Методика изучения сплоченности класса




ПРОГРАММА

Комплексной (учебно-воспитательной) практики

(психологический аспект)

Студентов Y курса заочного отделения

Специальность «Изобразительное искусство»

Психолого-педагогические задачи практики

1. Применение и углубление теоретических знаний о группе ее структуре и свойствах, о работе с классом, полученных в процессе изучения педагогики и психологии, интегрирование знаний по психолого-педагогическим и специальным дисциплинам.

2. Овладение методами (социометрическими) и подбор конкретных методик, направленных на изучение и анализ школьного класса.

3. Освоение приемов анализа и обобщения психологических фактов, полученных в результате проведенных исследований;

4. Отработка навыков психологического анализа урока.

5. Выработка индивидуального стиля педагогической деятельности.

6. Формирование специфических профессиональных умений учителя-предметника (определять и решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока, обоснованно отбирать и применять различные методы, приемы и формы организации обучения, технические средства).

 

Основное содержание практики

1. Ознакомление с системой учебно-воспитательной работы школы, с основными звеньями управления учебно-воспитательным процессом.

2. Изучение целостного воспитательного процесса, системы учебной и воспитательной работы по предмету.

3. Проведение психологического исследования, направленного на изучение школьного класса как социально-психологической группы.

4. Проведение психологического анализа урока изобразительной деятельности.

5. Проведение методической и творческой работы:

· анализ собственной педагогической деятельности и деятельности других студентов, а также опыта учебно-воспитательной работы школы;

· подготовка к итоговой конференции по педагогической практике.

 

Форма отчетности:

1. Психолого-педагогический анализ деятельности педагога (студента) на уроке и во внеурочной работе (внеклассное мероприятие)

2. Протоколы и анализ психолого-педагогических исследований.

3. Психолого-педагогическая характеристика школьного класса.

 

Методические рекомендации и материалы

Примерная схема характеристики школьного класса

1. Общие сведения о классе (время создания класса, его численность, возрастные характеристики, социальный статус родителей - особенности семейного воспитания, трудные дети и т. п.)

2. Ценности, принятые в классе (традиции, обычаи, ритуалы класса); общественное мнение о классе, коллективные переживания.

Описать и проанализировать примеры влияния класса на отдельную личность и личности на класс.

3. Организованность школьного класса:

§ способность класса к согласованным действиям в выполнении групповых задании;

§ степень самостоятельности класса в принятии решений, при организации совместной деятельности;

§ распределение обязанностей между учащимися; лидеры, успешность.

Актив класса. Сотрудничество. Наличие взаимной ответственности.

4. Социометрическая структура. Взаимность социометрических выборок и удовлетворенность школьников их взаимоотношениями (дифференциация в зависимости от пола сверстников). Степень сходства деловой и эмоциональной структур межличностных отношений.

Наличие группировок, основания их образования, характер влияния на класс, направленность.

Характеристика социометрических звезд и аутсайдеров. Характеристика отверженных и изолированных детей, причины их неблагоприятного положения. Возможные пути изменения социометрического статуса отдельных учащихся.

Степень сходства официальной и неофициальной структур класса.

5. Психологический климат в классе.

Преобладающий эмоциональный тон в классе (жизнерадостный, напряженный и т.п.). Эмоциональное благополучие, неблагополучие отдельных членов класса. Факторы, определяющие психологический климат. Пути устранения отрицательных факторов (источников напряженности в классе).

6. Специфические черты класса, которые Вы можете выделить на основе анализа и обобщения всего изученного материала (диагностического исследования и наблюдений).

7. Ваши предложения по содержанию и организации воспитательной работы с данным классом (со стороны учителей, родителей и самого класса).

 

Методика изучения сплоченности класса

Цель: Выявить ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) как показатель сплоченности школьного класса.

Метод: анкета.

Инструкция: «Вам будут предложены известные пословицы и поговорки, которые были придуманы уже давно. Сейчас условия жизни изменились, изменились и представления людей. Это явление естественное. Так, что некоторые утверждения могут показаться вам неправильными. Подумайте хорошо над каждой пословицей и поставьте против ее номера знак «+ », если вы с ней согласны, и знак «- », если не согласны».

Перечень пословиц:

1. Говорить правду - терять дружбу.

2. Горбатого могила исправит.

3. Стыд не дым, глаза не ест.

4. Дело не волк, в лес не уйдет.

5. Дружба дружбой, а служба службой.

6. Друзья познаются в беде.

7. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

8. Моя хата с краю, ничего не знаю.

9. Не в свои сани не садись.

10. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

11. Простота хуже воровства,

12. Риск - благородное дело.

13. Рыба ищет, где глубже,человек - где лучше.

14. Своя рубашка ближе к телу.

15. Старый друг лучше новых двух.

16. С кем поведешься, от того и наберешься.

17. Худой мир лучше доброй ссоры.

18. Что наша честь, если нечего есть.

19. Чужое добро в прок не идет.

20.От трудов праведных не наживешь палат каменных.

Анализ материала:

Ответы учащихся сводятся в общую таблицу, где указываются фамилии опрашиваемых и порядковые номера пословиц. Вычисляется два показателя ЦОЕ: ориентировочный (по каждой пословице отдельно) и итоговый (по всем пословицам). Для этого по каждой пословице подсчитывается итоговое количество «+» - показатель, выражающий число совпадений мнений учащихся данного класса. Степень совпадения оценок по каждому суждению будет выражать ориентировочный уровень ЦОЕ, который вычисляется по формуле (в %):

С = К х 100 %,

Р

Где С – показатель ЦОЕ;

К – количество совпавших мнений по данному суждению;

Р – количество опрашиваемых учащихся.

Итоговый показатель ЦОЕ определяется следующим образом: полученные ориентировочные значения ЦОЕ (по каждой пословице) складываются и сумма делится на общее количество пословиц (20). Величина общего показателя ЦОЕ может колебаться от 50% до 100%, что характеризует соответственно очень низкий и очень высокий уровень сплоченности класса.

Таблица

Пословицы         *  
Фамилия, имя.
1.            
2.            
***            
Р            
Всего (К)          
В %          

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: