в котором обязательно заполняются все реквизиты (название дисциплины, номер варианта, полностью – фамилия, имя, отчество студента, курс, факультет, специальность, номер группы и студенческого билета, Ф.И.О. преподавателя).

Работы, выполненные небрежно, написанные неразборчиво, содержащие зачеркнутые строки, сокращения слов, вписанные слова, стилистические и грамматические ошибки, будут возвращены для исправления. Допускается использование в работе только общепринятых аббревиатур, например: ССБТ – система стандартов безопасности труда; ТК РФ – трудовой кодекс Российской Федерации.

По результатам проверки контрольной работы выставляется оценка «Допущена к собеседованию» или «Не допущена к собеседованию». В случае допуска к собеседованию, которое проводится перед экзаменационной сессией, студенту следует подготовить ответы на замечания и вопросы рецензента, при необходимости - выполнить письменное дополнение к работе. Работы, не допущенные к собеседованию, выполняются повторно с устранением всех отмеченных недостатков и предоставляются на проверку вместе с первой контрольной работой. Выполнение повторной контрольной работы по новому варианту возможно лишь в исключительных случаях с разрешения преподавателя, ведущего курс «Эргономика».

Консультацию по выполнению контрольной работы можно получить, обратившись к ведущему дисциплину преподавателю, на кафедре Экономики и социологии труда - лично, по телефону 144-49-96, письменно по адресу: 123995, ГСП-5, г.Москва, ул. Олеко Дундича, д. 23, ВЗФЭИ, корпус 3, комн.513, кафедра Экономики и социологии труда, по электронной почте: est@vzfei.ru, а также на форуме кафедры на официальном сайте института.

ВАРИАНТЫКОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Теоретическая часть

(выбор варианта по последней цифре номера студенческого билета)

 

Вариант 1. Объект и предмет изучения эргономики. Человеческие факторы в технике и эргономическое характеристики системы «человек-машина».

 

Вариант 2. Цели и задачи эргономического проектирования. Основные стадии (этапы) эргономического проектирования.

 

Вариант 3. Методы получения исходной информации для описания деятельности. Сущность описательного и инструментального профессиографирования.

 

Вариант 4. Понятие деятельности в эргономике. Особенности и виды деятельности операторов.

 

Вариант 5. Стандартизация в эргономике. Типы эргономических стандартов и используемая нормативная документация.

 

Вариант 6. Эргономические критерии проектирования распределения функций между человеком и машиной, рабочих задач и работ.

 

Вариант 7. Проектирование рабочего пространства и рабочего места. Требования к планировке рабочего места, рабочей позе, параметрам рабочего места и его элементов.

 

Вариант 8. Информационная модель и принципы ее построения. Эргономические требования к средствам отображения информации и органа управления.

 

Вариант 9. Задачи эргономического проектирования производственной среды. Общие требования к производственной среде и эргономические критерии оценки ее параметров.

 

Вариант 10. Особенности проектирования организации компьютерных рабочих мест. Требования к компьютерным рабочим местам, рекомендуемые и не рекомендуемые варианты их расположения.


Аналитическая часть [1]

(свободный выбор варианта)

Вариант 1. Анализ компьютерного рабочего места.

 

Выполните схему рабочего места и ответьте на вопросы

1. Соблюдены ли требования по высоте расположения клавиатуры (70-85 см. над полом), центра экрана монитора (90-115 см над полом), наклону экрана к плоскости стола (88-1050), расстоянию между экраном и краем стола (50-75 см)?

2. Как расположен экран по отношению к окну? Отвечает ли это рекомендациям? Не находится ли окно прямо за экраном или перед экраном?

3. Обеспечено ли на рабочем столе достаточное пространство для необходимой документации?

4. Удобно ли расположено все необходимое оборудование? Находится ли в пределах досягаемости? Не создается ли дополнительная необходимость вытягивания рук, ног, изменения положения тела, неудобство и неестественность рабочей позы?

5. Удобно ли расположена клавиатура (базовый ряд клавиш должен быть на 50 мм ниже уровня локтя)?

6. Регулируется ли высота кресла, обеспечивает ли оно удобство рабочей позы?

7. Имеется ли держатель документов, соответствует ли угол его наклона углу наклона экрана монитора?

8. Имеются ли необходимые средства организационной оснастки, хранения документов?

9. Имеется ли место для хранения личных вещей работника?

10. Если в комнате расположены несколько компьютерных рабочих мест, выполните схему их расположения и оцените соответствие его рекомендациям.

11. Соответствует ли требованиям освещенность в рабочем помещении, микроклимат (температура воздуха, влажность, скорость движения воздуха, воздухообмен).

 

Сделайте общие выводы и предложения по повышению соответствия параметров компьютерного рабочего места эргономическим требованиям.

 


 

Вариант 2. Применение метода профессиографии.

Попытайтесь составить макет профессиограммы, ответив на следующие вопросы

1. Название работы, специальности, должности, профессии, описание существенных особенностей труда.

2. Что производится и для какой цели (продукция, услуги, значение результата работы для потребителей и организации)?

3. Что является предметом труда – материалы, сырье, полуфабрикаты, информация (данные, документы), обслуживание и оказание услуг – какие именно?

4. Каким способом выполняется работа (технологический процесс, трудовой процесс, операция, рабочая задача)?

5. Какая квалификация требуется для работы (необходимое образование, практический опыт)?

6. При помощи каких средств выполняется работа (инструмент, машины, аппаратура, средства управления)?

7. В каких условиях выполняется работа (наличие вредных и опасных факторов производственной среды, удобство планировки рабочего места, наличие эстетически неблагоприятных факторов)?

8. Каков режим рабочего времени, сменность работы?

9. Каковы интенсивность труда (темп и напряженность работы), свободный или принудительный темп работы, ритмична ли работа, равномерно ли напряжение и загруженность на протяжении смены, наличие монотонности?

10. С какими видами опасности и ответственности сопряжена работа (возможность неполадок, аварий, материальных или финансовых потерь, травм профессиональных заболеваний, нанесения вреда окружающей среде, наличие ответственности за жизнь и безопасность других людей)?

11. Есть ли особые условия по допуску к выполнению работы (медицинские, психофизиологические, административно-правовые ограничения)

 

Сделайте общие выводы и предложения по совершенствованию организации, содержания, условий работы и подбора исполнителя на основе проведенной профессиографии.


Вариант 3. Эргономическая характеристика обслуживания оборудования.

Укажите анализируемое оборудование – вид, тип, название, модель, год выпуска, назначение. Ответьте на комплекс вопросов применительно к данной единице оборудования.

 

1. Перечислите основные виды технического обслуживания данного оборудования. Какие из них выполняет работник, занятый на оборудовании, какие – специализированные рабочие?

2. Каким образом выявляется неисправность оборудования?

3. Какие способы и приемы используются для выявления вышедшего из строя элемента оборудования?

4. Какие характеристики оборудования (досягаемость, встроенные испытательные устройства, цветовое кодирование кабелей, средства сигнализации, отображения информации и проч.) облегчают выявление неисправностей?

5. Какие необходимы вспомогательные средства диагностики неисправностей? Имеются ли они в наличии?

6. Какие конструктивные особенности оборудования способствуют выявлению и устранению неисправностей или затрудняют их?

7. В каком виде представлена информация по требованиям и правилам технического обслуживания и эксплуатации оборудования?

8. Какие индивидуальные и профессиональные качества работников необходимы для наиболее эффективной диагностики и устранения неисправностей, как производится отбор этих лиц?

9. Как следует осуществлять подготовку этих работников?

10. Содержат ли инструкции по эксплуатации, обслуживанию и ремонту оборудования четкие, ясно сформулированные рекомендации, схемы и перечень последовательности действий, легко ли они усваиваются работником соответствующей квалификации?

 

Сделайте выводы и предложения по возможности совершенствованию эргономических характеристик обслуживания оборудования на основе проведенного анализа.


 

Вариант 4. Анализ основных компонентов интерфейса (средств отображения информации и органов управления)

Дайте общие сведения об анализируемой рабочей системе (название и назначение работы, используемое оборудование, средства отображения информации и органы управления). Ответьте на следующие вопросы.

1. Существует ли соответствие между перемещением органов управления и вызываемыми ими эффектами? (вперед – открытие, движение вперед, больше; назад – наоборот; вправо – открытие, движение направо, больше; влево – наоборот)?

2. Соответствует ли расположение средств отображения информации размещению ручек, рукояток и проч.? Размещены ли органы управления в порядке, соответствующем последовательности выполнения действий?

3. Легко ли могут быть опознаны органы управления по форме, размерам, обозначению, цвету в нормальных и аварийных условиях?

4. Выделяются ли срочные сигналы в виде звуковых? Не длится ли важный сигнал менее одной секунды? Повторяется ли он?

5. Легко ли перепутать сигналы? Означают ли сигналы всегда одно и то же? Будет ли работник сразу проинформирован о результате неправильной реакции на сигнал?

6. Возможно ли одновременное поступление сигналов от разных источников? Складывается ли информация, воспринимаемая одновременно, более чем из пяти отдельных элементов?

7. Вся ли поступающая информация необходима для выполнения работы?

8. Является ли поступающая информация ясной, достоверной, однозначной?

9. Насколько существенны последствия неправильной реакции работника и в чем они заключаются?

10. Вся ли информация, необходимая для правильного принятия решения поступает работнику в соответствующее время и в правильной последовательности?

11. Предусмотрено ли в рабочем цикле время для принятия решения и для выполнения этого решения?

 

На основании проведенного сжатого анализа сделайте выводы о соответствии основных компонентов интерфейса требованиям, возможностях их совершенствования, необходимость профессионального отбора и специальных тренировок работников


 

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Эргономика: Учеб. пособие / Под ред. В.В.Адамчука. М.: ЮНИТИ, 1999

2. КОПР «Эргономика» (доступ со страницы «Корпоративные образовательные ресурсы» официального сайта ВЗФЭИ)

Дополнительная:

1. Безопасность жизнедеятельности. Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Э.Шлендера. М.: ВЗФЭИ, 2002.

2. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. – М.: Логос, 2001.

3. Экономика труда: Учебник / Под ред. проф. П.Э.Шлендера и проф. Ю.П.Кокина. – М.: Юристъ,2002. Глава 7, 8.


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: