Написано в Зальцбрунне, 15 июля 1847 г. Впервые опубликовано в "Полярной звезде" Герцена (1855 г., № 1).
* Вы правы, что я рассержен.
* Но дело не в Ваших нелестных отзывах о почитателях Вашего таланта.
* Но дело не в оскорбленном самолюбии. Дело в оскорбленном чувстве истины. Этого нельзя перенести.
* Нельзя молчать, когда под покровом религии и защитой кнута проповедуют ложь и безнравственность как истину и добродетель.
* Я любил Вас, как можно любить надежду, честь и славу страны. Я говорю не от себя, а от множества лиц.
* Вы не представляете негодования, которое возбудила ваша книга во всех благородных сердцах. А враги (Чичиковы, городничие etc.) радуются.
* Вы виноваты, что эту книгу почти все принимают за проделку для достижения небесным путем чисто земных целей.
* Удивительно, что Вы находите это удивительным.
* Вы знаете Россию, как художник, а не как мыслящий человек, роль которого вы приняли в книге.
* Вы смотрите на Россию издалека. А издалека предметы нам кажутся такими, какими нам их хочется видеть.
* России нужны не проповеди, не молитвы (всего этого уже достаточно), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, справедливые законы и строгое их исполнение.
* Россия - ужасная страна, где люди торгуют людьми. Где нет даже полицейского порядка, а есть огромные корпорации служебных воров и грабителей.
* Самые живые вопросы в России - уничтожение крепостного права, отмена телесных наказаний, строгое выполнение хотя бы имеющихся законов.
* Даже правительство чувствует это.
* А в это время великий писатель во имя Христа учит варвара-помещика наживать с крестьян больше денег.
* Если бы Вы совершили покушение на мою жизнь, я бы Вас меньше возненавидел, чем за эти строки.
* Если бы Вы служили Христу, а не дьяволу, Вы бы другое написали. Что крестьяне и помещик - братья во Христе, поэтому негоже одному угнетать других.
* Может, Вы больны, и Вам надо срочно лечиться?
* Что Вы нашли общего между Христом и какой-нибудь, тем более православной церковью? Она всегда была опорой кнута и угодницей деспотизма. А Христос первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства.
* Его учение было спасением для людей только пока не организовалось в церковь.
* Церковь - иерархия, поборница неравенства, льстец власти, враг и гонитель братства между людьми.
* Смысл Христова слова открыт философскими учениями прошлого века. Вольтер - больше сын Христа, чем все Ваши попы и митрополиты.
* Неужели Вы, автор "Ревизора" и "Мертвых душ" искренне пропели гимн гнусному русскому духовенству?
* Неужели Вы не знаете, что наше духовенство находится во всеобщем презрении у русского народа?
* По-Вашему, русский народ - самый религиозный в мире. Ложь. Русский человек произносит имя божие, почесывая себе задницу.
* В народе много суеверия, но нет и следа религиозности. Религиозность не привилась даже духовенству.
* Религиозность у нас проявилась только в малочисленных раскольничьих сектах.
* Созерцайте божественную красоту самодержавия, только лучше издалека, вблизи небезопасно.
* Вы утверждаете, что грамота народу вредна. Да простит Вас бог. Вы не знали, что творили.
* Подобное учение уже развивали Бурачок и Ко (журнал "Маяк"). Но что естественно для глупцов, не естественно для гения.
* В Петербурге ходит слух, что Вы написали эту книгу с целью попасть в наставники к сыну наследника.
* Ваша книга уронила Вас в глазах публики и как писателя, и еще более как человека.
* Публика видит в писателях своих единственных вождей, защитников, спасителей от мрака самодержавия. Она может простить плохую книгу, но никогда не простит зловредной книги.
* Может быть, Вы были искренни. Но времена наивного благочестия давно прошли. В Иерусалиме ищут Христа те, кто никогда не носил его в груди.
* Вы омрачены, а не просветлены. Вы не поняли ни формы, ни духа Христианства нашего времени.
* Когда человек отдается лжи, его оставляет ум и талант (Вас касается).
* Я перечитал Вашу книгу сто раз. И не нашел в ней ничего кроме того, что в ней есть. А то, что есть, глубоко оскорбило меня.
* Дело не обо мне или Вас, а об истине, о русском обществе, о России.
* Если Вы имели мужество отречься от Ваших великих произведений, имейте мужество отречься и от последней книги. И искупите сей тяжкий грех новыми творениями.
Политическое содержание образа "лишнего человека" (по статьям "Русский человек на rendez-vous" и "Что такое обломовщина?").
Н.Г. Чернышевский. "Русский человек на rendez-vous". Размышления по прочтении повести Тургенева "Ася". Впервые опубликована в журнале "Атеней", (1858 год, № 18).
* Крестьянский вопрос - предмет всех мыслей и разговоров.
* Мы думаем, что в обществе есть силы, которые изменят нашу жизнь. Эта иллюзия отвергается в повести.
* Герой, мысль которого полна благородных стремлений, делает сцену, которой устыдился бы последний взяточник.
* Наш Ромео говорит Джульете, ожидающей от него признания в любви: "Вы передо мной виноваты, вы компрометируете меня, я должен с вами расстаться".
* Она виновата лишь в том, что считала его порядочным человеком. А этот человек хуже негодяя.
* Можно взять любой другой рассказ. Персонажи поступают также, как и у Тургенева. От безделья говорят и мечтают. А как доходит до дела, колебание, стоит кому-нибудь прямо им сказать: "Начинайте действовать. Мы с вами, мы поддерживаем вас". Сразу половина героев падает в обморок, а другие начинают упрекать, что их поставили в неловкое положение, что они не ожидали таких предложений, что нельзя так скоро.
* Нам кажется (пустая мечта!), что этот герой - лучший между нами.
* Эти герои не пригодны к роли, которая дается им.
* О них слова пророка: "Будут видеть они, и не увидят, будут слышать, и не услышат, потому что оглохли их уши и закрыли они глаза, чтобы не видеть".
* Против желания нашего ослабевает в нас с каждым днем надежда на проницательность и энергию людей, которых мы упрашиваем понять важность настоящих обстоятельств и действовать.
Н.А. Добролюбов. "Что такое обломовщина?". Впервые опубликована в "Современнике" (1859 г., № 5).
* История лежания Обломова - не важная история.
* Но в ней отразилась русская жизнь. В ней сказано новое слово.
* Слово это - "обломовщина". Оно - ключ к разгадке многих явлений русской жизни.
* В Онегине все было в зародыше. Бельтов и Рудин умели говорить, но ничего не делали.
* Они вступили в лес. Дороги нет. Влезли на дерево посмотреть дорогу и отдохнуть. Спутники ждут. Эти передовые люди ничего не видят. Лес большой и густой. Стоящие внизу сами прорубают дорогу в лесу.
* Передовым людям понравилось на дереве. Они нашли на дереве плоды, едят их и рассуждают о путях выхода из леса.
* На дерево лезут другие - уже не ищут дороги, а просто едят плоды. Это уже Обломовы.
* Наконец путники разобрались, что на дереве - Обломовы. Начинается работа по расчистке леса.
* Дошло до рубки дерева с Обломовыми. Обломовы кричат: "Нельзя рубить. Мы можем убиться. И тогда погибнут все наши мысли, идеи".
* Но толпе плевать. Она уже осознала необходимость настоящего дела.
* Хотя еще тысячи людей проводят время в разговорах и тысячи людей готовы принять разговоры за дела.
* Раньше Обломовы прикрывались разными талантами. Теперь вопрос "Что он делает? В чем смысл его жизни?" поставлен прямо, ясно и открыто.
* Все Обломовы доходят лишь до той грани, где слово превращается в дело. Поэтому для них дороже отвлеченные воззрения, чем живые факты.
* Пока работы не было, они имели успех в обществе. Пример - Рудин.
* Теперь - это герои второго плана. Они более не загадочны для нас.
* Помещик, толкующий о правах человека, чиновник, жалующийся на запутанность делопроизводства, офицер, жалующийся на утомительность парадов - Обломовы.
* Когда образованные люди сочувствуют нуждам человечества и год за годом рассказывают одни и те же (иногда новые) анекдоты о взяточниках и беззакониях - это Обломовы.
* Скажите этим людям: "Вы говорите о том, что нехорошо. А что делать? - Не знаем". Предложите им самое простое средство. - "Да как же это так вдруг?" Иначе они ответить не могут. Вспомните ответ Рудина Наталье.
* Кто же сдвинет общество вперед? Ответа пока нет ни в обществе, ни в литературе.
* Гончаров рано похоронил обломовщину. В каждом из нас сидит часть Обломова. Обломовщина не оставила нас.
* Про любого нашего публициста можно сказать то, что Гончаров сказал об Обломове. (Лежание с высокими помыслами и слезами умиления.)
* Разница между всеми Обломовыми - кто до чего доходит. Илья Ильич доходил до того, что привставал с постели и протягивал руку. У одних мысли гуляют в голове, как волны в море (большинство). У других мысли переходят в намерения. У третьих намерения переходят в стремления (таких очень мало).
"Философическое письмо" П.Я. Чаадаева.
Письмо первое. Впервые опубликовано в "Телескопе" (1836 г., № 15). Обращено к Е.Д. Пановой.
* Наиболее печальная черта нашей цивилизации - мы еще только открываем истины, ставшие избитыми у других народов.
* Мы никогда не шли рука об руку с прочими народами.
* Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку.
* Стоя вне времени, мы не были затронуты воспитанием человеческого рода.
* Дивная связь человеческих идей, история человеческого духа не оказали на нас никакого влияния.
* Мы - путешественники. Все протекает, все уходит, не оставляя следа ни вне, ни внутри нас.
* У каждого народа бывает период бурного волнения, беспокойства. Эпоха сильных ощущений, широких замыслов, великих страстей.
* Это героический элемент истории общества, основа его. Юность народа.
* У нас этого нет. Сначала дикое варварство. Потом грубое невежество. Потом чужеземное владычество, дух которого унаследовала наша национальная власть. Такова наша юность.
* У нас не было бурной деятельности, а было мрачное существование. Вы не найдете ни одного памятника, который привлекал бы вас к прошлому.
* Мы живем одним настоящим без прошлого и будущего.
* Истинное развитие человека в обществе еще не началось для народа. Его жизнь - как в первобытной эпохе.
* У нас нет ничего индивидуального, на что могла бы опереться наша мысль. И мы также ничего не восприняли из преемственных идей человеческого рода.
* Мы - как незаконные дети без наследства.
* Наша культура всецело основана на внешнем заимствовании и подражании. Внутреннего развития нет.
* Мы - дети, которых не приучили мыслить самостоятельно.
* Мы принадлежим к числу тех наций, которые существуют исключительно лишь для того, чтобы преподать человечеству какой-нибудь урок.
* Хоть в Европе проживает много народов, у них есть общие идеи. Это идеи долга, справедливости, права, порядка.
* Иностранцы ставят нам в достоинство бесшабашную отвагу. Но они не замечают, что за этим скрывается наше равнодушие к добру и злу, к истине и лжи. Именно это лишает нас могущественных символов, которые толкают людей по пути совершенствования.
* Даже высшие классы у нас имею те пороки, которые в других странах свойственны лишь низшим.
* Я не говорю, что у нас одни пороки, а у европейцев одни добродетели.
* Народные массы не думают сами. Думают мыслители, сообщая народу импульс к действию.
* А где наши мудрецы? Вместо того, чтобы объединить разум Германии и Китая, мы ничего не дали миру, ничему не научили его.
* Мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничего не сделали для общего блага людей.
* Мы не дали себе труда ничего выдумать сами, а из выдуманного другими мы переняли только обманчивую внешность и бесполезную роскошь.
Статья А.И. Герцена "Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ".
Впервые опубликована в "Колоколе" (1861 г., № 105). Повод - царский указ о признании Тихона Затонского святым.
* В декабре 1846 г. умер воронежский архиерей Антоний.
* Перед смертью он вспомнил, что шестьдесят лет назад умер его предшественник Тихон.
* Николай не стал канонизировать Тихона. Просвещенный Александр стал.
* Тихона выкопали и поместили в серебряную раку.
* Для чего все это надо?
* Может, Тихон и был порядочным иноком. Но зачем эта комедия?
* Это сделано для одурачивания крестьян. Их сделали материально нищими. Теперь хотят сделать и духовно нищими.
* Полицейская церковь уничтожает раскольников.
* Раскольники делили все тяготя и горести народа. А церковь совокупляла насильственным браком крепостных и освящала войска, благословляя на неправые победы.
* Если бы мой голос дошел до народа и открыл ему глаза...
* Народ ненавидит помещиков и чиновников, но верит в царя и архиерея. А царь с помещиками. Это он посылает во все концы Руси пули и розги.
* После вековых страданий появилась заря крестьянской свободы. И многие люди до того обрадовались манифесту, что стали писать детский бред. Например, Погодин.
* Церковь стала в стороне безучастно наблюдать. Как она веками наблюдала помещичий произвол.
* У церковников человеческого - только борода.
* Филарет московский сказал: "Другие властители покоряют народы пленением, а ты покоряешь освобождением".
* А кровь уже лилась по России. Царь велел убивать крестьян как собак.
* И хоть один церковник заступился за крестьян? Если да - я на коленях попрошу у него прощения.
* Народ, это не твои пастыри, это такие же генералы и помещики. Твои пастыри - такие же бедные и говорящие таким же языком, как ты.
* Об открытии их мощей не попросит ни один архиерей. Их тела не сделают сорока восьми чудес типа излечения от зубной боли.
* Но память о них может совершить одно чудо - освобождение.
Статья Н.Г. Чернышевского "Г. Чичерин как публицист".
Впервые опубликована в "Современнике" (1859 г., № 5). Б.Н. Чичерин - либеральный профессор, автор книги о политическом и юридическом устройстве европейских стран.
* Г. Чичерин считает себя непогрешимым мудрецом.
* Он один имеет эту привилегию. Кто пишет не так - вреден для России.
* Из этого факта родилась наша статья.
* "Ученый должен служить науке, а не льстить современному состоянию умов". Мы согласны.
* Но публицист должен выражать и пояснять те потребности, которыми занято общество в данную минуту. Г. Чичерин этого не понимает.
* Для любого, кто работает с людьми, главное - люди, а не отвлеченная наука.
* Г. Чичерин предостерегает нас от одностороннего увлечения каким-то отрицанием. Странное понятие о нашем обществе!
* Публицист должен понимать формы, по которым движется общественный прогресс. История - всегда борьба. Но, по мнению Г. Чичерина, борьба вредна.
* Г. Чичерин считает, что литераторы искажали истину, раболепствуя перед общественным мнением. Как будто он живет не в России. Как будто у нас правят республиканцы и сажают в тюрьму монархистов.
* Главный порок нашего общества - что мы страстно и непреклонно проводим в жизнь свои стремления (противные существующему порядку). Публицист призывает нас соблюдать умеренность в этой борьбе.
* Г. Чичерин советует нашему обществу иметь всесторонний взгляд и сам говорит, что в обществе должна господствовать односторонность взглядов.
* Г. Чичерин не против развития. Он только хочет, чтобы развитие осуществлялось бесстрастным образом, по рецепту спокойствия и всесторонности. Но так не бывает.
* Человека душит разбойник. И этот человек, отбиваясь от разбойника, должен спокойно рассуждать, что разбойник возникает из исторической необходимости и имеет право на существование.
* Мы заключаем, что Г. Чичерин знает, как пишутся ученые книги, но не знает, какими силами развивается общественная жизнь.
* В его груди нет живого сердца. Дай бог, чтобы мы ошибались. Но живой человек при нынешнем положении дел не выступал бы против "слишком отважных нововводителей", против "болезненного нетерпения".
* Г. Чичерин решительно не понимает, какому обществу он дает советы.
* Он как школьный учитель, у которого главная забота, чтобы школьники сидели на своих местах и слушали его наставления.
* Он считает, что демократия и бюрократия совместимы, что бюрократия - форма демократического устройства.
* Но это лишь следствие той путаницы, которую можно черпать из великих мыслителей французской мнимолиберальной, а по существу реакционной школы.
* Бюрократия сразу не исчезла при появлении демократии лишь потому, что вековые привычки не исчезают за один день.
* Г. Чичерин не знает ни демократии, ни абсолютизма, ни бюрократии, ни централизации.
* Живой человек не может не иметь сильных убеждений.
* Все, написанное им, будет написано для оправдания и развития мыслей, которые он считает справедливыми.
* Не проводить убеждения могут только те, кто не имеет их. А не иметь могут только необразованные, тупые и бессовестные люди.
* Дело только в том, возникают ли убеждения из желания добра и справедливости, или из каких-то других принципов. Ясно ли понимает человек, что помогает, а что мешает достижению цели.
* Беспристрастие не свойственно историку. Он не бессмысленная машина. Г. Чичерин не прав.
* Под фразой об историческом беспристрастии он стремится оправдать беззаконие и выставить хорошие качества феодальных учреждений.
* Странные качества книги г. Чичерина: демократия, оправдывающая феодализм, либерализм, пристрастный к бюрократии, публицистика, равнодушная к излагаемым вопросам, ученость, не знающая известного каждому. Это звучит как холодность жара, бессмысленность мысли.
* Г. Чичерин считает себя непогрешимым мудрецом. Ему трудно будет сознаться, что он был введен в заблуждение обманчивым благозвучием ложных слов. Что именем беспристрастия прикрывалась вражда против нового для сохранения старинных бедствий.
* Г. Чичерин или должен победить над чуждыми его благородству понятиями, или останется мертвым схоластиком, философскими построениями доказывающий историческую необходимость сообразно теории беспристрастия.
А.И. Герцен: "Письма из Франции и Италии".
Очерки о революции во Франции и Италии. Написаны в 1847-52 годах. Впервые книга опубликована в Лондоне в конце 1854 года.
Предисловие.
* В России - война. Свободная речь принесена в жертву.
* Я не смешиваю петербургское правительство с русским народом. Я ненавижу первое и люблю второе.
* Письма эти - врасплох остановленные и наскоро закрепленные впечатления времени.
* Вера в Россию спасла меня от нравственной гибели за границей.
* Освобождение крестьян - начало великого экономического переворота, в который вступает Россия.
* Запад находится в совершенно другом положении относительно этого переворота, чем мы.
* Современное состояние Европы достигнуто трудными путями.
* Россия свободнее Запада в идее ближнего будущего. Нам нечего отстаивать, нас ничего не связывает.
* В Европе либералы боятся потерять свободу, а нам надо ее еще завоевать.
* Европа идет ко дну, не в силах отделаться от своего груза, от бездны драгоценностей, набранный в дальнем и опасном плавании. У нас это искусственный балласт. За борт его!
* Мы входим в историю деятельно и полные сил.
* В начинающуюся грозу у нас есть громоотвод - общинное владение землею.
Всего 14 писем. Скука абсолютная (А.К.)
Письмо первое. Париж, 12 мая 1847 г.
* Всякий образованный человек подозревается в знании Европы.
* О Европе писали Фонвизин, Карамзин, Греч, Погодин.
* Немецкая кухня отвратительная.
* Родина нашей мысли - в Западной Европе. Петр Первый наследовал ее у европейцев.
* Российские крестьяне - оторваны от жизни, от исторического процесса.
* История нашего народа - в будущем.
* Прибалтийцы все - жадные и скупые.
* В Париже - весело-скучно, в Лондоне - безопасно-скучно, в Риме - величаво-скучно, в Мадриде и Вене - душно-скучно.
Письмо второе. Париж, 03 июня 1847 г.
* Театры в Париже полны, спектакли плохие.
* Парижане глупы. Особенно стоящие за ценс (богатые).
* Слуги ведут себя, как аристократы, только без денег.
* В слуги идет бездарнейшая, худшая часть населения.
* Парижане читают много журналов.
* Есть балы для богатых, есть для бедных.
* Бедные - порядочные. Случай - у мальчика на улице порвался мешок с деньгами. Собрали рассыпанные деньги и все отдали, ничего не украли.
* Буржуазия - это Фигаро, ставший законодателем, но оставшийся лакеем.
* Буржуазия не имеет ни прошлого, ни будущего.
* У дворянства была религия, честь.
* У буржуазии есть лишь недостатки дворян и плебеев, но нет их достоинств.
* Когда Фигаро начали обижать, он подбил чернь вступиться. Когда чернь победила, Фигаро выгнал ее с площади, поставил для охраны Национальную гвардию и взял добычу себе.
* Религии у буржуазии нет. Их нравственность основана на арифметике, на силе денег, на любви к порядку.