Специфика работы классного руководителя, его основные функции и обязанности.




В учительской среде с давних пор в ходу ироничная поговорка: «Ничто не ценится так дешево и не дается так дорого, как классное руководство». В самом деле: доплата за классное руководство, как правило, составляет 20% учительского оклада, а работа поглощает порой все свободное (и несвободное) время учителя. Классный руководитель не знает ни каникул, ни выходных, ни праздников, ни отпуска. Но так ли это неизбежно? Опыт показывает, что чаще такое положение – следствие неумелой организации работы классного руководителя.

Институт классных руководителей в нашей школе имеет свою ис­торию. До 1917 г. в гимназиях и других средних учебных заведениях Российской империи существовала должность классного наставника, на которую назначались штатные преподаватели, отвечавшие за воспита­ние учащихся и осуществлявшие надзор за их поведением. Была уч­реждена также должность помощника классного наставника, или клас­сного надзирателя, который следил за поведением учащихся в клас­се и вне школы (на улицах, в театрах, на частных квартирах).

В своеобразной форме этот институт существует также и в со­временных школах некоторых зарубежных стран. В Бельгии, напри­мер, учителя не занимаются воспитанием и дисциплиной учащихся. Их обязанность – обеспечивать полный объем знаний учащихся по тому предмету, который они преподают. Все остальное – забота воспитателей. Они досматривают за порядком в классе и проводят внеклассные мероприятия.

Самыми плодотворными для развития классного руководства были 50-80-е годы 20 века. Именно в этот период такие ученые, как Н. И. Болдырев, А. И. Дулов, И. А. Марьенко и др., разработали и апробировали целостную теорию классного руководства.

Выдержки из документа «Должностная инструкция классного руководителя»:

· Классный руководитель назначается и освобождается от работы в установленном порядке приказом директора из числа основных сотрудников школы, имеющих среднее специальное или высшее образование.

· Обязанности, предусмотренные данной инструкцией, выполняются в дополнение к обязанностям по основной должности как в порядке совмещения, так и в дополнительное время с доплатой в размере 20% тарифной ставки из расчета 6 часов воспитательной работы в неделю.

· Классный руководитель подчиняется директору школы. Текущее руководство его работой осуществляют заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Задачи деятельности классногоруководителя:

– формирование и развитие коллектива класса;

– создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

– формирование здорового образа жизни;

– защита прав и интересов обучающихся;

– гуманизация отношений между обучающимися в классе, между обучающимися и педагогическими работниками;

– формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров;

– организация социально значимой, творческой деятельности.

Направления работы классного руководителя составляют:

– воспитание в процессе обучения;

– внеклассная воспитательная деятельность в школе;

– внешкольная воспитательная деятельность через взаимодействие с семьей школьника, детскими и юношескими организациями и объединениями, учреждениями дополнительного образования.

Основные функции классного руководителя:

Организационно-координирующая функция включает: обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей; установление контактов с родителями учащихся, оказание им помощи в воспитании детей (лично, через психолога); взаимодействие с педагогическими работниками и учебно-вспомогательным персоналом ОУ; организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся; организация воспитательной работы с учащимися; стимулирование и учет разнообразной деятельности учащихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом; ведение документации (классный журнал, план работы).

Личностно-развивающая функция. Ее осуществление требует придания проводимой воспитательной работе действенного педаго­гического влияния на развитие личностных качеств учащихся: сти­мулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-по­знавательной активности, нравственное и эстетическое формиро­вание, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностном общении [И. Ф. Харламов, с. 488].

Диагностическая функция включает: углубленное изучение личности такими методами диагностики как – наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, социометрия (теория измерения межличностных отношений. Реже социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах).

Контролирующая функция включает: контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью занятий; анализ, учет, оценка результата воспитания; стимулирование самоконтроля.

Осуществление указанных функций связано с выполнением классным руководителем ряда возложенных на него обязан­ностей. К ним относятся:

а) всестороннее изучение учащихся;

б) разъяснение и внедрение правил поведения учащихся;

в) повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся, кон­троль за их домашней работой, а также регулирование объема до­машних заданий;

г) периодическое проведение ученических собраний в классе;

д) вовлечение учащихся в кружковую работу;

е) организация общественно полезного труда;

ж) оказание помощи в работе добровольных детских и юношес­ких организаций и объединений [И. Ф. Харламов, с. 488].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: