Под проектной деятельностью понимается целенаправленно организованная творческая или научно-исследовательская работа студента по разрешению одной из актуальных проблем (или ее аспектов) современной жизни.
Цели проектной деятельности:
- формирование ключевых компетенций, необходимых сегодня каждому члену современного общества;
- сотрудничество, партнерство преподавателя и студента, их совместный поиск новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом;
- воспитание активного, ответственного гражданина и творческого созидателя.
Задачи проектной деятельности в учебном процессе:
- обучение планированию (студент должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (студент должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- развитие умения анализировать и критически мыслить;
- развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, четко оформлять и презентовать информацию, иметь понятие о библиографии);
- формирование позитивного отношения к деятельности (студент должен проявлять инициативу, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Учебные проекты могут выполняться индивидуально или в подгруппе. Могут иметь краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный характер.
Виды проектов
Информационные проекты. Направлены на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении: ознакомление участников проекта с конкретной информацией и ее обработка уже для широкой аудитории – анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы.
Исследовательские проекты. Подразумевается деятельность студентов, направленная на решение творческой проблемы с заранее неизвестным решением. Обязательна постановка проблемы, формулирование гипотезы и разработка исследовательских действий.
Прикладные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников: документ, буклет, путеводитель, словарь и др. Должна быть возможность их внедрения в практику.
Интернет-проекты. Работа студента организована на основе компьютерной телекоммуникации.
Формы (жанры) проекта:
Сайт
Презентация
Стенд
Альбом
Выставка
Буклет
Реферат
Наглядный материал: плакаты, диаграммы, схемы
Заочные и очные экскурсии
Видеофильм
Музыкально-литературная композиция
Рекламный ролик
Составление родословной
Биографические очерки
При выполнении проекта важно обратить внимание на следующие основные моменты:
Проблема проекта | «Почему?» (это важно для меня лично) | Актуальность проблемы - мотивация |
Цель проекта | «Зачем» (мы делаем проект) | Целеполагание |
Задачи проекта | «Что?» (для этого мы делаем) | Постановка задач |
Методы и способы | «Как?» (мы это можем делать) | Выбор способов и методов, планирование |
Результат | «Что получится?» (как решение проблемы) | Ожидаемый результат |
Этапы работы над проектом:
В процессе работы над проектом студент под контролем руководителя планирует своюдеятельность по этапам и срокам их прохождения.
· Подготовка – сентябрь. Выбор темы.
· Планирование – сентябрь-октябрь:
- определение цели и задач работы, источников информации и литературы, способов сбора и анализа информации, способа представления результатов (форма отчета, продукта проекта)
- определение своего места (роли) в проекте (если проект групповой).
· Поиск и изучение литературы – октябрь.
· Проведение исследования: интервью, опросы, наблюдения, отбор, систематизация и анализ информации, формулирование выводов – ноябрь- декабрь.
· Подготовка продукта проекта и сдача на проверку руководителю – декабрь-январь.
· Представление продукта своей (или групповой) деятельности на конференции или на уроке - февраль
· Проведение оценки (самооценки) результатов работы.
Критерии оценки проекта
· актуальность и практическая значимость темы,
· соответствие темы ее содержанию,
· степень самостоятельности,
· уровень творчества, оригинальность подходов, решений,
· объем исследованной литературы и других источников информации,
· четкость, стиль и грамотность изложения, соблюдение требований к оформлению проекта.
Примерные темы индивидуальных проектов (по выбору):
· Сценарий телевизионной программы о жизни публичной персоны: биографические факты, вопросы для интервью и др.
· Экскурсия по родному городу (достопримечательности, разработка маршрута).
· Путеводитель по родному краю: визитная карточка, история, география, экологическая обстановка, фольклор.
Задания для самостоятельной работы:
Подготовить индивидуальный проект (по выбору):
· Сценарий телевизионной программы о жизни публичной персоны: биографические факты, вопросы для интервью и др.
Используйте материалы из учебника, стр.11,23,33,45,57,67-68; фотографии, соответствующие интернет ресурсы.
· Экскурсия по родному городу (презентация достопримечательностей, разработка маршрута).
Используйте материалы из учебника, стр.81,82,101,111,122-124; фотографии, соответствующие интернет ресурсы.
· Путеводитель по родному краю: визитная карточка, история, география, экологическая обстановка, фольклор.
Используйте материалы из учебника, стр.81,82,101,111,122-124;138-139,149, 159,171,180-183; фотографии, соответствующие интернет ресурсы.
Требования к оформлению
Оформление проекта зависит от его жанра. Обязательными структурными компонентами научно-исследовательского проекта являются:
· Титульный лист
· Содержание
· Введение
· Основная часть
· Заключение
· Список использованных ресурсов
Обязательными структурными компонентами творческого проекта, представляемого в печатном (буклет, альбом, стенд) или электронном виде (сайт, презентация, видеоролик и т.д.), являются:
· Титульный лист
· Аннотация (краткое описание проекта, его актуальности, целей и процесса выполнения работы)
· Список использованных ресурсов
· Приложение (сам проект в электронном или печатном виде)
Текст работы выполняют с использованием компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 шрифтом TimesNewRoman.
Размеры полей: левое – 3см; правое – 1,5см; верхнее и нижнее – 2см.
Размер шрифта всего текста, включая заголовки, – 14; в таблицах допускается применять меньший размер шрифта.
Междустрочный интервал – одинарный. Абзацный отступ 1,5см.; допускается 1,25см.