Фельетоны А.С. Пушкина.
"О записках Видока". Впервые опубликован в "Литературной газете" (1830 г. № 20). Издевался над Булгариным, представляя его как изменника и полицейского агента.
"Торжество дружбы или оправданный Александр Анфимович Орлов". "Телескоп" (1831 г., № 13). Издевается над взаимным восхвалением Булгариным и Гречем друг друга. Низводит Булгарина до бездарного бульварного писателя Орлова.
"Несколько слов о мизинце г. Булгарина и прочем". "Телескоп" (1831 г., № 15). Ответ на заявление Греча, что в мизинце Булгарина ума и таланта больше, чем в головах некоторых рецензентов. Пушкин представляет Булгарина пьяницей, вором, изменником, шпионом, безнравственным человеком. В конце дается план романа "Настоящий Выжигин", где дается биография Булгарина, подчеркиваются его непорядочные поступки на различных жизненных этапах.
"Энциклопедический журнал": принципы, методы, стиль (по статье В.Г. Белинского "Ничто о ничем").
Впервые опубликована в "Телескопе" (1836 год, № 1-4). Отчет издателю "Телескопа" Н.И. Надеждину.
* Журнал должен иметь физиономию, характер. Они должны состоять в его направлении, его мнении, учении, которого органом он должен быть.
* В России есть два типа журналов - ученые и литературные. Ученые - для узкого круга лиц. Публике нужны литературные.
* Учено-литературные журналы могут принести большую пользу.
* Любыми путями нужно приумножать читателей.
* Умейте заставить думать, что вы наклонились перед читателями, и при этом стойте прямо.
* Развивайте и распространяйте вкус к чтению, чувство изящного.
* Критика должна быть душою журнала, постоянным его отделением.
* Очень важен раздел библиографии, избавление от чтения плохих книг и рекомендация хороших.
* Важны также разнообразие содержания журнала и своевременный выход книжек (как у "Библиотеки для чтения")
Западники и славянофилы (по книге А.И. Герцена "Былое и думы").
ЗАПАДНИКИ - представители одного из направлений русской общественной мысли 1840 - 50-х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество, выдвигали проекты освобождения крестьян с землей, сторонники реформ и конституционного преобразования государственного строя. Главные представители: П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др. Сотрудничали в журналах "Отечественные записки", "Современник", "Русский вестник". Крайне левое крыло западников - А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев (до кон. 1840-х гг.). После крестьянской реформы 1861 западники сблизились со славянофилами на почве либерализма. Взгляды западников (особенно их конституционные проекты) получили дальнейшее развитие в программах российских либеральных организаций и групп кон. 19 - нач. 20 вв.
СЛАВЯНОФИЛЫ- представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в.; выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. п. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др. Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 многие славянофилы сблизились с западниками на почве либерализма. Некоторые идеи славянофилов получили развитие в идеологии почвенничества (Н. Н. Страхов), панславизма (Н. Я. Данилевский), а также "охранительного" направления русской общественной мысли.
Н.А. Добролюбов о задачах демократической прессы (по письму С.Т. Славутинскому).
Письмо написано в первой половине марта 1860 года. Впервые опубликовано в сборнике "Огни" (1916 г., кн. 1).
* "Отечественные записки" называют наше время великим. Мы смеемся над ними.
* Вдруг Вы тоже начинаете хвалить нынешнее общество, списывая недостатки на переходное время.
* Но других времен, кроме переходных, не бывает.
* Я привык, что Вы не верите надеждам и обещаниям.
* А Вы вдруг словно верите, что через пять лет с нами чудо случится.
* Вы верите в успех готовящейся реформы.
* Но у нас другая задача. Мы должны действовать не усыпляющим, а противоположным образом.
* Надо вызывать читателя к тому, что его окружает, что требует поправок и улучшений. Надо колоть глаза всякими мерзостями, преследовать, мучить, не давая отдыху. Чтобы читателю стало противно все это богатство грязи. Чтобы читатель предпочел лучше погибнуть, чем жить в этом омуте.