Психологические теории юности.




Юность определяют как стадию развития, начинающуюся

с полового созревания и заканчивающуюся наступлением взрослости. Юность охватывает возрастной период от 14—15 до 20 лет.

Существует множество теорий юности: психологических,

биологических, социологических.

1. Согласно биологическим теориям, юность — это определенный этап эволюции организма, при котором биологические процессы роста детерминируют все остальные. В юношеском возрасте завершается физическое развитие человека. Замедляется рост тела в длину, причем девушки достигают полного роста быстрее, в среднем к 16—17 годам, тогда как юноши — к 17—18. Увеличиваются вес и мускульная сила. Центральным биологическим процессом этого возраста является половое созревание.

2. В психологических теориях юности акцент делается на закономерностях психической эволюций, характерных чертах внутреннего мира и самосознания. Психологические теории определяют юношеский период как стадию духовного развития, которая характеризуется открытием «я», развитием личностной рефлексии.

3. Юность как определенный этап социализации, как переход от

зависимости детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого представлена в социологических теориях.

 

Социальная ситуация развития в юношеском возрасте

Юность — период в развитии, соответствующий переходу от

подр о сткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это

определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте:

юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Положение ребенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержание и направление его жизнедеятельности. Роли, выполняемые, ребенком, качественно отличаются от ролей взрослых, и это ясно осознают обе стороны.

Развитие человека в период юности может идти несколькими путями. Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии.

При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.

 

Этапы взрослости.

Кризисы на этапе взрослости

Кризис 17 лет возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни. Многие 17-летние школьники ориентируются на продолжение своего образования. Выпускники школ, которые надеются получить высшее образование, делятся на тех, кто надеется на помощь родителей, скорее всего на платный вуз, вторые полагаются на свои силы. Для тех, кто переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Это ответственность перед собой и родителями за выбор, страх перед новой взрослой жизнью, страх перед возможными ошибками, неудачами поступления в вуз, у юношей — страх перед армией.

Для юности характерны три варианта жизненного пути:

• обучение;

• поиски работы;

• для юношей — служба в армии.

Обучение в высшем учебном заведении

Современные студенты отмечают определенные преимущества образования и поступления на работу. Вуз помогает получить определенную профессию, обеспечивает будущее и дает время убедиться в правильности выбора своей профессии.

Работа в отличие от образования дает материальную независимость, что помогает подростку почувствовать себя взрослым. Сейчас многие студенты совмещают учебу с работой.

Поиски работы

При поступлении на работу у всех возникают одинаковые проблемы. Нужно уметь правильно представить себя, чтобы тебя выбрали, но это сложно из-за недостатка опыта. Когда работа найдена, предстоят период адаптации на рабочем месте, приобретение знаний, умений, навыков, опыта.

Армия

Служба в армии — это тоже еще одна резкая смена образа жизни. Страшат режим, беспрекословное подчинение старшим по званию.

В наше время в армии существуют две важные проблемы:

«горячие точки» и дедовщина.

В армии устанавливаются иерархические отношения; солдаты делятся на группы: старых — новичков, вожаков — «низов». «Низы» должны подчиняться «верхам» и исполнять за них работу.

Бегство от общества

Здесь речь идет о бегстве в наркотики, религиозные секты и т.д. Западные психологи говорят о юношеских религиях. Н. Ремшмидт считал, что религии подчиняют волю человека определенному вождю, который якобы может спасти мир и всех людей. Эти религии приводят к разрыву с семьей, друзьями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: