РОДИТЕЛЬСКАЯ НЕРЕАЛЬНОСТЬ




Конфликт между принятием себя и потребностью в привязанности порождает бунт против родительских ценно­стей. Этот бунт, однако, бессилен изменить глубоко лежащее чувство покорности, он лишь служит формой протеста. Бес­силие попытки изменить родительские ценности видно в случае человека, который в детстве бунтовал против жесткой дисциплины, но сам столь же суров со своими собственны­ми детьми. Барбара, о которой мы говорили в первой главе, отметила, что пугает детей так же, как ее когда-то пугала мать, несмотря на то, что сознает позицию матери. Многие люди, став взрослыми, забывают о том, каково им было в детстве. Они забывают, как им было несладко, когда их зас­тавляли есть то, что они не любят, рано отправляться спать, чувствовать, что их ограничивают, и они точно так же огра­ничивают собственных детей. Забыть свое детское непови­новение, значит вытеснить свою ненависть к родителям, ко­торая привела к бессознательной идентификации с ними.

Большинство детей растут с иллюзией, что их жизнь будет не такой, как жизнь родителей. Каждый из них убежден, что будет счастлив там, где родителям не повезло. Необходимость такой иллюзии очевидна. Если бы не иллюзии, несчастье во многих домах повергало бы в отчаяние. Но иллюзия ослепляет человека и форсирует провалы и несчастья. Она сулит нереальность. Помочь па­циенту достичь инсайта и осознать те иллюзии, которые присутствовали в жизни его родителей, — значит помочь ему в конце концов понять и свои собственные иллюзии. Это важная часть терапевтического процесса.

Один молодой человек описал подобный инсайт: «Придя домой, я посмотрел несколько дальше, заглянул за влияние моей матери. Она не думает об армии как о реальности, для нее это кошмар. Она не принимает про­исходящих в жизни неприятностей: наступления старости, смерти, моих неудач, наших ограниченных возможностей. Я увидел, что мне необходимо стать более объективным и отстраниться от той нереальности, которую навязали мне мои любящие родители».

Базисная нереальность невротичной родительской любви, которая навязывается ребенку, — отрицание теле­сной жизни, а значит и стремления к удовольствию, кото­рое человек получает от двигательной активности и теле­сного контакта. Для многих родителей жизнь тела ста­виться ниже достижения, повиновения, интеллектуальнос­ти, они игнорируют значимость телесного удовольствия. В результате, ребенок теряет способность самоутверждать­ся, проявлять агрессию для того, чтобы потребовать это удовольствие. Для невротичного родителя жизнь тела ир­рациональна, непредсказуема и полна опасности. Его тре­вожность возникает из страха собственной вытесненной силы и сексуальности, которую он проецирует на внешний мир. Существование вроде бы требует приручить живот­ное в новорожденном организме. Это осуществляется с помощью постоянного давления на ребенка, которое вы­ражается, к примеру, такими словами: «Веди себя прилич­но!», «Будь умницей!», «Тихо!», «Лежи смирно!». В резуль­тате форсируется диссоциация ребенка с его собственным телом и подавляются его чувства. Вот слова пациентки, описывающие эффект родительского подхода: «В моем теле нет ничего активного. Я всегда чувствовала, что если я в нем (в теле), то я недееспособна. Мои родители все­гда боялись, что я упаду. Они всегда боялись, что я уро­ню что-то, и когда они кричали, я, конечно же, все ро­няла. Я никогда не доверяла своему телу, поэтому я разви­вала интеллект, чтобы скрыть ощущения безжизненности и пустоты».

Потом она добавила: «Когда вы отвергаете свое тело, вы становитесь нагим духом, ищущим это тело, что­бы войти в него». Человек, который не живет в своем теле, вынужден жить через тела других людей. По этой причине многие матери чрезмерно вовлечены в своих детей и совершенно не учитывают их собственные по­требности.

Отвержение тела вызывает широко распространен­ную шизоидную иллюзию «неагрессивности». Одна моя пациентка описала своего мужа словами, которые подхо­дят многим шизоидам: «Он не понимает, зачем в жизни бывают неприятности. Он думает, мир мог бы существо­вать без ненависти. Все должны придти к согласию». Та­кого мира не существует и не может существовать. Чело­век, который пытается функционировать на этой основе, живет в нереальности. Он создает эту иллюзию, чтобы компенсировать отсутствие агрессии. Без адекватного самодействия, пользуясь понятием Радо, ши­зоид чувствует беспомощность, он не может обеспечить себе удовлетворение своих желаний. Его личность фикси­руется на инфантильном уровне. Дальше его иллюзия при­водит к уверенности, что человек может получить заботу, не напрягаясь при этом сам. Это знакомая сказка незавер­шенного инфантильного создания, которое пребывает в иллюзии, что кто-то будет удовлетворять его инфантиль­ные желания, а с его стороны не потребуется никаких усилий.

Отказ от агрессии редуцирует способность орга­низма к удовольствию. Во взрослой жизни удоволь­ствие — это активный процесс, то есть удовлетворение своих желаний путем активных действий. Это вовсе не значит, что взрослый человек не может пассивно переживать удовольствие, но пассивного удовольствия недо­статочно для того, чтобы поддерживать здоровую эмо­циональную жизнь. У ребенка, напротив, доминирует именно пассивное удовольствие. Страстное стремление к такому удовольствию, присущее множеству взрослых людей нашей культуры, отражает их фиксацию на ин­фантильном уровне функционирования. Иллюзия, что такое удовольствие может удовлетворить потребности взрослого человека, удерживает его от агрессии. Кон­цепция Радо о недостатке удовольствия у шизоида ва­лидна, но этот недостаток детерминируется отказом от агрессии и отрицанием тела.

Психологическое понятие слова «агрессия» не имеет отношения к результату движения. Агрессивное движение может быть конструктивным и деструктивным, любовным и нежным или полным ненависти и жестоко­сти. Само по себе слово означает лишь «движение к», которое противоположно «движению от». Агрессивные действия позволяют человеку вступить во взаимоотноше­ния с людьми, вещами и ситуациями. По этой причине агрессивные действия синтоничны эго. Они нацелены на удовлетворение потребностей. Физиологическая противо­положность агрессии — регрессия. Регрессируя, человек отказывается от потребности и возвращается на тот уро­вень функционирования, где эта потребность уже не вы­ступает как императив. Поскольку потребности удовлет­воряются во внешнем мире, агрессия означает, что чело­век ориентирован на реальность. При регрессии же он отворачивается от мира, уходит от реальности, отступа­ет в иллюзию.

ЦАРСТВОВАНИЕ ИЛЛЮЗИЙ

В нашей культуре широко распространены две иллю­зии: одна связана с деньгами, а другая — с сексом. Иллюзия о всемогуществе денег, подразумевая, что они способны раз­решить любые проблемы и принести их владельцу радость и счастье, ответственна за поклонение деньгам. Если же при­сутствует вера во всемогущество секса, то люди начинают поклоняться ему. По мнению тех, кто разделяет эти иллю­зии, сексапильность, как и деньги, является силой, способ­ной раскрыть небесные врата. Для многих людей деньги и секс становятся царствующими божествами.

Каждый шизоид, с которым я работал, разделял иллюзию о всемогуществе секса. Несмотря на понимание того, что ее никак нельзя назвать «богиней любви», каж­дая шизоидная девушка в глубине своего существа уверена в своей сексуальной неотразимости. Некоторые из них «разыгрывают» это, у других это чувство скрыто страхом и тревожностью. Такая иллюзия придает сексу особую значимость, пренебрегая всей личностью в целом. В сво­ей предыдущей книге «Любовь и оргазм» я подчеркивал, что секс и личность — это две стороны одной монеты. Попытка оторвать секс от его основы в личности в це­лом, приводит к иллюзии сексуальной «искушенности».

Сексуально «искушенный» человек пользуется сек­сом как инструментом силы. Это нарушает его функцио­нирование. Вместо того, чтобы быть экспрессией чувства к сексуальному партнеру, секс становится маневром, под­крепляющим эго или устанавливающим его превосходство. Мужчина, играющий роль неотразимого «Казаковы», ста­рается исполнить образ эго как «великого любовника». Женщина, которая видит себя «сексуальной», уверена, что ее сексапильность устанавливает превосходство ее фемининности.

Насколько иллюзия такой «сексуальности» может быть далека от реальности, видно на рисунке 12.

Рисунок 12

Пациентка, нарисовавшая эту фигуру, прокоммен­тировала свой рисунок так: «Она кажется пустяком. Ее тело выглядит скучным. У нее поддельная улыбка. Я чув­ствую, что у меня самой бывает такое выражение. У меня похожая фигура, сексуальная и женственная».

Как же можно видеть фигуру как «пустяк» и од­новременно считать ее «сексуальной и женственной»? Мысль о том, что можно объединить эти противополож­ности, основана на взгляде на женщину, как на округлое, мягкое, пустое тело с большой грудью и бедрами, кото­рое очень нравится мужчинам. Плоская грудь, мальчи­шеские бедра, сильное тело обнаруживает маскулинную идентификацию и предполагает гомосексуальную пози­цию. То, что секс — это экспрессия чувства, и что тело без чувства лишено сексуальности, подтверждает именно то, что отрицают шизоиды. Иллюзорная «сексуальность» создает ложную видимость, скрывая истинное положение вещей и путая сексуальную «искушенность» с сексуаль­ной зрелостью.

Эта иллюзия, как и многие другие, возникает как преувеличение детской ситуации. Она представляет со­бой фиксацию на эдиповом уровне и является усилением инцестуозных чувств между детьми и родителями. Если девочка будет сознавать отцовский интерес к ней как к сексуальному объекту, у нее возникнет иллюзия. Она бу­дет откликаться на этот интерес, исходя из стремления получить поддержку и выражение привязанности, и бес­сознательно адаптировать роль сексуального объекта как способа получить эту привязанность и поддержку от дру­гих мужчин.

Женщина, рассматривающая себя как сексуальный объект, уверена в том, что она неотразимо сексапильна. Она может испытывать отвращение к собственному телу, но при этом не сомневаться в том, что обладает силой, соблазняющей мужчину. Если даже отец не смог проти­востоять ее чарам, то, что же остается всем прочим муж­чинам? Такая женщина тратит энергию на то, чтобы со­вершенствовать свою сексапильность, будто именно она составляет смысл всей ее личности. Ее манеры и вне­шний вид будут выражать поверхностную «сексуальность», скрывая ее внутренние чувства. Она будет соблазнять тех мужчин, незрелость которых соответствует ее собствен­ной незрелости. С ними она может снова пережить свою неотразимость, но в то же время жаловаться психотера­певту, что «мужчины не могут не тянуть ко мне свои руки». Поскольку «сексуальность» составляет столь зна­чительную часть ее личности, она не сознает, что ее поведение соблазняет мужчин. Она так легко флиртует, вертит бедрами так свободно, и ее наряды так провоци­руют! Так как ее иллюзия зависит от мужского отклика, она непременно будет вести распутный образ жизни, переживая при этом безнадежную потребность сохранить свою иллюзию.

Сексуально «искушенная» женщина не может стать завершенной женщиной. Ее сексуальная активность не приносит удовлетворения. Она оргастически импотентна, а ее образ женственности постоянно расшатывается сек­суальной фрустрированностью. Отчаявшись найти любовь в сексе, она впадает в состояние еще большей безнадеж­ности, и круг замыкается.

В норме, отцовскими чувствами к дочери руково­дит уважение к ее юности и невинности. Если он сексу­ально счастлив с женой, его привязанность к дочери сво­бодна от бессознательной сексуальной вины. Но в сексу­ально несчастной семье девочка невольно становится объектом, на который отец проецирует свое сексуальное неисполненное влечение, а мать — сексуальную вину. Мать начинает видеть в дочери проститутку, а отец — принцессу. Чувствуя, что ее отвергает мать, девочка в отчаянии оборачивается к отцу и принимает смесь люб­ви и сексуального интереса. У нее нет выбора, она вы­нуждена принять отцовский интерес. В дальнейшем эта ситуация осложняется тем фактом, что личность девоч­ки от четырех до шести лет особенно подвержена сексу­альному возбуждению, и по этой причине именно в этом возрасте может созреть преждевременный бутон сексуальности. Ее отклик на отца принимает форму фанта­зии, в которой она видит себя на месте матери. Однако страх инцеста заставляет ее диссоциироваться с реально­стью инфантильного тела и приводит к возникновению иллюзии, что она сексуально неотразима.

Конфликт современного мужчины возникает из-за противопоставленности его эго-ценностей и ценнос­тей тела. Эго думает о достижениях, а тело хочет удо­вольствия. Эго функционирует с помощью образов, а тело — с помощью чувств. Если образ и чувство совпада­ют, человек живет нормальной здоровой эмоциональной жизнью. Если же чувство подчинено или подавлено ради эго-представления, возникает иллюзия и наступает отча­яние. Иллюзия противоречит реальности телесного со­стояния, безнадежность уклоняется от потребностей тела.

За каждой иллюзией скрывается стремление к сво­боде и любви. Человек в состоянии безнадежности борет­ся за свободу и любовь с помощью иллюзии силы. В его уме сила — ключ к свободе и любви. Хотя эта иллюзия поддерживает его дух в отчаянии и беспомощности, мы увидели, что когда критический период детства остается позади, она же и сохраняет это отчаяние и эту беспо­мощность. Чтобы преодолеть иллюзию силы, необходимо пережить реальность и любовь как телесное чувствование. Это осуществляется путем концентрации на физических напряжениях тела. Когда человек почувствует ригидность собственного тела, он узнает, что не свободен, несмотря на бунт и неповиновение. Если он почувствует, что его тело «заморожено», то узнает, что скован, независимо от того, какова внешняя ситуация. Если он начинает созна­вать, что его дыхание ограничено, а подвижность сниже­на, он поймет, что неспособен любить.

Эмоциональное значение мышечного напряжения все еще недопонято. Эмоциональные неразрешенные кон­фликты детства структурируются в теле хроническими мускульными напряжениями, которые порабощают чело­века, ограничивая его подвижность и способность чув­ствовать. Необходимо устранить эти напряжения, которые, захватывая тело, портят, расщепляют и искажают его, и только тогда можно обрести внутреннюю свободу, без которой уверенность в том, что человек может воль­но думать, чувствовать и любить, всего лишь иллюзия.

Дошедший до отчаяния человек, как правило, не со­знает, что приютил в себе демоническую силу. Он рациона­лизирует свое поведение или оправдывается, объясняя его беспомощностью или безнадежностью. Он идентифициро­ван со своим демоном и неспособен объективно взглянуть на это. Демоническая сила составляет на этой стадии часть структуры характера человека, которую обязано защищать эго. Это напоминает троянского коня внутри города, ковар­ную опасность которого эго увидеть не может. Природа об­мана станет очевидной, и город окажется под угрозой бед­ствия только в тот момент, когда конь извергнет из своих недр вражеских воинов. Когда жизни или рассудку угрожает самодеструктивное поведение, человек может понять, что именно оно повинно в отчужденной пустоте его личности. Если прежде он мог оправдать свои действия как естествен­ный отклик на фрустрацию и непринятие, то теперь он по­падает в позицию, из которой они видны как компульсивность и даже как симптом заболевания. В этой точке тера­певт может распознать за компульсивностью демоническую силу и, анализируя ее элементы, ликвидировать ее актив­ность. Поскольку в каждой шизоидной личности присутству­ет демонический компонент, если мы хотим исцелить рас­щепленную личность, совершенно необходимо знать, как этот демон появляется.

Демонизм — это отрицание иллюзии. Демоничес­кие силы пытаются разрушить иллюзию и повергнуть че­ловека в отчаяние. Их оружие — цинизм и сомнение. При­крываясь рациональностью, демон прячет свою иррацио­нальную природу. Когда иллюзия рушится, как и предска­зывал демон, он нашептывает: «Покажи им, что тебе все равно». Его совет — самодеструкция, поскольку реально ни-

чего не произошло и на самом деле беспокоится не о чем. Он издевается над эго и расшатывает его стабиль­ность. Фактически он говорит эго: «Так ты думаешь, что сможешь жить без меня? Ты полагаешь, что твои иллю­зии могут тебя поддержать? Результат подобен восстанию экономически зависимых рабов. Голос демона — это голос отвергнутого тела, которое пытается взять верх над эго и опровергнуть его. Эго, полагаясь на иллюзию, становится беспомощным, когда эта иллюзия рухнула. Тело, призван­ное служить иллюзии, реагирует деструкцией, высвободив­шись из-под власти контролирующих сил. Оно преодоле­вает беспомощность эго и временно обретает власть над ним. Оно вспыхивает как негативная сила, как ненависть, которая крушит все, чего стремилась достичь иллюзия.

Ребенок рождается без иллюзий и без знания о добре и зле, о боге и дьяволе. Он рождается как живот­ный организм, поведение которого определено удовлетво­рением физических потребностей и стремлением к удо­вольствию. «Хорошо» и «плохо» начинают обретать смысл, когда он научается сопротивляться манящему телесному удовольствию и обуздывать агрессию. «Хороший» ребенок слушается и подчиняется, «плохой» — бунтует и не поко­ряется. Если он преодолевает родительскую авторитар­ность, то будет отвергать животные инстинкты в интере­сах выживания. Он «закопает» их под ложечкой в животе и заключит в капсулы мышечных контрактур. Брюшная стенка станет жесткой и тяжелой, ягодицы сожмутся, та­зовое дно поднимется, а диафрагма застынет. Изолиро­ванные и запертые инстинкты сексуальности и агрессии постепенно превратятся в порочность и ненависть. Отсе­чение сознательного управления и отвержение телесных проявлений форомирует их собственную «адскую терри­торию». Как раз во время этого процесса и рождается дьявол.

Демон возникает в человеке путем тех же психо­логических механизмов, что и его оригинал — Люцифер. Изначально Люцифер был ангелом божьим, который про­менял небеса на преисподнюю, потому что взбунтовался против авторитета всевышнего. До его бунта в небесном раю царил мир. Изгнание Люцифера соответствовало че­ловеческому падению, после того как змей ввел человека в искушение, и он съел запретный плод древа знания. И Люцифер, и человек нарушили божью волю, но Люцифер был повергнут в бездну, а человек, изгнанный из сада эдем­ского, остался между небом и землей.

Можно провести интересную параллель между тем, что дьявол находится в животе земли, и моим заявлени­ем, что в человеке дьявол проживает где-то в животе. Адское пламя тоже можно сравнить с огнем сексуального желания, локализованного в области живота. Плотское удо­вольствие это сильный соблазн, который дьявол использу­ет, чтобы заманить эго в адскую бездну. Эго борется с этой катастрофой, любой ценой стараясь сохранить конт­роль над телом. Ассоциированное с эго сознание проти­вопоставлено бессознательному или телу, то есть предста­вителю темных сил. Западня не сработает, и дьявол не может победить, пока тело полно жизни. В этой беско­нечной борьбе иллюзии эго постоянно подрываются ак­тивностью вытесненных чувств.

Как взаимодействует иллюзия и демоническая сила, можно увидеть на примере женщины, у которой есть иллюзия, что она является совершенной матерью. В ре­альности она часто действует таким образом, что разру­шает своего ребенка и отрицает свою иллюзию. Это не делается сознательно. Напротив, ее сознательное жела­ние — быть совершенной и иметь совершенного ребенка, но ведь никакой ребенок не может быть совершенным, и она переживает фрустрацию, когда он терпит неудачи. Под предлогом того, что «мать лучше знает», она отрица­ет возможность самостоятельного развития своего малы­ша, его собственной личности, не давая ему осуществлять саморегулирование. Сопротивление ребенка рассматрива­ется как обструкционистская тактика, в которой обвиня­ется его природная порочность. Если ее раздражение го­рой нависает над постоянными неудачами малыша, а он, конечно же, не откликается на это позитивно, она начинает испытывать по отношению к нему ненависть и ярость. Остается изумляться, как это «совершенная» мать может переживать такие чувства!

Конфликт между ребенком и его родителями все­гда приводит обе стороны к негативному результату. Ребе­нок не может победить родителей, от которых зависит его выживание и развитие. Но и родители не могут побе­дить его, поскольку он, хоть и подчиняется, но сохраняет внутри себя бунтарство. Бунт снова вспыхивает в отроче­стве, когда нахлынувшее сексуальное чувство мешает стремлению к независимости. Старая борьба возобновля­ется, только теперь ненависть сильнее захлестывает обе враждующие стороны. В такой ситуации, когда, в конце концов, наступает перемирие, молодой человек утрачивает положительные чувства к собственному телу и не иденти­фицируется с ним. Он становится тихим или приходит в крайнее отчаяние, и его личность приобретает шизоид­ные свойства. Родители теряют любовь своего ребенка, развитие которого они понять, не способны.

Демонический аспект матери, которая так обра­щается с собственным ребенком, заметен в неотступности и компульсивности, с которой она добивается своего. Конфликт между матерью и ребенком быстро теряет по­верхностное оправдание, что «так лучше для ребенка», и превращается в столкновение воли. Неудивительно, что это оборачивается войной; возникает насилие или угроза насилия. Я видел матерей, которые «нападали» на своих детей, и в их взгляде было столько ненависти и ярости, что у меня все сжималось внутри. Казалось, что если ре­бенок не будет соответствовать представлению матери о том, каким он должен быть, она уничтожит его. Это пред­ставление, которое мать проецирует на ребенка, отража­ет ее эго-представление о его счастье. Поскольку этот образ является проекцией ее образа себя, предполагает­ся, что ее действия должны обеспечить ребенку больше свободы или радости, чем досталось ей самой. Все это происходит на бессознательном уровне, в то время как сознанием владеет иллюзия совершенной матери. Именно демоническая сила направляет мать против ее сознатель­ных намерений.

Демонический аспект отчетливо проступает в вы­ражении лица матери, когда она приходит в ярость по отношению к ребенку. Брови в этот момент изгибаются, глаза чернеют, челюсть напрягается, говорить становится трудно. Тотальная экспрессия — подавляющая и умерщвля­ющая ярость, вызывающая впечатление, что сам демон поднялся из преисподней. Как не ужаснуться ребенку, ког­да он видит такое выражение лица? Говорят, что «и в аду нет ничего страшнее, чем презрение женщины». Если такая ярость возникает на лице взрослого человека, она опустошает личность ребенка, чья зависимость от матери делает его беспомощным в столкновении с ней. Образ ведьмы возникает из детского переживания такого демо­нического аспекта собственной матери.

Демоническое действие в отличии от нормально­го не синтонично эго; оно направлено против его воли, в противоположность эго-желанию и поэтому не является открытым выражением чувства. В демонической ярости, к примеру, брови могут быть изогнуты так, будто пытают­ся удержать разрушительную силу или отрицают ее, но полный ненависти взгляд, который человек не сознает, остается неприкрытым. Злость, в противоположность яро­сти и истерии, охватывает всю личность, и эго принима­ет ее. Демоническое действие соединено с механизмом отрицания: эго отрицает поступок, в то время как тело совершает действие. Термин «дьявольское» означает такое поведение, когда в момент совершения действия отрица­ется намерение его совершать. Человек, идентифициро­ванный только со своим эго, нечестен на бессознатель­ном уровне. Подобное поведение возникает из-за сильно­го чувства вины, которое порождает диссоциация созна­ния и телесного чувствования.

Мать, которая настроена против ребенка, на са­мом деле совершает самодеструктивное действие. Проек­ция ее образа на ребенка раскрывает бессознательную идентификацию с ним. Ее ненависть к ребенку — это отражение ненависти к себе самой. Отвергая индивидуаль­ность ребенка, она бессознательно отвергает свою соб­ственную индивидуальность. Ребенок — часть ее тела, ко­торая теперь должна жить независимой жизнью. Отсекая своего малыша от привязанности и тепла, она символи­чески отсекает себе руку или какую-то часть тела. Ребе­нок не только продолжение ее тела, он еще и экспрессия ее сексуальности. Вся ее вытесненная сексуальная вина, все вытесненные негативные чувства к собственному телу фокусируются на ребенке, который будет реагировать на такую проекцию ненавистью по отношению к матери, ко­торую та будет истолковывать как порок.

Если маленький ребенок ведет себя как демон, значит его естественные качества разрушены родителями, а их место заняли негативные силы, которые он вынуж­ден отрицать. Так жаль, что нормальная потребность ре­бенка в эротическом контакте часто рассматривается ро­дителями как тактика, с помощью которой он пытается «измотать» их или добиться от них внимания. В своей безответственной спонтанности ребенок может быть «дья­волом во плоти». Его естественные сексуальные интересы некоторые родители считают проявлением порочности. Его самое важное стремление быть свободным и веселым часто воспринимается как безответственная позиция. Если он не ест того, что выбрала для него мать, про него говорят, что он упрям. Все его действия определены тем, что он живет телесной жизнью, как животное. Он дей­ствует на основе принципа удовольствия. Он делает то, что чувствует как «хорошо» и избегает того, что «опас­но». Но для родителя, который отрицает собственное тело это невыносимо. По мнению многих родителей, ребенка надо контролировать и учить владеть собой, он должен адаптироваться ко взрослым ценностям и «бросить» тело, то есть начать отрицать свои естественные инстинкты. Неудивительно, что некоторые дети становятся настоящи­ми маленькими демонами, действия которых порочны. По­рок возникает в ребенке, который потерял надежду, что родители с пониманием откликнутся на открытое прояв­ление его чувств.

Материнский отклик на ребенка определен ее лич­ностью. Если она расслаблена и удовлетворена своим жен­ским функционированием, она распространит эти хоро­шие чувства на плод, созревший в ее браке. Если же она напряжена, фрустрирована и неуверена в своей роли жен­щины и жены, она будет теми же чувствами реагировать на детей. В моей предыдущей книге «Любовь и оргазм» я подчеркнул, что женщина не может полностью отделить свои чувства к ребенку от тех чувств, которые присут­ствовали, когда возникло это маленькое существо. Ее чув­ства по отношению к сексу будут определять ее подход к ребенку. Независимо от сознательного желания, ее сексу­альная вина и тревожность влияет на поведение и отно­шение к ребенку. То, как она обращается с телом ребен­ка, отражает ее чувства по отношению к своему телу. Я видел молодую женщину, которая ужаснулась, когда ее малыш срыгнул ей на платье. Она оттолкнула его от себя, будто он был какой-то грязной вещью. Экспрессию отвра­щения, которая может возникнуть на лице матери, когда она меняет малышу пеленки, он чувствует как отверже­ние. Нетерпимость некоторых матерей к детскому плачу показывает, насколько подавлены их собственные чувства. Мать, которая относится к ребенку, как к объекту или к тому, кем она владеет, действует демонически. Та­кой подход отрицает тот факт, что у ребенка есть чув­ства, и он «вырастает» на материнском отрицании своих чувств. Поскольку именно чувства определяют поведение, такая женщина манипулирует другими людьми в интере­сах исполнения своего образа эго. Она может и с мужем обходиться, как с сексуальным объектом, а ее сексуаль­ные отношения с ним, вместо того, чтобы выражать лю­бовь, станут спектаклем. Таким поведением женщина вы­ражает презрение к мужчине, которое ее эго, конечно же, отрицает. Ее подавленная ненависть и сексуальность становятся демонической силой, заставляющей ее действо­вать демонически. Поскольку она бессознательно отвергает своего мужа как мужчину, она будет отвергать как лич­ность и собственного ребенка. Демонизм матери всегда возникает из вытесненной сексуальности. Это иллюстри­рует рассказанный в первой главе случай Барбары, кото­рая считала себя эмансипированной женщиной: артистич­ной, либеральной, причисляя себя к богеме. Ее эмансипа­ция приняла форму перверсивного сексуального поведе­ния. Барбара считала, что ее поведение «показывало, что она выше сентиментальности, что сентиментальность ли­шена смысла». Тем самым «сентиментом», о котором она говорила, был секс как выражение любви. Ее поведение было бунтом против идеала, который, как правило, не имел для нее смысла. Этот идеал — чистота и достоин­ство человеческого тела. Начав с иллюзии эмансипации, Барбара закончила ощущением пустоты, утратой идентич­ности и коллапсированным телом. Ее претензии на сексу­альную эмансипированность были отрицанием потребнос­ти в любви и, по сути дела, являлись демоническими про­явлениями.

Мысль о том, что вытесненная и отторгнутая сек­суальность представляет собой фактор, искажающий лич­ность, в психиатрии не нова. Еще в 1919 году Райх отме­чал, что «шизофренический бред связан с генитальными ощущениями».2" Разница между иллюзией и бредом состо­ит в степени отклонения, которая соответствует шизоф­рении и шизоидному состоянию. При шизоидной личнос­ти генитальное возбуждение вызывает иллюзию эмансипа­ции, просвещенности, искушенности и сексуальной при­влекательности. При шизофреническом бреде изолирован­ное генитальное возбуждение порождает паранойяльные идеи с гомосексуальным компонентом.

Другой элемент, замаскированный демонической пустотой, — подавленная ярость. Каждый шизоид скрыва­ет в себе ярость, которая пробивается на поверхность в форме демонических разрушительных и сокрушающих импульсов. Она отличается от злости, которая синтонична эго и направляется им. Ярость напоминает изверже­ние вулкана, она сметает все на своем пути. Шизоид, заключая в себе такую взрывоопасную силу, постоянно чув­ствует ужас, боясь, что она выплеснется. Его защита про­тив внутренней ярости — ригидность и иммобильность, ко­торая также исполняет роль защиты от ужаса. То, что одни и те же защиты используются в обоих случаях, ука­зывает на тесную связь ужаса и ярости. Ужас шизоида — это страх импульсов убийства и разрушения, которые при­сутствуют в его личности. Ярость шизоида — это реакция на ужас.

Ужас и ярость возникают, когда ребенок пережи­вает отверженность. Он реагирует злостью на отрица­ние его прав на уникальность, неприкосновенность, не­зависимость. Но выражение злости часто встречается с родительской реакцией ненависти, усиливающей страх ре­бенка и превращающей злость в иррациональную ярость. К сожалению, такие паттерны действий и реагирования имеют тенденцию становиться хроническими, чего в ре­зультате ребенок чувствует себя все более и более оттор­гнутым, испуганным и явно отрицательным. У него нет путей выхода из конфликта, кроме как подавить свою ярость и поверхностно подчиниться родителям. В зави­симости от тяжести конфликта его личность будет про­являть типичные черты шизоидной структуры: ужас, не­нависть, отчаяние, иллюзии, и, наконец, порочное пове­дение, в котором эти негативные чувства находят свой выход наружу.

Во взрослой жизни подавленная ярость выражает­ся в самодеструктивных действиях, которые могут быть направлены как против себя, так и против собственных детей. Она может выплеснуться на супруга, с которым шизоид идентифицирован, а вот на кого-нибудь еще — довольно редко. Шизоид выплескивает свою ярость на тех, кто от него зависит, переворачивая, таким образом, ис­ходную детскую ситуацию, в которой он, беспомощным зависимым ребенком, пережил материнскую ярость. В сно­видениях, однако, может появляться исходный объект ярости. Так пациентка, рассказывая сон о своем отце, отметила: «Я не могла справиться с кипящей во мне кровью. Я была настолько зла, что чувствовала себя как разъя­ренная кошка. Я могла разодрать его на кусочки, бросить его пенис в мясорубку и размолоть его в кровавую массу».

Существование подавленной и взрывоопасной яро­сти шизоида ограничивает его отклики. Радо полагает, что «отсутствие или скудость 'промежуточных' откликов дела­ет его амбивалентность экстремальной и вынуждает его переключаться с чрезмерного страха на чрезмерную ярость, со слепого повиновения на слепой вызов и обрат­но».3" Суть, конечно, не в том, что бомба расположена «между» откликами. Она, скорее, либо взрывается, либо нет; пути, который мог бы постепенно разрядить это со­стояние, не существует. Отсутствие или недостаточная со­размерность откликов повинна в подавленной ярости боль­ше, чем, что бы то ни было. Подавленная ярость с ее убийственными импульсами, отвечает за шизоидную пози­цию, которую можно обозначить так: «все или ничего». Каждое решение — дело жизни и смерти, поскольку на глубоком уровне вопрос о том, делать или не делать, зат­рагивает проблему этой «погребенной» силы. Отворить дверь чувству, даже немного, для шизоида означает риско­вать вызвать внутренний шторм.

Демоническая сила, возникающая в результате ком­бинации вытесненной сексуальности и подавленной ярос­ти, фигурирует в сексуальных убийствах. Сексуальный убийца описывается как изувер. Это душевнобольной че­ловек, его действия выдают сумасшествие. Но убийство, как правило, бывает связано с сексом. Или, если взгля­нуть на это с другой стороны, сексуальные конфликты эмоционально нестабильного человека часто приводят его к убийству.

Демоническая сила шизоида скрыта, она «разыг­рывается» в более тонкой форме. Поскольку эго отрицает ее наличие, поверхностный вид индивидуума вполне бла­гообразен и приятен. Демон скрыт под маской ангела. Но этот «ангел» — человек с ригидным телом и «прикле­енной» улыбкой. Терапия такого типа характера часто тре­бует значительного времени, пока пациент не почувствует себя достаточно безопасно и не снимет маску, выразив свою негативную позицию. Позже это оборачивается тем, что негативная позиция присутствует все время, пока не появится вера в ценность терапии. Отсутствие доверия может и не быть наполненным демонической силой, но ничто не бывает более деструктивным для взаимоотноше­ний, чем глубоко скрытая негативность, которая замаски­рована видимой кооперативностью.

фрустрируют, потому что, несмотря на кажущуюся кооперативность, он отрицает свои чувства. Если возникает конфликт, эффект его улыбки и поверхностной приятнос­ти вынуждает другого человека чувствовать себя винова­тым. Даже если видишь под маской негативное отноше­ние, чувствуется, что изменить его невозможно. В конце концов, партнер по контакту начинает испытывать явно негативные чувства и ненависть, и это не всегда удается предотвратить. Шизоид уходит, прячась и защищая себя, и не сознает, что играет роль, провоцирующую сбой вза­имодействия.

«Отыгрывание» — более осмотрительная тактика. Она включает в себя отрицание собственного доверия или веры и проецирует это на другого человека. Под прикры­тием обвинения в недоверии («Я-то вас люблю, а вот вы меня не любите!», «Я даю, а вы только берете!»} могут выдвигаться требования, которые другому человеку выпол­нить невозможно. Вроде бы оправдываясь, шизоид застав­ляет партнера по взаимодействию почувствовать, что тот несет ответственность за все его, шизоида, несчастья. Та­кое поведение можно назвать «отыгрыванием», когда оно рационализировано и приписывается другому человеку или какой-то внешней силе.

Человек, находясь в контакте с телом и сознаю­щий свою собственную ненависть, не проецирует ее на других. Он сознает отсутствие сексуального чувства и не



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: