ПРОГРАММА
для высших музыкальных заведений
по специальности: «музыковедение», «фортепиано,
«хоровое дирижирование», струнные инструменты
Москва – 2004
Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М. Ипполитова-Иванова
Кафедра «Музыковедение и композиция»
Автор программы [1]:
кандидат искусствоведения, профессор Д.И. Шульгин
© Д.И. Шульгин
Объем:
Групповые занятия – 144 час.
1 вариант
1 курс – 2-36, 2 курс – 2-36
2 вариант
1 курс – 4-36
Пояснительная записка
Предмет «Сольфеджио (барокко, классицизм, романтизм, современность)» в высших учебных музыкальных заведениях по специальностям: №……… «Фортепиано», № ……….. «Хоровое дирижирование», № …………….«Струнные инструменты», №………… «Музыковедение» является частью профессиональной подготовки студентов этих заведений и предусматривает приобретение и развитие практических слуховых навыков, необходимых для деятельности будущего специалиста.
Задачи предмета – воспитание музыкального теоретического мышления студентов, музыкального восприятия, развитие определенной самостоятельности в профессиональной работе, творческих способностей применительно к гармоническим явлениям, сложившимся в музыкальном искусстве разных эпох и стилей, в том числе, музыкальном искусстве барокко, классицизма, романтизма и современности.
В результате изучения предмета «Сольфеджио» на основе его обязательной взаимосвязи с другими дисциплинами специального цикла («Гармония XVIII – XIX столетий (барокко, классицизм, романтизм, современность). Теоретический и практический курсы», «Музыкальная форма», «История исполнительского искусства», «История музыки», «Инструментоведение»), каждый студент должен приобрести профессиональные навыки чтения с листа, исполнения музыкального произведения после его прослушивания, а также записи текста, слухового анализа гармонической, ритмической, тембровой структур этого произведения, которые позволили бы ему в дальнейшем свободно ориентироваться в музыкальной ткани ранее не изученных произведений и, в том числе, произведений разучиваемых по специальности, слышать все составляющие эту структуру конструктивные элементы в их многообразной интонационной взаимосвязи, и на основе этого слышания выстраивать собственную, художественно правомерную исполнительскую концепцию разучиваемых произведений.
Краткие методические указания
Основные формы работы в курсе сольфеджио – пенис, слуховой анализ произведений из музыкальной литературы (дифференцированный и целостный), исполнение музыкального произведения (отрывком in него) после прослушивания и запись этого произведения.
Основные задачи слухового анализа – развитие аналитических способностей, музыкальной памяти, логики музыкального мышления в связи с различными гармоническими стилями и техниками письма, находящими свое преломление в разножанровых и разнофактурных произведениях.
При дифференцированном слуховом анализе таких произведений в слуховом сознании студентов должен закладываться определенный интонационный базис, некий "словарь" характерных для разных гармонических стилей и техник музыкальных элементов и их отношений.
В целостном слуховом анализе предполагается развитие у студентов разнонаправленного восприятия музыкальной структуры, характерным качеством которого является способность к дифференциации, градации и интеграции всех конструктивных моментов этой структуры в одновременности.
И дифференцированный и целостный слуховой анализ могут выполняться в следующих формах:
· устный рассказ (один студент, собеседование со всей группой);
· схематическая запись каждого из исследуемых явлений музыкальной структуры, в том числе: синтаксическая схема – буквенная, цифровая, потактовая; ритмическая схема; аккордовая схема; схема интервальных групп -буквенное и цифровое выражение; схемы звукорядов – цифровое выражение или поименные определения; схемы серий – нотное, интервальное, цифровое выражение, схемы функциональных отношений – буквенная и интервально-цифровая символика; графическая схема динамики гармонического процесса; условная запись строения фактуры вне точной фиксации отдельных звуковысотных элементов; схема темброинструментального развития; схема агогической структуры;
· письменное изложение характеристики всего произведения с приложением аналитических схем, подтверждающих основные моменты этой характеристики;
Дифференцируемый анализ в курсе «Сольфеджио» предполагает акцентирование внимания студентов на содержании отдельных явлений музыкальной структуры прослушиваемого произведения:
· синтаксическое строение (мотивное членение, деление на фразы и более крупные синтаксические единицы – предложения, периоды, отдельные фазы статического и динамического процессов и др.);
· метроритмическое строение (в том числе: простые длительности, группы из них, включая сюда тактовые и внетактовые ритмоформулы, ритмические серии, прогрессии; полиритмические фигуры в многоголосии; постоянный и переменный размеры; регулярная и иррегулярная переменность, их разновидности и др.);
· строение конструктивных элементов гармонической структуры (интервалы, аккорды, интервальные группы, звукоряды, серии и др.):
· строение основной и производных моделей гармонической структуры (интервальный, аккордовый, звуковой состав их материала);
· функции гармонических элементов на равных уровнях структуры (линеарные и технические – модальные, тональные, серийные и др.);
· фактурное строение (гетерофонное, полифоническое, хоральное, гомофонное, пуантилистическое) и его отдельные варианты (например, в гомофонии это могут быть: гармоническая и мелодическая фигурации в различном жанровом преломлении; в полифонии – каноническая и свободная имитации, контрастное многоголосие и др.);
· темброинструментальное строение (в том числе: однотембровое или монотембровое и разнотембровое – переменнотембровое и политембровое);
· агогическое решение музыкальной ткани.
В сольфеджировании музыкальных произведений (отрывков из них), так же, как и в слуховом анализе, основная задача вузовского курса сольфеджио – освоение разностилистического "интонационного словаря". Одновременно вырабатывается чистота интонирования, ритмическая точность, умение соблюдать темповые, динамические и агогические обозначения, фразировку. Конечная цель сольфеджирования каждого музыкального примера – максимальное приближение к высокохудожественному уровню его исполнения.
Пение каждый раз предваряется анализом нотного текста (его гармонической, синтаксической, динамической, темповой, тембровой и агогической структур), выявлением наиболее трудных в интонационном отношении элементов.
При работе с двух, трех и более многоголосными сочинениями должны вырабатываться навыки сольфеджирования в вокальном и инструментальном ансамбле, а также ощущение логики гармонического развития и линеарно-мелодических функций голосов, одновременного их восприятия в многоголосных структурах гетерофонного, полифонического, линеарно-гармонического складов.
При работе с пуантилистическими сочинениями должны вырабатываться навыки интонационного ощущения дискретного музыкального пространства как органичного, обладающего специфической музыкальной выразительностью гармонического целого.
Одна из важных форм работы на уроках сольфеджио – пение вокальных произведений с аккомпанементом. Эта форма предполагает изучение разножанровых сочинений в той историко-стилевой последовательности, которая бы соответствовала параллельному курсу «Гармония XVIII – XX столетий (барокко, классицизм, романтизм, современность)». Задания, связанные с этой формой занятий сольфеджио должны варьироваться. Например: пение вокальных произведений, выученных дома; пенис с листа, пение с текстом, пение без текста); пение в разных тональностях (с предварительным изучением текста в основной тональности).
Исполнение музыкального произведения – «игровой диктант», «вокально-ансамблевый», «вокально-инструментальный» – после его прослушивания является постоянной формой работы в курсе сольфеджио. Возможные варианты исполнения:
· проигрывание (пение) одного из голосов многоголосной (гетерофонной, линеарно-гармонической, полифонической) или одноголосной ткани;
· проигрывание (пение) двух голосов многоголосного сочинения (крайних, крайнего и одного из средних; только средних);
· проигрывание (пение) только мелодического голоса или проигрывание сопровождения (гомофонное сочинение);
· проигрывание только "гармонической сетки" сопровождения с пением мелодической линии или ее исполнением на инструменте;
· проигрывание отдельных фрагментов пуантилистического произведения.
Повторение музыкального произведения (отрывков из произведения) после его прослушивания может выполняться как одним студентом, так и при участие нескольких человек. В последнем случае возможны такие варианты исполнения, как сольфеджирование ансамблем всей музыкальной ткани произведения и сольфеджирование мелодической линии при исполнении ее сопровождения на музыкальном инструменте.
Всем формам исполнения может предшествовать целостный или дифференцированный анализ прослушиваемого произведения.
Запись прослушиваемых произведений (отрывков из них) проводится регулярно и является самостоятельной формой работы по развитию музыкального мышления студентов, их памяти. Формы записи могут следующими:
· запись отдельных голосов, мелодии и гармонического сопровождения;
· запись только метроритмического рисунка (по отдельным голосам, только в аккордовом сопровождении);
· запись динамического, агогического, тембрового содержания;
· запись всей музыкальной ткани.
В целях активизации внимания всех студентов группы возможно одновременное проведение игровой и письменной формах музыкального диктанта. Письменный диктант и игровой предполагают последовательное освоение разных гармонических элементов, их отношений, типов фактуры (от простых к сложным).
Интонационные упражнения
Виды интонационных упражнений должны быть всегда разнообразными. В качестве их конструктивной основы используются и простые и сложные элементы гармонической, ритмической, фактурной структур произведений, изучаемых в курсе сольфеджио. Интонационные упражнения являются необходимой подготовкой к основным формам работы по сольфеджио. Здесь главная цель – помочь студентам наработать тот музыкальный "словарь", который даст им возможность достаточно легко и естественно воспринимать и интонировать сложные явления музыкального искусства разных эпох.
Возможные варианты интонационных упражнений:
· схематическое (внефактурное, внеритмическое) пение отдельных конструктивных элементов (интервалы, аккорды, интервальные группы, аккордовые группы, звукоряды, серии, фрагменты пуантилистического пространства);
· художественное исполнение тех или иных конструктивных элементов с разнообразным фактурным, метроритмическим и агогическим решением.
Все параметры художественного исполнения определяются педагогом и должны соответствовать тем ограничениям, которые характерны для изучаемого композиторского стиля.
Учитывая тот факт, что курс вузовского сольфеджио выстраивается как относительно параллельный вузовскому курсу гармонии, предполагается, что применяемые в упражнения в сольфеджио обязательно дублируются в виде игровых заданий на уроках гармонии. Упражнения, связанные с интонационным освоением элементов пуантилистических и сонористических произведений, прорабатываются (за небольшим исключением) только на занятиях по предмету «Гармония XVIII – XX столетий (барокко, классицизм, романтизм, современность)». В курсе сольфеджио такого рода упражнения выполняются ансамблем студентов. Состав ансамбля варьируется в зависимости от звуковой насыщенности вертикали, регистрового положения ее отдельных тонов. При работе с пуантилистическим пространством широкого диапазона или многослойной сонористической структурой к вокальным ансамблям подключаются многоголосные инструменты (фортепиано, электроорган и пр.).
Основные формы схематических упражнений:
построение гармонических элементов без установки на их обязательное сходство с музыкальным материалом произведений, изучаемых по курсу сольфеджио;
построение гармонических элементов, являющихся схематическим подобием соответствующих конструктивных элементов из этих музыкальных произведений.
Каждый из выстраиваемых элементов играется или поется в ансамбле вначале в основной, а затем в других позициях (в том числе, в виде модулирующих секвенций). Первый этап сольфеджирования осуществляется в жестко схематическом варианте, т.е. вне определенной метроритмической структуры, динамики, агогики. Последующие этапы предусматривают постепенное включение в сольфеджирование метроритмических и других параметров. Это включение осуществляется двумя путями: первый – все параметры импровизируются студентом; второй – каждый из параметров заимствуется из музыкальной ткани того произведения, откуда взята гармоническая схема пропеваемого элемента.
При работе над созвучиями любого интервального содержания предполагается их построение от любого заданного тона как основных аккордов или обращений.
Принцип прохождения созвучий – моноинтервальные созвучия (терцаккорды, квартаккорды, квинтаккорды, секундаккорды), полиинтервальные созвучия (обращаемые в моноинтервальные созвучия и необращаемые в них).[2]
Изучение созвучий начинается с работы над полигармониями терцовой структуры, а затем продолжается в работе над моно- и полиинтервальными созвучиями другой интервальной природы.
В качестве предшествующих упражнений используются следующие: тот или иной аккорд поется на фоне отдельно звучащего на инструменте тона, потом интервала и, наконец, аккорда. Вначале и тон, и интервал, и аккорд, которые берутся на инструменте, обязательно должны диссонировать с нижним тоном созвучия, которое сольфеджируется (ансамблем или одним студентом). Затем возможно использование элементов, находящихся с сольфеджируемым созвучием в консонантных отношениях.
При работе над полиаккордами в тональных структурах в начале изучаются (сольфеджируются и играются) монотональные полигармонии, а затем политональные.
Монотональные полигармонии изучаются в следующем порядке: наложение разнофункциональных созвучий[3] (субдоминанта на тонике, на доминанте; доминанта на тонике, на субдоминанте); наложение однородно функциональных созвучий (например, трезвучия шестой ступени на трезвучие второй ступени)[4].
Политональные полигармонии изучаются от монофункциональных к полифункциональным.
Монотональные и политональные полигармонии вначале прорабатываются в диатонических, гармонических, мелодических, а затем в одноименном, однотерцовом и одноименно-однотерцовом мажоро-миноре и их различных политональных комбинациях. Существенным моментом в работе над тональными аккордами и полиаккордами является их исполнение в качестве элементов небольшого гармонического оборота, в котором ясно ощущается функциональная природа этих аккордов. Простейшим из таких оборотов является разрешение аккордов и полиаккордов в тоническое созвучие (в том числе, и политонику).
Упражнения, направленные на освоение различных интервальных групп атонального содержания:
· пение интервальных групп из двух интервалов. Каждое сочетание интервалов делается как однонаправленное или разнонаправленное, т.е. либо эти интервалы выстраиваются только вверх, либо только вниз, или один выстраивается вверх, а другой вниз);
· пение интервальных групп из трех и более интервалов; пение интервальных групп в ракоходном и инверсионном вариантах в основной позиции;
· пение интервальных групп в тех же вариантах, но в разных позициях;
· пение интервальных групп с последовательной ротацией (вращением, изменением порядка входящих в эти группы звуков). Позиция группы основная;
· тот же прием с использованием разных позиций;
· тот же прием с проведением интервальных групп в ракоходном и инверсионном вариантах.
Далее все названные приемы применяются в двух- и трехголосном вариантах (составы: вокальный, вокально-инструментальный). При ансамблевой работе используются различные метроритмические структуры: одинаковые во всех голосах, затем комплементарные. Ритмический рисунок предварительно сочиняется педагогом в виде многоголосных схем.
Упражнения, связанные с изучением разных звукорядов:
· пение гамм звукорядов в любом порядке;
· пение любого из тонов этих звукорядов в соотношении с первым тоном;
· пение скачков с заполнением от разных тонов звукорядов (заполнение скачка полное и неполное);
· опевание любых тонов звукоряда;
· пение мелодических оборотов в которых сочетаются скачки и опевание;
· пение созвучий, построенных из тонов изучаемого звукоряда (созвучия терцовой к нетерцовой структуры);
· пение гамм звукорядов с интервальной дублировкой отдельных или всех тонов этих звукорядов (пение двухголосное: вокальное или с инструментом);
· пение гамм звукорядов с аккордовой дублировкой отдельных или всех тонов этих звукорядов (аккорды разной интервальной структуры. Пение многоголосное: вокальное или с инструментом. Дублировки «тональные» и «реальные»);
· двухголосное пение разнонаправленных дублировок одной и той же гаммы (один голос – восходящее движение, другой – нисходящее и наоборот. Дублировки «тональные» и «реальные»);
· двухголосное пение однонаправленных интервальных дублировок одной и той же гаммы в виде канона с "запаздыванием" на одну, две, три ноты;
· шести-, семи-, восьми-, девяти-, десяти- и более многоголосное исполнение однонаправленных аккордовых дублировок одной и той же гаммы;
· то же упражнение, но в виде "запаздывающего" на разные доли времени многоголосного канона;
· одновременное пение гамм разных звукорядов (в тех случаях, когда количество ступеней в отдельных звукорядах не совпадает, делаются различные корректировки. Например, в голосе, где звукоряд короче, один из звуков либо повторяется, либо просто тянется дольше, или, напротив, в голосе, где звукоряд длиннее несколько звуков пропеваются чуть быстрее и т.п.).
· одновременное пение гамм разных звукорядов с интервальными и аккордовыми дублировками.
Упражнения, связанные с изучением серийных структур:
1. Пение двенадцатитоновых серий с различными конструктивными характеристиками:
а) серии, содержащие только один, только два интервала;
б) серии из трех-четырех интервалов – консонантных, диссонантных, консонантных и диссонантных);
в) серии, состоящие из всех консонантных интервалов;
г) серии, состоящие из всех диссонантных интервалов;
д) условно всеинтервальные серии (8-10 интервалов разного содержания);
е) полностью всеинтервальные серии;
ж) серии, в которых используются три-четыре одинаковых по интервальному строению сегмента;
з) серии, в структуру которых входят только квартовые аккорды, только терцовые или их комбинации между собой и с разными тетрахордам и т.д.
2. Пение вышеназванных серий в разных позициях.
3. Пение вышеназванных серий в обращении, ракоходе, ракоходной инверсии в основной и других позициях.
4. Двухголосное пение основных форм серии:
а) наложение двух разнопозиционных вариантов одной и той же формы серии,
б) наложение двух разных форм серии (в одной позиции, в разных позициях);
5. Трехголосное пение основных форм серии в тех же вариантах, что и при двухголосном пении. При трехголосном пении вначале применяется моноритмическое движение голосов, а затем полиритмическое. Ритмический рисунок отдельных голосов предлагается педагогом.
6. Пение отдельных сегментов серии в основном, ракоходном, инверсионном, ракоходно-инверсионном вариантах, а также с применением ротационной работы в каждом из этих вариантов.
Упражнения с фрагментами пуантилистического содержания:
· пение отдельных тонов в этих фрагментах при исполнении остальных на инструменте;
· пение всех тонов в удобном для голоса регистре при их одновременном исполнении на инструменте в заданных октавах.
Творческие задания
В широком смысле слова творческими можно назвать многие из заданий в курсе сольфеджио. Кроме них могут вводиться импровизация и сочинение – задания, специально ориентированные на развитие навыков самостоятельного музыкального высказывания, на развитие музыкального мышления студентов и качественного освоения ими отдельных элементов музыкальной речи, технических приемов построения этих элементов и их развития, музыкальной памяти. Эти задания, как правило, имеют свои устные и письменные аналоги в предмете «Гармония XVIII – XX столетий (барокко, классицизм, романтизм, современность)». Однако, в курсе «Сольфеджио», они должны выполняться исключительно как незаписанные импровизации.
Каждое творческое задание может отталкиваться от соответствующего схематического материала, который изучается в интонационных упражнениях. Условия таких заданий корректируются педагогом. Содержание этих условий варьируется в достаточно широком диапазоне – от самых общих установок до конкретных рекомендаций, жестко регламентирующих процесс сочинения-импровизации. Например, при работе с серийным материалом в качестве общей установки могут быть определены: жанровая сторона сочиняемой структуры, ее протяженность, атональный, тональный характер гармонического содержания, варианты фактуры. В качестве конкретных установок могут быть предложены определенные ритмические структуры для всего сочиняемого фрагмента, указаны формы серии, которые должны использоваться, указано интервальное или аккордовое содержание отдельных сегментов этой серии и др. Кроме того, в качестве "тематического импульса" для импровизации или "устного произведения" педагог может дать какой-либо материал (экспозиционный, серединный, заключительный), заимствуя его из художественных сочинений.
Творческие задания даются параллельно с интонационными упражнения и слуховым анализом. Проверка таких заданий на уроке требует всегда деликатной, но достаточно строгой их оценки со стороны преподавателя. Применение «творческих заданий» обеспечивает, как правило, высокую активность в работе студентов, их интерес к изучаемому материалу и переоценить их значение очень трудно.
Содержание предмета
I курс[5]
1 семестр
Барокко: модальная гармония, гетерофония, полифония свободного письма, гомофония. Венский классицизм: функциональная система классического мажора и минора (XVIII – начало XIX века), гомофония, аккордика, мелодика, жанры, фактура, полифония. XX век: моноаккордика.
Композиторы: Монтеверди, Рамо, Куперен, Люлли, Букстехуде, Бах; Гайдн, Моцарт, Бетховен.
Слуховой анализ. Интонационные упражнения. Звукоряды в модальных структурах, характерные мелодические и гармонические модальные обороты (начальные, серединные, заключительные – клаузулы), модальные функции (простые и составные). Мажорные и минорные звукоряды в тональных структурах. Отклонения и модуляции в тональности диатонического родства. Постепенная модуляция в отдаленные тональности. Аккордика терцовая вне ладотональности и в ладотональности. Полигармонии, в том числе: аккорд с чуждым басом, аккорд с чуждым интервалом и полиаккорд вне ладотональности. Неаккордовые звуки в разных голосах. Эллипсис, многотерцовые созвучия и нетерцовые моноаккорды (квартовые, квинтовые, секундовые). Терцовые аккорды с добавочными и заменивши тонами.
Диктанты (игровые, письменные)[6]: двух- и трехголосие гетерофонного, полифонического складов; многоголосие с переменным числом голосов в гомофонном складе; хоральное многоголосие (три-пять голосов).
Сольфеджирование (соло, с сопровождением, в вокальном ансамбле): двух-, трех- и четырехголосные сочинения в гетерофонном, полифоническом и гомофонном складах (в том числе: вокальные, вокально-инструментальные и инструментальные произведения).
Романтизм: функциональная система мажоро-минора (одноименный, однотерцовый, одноименно-однотерцовый); модально-тональные гармонические явления; аккордика, мелодика, жанры, фактура; гомофонный склад, полифонический, гетерофонный. XX век: моноаккордика в линеарной гармонии; полиаккордика.
Слуховой анализ. Интонационные упражнения. Звукоряды мажоро-минора (одноименный, однотерцовый, одноименно-однотерцовый), звукоряды в модально-тональных структурах («средневековые», гемиольные, ангемитонные). Альтерация аккордов субдоминантовой и доминантовой групп. Энгармонизм малого мажорного и уменьшенного септаккордов. Аккорды с модальными тонами в функциональных отношениях нелинеарного типа (дорийская субдоминанта, миксолидийская доминанта и др.). Аккорды с двумя добавочными или заменными тонами. Неаккордовые звуки во всех голосах. Новофункциональные образования: терцовые ряды (диатонические и хроматические), квинтовые ряды, функциональные дубли, хроматические медианты, тритонанта. Монотональная полигармония в диатонической и мажоро-минорной тональности в гармонических оборотах. Сокращенная модуляция в отдаленные тональности. Энгармоническая модуляция (мМ7, ум.7). Моноаккорды нетерцового строения в простейших схематических линеарных последованиях (проходящие вспомогательные обороты, обороты типа скачок с заполнением, опевание. Эти и другие обороты взятые порознь и в сочетании друг с другом). Полиаккорды терцового, нетерцового строения (моноинтервальные и полиинтервальные) вне ладотональности.
Композиторы: Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Вагнер, Григ, Дебюсси.
Диктанты (игровые, письменные): двух-, трех-, четырехголосные в полифоническом складе; с переменным числом голосов в гетерофонном и гомофонном складах.
Сольфеджирование (соло, с сопровождением, в вокальном ансамбле): двух-, трех- и четырехголосные произведения с переменным числом голосов.
2 семестр
Русская музыка XVIII – XIX веков: система русских ладов: обиходные лады (большой, малый и укосненный), модальная гармония (обиходные лады, эолийский, ионийский, дорийский, переменный и другие; переменность опор-центров и звукорядов); классическая функциональная система в русской музыке XIX века (аккордика, мелодика, жанры, фактура); функциональная система мажоро-минора (одноименного и одноименно-однотерцового); полигармония; новомодальная гармония в произведениях второй половины XIX столетия. XX век: моно- и полиаккордика в линеарной гармонии; интервальные группы, серийные структуры.
Композиторы: см. произведения из «Новых памятников знаменного распева» MB. Бражникова, «Октоиха. Нотное приложение» и др.; Глинка, Даргомыжский, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Танеев, Рахманинов, Скрябин.
Слуховой анализ. Интонационные упражнения. Звукоряды обиходных ладов, диатонических (постоянные и переменные), мажоро-минора (одноименного, однотерцового, одноименно-однотерцового), гемиольные, ангемитонные, хроматические симметричные (целотоновый, тон-полутон). Альтерация аккордов субдоминантовой и доминантовой групп. Аккорды с модальными тонами в функциональных отношениях нелинеарного типа. Аккорды с добавочными и заменными тонами. Неаккордовые звуки во всех голосах. Новофункциональные образования: терцовые ряды, квинтовые ряды, секундовые ряды (ленточное многоголосие линеарного типа. Уменьшенные созвучия, малый мажорный септаккорд, увеличенное трезвучие и другие в качестве аккордов-дублировок), функциональные дубли, хроматические медианты. Сокращенная модуляция в отдаленные тональности. Внезапные модуляции (энгармонизм мМ7, ум.7, м.ум.7, ув.35). Полигармония монотональная в оборотах с тоникой в одноименном и одноименно-однотерцовом мажоро-миноре. Моноаккорды нетерцового строения в линеарно-гармонических оборотах из художественной музыкальной литературы. Полиаккорды нетерцового и смешанного типа (с терцовыми субаккордами) в простейших схематических оборотах.
Интервальные группы разного содержания в кратких музыкальных фрагментах (1-2 тт.) с атональной ориентацией (одноголосие, двухголосие). Серийные структуры в одноголосном варианте (основная, ракоходная, инверсионная, ракоходно-инверсионная формы). Схематические и линеарно-мелодические построения из художественной музыкальной литературы.
Диктанты (игровые, письменные): одноголосные (техника интервальных групп, серийная техника); двухголосные (техника интервальных групп); трех-, четырехголосные в гетерофонном и полифоническом складах; с переменным числом голосов (гетерофонный и гомофонный склады).
Сольфеджирование: одноголосные фрагменты из художественной музыкальной литературы (техника интервальных групп, серийная техника); двух-, трех-, четырехголосные сочинения.
2 курс
1 семестр
Западноевропейский романтизм и русская музыка XIX начала XX столетий: функциональная система полного мажоро-минора (одноименно-однотерцового) в ее дальнейшей эволюции; хроматическая тональность с диссонантным центральным элементом (полизвукорядная, хроматическая не мажоро-минорного типа -"ладонейтральная"); диатоническая и мажоро-минорная тональность в наиболее важных типизируемых состояниях; новомодальная гармония; моно- и полиаккордика различной структуры в линеарной гармонии (продолжение темы 3 семестра); техника интервальных групп; серийная техника; мелодика, жанры, фактура.
Композиторы: Дебюсси, Равель, Лядов, Скрябин, Стравинский, Шенберг, Веберн.
Слуховой анализ. Интонационные упражнения. Звукоряды диатонических, хроматических ладов – гемиольные, ангемитонные, симметричные и несимметричные однооктавные и многооктавные). Альтерация аккордов субдоминантовой и доминантовой групп с участием добавочных и заменных тонов. Повторение тем: аккорды с модальными тонами в различных функциональных отношениях, новофункциональные образования, сокращенные и внезапные модуляции. Полигармония в полном мажоро-миноре в разных функциональных оборотах. Хроматическая тональность с диссонантным центром (уменьшенные аккорды; трезвучия с секстами и квартами; малые септаккорды с мажорным трезвучием, с большой терцией и тритоном, с увеличенным трезвучием, с большой терцией и расщепленной квинтой, с ноной; увеличенное трезвучие с добавочными тонами; мажоро-минорное трезвучие и септаккорд мажоро-минорный с ноной). «Рыхлая тональность», «диссонантная тональность», «парящая тональность», «инверсионная тональность», «переменная тональность», «многозначная тональность» в примерах из художественной музыкальной литературы.
Полиаккорды нетерцового и терцового строения в кратких линеарно-гармонических тональных оборотах из художественной музыкальной литературы.
Интервальные группы в двух- и трехголосии в фрагментах с протяженностью в 3-7 тт. и с более усложненной ритмической и фактурной структурой по сравнению с аналогичным материалом второго семестра. Атональные серийные построения (двух-, трехголосные) с использованием основных форм серии (схематическое и мелодизированное изложение). Одноголосные серийные построения с тенденцией к амелодическому – дискретному – изложению (схематическое и фактурное изложение – ритмизованное, с динамическими и агогическими указаниями).
Диктанты (игровые, письменные): одноголосные и двухголосные (техника интервальных групп, серийная техника); трех-, четырехголосные в гетерофонии, полифонии, в музыкальной ткани с переменном числом голосов (гомофонный и гетерофонный склады) – тональные структуры.
Сольфеджирование: одноголосные и двухголосные фрагменты (техника интервальных групп, серийная техника); двух-, трех-, четырехголосные произведения с переменным числом голосов.
2 семестр
Западноевропейская музыка XX столетия. Хроматическая тональность в важнейших типизируемых состояниях с консонантным и диссонантным центральным элементом. Полимодальная гармония. Моно- и полиаккордика различного строения в гомофонных структурах – монопластовых и полипластовых. Техника интервальных групп. Серийная техника. Пуантилизм. Мелодика, жанры, фактура.
Композиторы: Дебюсси, Равель, Мийо, Пуленк, Шенберг, Веберн, Берг, Барток, Хиндемит, Мессиан.
Слуховой анализ. Интонационные упражнения. Звукоряды диатонические и хроматические (гемиольные, ангемитонные, симметричные и несимметричные, однооктавные и многооктавные). Хроматическая тональность: аккорды терцового и нетерцового строения в соотношениях с тоникой (консонантной и диссонантной); неаккордовые звуки во всех голосах; аккорды с добавочными и заменными тонами – диатоническими и хроматическими. Характерные гармонические последования в хроматической тональности «переменного типа», «рыхлого типа», «инверсионного типа» (диссонантный центральный элемент, диссонантная тоника). Полиаккорды нетерцового и терцового строения в гомофонных структурах (монотональных, политональных) и в линеарных. Полимодальные многоголосные фрагменты (гетерофония, полифония) диатонического и условно диатонического звукорядного содержания, а также как сочетание ангемитонных ладов с диатоническими и условно-диатоническими. Интервальные группы (3-4 группы) из двух-трех интервалов в фрагментах с двух- и трехголосной структурой (протяженность – 3-5 тт.). Серийные построения (двух-, трехголосие) с интонационным материалом "новотонального" содержания. Серии в разных формах и позициях. Двухголосные серийные построения с тенденцией к амелодическому – дискретному содержанию. Изложение: схематическое, ритмизованное, с динамическими и агогическими указаниями.
Диктанты (игровые, письменные): двухголосные и трехголосные (серийная техника, техника интервальных групп, модальная техника, тональная техника); трех- и четырехголосные (гетерофония, полифония тонального и модального содержания); полипластовые структуры (линеарно-гомофонного типа) – диатоническая и хроматическая тональность (мажоро-минорная, «ладонейтральная»); хроматическая модальность; с переменным числом голосов (гомофонный склад).
Отечественная музыка XX столетия: хроматическая тональность в важнейших типизируемых состояниях с консонантным и диссонантным центральным элементом. Полимодальная хроматическая гармония. Моно- и полиаккордика разного строения в гомофонных моно- и полипластовых структурах. Техника интервальных групп. Серийная техника. Пуантилизм. Мелодика, жанры, фактура.
Композиторы: Шостакович, Прокофьев, Мясковский, Свиридов, Денисов, Губайдулина, Шнитке, Слонимский, Гаврилин и др.
Слуховой анализ. Интонационные упражнения. Повторение материалов из третьего семестра. А также: полимодальные линеарно-мелодические фрагменты из художественной музыкальной литературы в многоголосии диатонического, условно диатонического, ангемитонного – диатонического и хроматического – звукорядного содержания, а также с различными симметричными и несимметричными хроматическими модусами. Полимодальные линеарно-гармонические небольшие оборот