Понятие и принципы организационной структуры предприятия




 

Oрганизациoннoй cтруктурoй управления являeтcя упoрядочeнная coвoкупноcть уcтoйчивo взаимocвязанных элeмeнтoв,дающих функциoнирoваниe и развитиe oрганизации как oднoгo целoгo. Oрганизациoнная cтруктура управлeния пoнимаeтcя как фoрма раздeлeния и кooпeрации управлeнчecкoй дeятeльнocти, в рамках нee прoхoдит прoцecc управлeния пo cooтветствующим функциям,которые направлены на рeшeниe пocтавлeнных задач и дocтижениe намeчeнных цeлeй. C этих cтoрoн cтруктура управлeния прeдcтавляeт собой cиcтему oптимальнoгo раcпрeдeлeния функциoнальных обязаннocтей, прав и oтвeтcтвeннocти, пoрядка и фoрм взаимoдeйcтвия мeжду вхoдящими в ee cоcтав oрганами управлeния и рабoтающими в них сотрудниками.[1]

Главные определения структур управления есть элементы, связи (отноше-ния), уровни и полномочия. Элементами организационной структуры управления бывают как отдельные сотрудники (руководители, специалисты, служащие), так и службы или органы аппарата управления, в них имеется та часть специалистов, которые распределяют функциональные обязанности. Существует два вида специализации элементов организационной структурой управления:

1) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, которые осуществляют маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

2)функции,выполняемые в следствии управления,образуют органы,которые занимаются составлением плана,труда и управления,следят за контролем процессов в организации

Взаимодействия между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям. Связи в свою очередь делятся на вертикальные и горизонтальные. Горизонтальные связи имеют характер согласования и являются одноуровневыми. Вертикальные являются отношением подчинения. Необходимость в них возрастает при иерархичности построения системы управления, то есть при существовании разных ступеней управления, каждая из которых преследует свои дальнейшие цели.

При двухуровневой структуре появляются верхние звенья управления (руководство организацией вобщем) и низовые звенья (менеджеры, руководящие работой исполнителей). Если существует три или более ступеней в организационной структуре,то появляется средний слой,который может состоять из небольшого количества ступеней.

Структура управления бывает на линейной и функциональной. Линейные - суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между линейными руководителями, то есть людьми, которые полностью отвечают за деятельность предприятия и его структурных подразделений. Функциональные связи сочетаются с теми или иными функциями менеджмента. Между тем, может использоваться такое определение, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей позволяют находить решения на все вопросы развития вверенных им предприятий и подразделений, а также отдавать распоряжения, которые обязаны выполнять все сотрудники организации. Полномочия штабных сотрудников ограничены правом планирования, рекомендаций, давать советы или помогать, но не приказывать остальным сотрудникам предприятия выполнять их распоряжения. Если у какого-либо сотрудника управленческого аппарата появляется возможность принимать решения и предпринимать действия, которые обычно выполняет линейный менеджер, далее работник получает функциональные полномочия.

Среди всех названных прежде главными составными организационной структуры управления существуют более сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (например, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий сотрудников) вызывают необходимость пересмотра остальных. Так или иначе, если руководство организации приняло решение о внедрении в организационную структуру управления нового органа, к примеру, отдел маркетинга (задачи которого ранее никем не выполнялись), надо одновременно ответить на следующие вопросы: какие функции будет выполнять созданный орган? кому он подчиняется? какие органы и подразделения предприятия будут доносить до него нужную информацию? на каких иерархических ступенях будет представлена новая часть? какие полномочия будут у сотрудников нового органа?

Рост элементов и уровней в организационной структуре управления приведет к многократному появлению числа и сложности связей, которые возникнут в процессе принятия управленческих решений; последствием такого часто является замедление процесса управления. Иначе говоря, возможно ухудшение качества функционирования менеджмента организации.

 

Принципы структуры управления.

К структуре управления предъявляется большое количество требований, которые учитываются в принципах формирования организационной структуры управления, их разработке было посвящено большое количество работ отечественных авторов в дореформенный период.[2]

Наиболее главные из этих принципов:

1. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

 

2. Организационная структура управления, прежде всего должна отражать цели и задачи предприятия, а следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

3 Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, которое обеспечивает творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

4 Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной средой предприятия, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня детализации и централизации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.

5. Между обязанностями и функциями, с одной стороны, и ответственностью и полномочиями с другой, необходимость поддерживать соответствие, его нарушение может привести к дисфункции системы управления в общем.[3]

Организационная структура управления является адекватной в социально-культурной среде организации, которая оказывает большое влияние на решения относительно уровня детализации и централизации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля директоров и менеджеров. На практике это может означать, что попытки неумело копировать структуры управления, которые успешно функционируют в других социально-культурных условиях, не могут гарантировать желаемого итога

Реализация этих принципов означает то, что необходимо вести учет при формировании (или перестройке) структуры управления множества разных факторов воздействия на организационную структуру управления.

Само предприятие является главным фактором, дающее возможные контуры и параметры структуры управления.

Множественность подходов к построению управленческих структур определяется огромным разнообразием предприятий в РФ.

В коммерческих и некоммерческих организациях эти подходы разные,

Малых, средних и крупных, которые находятся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и "плоских", и тому подобное. Разумеется, структура управления крупными организациями сложнее по сравнению с той, какая нужна маленькой компании, где один-два члена предприятия контролируют все функции менеджмента.

Разделение труда и формирование специализированных звеньев (к примеру, управление производством, персоналом, инновациями и т.д.) слаженная работа которых требует контроля и координации, ведет к росту организации и объема управленческих работ. Построение формальной структуры управления, в которой четко определены полномочия и уровни,связи и роли, становится императивом.

Проектанты и специалисты,которые решают задачу совершенствования нередко забывают обратить внимание на сопряжение управления с фазами жизненного цикла предприятия.

На стадии зарождения предприятия само управление нередко осуществляется руководителем. На стадии роста обычно происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелости в структуре управления обычно реализуется тенденция к децентрализации. На стадии спада в соответствии с потребностями и тенденциями, разрабатываются меры по совершенствованию управленческой деятельности.И наконец, на стадии прекращения существования предприятия происходит реорганизация структуры управления,либо полное разрушение (если фирма ликвидируется),либо происходит ее реорганизация (если скоро данную фирму приобретает или присоединяет к себе другая компания, которая приспосабливает структуру управления к той фазе жизненного цикла, в которой она находится).

Влияние изменения организационных форм, в которых функционируют предприятия, оказывает сильное влияние на формирование структуры управления. Так, например, когда фирма входит в состав какого-либо объединения(концерна, ассоциации и т.д.), происходит перераспределение управленческих функций (часть функций, естественно, централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы. Впрочем, даже если организация останется независимой и самостоятельной, но станет частью сетевой компании, которая объединяет на временной основе ряд взаимосвязанных организаций (чаще всего для использования благоприятной ситуации), ему придется внести ряд изменений в свою управленческую структуру. Это связано с необходимым усилений функций координации и адаптации к системам менеджмента остальных фирм, входящих в сеть.

Уровень развития в организации информационной технологии является важным фактором формирования управленческих структур.[4]

На данный момент идет общая тенденция к децентрализации "электронного интеллекта", то есть рост числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне организации локальных сетей, которое приведет к ликвидации или сокращению объёма работ. Прежде всего, это относится к координации работы подчиненных звеньев, обобщению результатов деятельности отдельных работников,передачи информации. Увеличение сферы контроля руководителей при уменьшении числа уровней управления в организации является итогом использования локальных сетей. Здесь стоит отметить, что формируется совершенно новый вид предприятий, в западной культуре получившие название “Виртуальных” компаний.

Под ними понимается совокупность независимых (чаще всего маленьких по размерам) предприятий, которые являются как бы узлами на информационной сети, обеспечивающих их тесное взаимодействие. В работе этих компаний целенаправленность и единство достигаются благодаря гибкой электронной связи на базе информационной технологии, пронизывающая практически всю их деятельность. Поэтому все границы между фирмами, которые в них входят, становятся «прозрачными»,и могут рассматриваться каждым представителем фирмы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: