Международный валютный фонд (МВФ), его цели. Формирование капитала МВФ. Виды кредитов МВФ.




Раздел 8. Международные валютно – финансовые и кредитные отношения

Тема 8.1 Международные финансово – кредитные организации.

План.

1. Международный валютный фонд (МВФ), его цели. Формирование капитала МВФ. Виды кредитов МВФ.

2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), его цели. Источни­ки ресурсов банка. Виды кредитов МБРР.

3. Парижский и Лондонский клубы.

Международный валютный фонд (МВФ), его цели. Формирование капитала МВФ. Виды кредитов МВФ.

Международный валютный фонд был создан на международной конференции в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир) в 1944 году. К настоящему времени в число его членов входит более 180 государств. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне (США), а её отделения размещены в Париже, Женеве, Токио и Нью-Йорке. Представительства фонда функционируют во всех государствах-членах.

Международный валютный фонд в качестве специализированного учреждения входит в систему ООН. В своей политике и деятельности он руководствуется уставом, известным как Статьи соглашений о МВФ в редакции 1978 года. Кроме того, внутренним документом выступают ежегодно обновляемые правила и процедуры, дополняющие и расширяющие устав по многим вопросам.

МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Это означает, что его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых ими по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР (специальных правах заимствования). Квота – ключевое звено во взаимоотношениях страны-члена с Фондом. Она определяет:- сумму подписки на капитал МВФ;- возможности использования ресурсов Фонда;- сумму СДР, получаемых страной при их очередном распределении;- количество голосов, которыми страна располагает в Фонде; Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле. При этом принимаются в расчет следующие показатели: ВВП, объем операций по текущим статьям платежного баланса, изменчивость (вариативность) величины текущих внешних поступлений, официальные золотовалютные резервы. Поэтому квоты распределяются неравномерно. После последнего увеличения капитала МВФ на долю 25 промышленно развитых государств приходится 62,8% общей суммы квот, в том числе: США – 17,5%, Японии – 6,3%, Германии – 6,1%, Великобритании – 5,1%, Франции – 5,1%, Италии и Канады – 3%, 15 стран – участниц ЕС – 30,3%. Россия по величине квоты в МВФ (5,9 млрд. СДР, или 8,3 млрд. долларов) занимает девятое место вслед за Канадой. На нее приходится 2,8% общей суммы квот стран-членов Фонда. В дополнение к собственному капиталу МВФ имеет возможность привлекать заемные средства. В соответствии с этим страны, входящие в «группу десяти», или их центральные банки (Бельгия, Великобритания, Италия, Канада, Немецкий Федеральный Банк, Нидерланды, США, Франция, Шведский Государственный Банк, Япония) заключили с Фондом Генеральные соглашения о займах, предусматривающие открытие кредитных линий Фонду на постоянно возобновляемой основе в тех случаях, когда нужно предотвратить или устранить расстройство международной валютной системы. Высший руководящий орган МВФ – Совет управляющих (см. приложение 1), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем (обычно, это министры финансов или руководители центральных банков). В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в устав, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Уникальность МВФ по сравнению с другими международными организациями определяется тем, что в своей деятельности он сочетает регулирующие, консультативные и финансовые функции, направленные на достижение целей, ради которых он был создан:- содействовать сбалансированному росту международной торговли;- поддерживать устойчивость обменных курсов валют;- способствовать созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям и устранению валютных ограничений, препятствующих росту международной торговли;- предоставлять государствам-членам кредитные ресурсы для регулирования несбалансированности внешних платежей;- служить форумом для консультаций и сотрудничества в области международных валютных вопросов.Таким образом, Международный валютный фонд занимается не только проблемами отдельных стран, но и вопросами функционирования международной валютной системы в целом.

Основные направления деятельности МВФ на современном этапе включают [18, с.7]:

1) консультирование государств-членов по внедрению мер политики, которые могут помочь им предотвратить или урегулировать финансовый кризис, добиться макроэкономической стабильности, ускорить экономический рост и снизить уровень бедности;

2) временное предоставление финансирования государствам-членам с целью помочь им в урегулировании проблем платежного баланса, то есть ситуации недостатка иностранной валюты вследствие того, что их платежи другим странам превышают их собственные валютные доходы;

3) оказание странам, по их просьбе, технической помощи и содействия в подготовке кадров, чтобы помочь им сформировать базу знаний и институты, необходимые для проведения обоснованной экономической политики.

В течение 2009 года МВФ направлял свои ресурсы на удовлетворение неотложных потребностей государств-членов в финансировании и рекомендациях по экономической политике. В период финансового кризиса Фонд сформулировал следующие приоритеты экономики, как на национальном, так и на международном уровнях:

- оздоровление балансов финансового сектора – решительные меры по рекапитализации банков и очистке их балансов – как необходимое условие обеспечения работы кредитных рынков и возобновления развития глобальной экономики;

- поддержка денежно-кредитной политики;

- предоставление бюджетных стимулов в глобальном масштабе в 2009-2010 г.г.;

- значительное увеличение официального международного финансирования, с целью облегчить положение стран с формирующимся рынком и стран с низкими доходами.

МВФ ставит целью построение более прочной мировой экономики и международной валютной системы после кризиса, вырабатывая рекомендации по вопросам экономической политики и способствуя достижению целей реформ, поставленных в четырех Стамбульских решениях, касающихся мандата Фонда, его роли в финансировании, надзора на многосторонней основе и управления. Программа работы, обсуждавшаяся Исполнительным советом Фонда, направлена на достижение этих целей.

Государства-члены МВФ выразили намерение продолжать политику поддержки экономики своих стран до тех пор, пока подъем не станет на более прочную основу, и сотрудничать в вопросах информирования о своих стратегиях «выхода» и в реализации этих стратегий. В целях содействия достижению этой цели государствами-членами МВФ в настоящее время проводит тщательный анализ стратегий «выхода», в том числе сворачивания аккомодационных мер в области налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, а также политики в отношении финансового сектора.

Также проводится работа по укреплению международной валютной системы. При пересмотре своего мандата МВФ сформулирует в общих чертах, что ожидается от Фонда в сегодняшнем мире, в том числе в отношении надзора, кредитования и функционирования международной валютной системы. В ходе этого пересмотра будет дана оценка надлежащего объема ресурсов МВФ и его распределения между квотами и заемными ресурсами. Будет рассмотрена также роль Фонда в финансировании, а также вопрос о дальнейшем развитии инструментов МВФ как убедительной альтернативы самострахованию и накоплению чрезмерного объема резервов. В ходе этого обсуждения будут оценены возможности опоры на такие ресурсы, как гибкая кредитная линия и превентивные договоренности с высоким уровнем доступа, как на средство предоставления странам более эффективной помощи в противодействии изменчивости финансовых потоков при сохранении достаточно надежных механизмов защиты. Кроме того, Исполнительный совет рассмотрит причины нестабильности в международной валютной системе и возможности диверсификации запаса резервных активов. Этот анализ позволит также по-новому взглянуть на методы осуществления экономического надзора.

Фонду поручено оказать содействие в претворении в жизнь принятой Группой 20-ти «Основы уверенного, устойчивого и сбалансированного роста», что открывает возможности для существенного повышения действенности надзора за экономикой наиболее системно значимых государств-членов Фонда. Исполнительный совет обсудит эту основу и процедуры, определяющие роль МВФ во взаимных оценках Группы 20-ти. МВФ будет и впредь анализировать глобальные тематические вопросы, включая политику стран, финансовый сектор которых относительно велик в сравнении с размером их экономики, а также ход преодоления кризиса в странах с формирующимся рынком.

Планируется проведение реформы квот и управления. Международный валютно-финансовый комитет призвал Исполнительный совет обеспечить выполнение поставленной задачи по проведению реформы к январю 2011 года, с тем чтобы увеличить долю квот динамичных стран с формирующимся рынком и развивающихся стран как минимум на 5 процентов за счет перераспределения квот от стран с чрезмерным представительством в пользу стран с недостаточным представительством, приняв за основу действующую формулу расчета, и при этом не допустить сокращения доли голосов беднейших стран.

В отношении стран с низкими доходами МВФ предпринимает шаги по реализации новой модели дохода в полном объеме, включая продажу золота, и по привлечению ресурсов на цели кредитования и субсидирования, необходимых для содействия согласованному удвоению объема имеющихся у МВФ льготных кредитных ресурсов.

Кроме того, принимая во внимание потребности своих наиболее уязвимых государств-членов в период после кризиса, МВФ проанализирует, какие посткризисные меры политики в некоторых странах с низкими доходами, возможно, нуждаются в адаптации в целях сохранения устойчивости долговой ситуации и, в то же время, содействия росту экономики и управлению процессом макроэкономической и финансовой стабилизации [19, с.1].

Вопрос 2.Весомое значение на международной арене имеет такой институт как группа Всемирного банка (ВБ), которая включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и четыре подразделения Всемирного банка.

Международный банк реконструкции и развития является специализированным учреждением ООН, созданным одновременно с МВФ в Бреттон-Вудсе в 1944 году. Штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне (США). Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики путем предоставления долгосрочных кредитов. Первоначально же МБРР был создан для стабилизации экономики стран Западной Европы, пострадавших во время второй мировой войны. Позднее его деятельность распространилась на страны Азии, Африки, Латинской Америки.

Всемирный банк является одним из важнейших источников финансовой и технической помощи, оказываемой развивающимся странам мира. Его предназначение – бороться с бедностью с энтузиазмом и профессионализмом, стремясь к достижению устойчивых результатов, и помогать людям улучшать условия своей жизни и состояние окружающей среды, предоставляя им ресурсы, делясь знаниями, способствуя наращиванию потенциала и укреплению партнерских отношений в государственном и частном секторах.

Международный банк реконструкции и развития, как и МВФ, организован по аналогии с акционерной компанией, поэтому размер взноса в капитал определяет возможность влияния страны на его деятельность. Наибольшая доля в капитале (16,8%), а значит, и наибольшее число голосов принадлежит США. Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками проводятся раз в год, совместно с МВФ. Вообще, деятельность Международного банка реконструкции и развития и Международного валютного фонда взаимно увязана, они дополняют друг друга, причем членом банка может стать только член Международного валютного фонда, а членство также определяется квотой.

Специфика Всемирного банка заключается в наличии у него четырех подразделений:

1. Международная ассоциация развития (МАР), созданная в 1960 году, объединяет ныне более ста шестидесяти членов. Целью её деятельности является предоставление льготных беспроцентных кредитов наименее развитым странам – членам МБРР для поощрения экспорта товаров из развитых стран в беднейшие регионы. Ассоциация координирует свою деятельность с МБРР, а также совместно с ним кредитует инвестиционные проекты, особенно в африканских странах, где находятся наиболее бедные регионы мира.

2.Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в 1956 году и ныне объединяет более ста семидесяти членов. Она проводит иную стратегическую линию, чем МБРР и MAP. МФК призвана содействовать экономическому развитию путем оказания активной финансовой поддержки частному сектору. В своей кредитной деятельности МФК в отличие от МБРР и MAP не пользуется государственными гарантиями, которые для кредитов МБРР и MAP обязательны. MФК берет на себя все риски. Поэтому отбор проектов проводится с особой тщательностью. Выделяемые МФК кредиты обычно не превышают 25% стоимости проекта. МФК располагает более широким набором инструментов, чем МБРР. Она не только предоставляет кредиты, но и приобретает акции компаний. Но при этом Корпорация не стремится к закреплению своих прав собственности. Ее задача заключается в привлечении за счет своего авторитета частных инвесторов. Поэтому МФК регулярно обновляет структуру портфеля акций. МФК предоставляет также гарантии по займам, оказывает консультативные услуги. Подобно МБРР, МФК основную массу ресурсов мобилизует на мировом финансовом рынке. Но ее финансовые возможности значительно уже, чем у МБРР. Но, располагая сравнительно ограниченными финансовыми ресурсами, МФК выполняет важную роль катализатора инвестиционных процессов. МФК занимается анализом состояния фондовых рынков в странах с развивающимися рынками, регулярно публикует эти данные. Тем самым она способствует привлечению на них иностранных инвесторов.

В структурном отношении кредиты и инвестиции МФК отличаются от ссуд МБРР. Банк очень умеренно кредитует обрабатывающую промышленность, а для МФК - это одно из ведущих направлений кредитования. Но кредиты МФК в социальную сферу ограниченны. Кредиты МФК предоставляются в среднем на срок 7-8 лет, максимально - на 15 лет.

В настоящее время МФК выделяет пять стратегических приоритетов в интересах обеспечения наибольшего эффекта своих усилий в области устойчивого развития:

· больше внимания рынкам с повышенным уровнем риска, особенно в плане усиления поддержки малых и средних предприятий;

· налаживание долгосрочных партнерских отношений с теми компаниями из развивающихся стран, которые становятся глобальными игроками;

· использование таких преимуществ МФК по сравнению с организациями-конкурентами, как компетентность в вопросах устойчивого ведения бизнеса;

· устранение препятствий на пути частных инвестиций в инфраструктуру, здравоохранение и образование;

· развитие внутренних финансовых рынков посредством наращивания потенциала и использования инновационных финансовых продуктов.

По всем новым инвестиционным проектам МФК четко формулирует ожидаемое воздействие на устойчивое развитие, и проводит оценку качества достигнутых результатов по мере реализации проекта.

3.Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ) создано в 1988 году в целях содействия потоку прямых инвестиций в развивающиеся страны. Оно предоставляет гарантии по коммерческим и политическим рискам, к которым относятся чаще всего: отмена конвертируемости валюты, национализация имущества, военные действия, смена политического режима и другие.

МАГИ страхует инвестиции от некоммерческих рисков. К ним относятся: экспроприация имущества инвестора, военные действия, политические катаклизмы, отмена конвертируемости валюты, невыполнение контракта вследствие правительственного решения.

К инвестициям, которые могут быть застрахованы, относятся: взносы в денежной или материальной форме в акционерный капитал; ссуды, предоставленные или гарантированные акционерами; некоторые формы неакционерных прямых инвестиций. Обычный срок гарантий инвестиций 15 лет, но возможно до 20 лет. Гарантии могут покрывать до 90% вложенных средств. МАГИ координирует свою деятельность с национальными страховыми компаниями.

МАГИ также консультирует государственные органы в развивающихся странах по вопросам привлечения инвестиций, оказывает посреднические услуги при возникновении инвестиционных споров, занимается распространением информации, организует международные встречи и переговоры.

4.Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), созданный в 1966 г., содействует привлечению иностранных инвестиций, обеспечивая международные механизмы урегулирования инвестиционных споров в арбитражном порядке.

Многие международные соглашения об инвестициях содержат ссылки на арбитражное разбирательство в МЦУИС. Центр занимается также исследовательской работой и публикацией материалов по вопросам арбитражного права и законодательства, регулирующего иностранные инвестиции.

Проекты и операции Всемирного банка направлены на поддержку стратегий сокращения бедности, реализуемых странами с низким и средним уровнем дохода. Страны разрабатывают стратегии на основе широкого спектра реформ и инвестиций, с высокой долей вероятности способных улучшить условия жизни населения – от обеспечения всеобщего обучения до строительства удовлетворительной дорожной сети, от качественного медицинского обслуживания до совершенствования государственного управления и обеспечения экономического роста в интересах всех слоёв населения. Параллельно Банк стремится к увязке оказываемого им содействия с приоритетами страны и к гармонизации своей программы помощи с программами, разработанными другими учреждениями, чтобы оказываемая помощь принесла максимальный результат.

Кроме того, Всемирный банк прилагает усилия к решению проблем глобального масштаба в целом ряде областей – от международной торговли до изменения климата и облегчения долгового бремени. Он ведёт эту работу исходя из конкретики социально-экономического положения каждой страны, приспосабливая свои программы к её потенциалу и потребностям.

За истекшие годы функции Банка значительно расширилась. Современный ВБ не только предоставляет разнообразные виды кредитов, но и участвует в акционерном капитале предприятий, страхует инвестиции, оказывает консультативные услуги. Банк ведет мониторинг внешней задолженности и платежеспособности, анализирует тенденции формирования финансовых рынков в странах, осуществляющих переход к рыночной экономике. Широко известны научные исследования под эгидой Всемирного банка.

В настоящее время в соответствии с Декларацией тысячелетия Всемирный банк сосредоточил свою деятельность на достижение целей развития тысячелетия.[6] В переходный период к третьему тысячелетию под эгидой ООН были сформулированы восемь целей, на достижение которых должны быть направлены усилия международных организаций. Цели развития тысячелетия должны быть достигнуты к 2015 году и включают в себя следующие:

- ликвидация нищеты и голода;

- обеспечение всеобщего начального образования;

- поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;

- сокращение детской смертности;

- улучшение охраны материнства;

- борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;

- обеспечение устойчивого развития окружающей среды;

- формирование глобального партнерства в целях развития.

Решая глобальные задачи развития человечества, Всемирный банк, используя механизм предоставления кредитов МБРР, кредитует страны со средним уровнем дохода по процентным ставкам, соответствующим уровню рынка этих стран. Другая финансовая организация Всемирного банка МАР кредитует страны с низким уровнем дохода по минимальным процентным ставкам или без процентов.

Таким образом, существует единая группа Всемирного банка, играющая ведущую роль в осуществлении инвестиций в развивающиеся страны и оказывающая поддержку беднейшим регионам мира.

1.1. Европейский банк реконструкции и развития

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – международная организация, созданная на основе Соглашения от 29 мая 1990 г. Учредителями ЕБРР были 40 стран - все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Впоследствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами. Его членами могут быть, помимо европейских стран, все члены МВФ. В настоящее время акционерами ЕБРР являются 60 стран (в том числе все европейские страны), а также Европейский союз и ЕИБ.

Главная задача ЕБРР - содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой рыночной экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. В настоящее время ЕБРР осуществляет свои операции в 27 странах Европы и Азии. В целях реализации основной задачи Банка - способствовать переходу стран Центральной и Восточной Европы к рыночной экономике - Уставом ЕБРР предусмотрены следующие функции:

• содействие развитию, образованию и расширению конкурентоспособного частного сектора, в первую очередь малого и среднего предпринимательства;

• мобилизация иностранного и местного капиталов для выполнения вышеуказанной деятельности;

• осуществление инвестиций в производственную сферу, а также в финансовый сектор и сферу услуг, которые необходимы для поддержки частной инициативы;

• оказание технического содействия для подготовки и реализации проектов;

• стимулирование развития национальных рынков капитала;

• оказание поддержки экономически выгодным проектам, в которых участвует несколько стран-бенефициаров;

• активное проведение операции природоохранного характера, а также направленных на обеспечение устойчивого развития;

• выполнение других функций, направленных на развитие вышеизложенных задач.

В отличие от других международных финансовых организаций Устав Банка (Статья 1) содержит политический мандат, предусматривающий, что страны, где Банк осуществляет свои операции, должны соблюдать принципы многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики.

ЕБРР активно поощряет развитие частных коммерческих и промышленных

предприятий и обязан не менее 60% своих ресурсов направлять в негосударственный сектор. При этом предоставления государственных гарантий по таким проектам не требуется, и они осуществляются исключительно на основе расчетов окупаемости и с учетом степени риска. Другими словами, при реализации операций в

частном секторе ЕБРР действует как коммерческий банк, готовый брать на себя высокий риск.

Банк принимает к рассмотрению любые проекты. Важнейшим условием

при рассмотрении заявки, которое определяет дальнейшую судьбу такого проекта, являются качество предоставленных материалов и их соответствие мировым стандартам в области проектного финансирования.

Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями. Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций в регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предоставлении кредитов и гарантий, а также инвестировании средств в акционерные капиталы. Эта деятельность дополняется кредитованием инфраструктуры или других проектов в государственном секторе, которые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран.

Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР:

• использует разнообразные инструменты для гибкого кредитования на основе общепринятых в развитых странах стандартов банковской деятельности;

• гармонично сочетает реализацию задач, намеченных стратегией операций по секторам, с не предусмотренными стратегией операциями, поддерживающими инициативы частного сектора;

• сотрудничает с частными инвесторами, их консультантами, а также с коммерческими банками;

• сотрудничает с правительствами в осуществлении долгосрочных планов развития;

• осуществляет взаимодействие с международными финансовыми организациями;

• гармонично сочетает межгосударственный и региональный подходы;

• стремится обеспечить сохранение и улучшение окружающей среды.

При принятии решений ЕБРР руководствуется политикой в области основной деятельности и стратегиями по странам, утвержденными Советом директоров. Стратегии по странам включают анализ политических и экономических событий и определяют приоритетные сферы деятельности. В ряде случаев выявленные Банком потребности в помощи имеют общий характер для большинства стран региона, и стратегия объединяет стремление стимулировать производственные инвестиции в каждой стране.

Многие государства испытывают трудности в политической, организационной и экономической областях, обусловленные социально-экономической нестабильностью, отсутствием разработанной законодательной базы и неопределенностью рыночных условий. В отдельных случаях это приводило к задержкам в использовании выделенных ЕБРР средств. Учет этих факторов помог ЕБРР разработать достаточно четкие модели отбора проектов.

В своей деятельности ЕБРР натолкнулся на сдержанность международных инвесторов и коммерческих банков в отношении расширения кредитования проектов в частном секторе. Это выявило значение ЕБРР как катализатора инвестиций. Нежелание некоторых правительств предоставлять гарантии для проектов в области инфраструктуры в своих странах также сдерживает операции ЕБРР. Деятельность по линии технического сотрудничества прямо или косвенно поддерживает инвестиции и кредиты ЕБРР; она сосредоточена на подготовке проектов, исследованиях отраслей экономики и консультативных услугах. Поэтому ее значение в работе ЕБРР достаточно велико. Важным аспектом деятельности ЕБРР являются подготовка управленческих кадров и повышение квалификации специалистов во всех странах и на разных уровнях. Поэтому обучение положено в основу деятельности ЕБРР и осуществляется при выполнении почти всех его проектов.

В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для предприятий частного и государственного секторов, переходящих на рыночные методы хозяйствования: предоставление кредитов (включая совместное финансирование) на развитие производства; инвестирование в акционерный капитал предприятий; гарантированное размещение ценных бумаг; облегчение доступа на рынки капитала путем предоставления гарантий и оказания содействия в других формах; размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями, определяющими их использование; предоставление займов (включая софинансирование) и оказание технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры (в том числе природоохранные программы); предоставление гарантий по экспортно-импортным операциям в рамках программы поддержки внешней торговли.

В качестве наиболее важных направлений кредитно-финансовой политики ЕБРР выделяются финансовый сектор, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт и агробизнес. Особое внимание по-прежнему уделяется приватизации.

1.2. Банк международных расчетов (БМР)

Важное место среди международных финансовых институтов занимает Банк международных расчетов (БМР), который был создан в 1930 году на международной конференции в Базеле. Его организаторами были эмиссионные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана. По существу, это банк центральных банков государств-участников. В связи с этим акциями этого банка могут владеть только центральные банки. Ныне в числе 34 членов БМР все страны Западной Европы, 6 государств Восточной Европы, которые вступили в довоенный период и остались его акционерами в силу преемственности; США, Япония, Австралия, ЮАР, а также Россия (1996 г.) Официально США не участвовали в создании БМР. Однако федеральные резервные банки поддерживают с БМР корреспондентские отношения и другие контакты. Хотя США участвуют в БМР, традиционно лидирующее положение в нем принадлежит странам Западной Европы в отличие от МВФ и группы Всемирного банка.

В ответ на критику в адрес БМР, где преобладало влияние Западной Европы, этот Банк с 1996 г. стал принимать новых членов. В их числе центральные банки стран Азии (Таиланда, Малайзии), Аргентины, Европейский центральный банк. Вступление России (1996 г.) в БМР расширило возможности участия Центрального банка Российской Федерации в работе комитетов и комиссий этого банка, где осуществляется консультирование по актуальным вопросам деятельности центральных банков.

Центральные банки являются основателями, руководителями и клиентами БМР, который стал международным банком центральных банков. С 2002 г. только центральные банки имеют право владеть его акциями. В этой связи были выкуплены акции частных акционеров (72,6 тыс.), которым принадлежало почти 14% капитала, но они не имели права голоса. Операции с коммерческими банками и частными лицами БМР может осуществлять лишь с согласия центрального банка соответствующей страны.

БМР организован в форме акционерного общества с капиталом в 1,5 млрд золотых франков (оплачено 19,7%).

Органами управления БМР являются общее собрание акционеров и совет директоров в составе управляющих 13 центральных банков (в том числе Германии, Бельгии, Франции, Великобритании, Италии, являвшихся основателями Банка) и правление. Остальные члены ограничиваются получением дивидендов и статусом клиента.

На БМР по Уставу возложены две основные функции: 1) содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные условия для международных финансовых операций; 2) действовать в качестве банка-агента или банка-депозитария при проведении международных кредитных и других операций своих членов.

Исходя из этих функций БМР выполняет следующие операции:

• депозитно-ссудные операции с центральными банками;

• прием правительственных вкладов по особым соглашениям;

• операции с валютой и ценными бумагами (кроме акций);

• куплю-продажу и хранение золота (золотые запасы БМР 210 т), сделки своп с золотом;

• операции на мировых рынках (валют, кредитов, ценных бумаг, золота) в качестве агента или корреспондента центральных банков;

• содействие развитию взаимных международных расчетов на основе соглашений с центральными банками.

В соответствии с уставом операции банка должны согласовываться с денежно-кредитной политикой центральных банков соответствующих стран. Банку не разрешено открывать текущие счета и предоставлять кредиты правительствам.

Основной источник ресурсов БМР - краткосрочные вклады (до трех месяцев) центральных банков в иностранной валюте или золоте.

Для выплаты процентов по ним Банк размещает их на рыночных условиях в других центральных банках, международных организациях или в банках-корреспондентах. Основной активной операцией БМР является предоставление валютных кредитов центральным банкам.

Кроме того, БМР, будучи организатором сотрудничества центральных банков, выполняет ряд специфических функций: совместное проведение международных операций, взаимные консультации по валютно-финансовым вопросам, агентские функции.

В начале 2000-х гг. разработаны новые требования (Базель-2) по определению достаточности капитала с учетом рисков, по банковскому надзору и соблюдению рыночной дисциплины (прозрачность и достоверность информации). Эти требования, ориентированные на крупные банки развитых стран и не учитывающие специфику менее развитых государств, были реализованы к 2008 г. Иногда рекомендации, подготовленные БМР на базе соглашения, имеют большее значение, чем межгосударственные решения.

БМР осуществляет некоторые специальные функции, в частности совместные валютные интервенции центральных банков с целью поддержания курсов ведущих валют, а также в качестве попечителя по межправительственным кредитам. Центральные банки возложили на БМР функцию наблюдения за состоянием и функционированием еврорынка. На основе получаемой от центральных банков информации БМР применяет собственную, наиболее корректную методику исчисления объема этого рынка, не подчиняющегося национальному законодательству.

БМР участвует в межгосударственном регулировании международных валютно-кредитных отношений в целях их стабилизации, организует встречи управляющих центральными банками с целью координации мировой валютной и кредитной политики.

Специфика БМР заключается в строго конфиденциальном характере его деятельности, как и ежемесячных заседаний Базельского клуба (в который входят страны - члены Банка), где обсуждаются актуальные проблемы и перспективы валютно-кредитных отношений. Это определяет место БМР как органа, дополняющего МВФ и группу ВБ, с которыми он имеет тесные связи. БМР имеет административный пост во Временном комитете МВФ и в «группе десяти», сотрудничает с организациями ЕС.

БМР - ведущий информационно-исследовательский центр. Годовые отчеты Банка - одно из авторитетных экономических изданий в мире.

БМР превратился из западноевропейской в международную валютно-кредитную организацию по составу участников и характеру деятельности. Это обусловлено тем, что БМР является международным банком центральных банков, агентом и распорядителем в различных международных валютных, расчетных и финансовых операциях, центром экономических исследований и форумом международного валютно-кредитного сотрудничества.

 

1.3. Международные региональные банки развития

 

Наряду с глобальным банком развития - группой Всемирного банка функционируют международные региональные банки развития (МРБР - Межамериканский, Африканский, Азиатский) и специализированные банки. Они предоставляют кредиты и техническую помощь развивающимся странам в целях их социально-экономического развития.

Межамериканский банк развития - международная финансовая организация, созданная в 1959 г. с целью финансовой поддержки экономики стран Латинской Америки и Карибского бассейна.

Банк создан в 1959 году по принципу акционерного общества 19 американскими государствами. Позднее другими акционерами банка стали неамериканские государства.

Позднее были созданы другие финансовые организации, связанные с деятельностью Межамериканского банка развития: 1986 г - Межамериканская инвестиционная корпорация и в 1993 г. - Многосторонний инвестиционный фонд.

Все три организации: Межамериканский банк развития, Межамериканская инвестиционная корпорация и Многостороннй инвестиционный фонд образуют группу Межамериканского банка развития.

Акционерами банка в настоящее время являются 47 государств с разным статусом. 26 государств-членов банка имеют право на получение кредита, а 21 не имеют такого права.

Банк предоставляет займы правит<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: