Первобытные формы архитектуры




Важнейшим моментом формирующейся земледельческой цивилизации стало зарождение совершенно нового вида искусства, невозможного и неизвестного охотникам и собирателям. Речь идет об архитектуре.

Организовывать, перестраивать и осваивать окружающую среду по собственным меркам земледельцы начали сразу в двух направлениях — с создания архитектуры малых и больших форм. Малые формы шли на частные цели, прежде всего жилые и хозяйственные постройки, а большие — на сооружение общественных учреждений, главным образом религиозных храмов и царских дворцов. Сюда же надо включить такие крупные инженерные проекты, как, например, большие ирригационные системы Древнего Египта. Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки — временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму крепости (сооружения из огромных грубо отесанных камней) или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превращаются в укрепленные города-крепости (особенно много их было в средневековье). Несколько позже — в период древневосточных цивилизаций — архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область — градостроительство.

Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии.

Археологи утверждают, что первыми начали хоронить своих предков еще неандертальцы 80—100 тыс. лет назад. Произошло подобное в эпоху мустьерской культуры. Так в археологии именуется позднейшая культура раннего палеолита в Европе, Южной Азии, Африке (получила название по пещере Ле-Мустье во Франции).

В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.

Курганы (тюрк.) представляют собой надмогильные насыпи из земли или камня, обычно полусферической или конической формы. Древнейшие курганы датируются IV—III тыс. до н. э., позднейшие — XIV—XV веками н. э. Распространенные практически во всех странах мира, они бывают одиночные или располагаются группами, иногда до нескольких тысяч курганов.

Мегалиты (от мега... и...лит) — культовые сооружения III—II тыс. до н. э. из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Наибольшую известность получили мегалиты Западной Европы (Стонхендж, Карнак), Северной Африки и Кавказа. К мегалитам относятся дольмены, менгиры, кромлехи. В археологии получили известность курганы Ямной культуры, обнаруженные в степях Восточной Европы, в частности в Приднепровье, и относящиеся к эпохе энеолита (2-я половина III — начало II тысячелетия до н. э.). Она названа так по устройству могильных ям под курганами. Размеры ямных курганов очень внушительны. Диаметр их кромлехов достигает 20 м, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 м. Вдобавок ко всему над курганами возвышаются еще каменные бабы — каменные изваяния человека (воинов, женщин), простоявшие четыре с лишним тысячи лет.

Ученые так и не решили, кого изображают каменные бабы — бога или человека. Но несомненно, что в III тысячелетии до н. э. в монументальном искусстве появляется образ человека. На протяжении эпохи бронзы он занимает в искусстве все большее место. Если в каменном веке зверей изображали чаще, чем людей, то в бронзовом соотношение обратное. Так, в III—II тысячелетиях до н. э. в искусстве наступил решающий перелом. Отошло в прошлое творчество великих анималистов каменного века. В центр внимания мирового искусства все настойчивее выходит человек.

 

6. Древнейшие ансамбли наскальной живописи

Наиболее известные пещеры с верхнепалеолитическими росписями – Шове (Франция, 28-30 тыс.л.н.), Куссак (Франция, 25 тыс.л.н.), Ляско и Пеш-Мерль (Франция, 15-17 тыс.л.н.), Альтамира (Испания, 14-16 тыс.л.н.), Фон-де-Гом и Нио (Франция, 13-14 тыс.л.н.), Капова пещера (Башкирия). Росписи часто полихромные, то есть многокрасочные, иногда же рисунки нарисованы одним цветом или процарапаны на стене. Часто росписи расположены в труднодоступных частях пещер, иногда к ним надо проникать даже через сифоны с водой. Чаще всего изображались лошади и бизоны – главный объект охоты, намного реже – мамонты, шерстистые носороги и хищники – крупные и опасные животные. Крайне редко встречаются изображения змей, птиц, рыб, насекомых и растений. Люди в верхнем палеолите почти не изображались, а когда изображались – очень схематично и грубо, в отличие от крайне реалистичных рисунков животных (пример: гравировки лиц из Ля Марш). Довольно регулярно встречаются изображения неких геометрических знаков, пятен, полос. Некоторые из них, видимо, изображают жилища, другие могли иметь мистическое или календарное назначение. Во многих пещерах найдены отпечатки человеческих рук, часто с недостающими фалангами пальцев. Их значение неизвестно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: