Компетентностный подход в современной педагогике




(Материалы к педагогическому совету 2.11.09.)

13-14 октября 2009 года пошла Международная конференция «Теоретические и практические основы профильного и профориентационного самоопределения учащихся в современных условиях», в которой приняли участие представители 76 регионов России, в том числе учёные из Москвы.

При всём разнообразии вопросов, рассмотренных на конференции, одна из актуальных проблем была озвучена профессором РАО РФ А.Новиковым: с одной стороны, нам сегодня не нужны в большом количестве специалисты с высшим образованием, а необходимы высококвалифицированные рабочие широкого профиля, но, с другой стороны, как и в Европе, у нас сейчас растёт количество людей, которые не хотят ни учиться, ни работать, растёт категория «профессиональных безработных», «эксплуататоров», которых обеспечивают работающие. Как и во всём мире, в России не хотят идти на непрестижную работу, которую выполняют гастрайбайтеры.

Лысых О.Б., заместитель начальника департамента образования и науки КО, прямым текстом заявила: «необходимо убеждать родителей слабых учеников не ходить профильные классы, а идти в техникумы и училища по окончании 9 класса, т.к. профильная школа – не для всех».

На второй день я побывал на мастер-классе Е.В.Руденского «Компетентностный концепт конструктивной педагогики». В рамках этого мастер-класса Евгений Владимирович говорил несколько о другом, но центральной мыслью была одна: всё, что сегодня происходит в российском образовании, нельзя назвать модернизацией, это попытка внедрить в жизнь весьма нежизнеспособные идеи корпоративного сообщества учёных РАО, которые не хотят считаться с другими точками зрения. В основу модернизации взята жалкая выжимка из модели английского образования, а проигнорированы идеи лучшего на сегодняшний день образования Финляндии, Франции и Японии.

Руденский является сторонником так называемой «конструктивистской педагогики» как «инновационной психолого-дидактической системы, ориентированной на развитие компетентной, способной к непрерывному развитию и актуализации компетенций в социальном и психологическом функционировании личности». Именно эта педагогика, по мнению Руденского, обеспечивает реальность практики основных положений модернизации российского образования.

Основу данной концепции определяет изучение когнитивной психомеханики (системы психологических механизмов) конструктивистской деятельности учащегося, которая является основным объектом профессионального внимания педагога – конструктивиста.

В основе конструктивистской педагогики лежат следующие понятия: «компетентностное образование», «компетентность личности», «дефицит компетентности» «когнитивная психомеханика», «когнитивная и конструктивистская деятельность обучающихся», «конструктивистская теория социализации».

В основе конструктивистской педагогики лежат следующие положения:

Ø Базовым понятием конструктивистской педагогики является компетентность как непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности для решения актуальных задач в любой жизненной ситуации, т.е. компетентность – это прежде всего умение действовать. Поэтому говорят о четырёх компонентах компетентности:

- знание о большом количестве действий для разных ситуаций;

- рефлексия действия (какое действие мне необходимо?);

- мотивация действия (зачем мне именно это действие?);

- корректировка действия.

Человека можно назвать компетентным, если он умеет действовать в различных жизненных ситуациях в соответствии с этими четырьмя компонентами.

Есть такое понятие как «дефицит компетентности», который выражается чаще всего в том, что человек, ощущающий своё незнание по сравнению с другими, реагирует на это агрессией как компенсацией своей некомпетентности, которая может перерастать в личностную деструкцию.

Ø Отсюда главная задача современной школы – снабдить каждого ученика как можно большим количеством способов действий в жизненных ситуация, именно поэтому и идёт разговор о конструктивной педагогике, которая призвана конструировать компетентность человека.

Но нет единой компетентности – есть набор компетентностей. Классификации есть разные, но чаще всего говорят о трёх видах компетентностей: о формировании коммуникативной компетентности (включающей как собственно коммуникативную компетентность, так и готовность к социальному взаимодействию), информационной компетентности (включающей готовность к самообразованию и готовность к использованию информационных ресурсов) и о компетентности решения проблем (включающей готовность к разрешению проблем и технологическую компетентность).

Компетентность – жизненная необходимость, т.к. главным качеством современного человека является интеллектуальная автономность – умение в одиночку решать трудные вопросы и определять меру своей ответственности за принятое решение, т.к. в рынке выживает автономная личность, отсюда – частный бизнес.

Ø Качество образования с точки зрения конструктивной педагогики определяется тем, как субъект может преодолеть критические ситуации, а школа сейчас по-прежнему работает на запоминание. Руденский, анализируя виды критических ситуаций (кризис, фрустрация, конфликт, стресс), особо остановился на кризисе, который является моментом осознания своей некомпетентности и требует проверки уровня компетентности и нахождения места, где возникает дефицит компетентности.

Говоря о качестве образования, Руденский подчёркивает три момента:

1) сегодня существует главное противоречие, которое не даёт достичь высокого качества образования, - все школьные программы построены на знаниевом подходе, а ЕГЭ – на компетентностном подходе;

2) очень низкий интеллектуальный и культурный уровень учеников: для нормальной жизни необходим интеллектуальный уровень – 130, а по исследованиям Руденского и его лаборатории, обследовавшей уровень новосибирских школьников эта цифра составляет – 64;

3) качество образования зависит не только от учителя, но ещё от обучаемости ученика и активности родителей (есть порог возможностей ученика, через который он перешагнуть ни при каких условиях не может). Интересно с этой точки зрения, что первое место по качеству образования сейчас занимает Финляндия (мы – ближе к 115 месту), т.к., по мнению экспертов, Финляндия заставляет родителей повышать свою компетентность.

Ø Ведущим формами конструктивной педагогики являются тренинг и проектная деятельность.

Ø В основе конструктивного обучения лежит так называемая когнитивная деятельность ученика, т.е. деятельность, опирающаяся на познавательные (когнитивные) способности ученика. Главным принципом развития познавательных способностей является первичность познания учеником реальности, а не изучение готовых “знаний” о ней. Самостоятельное изучение учениками одного и того же реального образовательного объекта приводит к получению индивидуальных образовательных продуктов — знаний об этом объекте, а также способов их получения.
Приведем пример алгоритмического предписания для учеников по исследованию ими образовательного объекта — феномена. Под феноменом здесь понимается необычное явление в природе, культуре, математике, словесности, живописи — в любой образовательной области.
1. Обозначьте обнаруженный вами феномен понятием, рисунком или символом.
2. Опишите свои чувства и мысли, возникшие при наблюдении феномена.
3. Выразите необычность феномена, ту его суть, которая отличает его от других похожих явлений.
4. Сформулируйте возникший у вас вопрос или проблему.
5. Составьте план своего дальнейшего исследования феномена.
6. Предложите свою версию, гипотезу, объясняющую феномен.
7. Сделайте выводы из своего исследования. Проведите рефлексию своей деятельности и выполните ее самооценку.
Степень успешности когнитивной деятельности учащихся зависит от сформулированного задания. Приведем примеры заданий, предполагающих познавательную продуктивность учеников:
- предложите версию происхождения алфавита, появления письменности;
- объясните причины применения десятеричной системы счисления при измерении расстояний, а двенадцатеричной — при измерении времени;
- объясните графическую форму букв, цифр, нот, их взаимосвязь и последовательность;
- докажите или опровергните существование богов, духов, домовых;
- исследуйте слово “город”, установите его происхождение, смысл, строение, признаки, функции, связи;
- проведите опыт по установлению зависимости настроения человека от цвета его одежды;
- мысленно “проживите” все этапы развития растения и опишите
свои чувства;
- найдите общие элементы в орнаментах (традициях, языках) разных культур;
- выясните, что общего в цвете и музыке, в числах и геометрических фигурах;
- отыщите общие принципы строения различных государств;
- сформулируйте закон отталкивания в природе;
- выведите закономерности собственной речи.

Ø В конструктивной педагогике используется новая система оценивания – способов деятельности (компетентностей), освоенных учащимся на том или ином этапе обучения.

Применяется внутренняя и внешняя оценки.

Внутренняя оценка производится на основании оценивания проектной деятельности, наблюдения за презентацией, консультацией и групповой работой. Оценка в процессе работы над проектом осуществляется учителем – руководителем проекта, однако критерии данной оценки известны ученику, и, следовательно, он самостоятельно может отслеживать собственное продвижение в освоении компетентностей. Ее преимущества состоят в том, что она оказывает стимулирующее воздействие на каждого ученика, предоставляя информацию о пробелах в овладении им теми или иными аспектами компетентности. Внутренняя оценка иначе называется формирующей.

Внешняя оценка представлена стандартизированным тестом и используется для выяснения уровня освоения ключевых компетентностей учащихся класса, параллели или школы в целом, являясь важным инструментом управленческого воздействия на процесс формирования ключевых компетентностей учащихся. В ряде случаев тесты внешней оценки представляют более точный измерительный инструмент, нежели анализ собственно проектной деятельности учащегося.

Очевидно, что оценка посредством компетентностно-ориентированных тестовых заданий существенно отличается от традиционной оценки результатов образования (знаний, умений…), так как не может осуществляться с помощью заданий закрытого типа, требующих одного верного, предписанного, наконец, выученного ответа. В самом деле, тест на проверку компетентностей, определенных выше как освоенные способы деятельности, не может считаться верным (валидным), если проверяет не деятельность, а некую информацию (пусть и об этой деятельности). Необходимость отслеживания нового результата образования заставляет специалистов обращаться к тестовым заданиям открытого типа, которые названы так потому, что ответ на вопросы этих заданий не может быть спрогнозирован дословно. Ведь выполнение заданий открытого типа требует от учащегося совершения определенной деятельности по поиску необходимой информации, разрешению возникшей проблемы или оформлению результатов ее решения. Такое задание всегда требует развернутого ответа. Используя опыт американских и британских специалистов-тестологов, можно классифицировать тестовые задания открытого типа по характеру и длине ответа:

· вопросы с кратким ответом,

· вопросы с полуразвернутым структурированным ответом,

· вопросы с развернутым неструктурированным ответом.

При ответе на первый тип открытого вопроса экзаменуемому требуется дать краткий ответ: завершить незаконченное предложение, расчет или рисунок.

Вопрос с полуразвернутым структурированным ответом может быть использован для ответа на тестовые вопросы, в которых учащийся, в соответствии с требованиями к ним, выписывает в бланк ответа причины тех или иных событий, критерии для сравнения предметов или животных, делает краткие выводы по результатам обработки предъявленной информации. В данном типе тестовых вопросов источники и формулировка вопроса задают структуру ответа.

Однако чаще всего при оценке освоенных способов деятельности разработчики тестовых заданий прибегают к третьему типу открытых вопросов – вопросам с развернутым неструктурированным ответом. В ответе экзаменуемый должен написать связный текст, фиксируя результаты обработки предъявленной ему информации, или же дать очень детальный рисунок, или вычисление, каждое из которых может рассматриваться как единое целое. Тестовые вопросы, подразумевающие неструктурированный ответ, позволяют проверить, как ученик подбирает и организует идеи, соответствует ли избранный им стиль изложения и речевое оформление содержанию тестового вопроса (это часть С в ЕГЭ).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: