Упражнение 1. Игра “Возьму с собой”.




УРОКИ ДОБРОТЫ

«Мир добра и толерантности»

 

Составитель: педагог-психолог Гавеля Е. В.

 

Цель занятия: Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие и понимание важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.

 

Задачи:

· активизация познавательного интереса;

· расширение представлений о понятии "толерантность" и роли психологических знаний в жизни человека;

· содействие развитию чувства единения, эмпатии;

· развитие активной позиции ребят;

· поднятие общего эмоционального тонуса в коллективе;

· формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой;

· стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций;

· повышения самооценки;

· развитие коммуникативных навыков.

 

Занятие ориентировано на обучающихся с 1 по 11 класс. Максимальное количество детей в группе - 32 человека.

Ход занятия.

 

 

 

Здравствуйте, друзья. Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные: взрослые и дети, рыжие и чёрные, добрые и злые, полные и худые, умные и не очень. Очень часто людям трудно найти общий язык с другими людьми, потому что они очень отличаются друг от друга.

При входе в зал каждый из вас взял одну из пяти фигурок: круг, квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник. Вы выбрали для себя ту фигуру, которая вам больше всего нравится. Поднимите руку те, кто выбрал круг. Вы - доброжелательны и общительны, чувствительны и доверчивы. Кто выбрал квадрат, поднимите руку. Вы - организованные, настойчивые и твёрдые в решениях, трудолюбивы. Те, кто выбрал треугольник - лидеры, нетерпеливые и склонные к риску. Есть ли в зале те, кто выбрал зигзаг? Они - творческие натуры, мечтательны и непосредственны, изменчивы в настроении и поведении. А те, кто выбрал прямоугольник - неуверенные в себе, в своём выборе, пока ещё не определились в жизни. Вот видите, какие мы все разные, даже друзья, и живём все на одной планете, ходим в одно образовательное учреждение, занимаемся в одних объединениях и поэтому мы обязательно должны принимать друг друга такими как есть. Вы все разные и в этом ваша самая большая ценность! И мы все должны жить и понимать друг друга. А какое качество помогает человеку обходиться в жизни без ссор и конфликтов?

Дети овечают

Спасибо. Описать толерантность довольно трудно. В английском языке толерантность – это готовность и способность воспринимать без протеста личность. Во французском – это уважение свободы другого и его образа мысли. В арабском – прощение, снисхождение, сострадание, терпение. В персидском - готовность к примирению. А в русском языке толерантность – это способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. Быть добрым. Человек, если он с открытой душой, если относится ко всем с добротой, всегда идёт по жизни весело, с улыбкой. Ведь улыбка - это открытость души, доброта, смелость, преданность, честность. Давайте улыбнёмся друг другу, окунёмся в озеро наших улыбок, и всем станет значительно лучше, теплее.

Ребята, а сейчас я предлагаю вам узнать, насколько каждый из вас толерантный в жизни. Я сейчас буду читать предложение-ситуацию, а вы должны выбрать вариант ответа. Если вы соглашаетесь с первым вариантом ответа, то должны загибать только один палец. Если вы согласны со вторым вариантом ответа, палец не загибаем. Готовы?

 

Ситуация 1. Миша плохо одет…

Вариант ответа 1. Это неважно.

Вариант ответа 2. Ты подсмеиваешься над ним.

 

Ситуация 2. Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

Вариант ответа 1. Ты просишь, чтобы он объяснил это.

Вариант ответа 2. Ты говоришь, что он выглядит смешно.

 

Ситуация 3. Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

Вариант ответа 1. Ты стремишься лучше узнать его.

Вариант ответа 2. Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

 

Ситуация 4. Пожилая женщина медленно идёт…

Вариант ответа 1. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

Вариант ответа 2. Ты отталкиваешь её, чтобы обогнать.

 

Ситуация 5. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

Вариант ответа 1. Ты разговариваешь с ним.

Вариант ответа 2. Ты говоришь, что все мальчики - нули.

 

Ситуация 6. На твоих глазах на кого – то нападают…

Вариант ответа 1. Ты пытаешься защитить его.

Вариант ответа 2. Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

 

Ситуация 7. К тебе подходит ребёнок – инвалид…

Вариант ответа 1. Ты естественным образом разговариваешь с ним.

Вариант ответа 2. Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

 

Покажите свои руки. Посчитайте, сколько пальцев вы загнули.

Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить своё мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать своё мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя всё получится.

Меньше трёх? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

Упражнение 1. Игра “Возьму с собой”.

– А сейчас я бы хотел провести с вамиигру: Приглашаю всех вас в путешествие на Северный полюс. Мы полетим на аэростате. Но нас ждут испытания, трудности, холод, голод… Нужны надежные люди, элементарно воспитанные. Поднимите руку, кто считает себя воспитанным человеком.

Ну что ж, если готовы, то начали… Я буду передавать эту волшебную палочку сидящему рядом, а он дальше по кругу. Но всякий, взявший палочку, должен назвать то, что он возьмет с собой на Северный полюс.

А я буду добавлять при этом “Возьму вас с собой” или “Не возьму с собой”.

Не забудьте, что палочка “волшебная”, она сразу раскроет, воспитаны вы или нет.

Итак, я беру с собой на Северный полюс термос с горячим шоколадом. А что возьмешь с собой ты? (Передача “волшебной палочки”). Пожалуйста, возьми палочку.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не поймут, почему их не берут на Северный полюс. Учитель может еще раз повторить условие: “ Беру только надежных, вежливых людей!” Наконец, кто-то из ребят скажет “спасибо” за то, что ему передают “волшебную палочку” и “возьми, пожалуйста” при передаче этой палочки следующему по кругу.

Обычно эта игра вызывает эмоциональный “шок” у участников, т.к. уровень обыденного сознания не может допустить такого большого значения вежливости.

Упражнение 2. “Мой портрет в лучах солнца”

Класс разделить на несколько групп. Нарисовать в центре ватмана (листа) круг, в нем написать “Я могу”. Вокруг изобразить лучи, вдоль которых написать, что ты можешь сделать для других. При этом надо постараться, чтобы этих лучей было как можно больше. По завершении каждая команда прочитает и прокомментирует написанное.

Каждый человек – уникальная личность. В чем-то он совершенно не подражаем и вне всякой конкуренции. И верить в свою исключительность необходимо каждому.

Упражнение 2.

Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.

- Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.

1 ситуация.

Прогулке, при игре тебя кто–то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?

Ситуация.

Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?

3 ситуация.

Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?

Ситуация.

У вас в группе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята начали его дразнить. Твои действия?

Обсуждение результатов.

Упражнение 3.

Ворота сада

(Притча)

Жил – был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни он научился контролировать свой гнев, тем самым уменьшая количество забитых гвоздей. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость.

Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения».

Наступил день, когда юноша смог сообщить отцу, что вытащил все гвозди.

Отец подвёл сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок на воротах! Никогда они уже не будут таким как раньше. Когда ты с кем–то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана… И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана всё равно останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая».

Упражнение 4.

Кроссворд.

Все слова кроссворда читаются по горизонтали слева направо, кроме ключевого слова «толерантность».

                                   
                О                  
                Л                  
                Е                  
                Р                  
                А                  
                Н                  
                Т                  
                Н                  
                О                  
                С                  
                Т                  
                Ь                  

1. Лишение терпимость, неумение считаться с чужим мнением. (Нетерпимость.)

2. Чувство гневного раздражения, недоброжелательности. (Злоба.)

3. Обсуждение чего-либо, кого-либо с целью вынести оценку, выявить недостатки. (Критика.)

4. Отсутствие умения проявлять стойкость, самообладание. (Невыдержанность.)

5. Отсутствие подлинных чувств, открытости, откровенности. (Неискренность.)

6. Столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор. (Конфликт.)

Упражнение 5.

Ребята, дайте заголовок этим столбикам.

??? ???
· моральные (добрые) поступки, совершаемые бескорыстно; · поступки, которые помогают преодолеть разобщенность между людьми, · поступки, которые способствуют утверждению гуманности - человеколюбия, · взаимопонимания; · взаимоуважения; · поступки, которые помогают развиваться самому человеку и окружающим его людям; · милосердие; · любовь; · сострадание; · великодушие. · способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; · это терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, · быть выдержанным, · выносливым, стойким, уметь мириться, · принимать существование кого-то, считаться с мнением других, · быть снисходительным. · способность позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; · прощение, снисходительность, мягкость, · милосердие, сострадание, терпение, · расположенность к другим.

Подведение итогов.

1. Что нового для себя узнали ребята?

2. Что такое доброта и толерантность? Чем они отличаются?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: