Терминологический словарь




Авторитаризм (с лат. – полная власть, приказание) – система требований слепого, без рассуждения подчинения, в силу приказа Не смешивать с понятием авторитета (с лат.— достоинство, сила, власть) – общепризнанного влияния какого-либо лица, организации, системы взглядов в силу определенных заслуг.

Авторитарный стиль воспитания стиль воспи­тания, при котором родители стремятся максималь­но подчинить ребенка своему влиянию, жестко конт­ролируя его поведение и отстраняя от участия в при­нятии решений.

Агрессия осознанные действия, которые причи­няют или намерены причинить ущерб другому чело­веку, группе людей или животному.

Адекватный (с лат. – приравненный) – равный, вполне соответствующий, тождественный

. Акалькулия — утрата способности совершать арифметические действия при повреждении левого полушария головного мозга

Аффект (с лат.— душевное волнение)—сильные, бурно протекающие и относительно кратковременные эмоциональные переживания с утратой волевого контроля.

Бихевиоризм (с англ.— поведение) — механистическое течение зарубежной (в основном амер.) психологии, которое сводит все психические явления к телесным реакциям на стимулы (см.), отрицая роль сознания (см.).

Бондинг - образование привязанности; этот термин применяется, главным образом, к периоду развития эмоциональных связей между родителями и детьми, который начинается сразу после рождения и продолжается несколько месяцев.

Возраст 1) хронологический - длительность существования индивида с момента рождения, 2) психологический - этап индивидуального развития, характеризующийся закономерными и общими для всех развивающихся индивидов изменениями.

Возрастная периодизация - модель закономерных возрастных изменений, возрастного развития; выделение периодов развития, характеризующихся своеобразием структуры и функционирования различных психических процессов, а также особыми личностными новообразованиями.

Вегетативная нервная система – сеть нервных волокон, которая соединяет мозг с внутренними органами и железами.

Вербальный (от лат. — слово) - словесный. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств в словесной форме (проклятия, угрозы, крик).

Враждебность агрессия, при которой главной целью агрессора является причинение страданий и вреда жертве.

Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности на объекте, имеющем для личности определенную значимость.

Внутренняя речь — особый вид речевой деятельности, речь про себя, для себя, беззвучная. Характеризуется максимальной свернутостью, фрагментарностью. При В. р. наблюдаются мышечные напряжения речевого аппарата (языка, губ, гортани), выявляющиеся при записи миограммы (биотоков мышц).

Возрастные часы - вид внутреннего временного графика жизни, используемого в качестве критерия развития во взрослости; средство узнать о том, насколько мы в своем развитии отстаем или опережаем ключевые социальные события, приходящиеся на период взрослости.

Воля — сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий.

Воображение — создание новых образов на основе предшествующего опыта Это необходимый элемент в творческой деятельности человека в тех случаях, когда проблемная ситуация (см.) характеризуется неопределенностью (дефицитом информации).

Восприятие — наглядно-образное отражение предметов и явлений материального мира в совокупности их различных частей и свойств при непосредственном воздействии на органы чувств.

Враждебность агрессия, при которой главной целью агрессора является причинение страданий и вреда жертве.

Высшие чувства эмоциональные процессы, выражающие целостное отношение человека к миру и окружающим его людям, отражающие его морально-нравственную позицию

Гибкость воспитательной позиции родителей — способность родителей изменять характер воздей­ствий на ребенка по ходу его взросления или в связи с различными изменениями условий жизни семьи.

Гиперактивность - чрезмерная активность: слабый контроль побуждений

Гипертимный тип – акцентуация характеризуется постоянным (или частым) пребыванием в приподнятом настроении в сочетании с высокой активностью, жаждой деятельности. Один из наиболее «рискованных», с точки зрения делинквентности, типов личности

Гипоталамус – высший центр вегетативной нервной системы, управляет состоянием гипофиза, который контролирует деятельность желез внутренней секреции.

Гипофиз – одна из желез внутренней секреции, прикрепленная к мозгу. Представляет собой непарный железисто-нервный орган, расположенный у основания мозга. Под перекрестом оптических нервов, и спускающийся в углубление турецкого седла основной кости черепа.

Генезис Греч.— рождение, происхождение, развитие)—понятие, отражающее как момент возникновения, так и закономерный процесс развития какого-либо явления, предмета.

Генерализация (от лат. — общий, главный) — обобщение безусловных и условных рефлексов (см.). Состоит в том, что сходные в каком-то отношении раздражители.вызывают тождественные реакции.

Гипофиз (с греч.— отросток) — нижний мозговой придаток, железа внутренней секреции, лежащая у основания головного мозга позвоночных животных и человека Гормоны (см.) Поиграют важную роль в процессе жизнедеятельности организма. В детском... возрасте гормоны Г. оказывают влияние на формирование и развитие организма. Нарушение функций Г. выражается в повышении или понижении выработки гормона. Помимо нарушений роста, поражение Г. вызывает у детей тяжелые расстройства обмена веществ, чаще в виде ожирения с недоразвитием или задержкой развития половых желез, с изменением со стороны психики (вялость, апатия, расстройство интеллекта, памяти и т.д.).

Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам

Действие (в психологии) — каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение простой текущей задачи

Дидактогения эмоциональные расстройства и невротические состояния, возникающие у школьни­ков вследствие психологического ущерба, нанесенно­го педагогом.

Демонстративный тип – акцентуация характеризуется потребностью и постоянным стремлением произвести впечатление, привлечь к себе внимание. Это проявляется в тщеславном, часто нарочитом поведении

Деперсонализация лат.— отделение, удаление +лицо, личность)— расщепление личности, утрата ощущений, связанных с собственным «я».

Детерминизм (от лат.— определять) — учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.

Деликвент подросток в возрасте от 16-18 лет, совершивший уголовное преступление (возраст, с которого его можно судить, в разных штатах различен и зависит от состава преступления).

Диффузия - статус идентичности тех, кто не прошел через кризис идентичности и не принял на себя никаких обязательств.

Жизнестойкие дети - дети, преодолевающие отрицательное влияние неблагоприятной окружающей обстановки и добивающиеся успеха в жизни.

Жестокое обращение с детьми в семьях умыш­ленное нанесение физического или психического на­силия, оскорбление, унижение человеческого досто­инства, пренебрежение потребностями ребенка.

Зависимое поведение - внешние действия челове­ка, связанные с непреодолимым на данный момент влечением к какому-либо объекту, т. е. поведение обусловлено психологической зависимостью.

Задатки - морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движений, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей

Защитно-психологический механизм – механизм сведения к минимуму осознания несоответствия внутри Я-концепции или несоответствия между Я-концепцией и актуальным опытом

Значимость запечатление в объекте потребностей личности. 3. может быть устойчивой и ситуативной.

Зона ближайшего развития - различие уровней сложности задач, решаемых ребенком самостоятельно и с помощью взрослого. 3. Б. Р. показывает возможности обучения и интеллектуального развития ребенка, имеет большое значение для диагностики и психического развития ребенка.

Идеал - образ, включающий наиболее ценные качества, служащий регулятором поведения - образцом для подражания и т. д. Характеризуется различной степенью обобщенности - И. может быть конкретный человек или абстрактные нормы (этический, эстетический И. и т. д.).

Идентификация - отождествление себя с другим человеком, группой, образом; принятие чужих психологических особенностей как своих собственных, важный механизм общения, воспитания, развития личности.

Идентичность (лат. identicus — тождественный, одинаковый) — эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений. Нарушение идентичности проявляется в мучительном пережива­нии отсутствия ясного представления о собственной социальной роли.

Индивид - 1) в узком смысле - отдельный организм, человек как представитель биологического вида; 2) в широком смысле - отдельный человек, самостоятельный субъект.

Индивидуализация ребенка — важнейшая (вместе с социализацией) составная часть развития личности; выражение собственной позиции, противопоставление себя другим, выход за пределы заданной деятельности, выработка перспективы дальнейшего собственного развития.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие, отличие человека от других людей по своим биологическим, психологическим и социальным качествам. Знание И. необходимо наряду с. выявлением типологических (типовых, общих с другими людьми) особенностей человека.

Интеллект - (интеллектуальная сфера) - 1) в широком смысле - все познавательные функции индивида, противопоставляемые эмоциональной сфере; 2) в узком смысле -мышление, способность познавать закономерности окружающей действительности; различают виды мышления по уровням обобщения, используемым средствам и т. д.: практическое, теоретическое, наглядно-образное и др.

Кинестетическое (от греч. — движение + ощущение) ощущение — ощущение- положения и движения органов тела Вызываются раздражением особых механорецепторов (проприоцепторов), расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах.

Когерентность – согласованное протекание во времени нескольких колебательных или волновых процессов, разность фаз которых постоянна; когерентные волны при сложении либо усиливают либо ослабляют друг друга (наблюдается интерференция волн)

Когнитивный диссонанс столкновение в созна­нии личности логически противоречивых знаний об одном и том же объекте или событии, вызывающее чувство дискомфорта, от которого она стремится из­бавиться. Решение проблемы проявляется в рекон­струкции знаний личности или ее социальных уста­новок относительно соответствующих объектов или событий таким образом, чтобы противоречие было снято. В учебном процессе когнитивный диссонанс обычно проявляется в резком расхождении самооцен­ки ученика и оценках, даваемых ему учителем, или самооценки и результатов его деятельности. Школь­ник старается снять это противоречие, сохранив свою самооценку на приемлемом для него уровне за счет различных форм деятельности, в которых стремится доказать адекватность своих притязаний.

Когнитивные процессы – совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания

Конвергентное мышление – вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. В некоторых случаях данное понятие используется как синоним «консервативного», или «ригидного», мышления

Конформность – тенденция человека изменять свое поведение таким образом, чтобы это соответствовало поведению и требованиям других людей

Коллизия (с лат.) — столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов.

Коммуникация лат.— сообщение) — сообщение, связь, общений

Личностная диспозиция – преобразование в Я-концепции, изменение в иерархии значимости личных свойств в связи с объективным фактом изменения состояния (например, в связи с неврозом)

Логика (с греч.) — а) наука о законах и формах правильного мышления; 6) разумность, внутренняя закономерность, последовательность.

Логическое мышление вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия

Локальный (от лат.—- место) —- местный.

Личностная рефлексия - самопознание субъектом собственных психологических личностных особенностей, - один из механизмов самосознания.

Латентная стадия - период среднего детства, в течение которого, по мнению Фрейда, сексуальная энергия отводится на попытки добиться успеха в общении, сотрудничестве, творчестве и образовании.

Личность - субъект деятельности, интегратор психических процессов человека, системное свойство индивида как социального существа; особое социальное качество, формирующееся в системе социальных отношений, не сводимое и не выводимое из биологических особенностей человека. Ядро Л.- система мотивов, направленность.

Личностный смысл -- субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности.

"Личность - субъект и объект общественных отношений ". (А. Г. Ковалев). "Личность- субъект деятельности". (А. Н.Леонтьев).

" Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия". (С. Л. Рубинштейн).

Мотивация отношения к ребенку — совокуп­ность осознаваемых и неосознаваемых мотивов, обусловливающих воспитательную деятельность родителей.

Маргинальность подростковая – пребывание подростка на границе между двумя социальными мирами – миром детей и миром взрослых. При этом ни одним из этих миров подростки не принимаются как полноправные участники: они уже слишком «большие», чтобы быть детьми, но еще слишком «малы», чтобы быть взрослыми. Противоречивость предъявляемых к ним требований и ожиданий приводит к возникновению конфликтных по своему социальному содержанию форм поведения

Менархе – научное обозначение первой менструации

Менструация (синоним – регулы) – циклические кровянистые выделения из половых путей женщины, обусловленные отторжением функционального слоя слизистой оболочки матки

Мечта - образ желаемого будущего, осознанный и эмоционально-насыщенный. Характеризуется различным содержанием, степенью реалистичности и удаленности во времени, (в будущее).

Мировоззренческие чувства – переживания, связанные с формированием собственной системы взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также переживания, связанные с формированием жизненной позиции, ценностных ориентаций, убеждений, идеалов, принципов познания и деятельности

Моральные чувства – переживания, связанные с морально-нравственной оценкой окружающей действительности, самого себя, системы межличностных отношений

Мотив – внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности

Мотивация – вся совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок или диспозиций, идеалов и т. п., что в наиболее широком смысле, подразумевает детерминацию поведения вообще

Направленность личности - система устойчивых мотивов. Традиционно выделяют различные виды Н. Л. — просоциальную, асоциальную, коллективистическую, индивидуалистическую и др.

Наркотическое вещество определение «нарко­тического вещества» опирается на три критерия: ме­дицинский, социальный и юридический. Медицин­ский критерий: специфическое действие вещества или лекарственной формы на центральную нервную систему (эйфорическое, стимулирующее, седативное, галлюциногенное и др.), являющееся причиной его немедицинского применения. Социальный критерий: немедицинское применение веществ или лекарствен­ных форм приобретает масштабы социальной значи­мости. Юридический критерий: исходя из предыду­щих двух критериев, инстанция, уполномоченная на это, признала данное средство наркотическим и вклю­чила его в официальный список наркотических средств. В правовом аспекте средство признается нар­котическим только при наличии всех указанных кри­териев.

Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Характеризуется безотчетностью и слабой выраженностью

Неадекватные аффективные реакции – эмоциональные реакции, не соответствующие ситуации (или субъективно воспринимаемые окружающими как несоответствующие ситуации)

Невроз – функциональное нервно-психическое расстройство психогенной (как правило, конфликтогенной) природы, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека; проявляется в специфических клинических феноменах

Негативизм — в концепции агрессии/враждебности Басса-Дарки, оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, которая может проявляться как в форме пассивного сопротив­ления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев.

Неполные семьи семьи, состоящие из одного ро­дителя с ребенком (детьми). Могут образоваться в ре­зультате развода, смерти одного из супругов, а также если один из родителей живет и трудится в другом месте или если родители ребенка никогда не жили вместе.

Нормативная эмансипация подростков — форми­рование у молодых людей своей системы норм и цен­ностей, возможно, отличающейся от тех, которых при­держиваются его родители.

Неспособность к учению - чрезвычайные трудности в усвоении таких школьных предметов, как чтение, письмо или математика, при нормальном интеллектуальном развитии и отсутствии сенсорных или моторных дефектов

Нормативная эмансипация подростков — форми­рование у молодых людей своей системы норм и цен­ностей, возможно, отличающейся от тех, которых при­держиваются его родители.

Обобщенные чувства – переживания, отражающие более или менее устойчивые отношения человека к окружающей действительности и к самому себе, не опосредованные конкретным предметом или явлением

Образ Я - система представлений индивида о самом себе (своих биологических, психологических и социальных свойствах), один из основных, наряду с самооценкой, элементов "Я - концепции". Характеризуется полнотой, устойчивостью, степенью согласованности (непротиворечивости)

Обряды инициации – это торжественные церемонии, связанные с приемом нового члена в сообщество

Обучаемость система интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности (при наличии знаний, положительной мотивации и других необходимых условий).

Одиночество – состояние человека, когда ему не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться

Опекающий стиль воспитания стиль воспитания, при котором родители стремятся оградить ребен­ка от трудностей, мотивируя это заботой и тревогой, что с ребенком что-либо случится, осуществляют по­стоянный мелочный контроль и лишают самостоя­тельности.

 

Отставание в учении — невыполнение в силу раз­личных обстоятельств (пробелы в знаниях, болезнь, непонимание и т. п.) требований, имеющих место в учебном процессе, на основании которых определя­ется успеваемость школьника.

Ответственность - 1) одна из форм самоконтроля, контроль с точки зрения соблюдения.принятых личностью норм и задач; 2) чувство О. - эмоциональное переживание, сопровождающее и обеспечивающее самоконтроль

Отрицательные эмоции – переживания, связанные с неудовлетворением или невозможностью удовлетворить те лил иные потребности

Онтогенез греч.— сущее +происхождение)—индивидуальное развитие организма от стадии оплодотворения яйца до окончания индивидуальной жизни. В психологии и педагогике – физическое и психическое развитие ребенка, совершаемое в специфических условиях воспитания и обучения

Опосредование (опосредствование)—опора на средства, взаимосвязь между явлениями через промежуточные ступени.

Осязание — отражение предметов внешней среды при соприкосновении с ними на основе раздражения ряда рецепторов: кожных (тактильных, температурных и кинестетических) (см.).

Ощущение — простейший психический процесс,. наглядно-

образное отражение отдельных свойств предметов и явлений внутренней и внешней материальной среды при непосредственном воздействии на органы чувств.

Оральная стадия - По Фрейду, первая стадия психосексуального развития (от рождения примерно до 1,5 года), на протяжении которой рот младенца становится средоточием чувственного наслаждения.

Отпускание детей в самостоятельную жизнь - процесс предоставления детям свободы по мере того, как они занимают свое место в мире взрослых.

Опустевшее гнездо - период в семейном цикле, который наступает после того, как младший из детей покидает родительский дом

Патологизирующее семейное воспитание — воспи­тание, провоцирующее невротические и психосома­тические расстройства, усиление акцентуированно­го поведения у подростков.

Память запечатление, сохранение и последующее воспроизведение и узнавание индивидом его опыта

Патогенный (с греч.— болезнь-порождаю) - болезнетворный.

Педантичный тип – акцентуация характеризуется тягой к порядку, нерешительностью и осторожностью

Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни - период самоанализа, связанного с профессиональным выбором и продвижением вперед, который часто встречается в середине жизни и иногда приводит к тому, что взрослые люди изменяют направление своей карьеры.

Перемена ролей - смена ролей на противоположные, которая происходит между людьми среднего возраста и их состарившимися родителями, превращая детей в поколение, стоящее "у руля" жизни.

Перцептивная деятельность – совокупность психических процессов, обеспечивающих адекватное отражение в сознании человека окружающей его действительности

Персонификация (с лат.— лицо, личность + делать) —олицетворение. Представление неодушевленного предмета или отвлеченного понятия в человеческом образе.

Педагогическая запущенность стойкое, отчетли­во выраженное искажение нравственных представле­ний, невоспитанность чувств и навыков обществен­ного поведения, выражающееся в отставании учебной деятельности, несоблюдении требований школьного коллектива и педагогов и обусловленное неблагопри­ятным влиянием микросреды и недостатками учеб­но-воспитательного процесса.

Поведенческая эмансипация подростков стрем­ление подростков освободиться от контроля со сто­роны родителей, отстаивание права на принятие соб­ственных решений без внешнего руководства.

Подвижность свойство нервной системы, харак­теризующее скорость протекания основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Ребенок с малой подвижностью (инертностью) нервных про­цессов отличается замедленным их протеканием.

Подростковый кризис психологический феномен, выражающийся в сосредоточении резких и капиталь­ных сдвигов, изменений и переломов в личностном развитии подростка, во время которого происходит перестройка внутреннего переживания школьника, определяющего его отношение к окружающим людям, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Противоречивость его положения (между миром детей и миром взрослых), составляющее суть подрост­кового кризиса, выражается в обострении личност­ных особенностей и реакций подростков на воздей­ствия извне, протекает в острой форме, порождает сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении и взаимоотношениях со взрослыми.

Половая идентичность осознание себя в качестве представителя определенного пола, усвоение соци­альных стандартов поведения, соответствующего сво­ему полу.

Половая конституция — совокупность устойчивых биологических свойств, складывающихся под влияни­ем наследственных факторов и условий развития в пренатальном периоде и раннем онтогенезе; половая конституция лимитирует диапазон индивидуальных потребностей в определенном уровне половой актив­ности и характеризует индивидуальную сопротивля­емость в отношении патогенных факторов, обладаю­щих избирательностью к половой сфере.

Половая роль — паттерны поведения, которые счи­таются «мужскими» и «женскими» в данной культуре.

Попустительский стиль воспитания (либераль­ный, снисходительный) — стиль воспитания, при ко­тором родители устраняются от руководства и конт­роля, вследствие чего решающее слово в принятии решений остается за детьми.

Потребность — переживаемое состояние внутрен­него напряжения, возникающее вследствие отраже­ния в сознании нужды (нужности, желанности чего-то) и побуждающая психическую активность, связан­ную с целеполаганием.

Псевдокультурная мотивация — стремление про­извести впечатление на окружающих редкими и до­рогими алкогольными напитками, продемонстриро­вать «изысканный вкус». Большое значение прида­ется атрибутным свойствам алкоголя.

Психологическая зависимость стремление (вле­чение) постоянно принимать наркотический или дру­гой препарат, с тем чтобы вновь испытывать желае­мые ощущения либо устранять явления психологи­ческого дискомфорта.

Природные, генотипические особенности генети­чески детерминированные свойства нервной системы, которые в своих сочетаниях определяют присущий человеку тип высшей нервной деятельности.

Прогностичность воспитательной позиции роди­телей способность родителей предвосхищать, про­гнозировать появление новых психических и лично­стных качеств детей, в том числе и качеств, обуслов­ленных семейным воспитанием.

Психологическая деформация семьи нарушение системы эмоциональных отношений, ролевой струк­туры семьи, коммуникации в семье, а также преобла­дание отрицательных ценностей, асоциальных уста­новок и т. п.

Психологический инфантилизм — форма задержки при прохождении стадий онтогенетического разви­тия, при которой оказываются недоразвитыми как физические, так и психические функции. При этом сохраняется возможность полной компенсации пси­хического развития в дальнейшем.

Психологическое сопровождение процесс взаимо­действия психолога с учащимися на уровне их субъек­тивных психологических проблем. Объектом и субъектом этого процесса является личность учаще­гося, изучение которой происходит на основании пси­хологических измерений и объективных данных.

Психопрофилактика комплекс мероприятий, направленный на предотвращение у людей возник­новения заболеваний, их обострений, социально-пси­хологической и личностной дезадаптации.

Подростковый комплекс – резко выраженные психологические особенности подросткового возраста (перепады настроений без особых на то причин); психологические особенности и реакции, свойственные только подростковому возрасту.

Позитивный (с лат.— положительный)—положительный. Противоположный – негативный

Познавательные эмоции – эмоции, связанные с потребностью в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; чувство удивления или недоумения; чувство ясности или смутности мысли; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины

Письменная речь – особый вид речи, использующий графические символы для передачи речевых звуков

Поллюции – (лат. pollutio – марание, пачканье) непроизвольное семяизвержение, показатель полового развития мальчиков

Половая зрелость – период, определяемый с биологической точки зрения, во время которого человек достигает полового созревания и становится способным к репродуктивной деятельности

Понятие — основной продукт мышления, отражение общих и существенных (специфических) свойств предметов и явлений действительности.

Потребность — зависимость субъекта (организма, личности) от объекта, выступающая в качестве источника активности субъекта

Праксические чувства – чувства, вызываемые деятельностью, ее изменениями в ходе работы, успешностью или неуспешностью, трудностями осуществления или завершения деятельности6ш желание доиться успеха в работе, чувство напряжения; увлеченность, захваченность работой; приятная усталость от работы

Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека

Развитие личности - процесс закономерных диалектических изменений, формирование и преобразование субъекта деятельности, его сознания, системы мотивов и потребностей, взаимоотношений.

Развитие психики закономерные необратимые изменения структуры и содержания психических процессов во времени: в филогенезе — в ходе биологической эволюции вида, в онтогенезе — в процессе индивидуального развития.

Самоопределение - сознательный процесс утверждения собственной позиции в значимых сферах жизнедеятельности; говорят о профессиональном, нравственном и др. видах самоопределения.

Самооценка - оценка человеком своих особенностей и результатов деятельности - как правило, в связи с оценкой им других людей. С. - один из важнейших элементов саморегуляции. Характеризуется точностью, устойчивостью, знаком (позитивная, негативная), полнотой и т. д.

Самосознание — психические процессы (структуры и механизмы), посредством которых индивид осознает себя как субъекта деятельности, отличая себя от внешнего мира, сознает свои психологические и социальные особенности (самооценка, рефлексия).

Тест (с англ. — проба, испытание)—кратковременное задание, выполнение которого в результате количественной и качественной оценки может служить симптомом совершенства некоторых психических функций.

Текучий интеллект - широкая область интеллекта, которая охвагывает способности, используемые для научения чему-то новому, включая такие, как процессы запоминания, индуктивное рассуждение и быстрое восприятие пространственных отношений. Считается, что эта форма интеллекта достигает у человека своего пика в конце юности.

Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Данный вид мышления обычно отличают от мышления практического.

Убеждение – система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии с устойчивыми взглядами, принципами, мировоззрением

Уровень притязаний личности — характеристика личности, которая определяется тем, какие цели — трудные или легкие — выбирает личность среди значимых (см.) для нее объектов. У. п. выявляет влияние на личность успеха или неудачи, которые имели место в прошлом.

Условная группа -объединение людей по некоторым признакам (возраст, пол, профессия).

Установка - неосознанное состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам

Устойчивость внимания – способность человека определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте

Фатальный (от лат.— рок, судьба)-роковой, неотвратимый, неизбежный.

Филогенез (с греч.— племя, род, поколение +происхождение) — историческое (родовое) развитие данного типа организма. В психологии — те изменения психики, которые обязаны своим происхождением общей эволюции человека и человеческой культуры. Индивидуальное развитие — онтогенез (см.) и историческое — филогенез, являются неразрывными. сторонами единого процесса развития живой природы и взаимно обусловливают друг друга.

Хаотический стиль воспитания — отсутствие еди­ного подхода к воспитанию, ясно выраженных, опре­деленных, конкретных требований к ребенку или про­тиворечия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

Характер – иерархизированная, упорядоченная совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении

Целенаправленная социализация в семье социа­лизация, осуществляющаяся под воздействием целе­направленного семейного воспитания.

Ценностные ориентации - отношения к высокозначимым социальным явлениям (ценностям). Если сама "ценность" характеризует полюс объекта отношения, то Ц.О. - полюс субъекта. Ц. О. - один из высших уровней в иерархической системе саморегуляции.

Чувства – переживание человеком своего отношения к удовлетворению или неудовлетворению высших, духовных, культурных потребностей

Чувственный (эмоциональный) тон – слабовыраженная эмоциональная реакция; эмоциональная окраска, своеобразный оттенок психического процесса

Чувство личности – переживание человеком своего отношения к самому себе как субъекту (или участнику) социальных отношений и сознательной деятельности

Широта распространения чувства – определяется тем, как широки и многообразны те сферы личности, с которыми сплелось переживаемое чувство

Школьная мотивация — совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, це­лей, установок, идеалов и т. п., обусловливающих про­явление учебной активности и стремление участво­вать в школьной жизни.

Школ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: