Группы 327/С «Логопедия»
На 9 семестр с 26.09.11 по 20.10.11
№ | Предмет | Форма отчета |
1. | Логопедия. | Экзамен |
2. | Технология формирования интонационной стороны речи | Зачет |
3. | Технология формирования темпо-ритмической организации устной речи при заикании | Зачет |
4. | Методика преподавания русского языка (спец.) 2ч.из 2х | Экзамен |
5. | Индивидуальные формы логопедической работы 2ч.из3х | Зачет |
6. | Литература с основами литературоведения 2ч.из 2х | Экзамен |
7. | Спецкурс (общепрофессионального цикла) | Зачет |
8. | Итоговая конференция по практике №2 (в ДОУ. Заикание) | Экзамен |
9. | Защита курсовой работы №2 | в 10 семестре |
10. | Установочная конференция по практике №3 (на логопункте) |
Задания для самостоятельной работы на межсессионный период для студентов по курсу «Технология формирования темпоритмической стороны речи при заикании»
1. Познакомиться с содержанием учебных пособий по курсу:
1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия»- М.: В.Секачев, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.- С.7-36.
2. Кузьмин Ю.И. Модели нормального процесса речи и механизмы речевых нарушений/ Хрестоматия. Логопедия. Заикание. – М.: В. Секачев, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.- С.168-169.
3. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. Ред. Г.В.Чиркиной. М.: Аркти, 2003. 240с.
4. Поварова И.А. Заикание. Диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи. – С.-Петербург: Речь, 2005.
5. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – СПб.: Питер, 2004.
2. Проанализировать данные пособия и ответить на вопросы:
- Дайте определение термина «Заикание» с точки зрения психофизиологии
- Охарактеризуйте организацию процессов нейродинамики при заикании? Перечислите виды речи и охарактеризуйте их нарушение при заикании.
- Приведите данные о временных характеристиках речи детей.
- Что входит в понятие «симптомокомплекс заикания»?
- Какие из перечисленных ниже средств относятся к интонационным? Распределите по группам: интенсивные, частотные, темпоральные, спектральные элементы: логическое ударение, словесное ударение, темп, фонетический слог, тембр, интненсивность, мелодика, диапазонная полоса, эмфатическая долгота.
- Роль временной организации (соразмерности) речевых движений в организации артикуляторного программирования высказывания и его опознании.
- Приемы ритмизации художественной прозы: регулирование величины межударных интервалов, характер размещения слов в синтагме, построение сегментов на основе стихотворных размеров (метроряды), характер величины смежных синтагм.
- Пользуясь правилами постановки логического ударения и движения тона, наметьте ударения, паузы и направления мелодики в следующих предложениях и сложных синтаксических целых.
Каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим курсом.
А теперь, друзья, пойдем и посмотрим его работы.
Воспитанный человек…Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились высокой похвалы.
Задания для самостоятельной работы на межсессионный период для студентов по курсу «Технология формирования интонационной стороны речи»
Проанализхируйте учебные пособия по курсу:
1.Педагогическое речеведение. Словарь-справочник./ Под ред. Т.А.Ладыженской и А.К.Михальской; сост. А.А.Князьков.- М.: Флинта, Наука, 1998.-312с.
2. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации: Учеб. пособие.- М.: Флинта: Наука, 1999.- 520 с.
3.Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка.- Л.. 1982.
4. Речь. Артикуляция, восприятие/ Под ред. Л.А. Чистович. – М., Л., 1963.
5.Златоустова Л.В. Фонетическая структура слова в потоке речи.- Казань, 1962.
6. Брызгунова Е.А. Практическая фонетика и интонация русского языка. – М., 1963.
7. Брызгунова Е.А. Интонация //Русская грамматика: В 2 т./ Гл. ред. Н.Ю.Шведова. – М., 1980. – Т.1.
Ознакомившись с литературными источниками ответьте на следующие вопросы:
1. Что является психофизиологической основой речи?
2. Перечислите виды речи. Определите роль и место интонации в организации речи.
3. Перечислите основные открытия первого этапа развития учения о просодии.
4. Перечислите основные открытия второго этапа развития интонологии.
5. Сгруппируйте элементы интонации при помощи акустических параметров.
6. Сравните интонацию речи учителя на уроке и выступающего на митинге, интонацию детской радиопередачи и программы новостей. Попробуйте описать интонацию этих видов текста, опираясь на свой опыт.
Составьте словарь основных терминов:
Современные лингвистические представления об интонации. Характеристика элементов по Л.В. Златоустовой, Е.К. Брызгуновой, Н.Д.Светозаровой, Т.М. Николаевой. Особенности просодических элементов. Единицы измерения: хронемы, тонемы, акцентемы. Взаимосвязь сегментной и супрасегментной организации речи. Позиции интонем.
Литература с основами литературоведения
Теоретические вопросы
1. Жанровое разнообразие лирики А.С. Пушкина в разные периоды творчества. Поэтика пушкинских элегий.
2. Проблематика и образный строй «маленьких трагедий» Пушкина. Средства раскрытия характера в драматических произведениях.
3. Романтическое звучание темы «свободы и одиночества» в лирике М.Ю. Лермонтова.
4. Средства психологического раскрытия характера в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
5. Реальное и фантастическое в «Вечерах на хуторе близь Диканьки» Н.В. Гоголя. Роль фантастики в художественном произведении.
6. Типы героев и особенности раскрытия характера в романном творчестве И.С. Тургенева.
7. Эволюция женских образов в творчестве Л.Н. Толстого.
8. Дети и проблема воспитания в произведениях Ф.М. Достоевского.
9. Способы выражения авторской позиции в пьесах А.П. Чехова.
10. Человек и мир в поэзии Ф.И. Тютчева. Образ звездного неба.
11. Лирический герой раннего творчества В.Маяковского.
12. Фольклорные мотивы и образы в лирике М. Цветаевой.
13. Определение поэзии и назначение пота в лирике Б.Пастернака.
14. Эволюция творчества С. Есенина: темы, жанры, лирический герой.
15. Христианские мотивы в творчестве писателей 1-й волны русской эмиграции (С.Шмелев, Б. Зайцев и др.).
16. Женские образы и характеры в произведениях А.И. Куприна.
17 Стилевое своеобразие рассказов И.А. Бунина (дореволюционного периода или на примере книги «Темные аллеи»).
18. Проблема жанра романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
19. Поэзия и поэтика русских символистов (К. Бальмонт, Ф. Сологуб, А. Блок и др.).
10. Средства раскрытия лирического «я» в поэзии А. Ахматовой.
21. Русский поэтический авангард: имена, эстетические принципы, поэтика (футуризм, ОБЭРИУ).
22. Нравственно-философская и социальная проблематика произведений В. Распутина.
23. Развитие жанра антиутопии в русской литературе ХХ века (Е Замятин «Мы». А. Платонов «Котлован». В. Тендряков «Покушение на миражи» или В. Войнович «Москва 2042», Л. Петрушевская «Новые робинзоны» - или другие произведения на выбор студентов).
24. Образы, характеры, уроки произведений В. Шукшина.
25. Основные черты «Другой прозы» (на примере творчества одного из писателей на выбор студентов).
Литература
основная:
1. История русской литературы: В 4 тт. – Л., 1980-1982.
2. История русской литературы ХIХ века (вторая половина) / Под ред. Н.Н. Скатова. – М., 1991.
3.Смирнова Л.А. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в.: Учебник для студентов педагогических институтов и университетов. – М., 1993.
4. Соколов А.Н. История русской литературы ХIХ в. (первая половина). – М., 1970 г.
5. Соколов А.Г. История русской литературы к. ХIХ – н. ХХ вв. – М., 1979.
6. Поэтические течения в русской литературе к. ХIХ – н. ХХ вв.: литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия. / Сост. А.Г. Соколов. – М., 1988.
дополнительная:
1. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. – М., 1998.
2. Альфонсов В.Поэзия Пастернака. – Л., 1990.
3. Альфонсов В. На слово нужно для жизни: В поэтическом мире Маяковского. – М., 1984.
4. Апухтина В.А. Проза В. Шукшина. – М., 1986.
5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1977.
6. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. – М., 1974.
7. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. – М.- Л., 1962.
8. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-1925 годов в комментариях. – М., 1993.
9. Грехнев В.А. Мир Пушкинской лирики. – Нижний Новгород, 1994.
10. Гуревич А.М. Романтизм Пушкина. – М., 1993.
11. Захаров А.Н Поэтика С. Есенина. – М., 1995.
12. Иезуитова Л.А. Творчество Леонида Андреева 1892-1906. – Л., 1976.
13. Ильин И. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелев. – М., 1991.
14. Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». – М, 1982.
15. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман.- Л, 1982.
16. Павловский А. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. – М., 1991.
17. Павловский А. Куст рябины: о поэзии Марины Цветаевой. – Л., 1989.
18. Русская литература серебряного века /Под ред В.В. Агеносова. – М., 1997.
19. Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». - Л, 1987.
20. Энгельгард Б.М. Идеологический роман Достоевского // Энгельгард Б.М. Избранные труды. – СПб, 1995.