Марковская И.М. Социометрические методы в психологии: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999.– 46 с (распечатка).




2. Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопр. психол. - 1984. - №4. - с. 69.

3. Смирнова Е.О. Детская психология. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.

 

Контрольные вопросы:

1. Что понимают под коллективом?

2. Какое положение ребенок-дошкольник может занимать в детском коллективе?

3. Чем характеризуется процесс дифференциации детского коллектива в дошкольном возрасте?

4. Что понимают под лидерством? Как оно проявляется в дошкольном возрасте?

5. Почему некоторые дошкольники становятся лидерами? Какими свойствами они обладают?

6. Что позволит ребенку стать лидером в группе детского сада?

7. Чем характеризуются дети, которые являются непринятыми в группе детского сада?

8. Почему дошкольники могут попасть в положение изолированного в группе детского сада?

9. Как следует поступить воспитателю в том случае, если в его группе есть ребенок, который оказался изолированным от других?

10. Какие методы может использовать психолог для того, чтобы определить структуру группы детского сада?

 

Психология дошкольного возраста

2ДОиИЯ4 (оч. ф. об.)

Преподаватели: Чупина В.Б.

Мартынова М.А.

Семинарское занятие №8

Тема: Типологические и индивидуально-психологические особенности дошкольников. Развитие личности в дошкольном возрасте.

Вопросы для обсуждения:

1. Психологическая характеристика детей разных типов темперамента.

2. Учет индивидуально-типологических особенностей детей в воспитании и обучении. Влияние оценки взрослого на детей с разным типом темперамента.

3. Личностное развитие в период дошкольного возраста (развитие самосознания, самооценки, самоконтроля, мотивационной сферы ребенка, появление первичных нравственных инстанций).

4. Половая идентификация и осознание своей индивидуальности.

 

Основные понятия: темперамент, половая идентификация, самосознание, самооценка, самоконтроль.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Найти и выписать определения основных понятий, заявленных к семинарскому занятию. Подготовиться к их обсуждению на занятии.

2. Подготовиться к терминологическому диктанту по материалам семинарских занятий №6-7.

Литература:

1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.

3. Смирнова Е.О. Детская психология. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.

4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

 

Контрольные вопросы:

1. Что понимают под темпераментом? Какие типы темперамента вам известны?

2. Дайте характеристику каждому из типов темперамента. Какие особенности характерны для дошкольников с разным типом темперамента?

3. Каким образом следует вести себя воспитателям и родителям по отношению к детям с разным типом темперамента?

4. Необходимо ли учитывать особенности темперамента в процессе обучения и воспитания дошкольников?

5. Какие основные линии в развитии личности можно выделить в дошкольном возрасте?

6. Какие изменения происходят в самосознании ребенка?

7. Каким образом изменяется самооценка ребенка в дошкольном возрасте? Какая самооценка является нормой для ребенка дошкольного возраста? С чем это связано?

8. Какие изменения происходят в мотивационной сфере ребенка в дошкольном детстве?

9. Каким образом ребенок в дошкольном возрасте усваивает представление о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Какова роль взрослого в этом процессе?

10. В каком возрасте ребенок начинает осознавать себя как представителя определенного пола? В чем это проявляется?

11. Наблюдаются ли различия между мальчиками и девочками в дошкольном возрасте.

 

 

Психология дошкольного возраста

2ДОиИЯ4 (оч. ф. об.)

Преподаватели: Чупина В.Б.

Мартынова М.А.

Семинарское занятие №9

Тема: Психологическая готовность к школе.

Вопросы для обсуждения:

1. Определение понятия «психологическая готовность к школе».

2. Компоненты (составляющие) психологической готовности к школе.

3. Условия подготовки детей к школе.

4. Диагностика психологической готовности к школе (методика Л.А. Ясюковой, методика Г. Витцлака, методики Н.И. Гуткиной, Д.Б. Эльконина).

 

Основные понятия: психологическая готовность к школе, интеллектуальная готовность, социально-психологическая (коммуникативная) готовность, мотивационная готовность, эмоционально-волевая готовность, физическая готовность, произвольность, внутренняя позиция школьника.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Найти и выписать определения основных понятий, заявленных к семинарскому занятию. Подготовиться к их обсуждению на занятии.

2. Познакомиться со следующими методиками, которые используются для определения готовности ребенка к обучению в школе:

· Методика Л.А. Ясюковой.

· Методика Г. Витцлака.

· Беседа для определения степени сформированности внутренней позиции школьника (авт. Н.И. Гуткина).

· Методика «Домик» (авт. Н.И. Гуткина).

· Методика «Графический диктант» (авт. Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер).

· Методика «Сапожки» (авт. Н.И. Гуткина).

· Методика «Образец и правило» (авт. Н.И. Гуткина).

 

Литература:

1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.

3. Смирнова Е.О. Детская психология. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.

4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

5. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов –н/Д: Феникс, 2006. – 382 с.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «психологическая готовность к школе». Какие ученые занимались ее изучением?

2. Какие компоненты (составляющие) в структуре психологической готовности ребенка к школе выделяют ученые? Охарактеризуйте каждый из них.

3. Какой из компонентов (составляющих) в структуре психологической готовности ребенка к школе является решающим для принятия решения о поступлении в первый класс?

4. Каким образом можно оценить сформированность каждого из компонентов психологической готовности к обучению в школе?

5. Какие условия способствуют успешному протеканию подготовки к обучению в школе?

6. Каким образом можно устранить недочеты в развитии отдельных компонентов психологической готовности к школе?

7. Какие методики предложены учеными для определения психологической готовности ребенка к школе?

8. Когда обычно проводится диагностика с целью определения готовности ребенка к школе?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: