Есть в осени первоначальной




Короткая, но дивная пора…

Автор этими строчками хочет показать, что в жизни человека есть пора «короткая, но дивная». Как бы не была жизнь своеобразна, скучна в какой-нибудь период времени, все равно в ней существуют моменты радости, счастья.

Поэт показывает эти стихотворением, что человек и природа взаимосвязаны. Когда читаешь это стихотворение, то на душе становится пусто, как и в описанной природе. Ведь это осень – пора, когда опадают листья, «пустеет воздух, птиц не слышно боле» Тютчев говорит о единой мировой душе.

Тютчев считает, что сфера поэзии бесконечна, как природа. Для описания природы не иссякнут слова. В подтверждении всего этого автор ставит многоточие в конце стихотворения, говоря тем самым, что осень, природа, поэзия – бесконечность.

У Тютчева возникают романтические порывы: «Ведь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера». Автор противопоставляет природу и цивилизацию. Человек – ничтожная пыль на фоне этой величественная природы.

Это стихотворение теплое, светлое, но в то же время на душе становится пусто от его прочтения. Поэт как бы руководит настроением человека.

Стихотворениями Фета и Тютчева нельзя не восхищаться.

 

Б2

1. В своей поэме Н.А.Некрасов создает образы "новых людей", вышедших из народной среды и ставших активными борцами за благо народа. Таков Ермил Гирин. В какой бы должности он ни был, чем бы ни занимался, он стремится быть полезным мужику, помочь ему, защитить его. Почет и любовь снискал он "строгой правдою, умом и добротой".

Поэт внезапно обрывает рассказ о Ермиле, который попал в острог в тот момент, когда бунтовала деревня Столбняки уезда Недыханьева. Усмирители бунта, зная, что народ послушает Ермила, позвали его для увещевания восставших крестьян. Да, видно, не о смирении сказал крестьянам народный заступник.

Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына батрачки и полунищего дьячка. Если бы не доброта и щедрость крестьян, Гриша и его брат Савва могли бы умереть с голоду. И юноши отвечают крестьянам любовью.

Некрасову важно донести до читателя мысль, что Добросклонов не одинок, что он — из когорты смелых духом и чистых сердцем, тех, кто борется за счастье народа:

Если в эпоху декабристов на защиту народа вставали лучшие люди из дворян, то теперь сам народ из своей среды высылает на бой лучших сынов своих, и это особенно важно, потому что свидетельствует о пробуждении народного самосознания:

Как ни темна вахлачина,

Как ни забита барщиной

И рабством — и она,

Благословясь, поставила

В Григорье Добросклонове

Такого посланца.

Путь Гриши — типичный путь демократа-разночинца: голодное детство, семинария, "где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно", но где он много читал и много думал...

А дальше? Дальше известно:

Ему судьба готовила

Путь славный, Имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

И все же поэт рисует образ Добросклонова в радостных, светлых тонах. Гриша обрел истинное счастье, и счастливой должна стать страна, народ которой благословляет на бой "такого посланца".

В образе Гриши есть не только черты вождей революционной демократии, которых так любил и почитал Некрасов, но и черты самого автора поэмы. Ведь Григорий Добросклонов — поэт, и поэт некрасовского направления, поэт-гражданин.

В главу "Пир на весь мир" включены песни, созданные Гришей. Это песни радостные, полные надежд, их, как свои, поют крестьяне. Революционный оптимизм звучит в песне "Русь":

Рать подымается — Неисчислимая,

Сила в ней скажется Несокрушимая!

В поэме есть образ еше одного народного заступника — автора. В первых частях поэмы мы еще не слышим его голоса непосредственно. Но в главе "Пир на весь мир" автор прямо обращается к читателям в лирических отступлениях. В этой главе язык приобретает особую окраску: наряду с народной лексикой здесь встречается немало слов книжных, торжественных, романтически приподнятых ("лучезарный", "выспренний", "карающий меч", "воплощение счастья народного", "рабство тяжкое", "Русь оживающая").

Прямые авторские высказывания в поэме проникнуты светлым чувством, какое свойственно и песням Гриши. Все мысли автора — о народе, все его мечты — о народном счастье. Автор, как и Гриша, свято верит в "силу народную — силу могучую", в золотое народное сердце, в славное будущее народа:

Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь!

Поэт хочет вселить эту веру и в других, вдохновить своих современников на революционный подвиг:

Такая почва добрая —. Душа народа русского... О сеятель! приди!..

 

2. Жить — так жить,

Любить — так уж влюбляться.

В лунном золоте целуйся и гуляй,

Если ж хочешь мертвым

поклоняться,

То живых тем сном не отравляй.

С. Есенин

Открываешь собрание сочинений А. И. Куприна и окунаешься в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними.

Несмотря на множество драматических ситуаций, в произведениях Куприна жизнь бьет ключом. Его герои — люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство и восстановить справедливость.

Одной из самых высоких ценностей в жизни А. И. Куприна была любовь, поэтому в своих повестях «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Суламифь» он поднимает эту животрепещушую для всех времен тему. Эти произведения имеют общие черты, самая главная из которых — трагичность судеб главных героев. Мне кажется, что ни в одном из прочитанных мною литературных произведений тема любви не звучит так, как у Куприна. В его повестях любовь бескорыстная, самоотверженная, не жаждущая награды, любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучения вовсе не труд, а радость.

Любовь в произведениях Куприна всегда трагична, она заведомо обречена на страдания. Именно такая всепоглощающая любовь коснулась полесской «ведьмы» Олеси, которая полюбила «доброго, но только слабого» Ивана Тимофеевича. Героям повести «Олеся» суждено было встретиться, провести замечательные минуты вдвоем, познать глубокое чувство любви, но им не суждено было быть вместе. Такая развязка обусловлена многими причинами, зависящими как от самих героев, так и от обстоятельств.

 

Повесть «Олеся» построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны — образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, а с другой — Олеся — «дитя природы», человек, не подвергавшийся влиянию городской цивилизации. Куприн рисует облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда искренней и доброй натуры. Куприн открывает нам истинную красоту невинной, почт детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и растений. Наряду с этим Куприн показывает человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным,

неизведанным. Но все побеждает настоящая любовь. Нитка красных бус — последний подарок сердца Олеси память «об ее нежной, великодушной любви».

Протестуй против продажных чувств, пошлости, А. И. Куприн создал повесть «Суламифь». Она была написала по мотивам библейской *Песни песней» царя Соломона. Царь полюбил бедную девушку-крестьянку но из-за ревности покинутой им царицы возлюбленная погибает. Перед смертью Суламифь говори своему возлюбленному: «Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику…Никогда не было и не будет женщины счастливее

меня». Писатель показал чистое и нежное чувство: любовь бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть.

А как захватил меня сюжет повести «Гранатовый браслет», где показана рыцарская романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне! Любовь чистая, безответная, бескорыстная. Никакие жизненны удобства, расчеты, компромиссы не должны ее касаться. Устами генерала Амосова автор говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни

примитивным, не иметь выгоды и корысти: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Но! Грубое вмешательство в святые чувства, в прекрасную душу убило Желткова. Он уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: «Да святится имя Твое». Желтков умирает; благословляя любимую женщину

Многие события проходят перед нами на страницах повести «Поединок» Эмоциональной кульминацией становится не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с пленительной Шурочкой. И счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико и впечатляюще, что именно оно-то и передается читателю.

Так описывает любовь Куприн. Читаешь и думаешь наверное, так в жизни не бывает. Но, вопреки всему мне хочется, чтобы так было.

Теперь, прочитав Куприна, я уверена, что эти книги никого не оставляют равнодушными, напротив, они всегда манят к себе. Многому можно учиться молодым людям у этого писателя: гуманизму, доброте, душевной мудрости, умению любить, а самое главное – ценить любовь.

3. Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь-

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

22 августа 1857

 

Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Тютчев- мастер пейзажной лирики. Его стихи- это зарисовки различных времён года. Поэт в нескольких четверостишиях может точно передать черты зимы и лета, весны и осени. Мы знаем, что Тютчев не только изображает природу, но и старался понять, что такое вообще природа, как она связана с жизнью человека, какое влияние оказывает на него. Для примера обратимся к тексту стихотворения, определим его временные рамки.

«Первоначальная» осень – это уже не лето «Где бодрый серп гулял и падал колос // Теперь уж пусто всё …», «..птиц не слышно боле».

Но в то же время «… далеко ещё до первых зимних бурь». Это своего рода передышка, затишье перед бурей. Прозрачность, пустота и простор. Как же поэту удаётся передать это? Есть в стихотворении замечательный эпитет- «хрустальный» (день). Как много он может сказать вдумчивому читателю. Обратимся к ассоциациям. Хрустальный- это хрупкий, прозрачный, красивый. Попробуем пояснить каждое из этих определений. «Хрупкий»: «дивная пора» очень коротка, непрочна: подуют холодные ветры и хрустальный день разобьётся. Поэт сравнивает и паутину с тонким волосом, который может порваться, исчезнуть так же, как хрустальный день исчез с первыми бурями.

Прозрачный: попробуем найти слова, передающие простор, прозрачность пейзажа: «теперь уж пусто всё- простор везде. Пустеет воздух». Поле убрано, отдыхает, и лишь «паутины тонкий волос блестит на праздной борозде».

Красивый. Это время удивительно красиво. В нём много света, не такого, как летом, иссушающего, ослепительного, а мягкого, спокойного. День как хрусталь светится на солнце.

«И лучезарны вечера». Выясним значение слова «лучезарный». Оно означает «сверкающий, пронизанный светом». «Паутины тонкий волос блестит»- тоже свет, блеск. Мягкость, умиротворение, разлитое в воздухе, подчёркивает слово «лазурь». Лазурный- нежно- голубой. Летом воздух насыщенно- голубой, горячий. Зимой тоже ярко- голубой, обжигающий. А сейчас, в начале осени, воздух- чистая и тёплая лазурь, именно такой, какой нужен для отдыха.

Мы посмотрели на картину, нарисованную поэтом. А что можно услышать в этом стихотворении? Тишину. Это очень важно- уметь слышать тишину, чтобы противопоставить шумное лето спокойной и тихой осени. Как видим, Тютчев использует здесь скрытую антитезу. Раньше «бодрый серп гулял», а сейчас «паутина висит на праздной борозде».

Поэт очень тонко подчёркивает, что тишина сейчас, осенью- это тишина после работы. Это сейчас поле отдыхающее, а борозда «праздная». А недавно здесь «серп гулял и падал колос».

Для того чтобы определить неторопливость этих прекрасных дней, поэт использует не только лексические средства, но и синтаксические. Всё стихотворение состоит из трёх предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о недосказанности, какой-то медлительности. Фразы в строке длинные, это делает чтение стихотворения неспешным, помогает передать спокойствие, несуетливость в природе. Каждое слово имеет глубокий смысл. Тютчев не изображает каких-то неземных, удивительных красот, он изображает только то, что видел, и не однажды, всякий человек. Но в каждом его слове звучит его нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны любому из нас.

Б3.

1. Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Это произведение — полемический ответ писателя сторонникам женской эмансипации. На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы великосветских красавиц, хозяек великолепных салонов в Петербурге и Москве — Элен Курагина, Жюли Карагина, Анна Павловна Шерер; мечтает о собственном салоне холодная и апатичная Вера Берг…

Светское общество погружено в вечную суету. В портрете красавицы Элен Толстой видит белизну плеч, глянец волос и бриллиантов, очень открытую грудь и спину, застывшую улыбку. Такие детали позволяют художнику подчеркнуть внутреннюю пустоту, ничтожность великосветской львицы. Место подлинных человеческих чувств занимает в роскошных гостиных денежный расчет. Замужество Элен, избравшей себе в мужья разбогатевшего Пьера,— наглядное тому подтверждение. Толстой показывает, что поведение дочери князя Василия не отклонение от нормы, а норма жизни того общества, к которому она принадлежит. В самом деле, разве по-другому ведет себя Жюли Карагина, имеющая благодаря своему богатству достаточный отбор женихов; или Анна Михайловна Друбецкая, пристраивающая сына в гвардию? Даже перед постелью умирающего графа Безухова, отца Пьера, Анна Михайловна испытывает не чувство сострадания, а страх, что Борис останется без наследства.

Толстой показывает великосветских красавиц и в семейном быту. Семья, дети не играют в их жизни существенной роли. Элен кажутся смешными слова Пьера о том, что супругов могут и должны связывать чувства сердечной привязанности, любви. Графиня Безухова с отвращением думает о возможности обладать детей. С удивительной легкостью она бросает мужа. Элен — это концентрированное проявление полной бездуховности, пустоты, суетности.

Излишняя эмансипированность приводит женщину, по мысли Толстого, к неправильному пониманию собственной роли. В салоне Элен и Анны Павловны Шерер звучат политические споры, суждения о Наполеоне, о положении русской армии… Чувство ложного патриотизма заставляет их в срок нашествия французов вещать только на русском языке. Великосветские красавицы во многом утратили главные черты, которые присущи настоящей женщине. Напротив, в образах Сони, княжны Марьи, Наташи Ростовой сгруппированы те черты, которые составляют тип женщины в подлинном смысле.

Вместе с тем Толстой не пытается создавать идеалы, а берет жизнь как она есть. В самом деле, в произведении нет сознательно-героических женских натур, подобных тургеневским Марианне из романа «Новь» или Елене Стаховой из «Накануне». Надо ли вещать, что любимые героини Толстого лишены романтической приподнятости? Женская духовность содержится не в интеллектуальной жизни, не в увлечении Анны Павловны Шерер, Элен Курагиной, Жюли Карагиной политическими и другими мужскими вопросами, а только в способности к любви, в преданности семейному очагу. Дочь, сестра, супруга, мать — вот основные жизненные положения, в которых раскрывается характер любимых героинь Толстого. Этот вывод может начать сомнение при поверхностном чтении романа. Действительно, патриотичны поступки княжны Марьи и Наташи Ростовой в срок французского нашествия, патриотичны и нежелание Марьи Болконской употребить покровительством французского генерала и невозможность для Наташи остаться в Москве при французах. Однако связь женских образов с образом войны в романе более сложная, она не исчерпывается патриотизмом лучших русских женщин. Толстой показывает, что понадобилось историческое движение миллионов людей, чтобы герои романа (Марья Болконская и Николай Ростов, Наташа Ростова и Пьер Безухов) смогли найти путь приятель к другу.

Любимые героини Толстого живут сердцем, а не умом. Все лучшие, заветные воспоминания Сони связаны с Николаем Ростовым: общие детские игры и шалости, святки с гаданием и ряжеными, любовный порыв Николая, первый поцелуй… Соня сохраняет верность любимому, отклоняя предложение Долохова. Она любит безропотно, но отказаться от своей любви не в силах. И после женитьбы Николая Соня, конечно же, продолжает любить его.

Марья Болконская с ее евангельским смирением особенно близка Толстому. И все же аккурат ее образ олицетворяет торжество естественных человеческих потребностей над аскетизмом. Тайно мечтает княжна о замужестве, о собственной семье, о детях. Ее любовь к Николаю Ростову — высокое, духовное чувство. В эпилоге романа Толстой рисует картины семейно

го счастья Ростовых, подчеркивая этим, что аккурат в семье обрела княжна Марья подлинный смысл жизни.

Любовь составляет сущность жизни Наташи Ростовой. Юная Наташа любит всех: и безропотную Соню, и мать-графиню, и отца, и Николая, и Петю, и Бориса Друбецкого. Сближение, а потом разлука с князем Андреем, сделавшим ей предложение, заставляют внутренне страдать Наташу. Переизбыток жизни и неопытность — источник ошибок, необдуманных поступков героини (история с Анатолем Курагиным).

Любовь к князю Андрею с новой силой пробуждается в Наташе. Она покидает Москву с обозом, в котором оказывается и раненый Болконский. Наташей ещё овладевает непомерное чувство любви, сострадания. Она самоотверженна до конца. Смерть князя Андрея лишает жизнь Наташи смысла. Известие же о гибели Пети заставляет героиню преодолеть свое беда, чтобы удержать старушку-мать от безумного отчаяния. Наташа «думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни —любовь — ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь».

После замужества Наташа отказывается от светской жизни, от «всех своих очарований» и всецело отдается семейной жизни. Взаимопонимание супругов основано на способности «с необыкновенною ясностью и быстротой понимать и вещать мысли приятель друга путем, противным всем правилам логики». Таков идеал семейного счастья. Таков толстовский идеал «мира».

Мысли Толстого о подлинном предназначении женщины, думается, не устарели и в наши дни. Конечно, заметную роль в сегодняшней жизни играют женщины, посвятившие себя политической или общественной деятельности. Но все же многие наши современницы выбирают то, что выбрали для себя любимые героини Толстого. Да и так ли уж это мало — любить и быть любимой?

2. Патриотическая тема в лирике Ахматовой

Археологи обнаружили скелеты, принадлежавшие вампирам

Надоело прятать свои зубы? Теперь можно отбеливать зубы дома!

Нажмите мышкой на свой ЗНАК 97% предсказаний СБЫВАЮТСЯ!

Тяжело больная Тимошенко начала творить непредсказуемое

Врачи извлекли из мальчика живую рыбку

Олень предсказал сборной России по футболу неплохое будущее

Ахматовой было 25, когда в ее изысканный, наполненный красотой, любовью, литературой, служением Музе мир ворвалась война. «Мы на сто лет состарились, и это тогда случилось в час один», — начинается стихотворение «Памяти 19 июля 1914 года».

Из памяти, как груз отныне лишний,

Исчезли тени песен и страстей.

Ей — опустевшей — приказал Всевышний

Стать страшной книгой грозовых вестей.

Да и трудно думать и писать о другом, когда повсюду «Над ребятами стонут солдатки, /Вдовий плач по деревне звенит».

После революции встал вопрос об эмиграции. Уехало так много близких! Но слишком дороги оказались родная земля, родная речь.

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

После революции несчастья следовали одно за другим. Был расстрелян Гумилев, ее бывший муж; друзья и подруги уезжали, погибали или просто пропадали. Увозят в тюрьму сына Льва. Она проводит бесконечные семнадцать месяцев в тюремных очередях — и пишет стихи, которые потом составят поэму «Реквием».

Каким бесстрашием надо было обладать, чтобы в те годы сочинять такие стихи.

Началась Великая Отечественная война. Ахматову она застала в Ленинграде. Когда-то, после революции, она не смогла покинуть Россию, теперь для нее так же немыслимо представить, что можно отдать ее врагу.

Никто не заказывает ей стихи. Они пишутся по велению сердца — и сразу приобретают всенародную известность. В критическое время, под бомбежками, она оказывается нужна — даже «Правда» не брезгует ее стихами, печатает знаменитое «Мужество»:

Не страшно под пулями мертвыми лечь.

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово,

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Судьба Ахматовой — образец достоинства, силы и мужества. Маленькая хрупкая женщина, которую не смогла сломить вся государственная машина.

3. Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у Царских Врат,

Причастный Тайнам,- плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Стихотворение А. Блока "Девушка пела в церковном хоре" было написано в августе 1905 года, в кровавое время первой русской революции. Стихотворение противопоставляет иллюзии, связанные с верой в счастливое будущее; надежду, подаренную молитвой и весь настоящий ужас, боль, безысходную правду войны.

 

Стихотворение построено на антитезе двух композиционных и смысловых частей: в первой Александр Блок рисует храм, где в полумраке девушка, прекрасная, как ангел, поёт о всех, кого война заставила уйти в чужие края и забыть радость мирной жизни: корабль символизирует ушедших в море; а молитва - надежду на светлое и радостное будущее; скорбь тех, кто остался в отчаянном и тревожном ожидании. Святость храма, песни и красота девушки дарят иллюзию того, что всё будет хорошо; поющая настолько прекрасна, что кажется, будто в мире не может быть ничего плохого.

Вторая же часть: "И только высоко, у Царских Врат, /Причастный Тайнам,- плакал ребенок /О том, что никто не придет назад", - раскрывает всю безысходную правду. При чтении стихотворения переживания сменяют друг друга: томление от неизвестности, песня – надежда девушки и чувство обреченности, вызванной плачем малыша. В этом плаче нет места иллюзиям; маленький ребёнок символизирует божественную истину, скорбь самого Бога. Плач младенца оставляет ощущение незамутнённой иллюзиями, голой боли и правды. Понимая окружающих мир по – своему, не умея объяснить то, что чувствуют, дети способны предугадывать события. И ребенку дано знание, "что никто не придет назад".

Стихотворение не имеет определённого размера, смешиваются двусложные и трёхсложные размеры (акцентный, или свободный стих) - чтобы не нарушить ритм, приходится двусложные части читать медленнее, нараспев. В первой части, в сочетании с алитерацией на "л" и "р", на тихие шипящие и тишиной, которая является частью атмосферы храма, акцентный стих вызывает чувство вечности, мелодичной напевности. В последней же части ясно чувствуется алитериция на звонкие согласные, что создаёт ощущение надрывности.

В стихотворении "девушка пела в церковном хоре…” А. Блок раскрывает мир во всей его противоречивости. С одной стороны, мы видим святость молитвы и великую скорбь. С другой, люди способны на такое кровавое и жестокое действо, как война. И это противоречие невозможно разрешить, его можно лишь охватить единым взглядом.

Б4

1. 5 марта 1953 г. умер Сталин, и с его смертью началась новая эпоха в жизни государства.

Н.С.Хрущеву с группой высших руководителей удалось вырвать власть из рук Берии. Он был арестован, осужден и расстрелян. В сентябре 1953 г. Хрущева избрали первым секретарем ЦК КПСС.

В результате внутрипартийной борьбы в 1957 г. он занял должность Председателя Совета министров. Хрущев, став главой партии и руководителем правительства, сконцентрировал в своих руках всю полноту власти. Курс социальных и политических реформ получил гарантию продолжения.

Была прекращена подготовка к процессам над «врагами народа» (дело врачей, ленинградское дело). Ликвидирован ГУЛАГ. МГБ переименован в Комитет Государственной безопасности при Совмине СССР. Началась реабилитация жертв репрессий, пересмотрено 16 тыс. дел. За фальсификацию преданы суду некоторые руководители органов безопасности. В печати началась критика политики Сталина.

На 20-м съезде КПСС в феврале 1956 г. Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». В нем содержались сведения о массовых репрессиях 30-40 гг. Их причины связывались с отступлениями от марксистского понимания роли личности в истории и с амбициозным характером Сталина.

Данные доклада были доведены до всех партячеек, что положило начало перемен в общественном сознании к преодолению влияния культа личности Сталина. Продолжилась работа по оправданию жертв сталинизма. В 1956 г. начался процесс реабилитации репрессированных народов и возвращение их на родину.

Началась демократизация партийной и государственной жизни, регулярно проводились пленумы и съезды партии, были расширены права союзных республик, дополнительные полномочия получили местные Советы.

Изменение курса партии на демократизацию было враждебно встречено группой партийных чиновников во главе с Г.М.Маленковым, В.М.Молотовым, Л.М.Кагановичем и др. На июльском Пленуме ЦК в 1957 г. они попытались отстранить от руководства страной Хрущева. Однако большинство секретарей обкомов, партруководителей и значительная часть общества поддержали Хрущева.

22 июля 1957 г. благодаря авторитету Г.К.Жукова были собраны члены ЦК, и из его состава исключили участников «антипартийной группы».

Важным событием в истории страны стал 22-й съезд КПСС, на котором было продолжено развенчание «культа личности Сталина». Тело «вождя народов» вынесли из мавзолея, переименовали города, убрали памятники.

На съезде была утверждена новая программа партии, разработанная под руководством Хрущева. В ней декларировался курс на построение материально-технической базы коммунизма. Для осуществления этой задачи отводилось 20 лет, будущему поколению обещалась «светлая» жизнь в развитом коммунистическом обществе. Это было ярким примером хрущевского «волюнтаризма», который впоследствии поставили ему в вину.Правительство стало проводить расширенные социальные программы. Этот период отмечен всплеском коммунистического идеализма и ожесточенной борьбой с религией. Большое недовольство высших партийных функционеров вызвало расширение прав местных партячеек и введенная система ротации управленческих кадров.

В 1962 г. Хрущев провел крайне непопулярную реформу органов управления, которые были разделены на промышленные и сельскохозяйственные. Это значительно увеличило и без того огромное количество бюрократии.

13 октября 1964 г. Пленум ЦК КПСС принял решение об отстранении Н.С.Хрущева от всех занимаемых должностей. С обвинительным докладом выступил М.А.Суслов.

Хрущева уличили в нарушении принципов коллективного руководства, в ошибках ведения международной политики и др.

За десятилетие хрущевской «оттепели» произошло значительное смягчение тоталитаризма

Во второй половине XIX века перед Россией вновь встает проблема модернизации страны, а значит, необходимости срочных преобразований. Происходят бурные изменения в структуре общества, появляются новые слои (пролетариат, разночинцы), российская общественность делится на несколько противоположных лагерей, ведущих непрерывную борьбу друг с другом, постоянно меняющих и состав, и программу действий. Появляются понятия консерваторов, либералов и радикалов, славянофилов и западников. Идеи социализма и нигилизма будоражат лучшие умы, вызывают жаркие споры. Литература становится “трибуной” для проповедования социальных и политических идей авторов. И среди этого “брожения умов” появляется произведение, где мы видим попытку отразить происходящие процессы как бы со стороны, с точки зрения безличного наблюдателя. Это роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

В произведении автор показывает основные направления российской мысли своего времени. Причем в романе как бы собраны представители различных течений, и отношения между ними отражают основные аспекты борьбы в обществе.

Произведение построено на нескольких конфликтах, и дин из них — конфликт идеологий двух слоев общества, старого и нового: дворянства и разночинцев. Первая встреча типичного дворянина старой закалки с сыном лекаря Евгением Базаровым с первого же момента выявляет резкие различия в их образе жизни и мыслей. Кирсанов-старший — англоман, не позволяющий себе отступить от своих раз и навсегда устаревших правил, самоуверенный и принципиальный. Его выхоленные белые руки, на которые Тургенев обращает особое внимание, не допускают и возможности такого “проявления либерализма”, как физический труд. Такую же подтянутость, вышколенность и традиционность Павел Петрович проявляет и в своих убеждениях: “Мы, люди старого порядка... полагаем, что без принсипов... шагу ступить, дохнуть нельзя”. Он тоже, как бы в подражание молодежи, высказывает претензии на следование новым веянием века (пепельница в форме лаптя на столе). Эта деталь — напоминание о том, что идеи представителей консервативного дворянства тоже не стояли на месте в своем развитии: в лозунге “православие, самодержавие, народность” последний аспект тоже был претензией на свободу мыслей. Но средства его осуществления явно не были новыми для России, как не ново было презрение Павла Петровича к мужику, всячески подчеркиваемое поднесением к носу надушенного платка при разговоре и т. д.

Евгений Базаров — представитель противоположного лагеря радикально настроенных нигилистов. Весь его внешний вид, манера говорить и вести себя указывают на особый образ мыслей. Базаров во всем противоположен Павлу Петровичу: длинные волосы, свободного покроя одежда, загрубелые руки, краткая, отрывистая речь (впрочем, точные и объемные по содержанию фразы в некоторые моменты присущи и Кирсанову). Первая неприязнь этих двух людей при встрече, жаркие споры, сопровождаемые язвительным озлоблением отставного военного и неоправданной самоуверенностью молодого ученого, дуэль — все это проявления непримиримой борьбы консервативного и радикального направлений, перенесенной Тургеневым на межличностные отношения. Их взгляды на жизнь полярно противоположны, совершенно различны мнения как по вопросам, наиболее важным для России того периода (необходимость деятельности или возможность пассивности, отношение к науке и религии, к приятию зарубежного опыта развития), так и незначительным в общественном масштабе, но важной для каждой личности в отдельности (принципиальность, убеждения, честь, любовь и пр.). Но в своем противоречии друг другу эти два течения похожи, как похожи Базаров и Кирсанов-старший. Оба с сознанием собственного превосходства смотрят на окружающих, не признают возражений и несогласия со своими теориями, презирают (правда, по разным причинам) крестьянский люд. Оба они одинаково принципиальны, ведь в своем отрицании принципов (“Нигилист — это человек, который... не принимает ни принципа на веру...”) Базаров проявляет консервативную закостенелость мысли не меньше, чем его противник. К тому же и Евгений, и Павел Петрович необычайно религиозны, но у них разные религии, что и приводит к их спору, а затем и к дуэли. Изобразив эту особенность характеров героев, Тургенев как бы предсказывает религиозную направленность многих общественных течений в России, т. е. процесс замены объекта верования на другой при сохранении привычки русских людей к обожествлению и преклонению (нечаевщина, богостроительство и т. д.). И совершенно бесполезная, ни к чему не приведшая дуэль Кирсанова и молодого нигилиста подчеркивает бессмысленность всей борьбы между этими течениями, а финал произведения указывает на несостоятельность всей теории нигилизма, невозможность жизни без ориентиров и убеждений для человека. Но в произведении отражены не только эти два враждующих между собой направления, в образах отца и сына Кирсановых можно видеть старого и молодого представителей либерального дворянства. В их изображении ясно видно отношение Тургенева ко всем либералам. Гордый своим “свободным” образом мыслей, Николай Петрович вызывает лишь усмешку, когда начинает рассуждать о преобразованиях в своих имениях: по сути, они вовсе не являются либеральными и никак не облегчают участь крестьян. А восторженность и увлекаемость Аркадия напоминает об оторванности от реальности и от народа современной автору либеральной интеллигенции. Отмечает Тургенев и растерянность Кирсанова-младшего перед практическими и хозяйственными проблемами, столь характерную для “преобразователей” того времени: “...нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?”

В современном Тургеневу обществе появляется и такой слой людей, которые, следуя за модой, проповедуют идеи то одного, то другого направления, не вникая в смысл и не понимая сути. В “Отцах и детях” это — Ситников и Кукшина. Эти два образа — яркая пародия на горе-либералов и социалистов, не имеющих приличного образования, не принимаемых и не одобряемых Тургеневым. Но в их диалогах также можно отличить отражение (пускай пародийное) основных направлений мысли: славянофилы и западники (“Вы славянофил!”), последователи Прудона и Фурье. Обсуждается проблема эмансипации женщин, причем автор явно не благоволит этому течению, показывая крайние его проявления. Тургенев отмечает основных личностей, интересующих в то время общество: Жорж Санд, Либих (причем сильно заметна разница в отношении к последнему недалекой Кукшиной: “Но не все еще готово.

Нужно еще Либиха почитать”, — и Базарова: “Но куда нам до Либиха!”) и пр.

Автор “Отцов и детей”, по сути, не принадлежал ни одному течению, описываемому в романе. Этим объясняется ироническое изображение различных общественных движений. Тургенев не показывает, какое из них более полезно для России, более прогрессивно или справедливо. Он не является пропагандистом своих идей, он лишь намечает основные настроения в обществе, подчеркивая их недостатки: непонимание нигилистами сути своей теории, как это было у Базарова, растерянность и внутренние противоречия либерального дворянства, закостенелость консерватизма. Характерна и явная, нескрываемая насмешка Тургенева над зачатками феминизма. Объективной, бесстрас<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: