Письмо Белинского к Гоголю.




Написано в Зальцбрунне, 15 июля 1847 г. Впервые опубликовано в "Полярной звезде" Герцена (1855 г., № 1).

 

* Вы правы, что я рассержен.

* Но дело не в Ваших нелестных отзывах о почитателях Вашего таланта.

* Но дело не в оскорбленном самолюбии. Дело в оскорбленном чувстве истины. Этого нельзя перенести.

* Нельзя молчать, когда под покровом религии и защитой кнута проповедуют ложь и безнравственность как истину и добродетель.

* Я любил Вас, как можно любить надежду, честь и славу страны. Я говорю не от себя, а от множества лиц.

* Вы не представляете негодования, которое возбудила ваша книга во всех благородных сердцах. А враги (Чичиковы, городничие etc.) радуются.

* Вы виноваты, что эту книгу почти все принимают за проделку для достижения небесным путем чисто земных целей.

* Удивительно, что Вы находите это удивительным.

* Вы знаете Россию, как художник, а не как мыслящий человек, роль которого вы приняли в книге.

* Вы смотрите на Россию издалека. А издалека предметы нам кажутся такими, какими нам их хочется видеть.

* России нужны не проповеди, не молитвы (всего этого уже достаточно), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, справедливые законы и строгое их исполнение.

* Россия - ужасная страна, где люди торгуют людьми. Где нет даже полицейского порядка, а есть огромные корпорации служебных воров и грабителей.

* Самые живые вопросы в России - уничтожение крепостного права, отмена телесных наказаний, строгое выполнение хотя бы имеющихся законов.

* Даже правительство чувствует это.

* А в это время великий писатель во имя Христа учит варвара-помещика наживать с крестьян больше денег.

* Если бы Вы совершили покушение на мою жизнь, я бы Вас меньше возненавидел, чем за эти строки.

* Если бы Вы служили Христу, а не дьяволу, Вы бы другое написали. Что крестьяне и помещик - братья во Христе, поэтому негоже одному угнетать других.

* Может, Вы больны, и Вам надо срочно лечиться?

* Что Вы нашли общего между Христом и какой-нибудь, тем более православной церковью? Она всегда была опорой кнута и угодницей деспотизма. А Христос первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства.

* Его учение было спасением для людей только пока не организовалось в церковь.

* Церковь - иерархия, поборница неравенства, льстец власти, враг и гонитель братства между людьми.

* Смысл Христова слова открыт философскими учениями прошлого века. Вольтер - больше сын Христа, чем все Ваши попы и митрополиты.

* Неужели Вы, автор "Ревизора" и "Мертвых душ" искренне пропели гимн гнусному русскому духовенству?

* Неужели Вы не знаете, что наше духовенство находится во всеобщем презрении у русского народа?

* По-Вашему, русский народ - самый религиозный в мире. Ложь. Русский человек произносит имя божие, почесывая себе задницу.

* В народе много суеверия, но нет и следа религиозности. Религиозность не привилась даже духовенству.

* Религиозность у нас проявилась только в малочисленных раскольничьих сектах.

* Созерцайте божественную красоту самодержавия, только лучше издалека, вблизи небезопасно.

* Вы утверждаете, что грамота народу вредна. Да простит Вас бог. Вы не знали, что творили.

* Подобное учение уже развивали Бурачок и Ко (журнал "Маяк"). Но что естественно для глупцов, не естественно для гения.

* В Петербурге ходит слух, что Вы написали эту книгу с целью попасть в наставники к сыну наследника.

* Ваша книга уронила Вас в глазах публики и как писателя, и еще более как человека.

* Публика видит в писателях своих единственных вождей, защитников, спасителей от мрака самодержавия. Она может простить плохую книгу, но никогда не простит зловредной книги.

* Может быть, Вы были искренни. Но времена наивного благочестия давно прошли. В Иерусалиме ищут Христа те, кто никогда не носил его в груди.

* Вы омрачены, а не просветлены. Вы не поняли ни формы, ни духа Христианства нашего времени.

* Когда человек отдается лжи, его оставляет ум и талант (Вас касается).

* Я перечитал Вашу книгу сто раз. И не нашел в ней ничего кроме того, что в ней есть. А то, что есть, глубоко оскорбило меня.

* Дело не обо мне или Вас, а об истине, о русском обществе, о России.

* Если Вы имели мужество отречься от Ваших великих произведений, имейте мужество отречься и от последней книги. И искупите сей тяжкий грех новыми творениями.

Политическое содержание образа "лишнего человека" (по статьям "Русский человек на rendez-vous" и "Что такое обломовщина?").

 

Н.Г. Чернышевский. "Русский человек на rendez-vous". Размышления по прочтении повести Тургенева "Ася". Впервые опубликована в журнале "Атеней", (1858 год, № 18).

 

* Крестьянский вопрос - предмет всех мыслей и разговоров.

* Мы думаем, что в обществе есть силы, которые изменят нашу жизнь. Эта иллюзия отвергается в повести.

* Герой, мысль которого полна благородных стремлений, делает сцену, которой устыдился бы последний взяточник.

* Наш Ромео говорит Джульете, ожидающей от него признания в любви: "Вы передо мной виноваты, вы компрометируете меня, я должен с вами расстаться".

* Она виновата лишь в том, что считала его порядочным человеком. А этот человек хуже негодяя.

* Можно взять любой другой рассказ. Персонажи поступают также, как и у Тургенева. От безделья говорят и мечтают. А как доходит до дела, колебание, стоит кому-нибудь прямо им сказать: "Начинайте действовать. Мы с вами, мы поддерживаем вас". Сразу половина героев падает в обморок, а другие начинают упрекать, что их поставили в неловкое положение, что они не ожидали таких предложений, что нельзя так скоро.

* Нам кажется (пустая мечта!), что этот герой - лучший между нами.

* Эти герои не пригодны к роли, которая дается им.

* О них слова пророка: "Будут видеть они, и не увидят, будут слышать, и не услышат, потому что оглохли их уши и закрыли они глаза, чтобы не видеть".

* Против желания нашего ослабевает в нас с каждым днем надежда на проницательность и энергию людей, которых мы упрашиваем понять важность настоящих обстоятельств и действовать.

 

Н.А. Добролюбов. "Что такое обломовщина?". Впервые опубликована в "Современнике" (1859 г., № 5).

 

* История лежания Обломова - не важная история.

* Но в ней отразилась русская жизнь. В ней сказано новое слово.

* Слово это - "обломовщина". Оно - ключ к разгадке многих явлений русской жизни.

* В Онегине все было в зародыше. Бельтов и Рудин умели говорить, но ничего не делали.

* Они вступили в лес. Дороги нет. Влезли на дерево посмотреть дорогу и отдохнуть. Спутники ждут. Эти передовые люди ничего не видят. Лес большой и густой. Стоящие внизу сами прорубают дорогу в лесу.

* Передовым людям понравилось на дереве. Они нашли на дереве плоды, едят их и рассуждают о путях выхода из леса.

* На дерево лезут другие - уже не ищут дороги, а просто едят плоды. Это уже Обломовы.

* Наконец путники разобрались, что на дереве - Обломовы. Начинается работа по расчистке леса.

* Дошло до рубки дерева с Обломовыми. Обломовы кричат: "Нельзя рубить. Мы можем убиться. И тогда погибнут все наши мысли, идеи".

* Но толпе плевать. Она уже осознала необходимость настоящего дела.

* Хотя еще тысячи людей проводят время в разговорах и тысячи людей готовы принять разговоры за дела.

* Раньше Обломовы прикрывались разными талантами. Теперь вопрос "Что он делает? В чем смысл его жизни?" поставлен прямо, ясно и открыто.

* Все Обломовы доходят лишь до той грани, где слово превращается в дело. Поэтому для них дороже отвлеченные воззрения, чем живые факты.

* Пока работы не было, они имели успех в обществе. Пример - Рудин.

* Теперь - это герои второго плана. Они более не загадочны для нас.

* Помещик, толкующий о правах человека, чиновник, жалующийся на запутанность делопроизводства, офицер, жалующийся на утомительность парадов - Обломовы.

* Когда образованные люди сочувствуют нуждам человечества и год за годом рассказывают одни и те же (иногда новые) анекдоты о взяточниках и беззакониях - это Обломовы.

* Скажите этим людям: "Вы говорите о том, что нехорошо. А что делать? - Не знаем". Предложите им самое простое средство. - "Да как же это так вдруг?" Иначе они ответить не могут. Вспомните ответ Рудина Наталье.

* Кто же сдвинет общество вперед? Ответа пока нет ни в обществе, ни в литературе.

* Гончаров рано похоронил обломовщину. В каждом из нас сидит часть Обломова. Обломовщина не оставила нас.

* Про любого нашего публициста можно сказать то, что Гончаров сказал об Обломове. (Лежание с высокими помыслами и слезами умиления.)

* Разница между всеми Обломовыми - кто до чего доходит. Илья Ильич доходил до того, что привставал с постели и протягивал руку. У одних мысли гуляют в голове, как волны в море (большинство). У других мысли переходят в намерения. У третьих намерения переходят в стремления (таких очень мало).

 

 

"Философическое письмо" П.Я. Чаадаева.

 

Письмо первое. Впервые опубликовано в "Телескопе" (1836 г., № 15). Обращено к Е.Д. Пановой.

 

* Наиболее печальная черта нашей цивилизации - мы еще только открываем истины, ставшие избитыми у других народов.

* Мы никогда не шли рука об руку с прочими народами.

* Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку.

* Стоя вне времени, мы не были затронуты воспитанием человеческого рода.

* Дивная связь человеческих идей, история человеческого духа не оказали на нас никакого влияния.

* Мы - путешественники. Все протекает, все уходит, не оставляя следа ни вне, ни внутри нас.

* У каждого народа бывает период бурного волнения, беспокойства. Эпоха сильных ощущений, широких замыслов, великих страстей.

* Это героический элемент истории общества, основа его. Юность народа.

* У нас этого нет. Сначала дикое варварство. Потом грубое невежество. Потом чужеземное владычество, дух которого унаследовала наша национальная власть. Такова наша юность.

* У нас не было бурной деятельности, а было мрачное существование. Вы не найдете ни одного памятника, который привлекал бы вас к прошлому.

* Мы живем одним настоящим без прошлого и будущего.

* Истинное развитие человека в обществе еще не началось для народа. Его жизнь - как в первобытной эпохе.

* У нас нет ничего индивидуального, на что могла бы опереться наша мысль. И мы также ничего не восприняли из преемственных идей человеческого рода.

* Мы - как незаконные дети без наследства.

* Наша культура всецело основана на внешнем заимствовании и подражании. Внутреннего развития нет.

* Мы - дети, которых не приучили мыслить самостоятельно.

* Мы принадлежим к числу тех наций, которые существуют исключительно лишь для того, чтобы преподать человечеству какой-нибудь урок.

* Хоть в Европе проживает много народов, у них есть общие идеи. Это идеи долга, справедливости, права, порядка.

* Иностранцы ставят нам в достоинство бесшабашную отвагу. Но они не замечают, что за этим скрывается наше равнодушие к добру и злу, к истине и лжи. Именно это лишает нас могущественных символов, которые толкают людей по пути совершенствования.

* Даже высшие классы у нас имею те пороки, которые в других странах свойственны лишь низшим.

* Я не говорю, что у нас одни пороки, а у европейцев одни добродетели.

* Народные массы не думают сами. Думают мыслители, сообщая народу импульс к действию.

* А где наши мудрецы? Вместо того, чтобы объединить разум Германии и Китая, мы ничего не дали миру, ничему не научили его.

* Мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничего не сделали для общего блага людей.

* Мы не дали себе труда ничего выдумать сами, а из выдуманного другими мы переняли только обманчивую внешность и бесполезную роскошь.

 

Статья А.И. Герцена "Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ".

Впервые опубликована в "Колоколе" (1861 г., № 105). Повод - царский указ о признании Тихона Затонского святым.

 

* В декабре 1846 г. умер воронежский архиерей Антоний.

* Перед смертью он вспомнил, что шестьдесят лет назад умер его предшественник Тихон.

* Николай не стал канонизировать Тихона. Просвещенный Александр стал.

* Тихона выкопали и поместили в серебряную раку.

* Для чего все это надо?

* Может, Тихон и был порядочным иноком. Но зачем эта комедия?

* Это сделано для одурачивания крестьян. Их сделали материально нищими. Теперь хотят сделать и духовно нищими.

* Полицейская церковь уничтожает раскольников.

* Раскольники делили все тяготя и горести народа. А церковь совокупляла насильственным браком крепостных и освящала войска, благословляя на неправые победы.

* Если бы мой голос дошел до народа и открыл ему глаза...

* Народ ненавидит помещиков и чиновников, но верит в царя и архиерея. А царь с помещиками. Это он посылает во все концы Руси пули и розги.

* После вековых страданий появилась заря крестьянской свободы. И многие люди до того обрадовались манифесту, что стали писать детский бред. Например, Погодин.

* Церковь стала в стороне безучастно наблюдать. Как она веками наблюдала помещичий произвол.

* У церковников человеческого - только борода.

* Филарет московский сказал: "Другие властители покоряют народы пленением, а ты покоряешь освобождением".

* А кровь уже лилась по России. Царь велел убивать крестьян как собак.

* И хоть один церковник заступился за крестьян? Если да - я на коленях попрошу у него прощения.

* Народ, это не твои пастыри, это такие же генералы и помещики. Твои пастыри - такие же бедные и говорящие таким же языком, как ты.

* Об открытии их мощей не попросит ни один архиерей. Их тела не сделают сорока восьми чудес типа излечения от зубной боли.

* Но память о них может совершить одно чудо - освобождение.

 

 

Статья Н.Г. Чернышевского "Г. Чичерин как публицист".

Впервые опубликована в "Современнике" (1859 г., № 5). Б.Н. Чичерин - либеральный профессор, автор книги о политическом и юридическом устройстве европейских стран.

 

* Г. Чичерин считает себя непогрешимым мудрецом.

* Он один имеет эту привилегию. Кто пишет не так - вреден для России.

* Из этого факта родилась наша статья.

* "Ученый должен служить науке, а не льстить современному состоянию умов". Мы согласны.

* Но публицист должен выражать и пояснять те потребности, которыми занято общество в данную минуту. Г. Чичерин этого не понимает.

* Для любого, кто работает с людьми, главное - люди, а не отвлеченная наука.

* Г. Чичерин предостерегает нас от одностороннего увлечения каким-то отрицанием. Странное понятие о нашем обществе!

* Публицист должен понимать формы, по которым движется общественный прогресс. История - всегда борьба. Но, по мнению Г. Чичерина, борьба вредна.

* Г. Чичерин считает, что литераторы искажали истину, раболепствуя перед общественным мнением. Как будто он живет не в России. Как будто у нас правят республиканцы и сажают в тюрьму монархистов.

* Главный порок нашего общества - что мы страстно и непреклонно проводим в жизнь свои стремления (противные существующему порядку). Публицист призывает нас соблюдать умеренность в этой борьбе.

* Г. Чичерин советует нашему обществу иметь всесторонний взгляд и сам говорит, что в обществе должна господствовать односторонность взглядов.

* Г. Чичерин не против развития. Он только хочет, чтобы развитие осуществлялось бесстрастным образом, по рецепту спокойствия и всесторонности. Но так не бывает.

* Человека душит разбойник. И этот человек, отбиваясь от разбойника, должен спокойно рассуждать, что разбойник возникает из исторической необходимости и имеет право на существование.

* Мы заключаем, что Г. Чичерин знает, как пишутся ученые книги, но не знает, какими силами развивается общественная жизнь.

* В его груди нет живого сердца. Дай бог, чтобы мы ошибались. Но живой человек при нынешнем положении дел не выступал бы против "слишком отважных нововводителей", против "болезненного нетерпения".

* Г. Чичерин решительно не понимает, какому обществу он дает советы.

* Он как школьный учитель, у которого главная забота, чтобы школьники сидели на своих местах и слушали его наставления.

* Он считает, что демократия и бюрократия совместимы, что бюрократия - форма демократического устройства.

* Но это лишь следствие той путаницы, которую можно черпать из великих мыслителей французской мнимолиберальной, а по существу реакционной школы.

* Бюрократия сразу не исчезла при появлении демократии лишь потому, что вековые привычки не исчезают за один день.

* Г. Чичерин не знает ни демократии, ни абсолютизма, ни бюрократии, ни централизации.

* Живой человек не может не иметь сильных убеждений.

* Все, написанное им, будет написано для оправдания и развития мыслей, которые он считает справедливыми.

* Не проводить убеждения могут только те, кто не имеет их. А не иметь могут только необразованные, тупые и бессовестные люди.

* Дело только в том, возникают ли убеждения из желания добра и справедливости, или из каких-то других принципов. Ясно ли понимает человек, что помогает, а что мешает достижению цели.

* Беспристрастие не свойственно историку. Он не бессмысленная машина. Г. Чичерин не прав.

* Под фразой об историческом беспристрастии он стремится оправдать беззаконие и выставить хорошие качества феодальных учреждений.

* Странные качества книги г. Чичерина: демократия, оправдывающая феодализм, либерализм, пристрастный к бюрократии, публицистика, равнодушная к излагаемым вопросам, ученость, не знающая известного каждому. Это звучит как холодность жара, бессмысленность мысли.

* Г. Чичерин считает себя непогрешимым мудрецом. Ему трудно будет сознаться, что он был введен в заблуждение обманчивым благозвучием ложных слов. Что именем беспристрастия прикрывалась вражда против нового для сохранения старинных бедствий.

* Г. Чичерин или должен победить над чуждыми его благородству понятиями, или останется мертвым схоластиком, философскими построениями доказывающий историческую необходимость сообразно теории беспристрастия.

 

А.И. Герцен: "Письма из Франции и Италии".

Очерки о революции во Франции и Италии. Написаны в 1847-52 годах. Впервые книга опубликована в Лондоне в конце 1854 года.

 

Предисловие.

* В России - война. Свободная речь принесена в жертву.

* Я не смешиваю петербургское правительство с русским народом. Я ненавижу первое и люблю второе.

* Письма эти - врасплох остановленные и наскоро закрепленные впечатления времени.

* Вера в Россию спасла меня от нравственной гибели за границей.

* Освобождение крестьян - начало великого экономического переворота, в который вступает Россия.

* Запад находится в совершенно другом положении относительно этого переворота, чем мы.

* Современное состояние Европы достигнуто трудными путями.

* Россия свободнее Запада в идее ближнего будущего. Нам нечего отстаивать, нас ничего не связывает.

* В Европе либералы боятся потерять свободу, а нам надо ее еще завоевать.

* Европа идет ко дну, не в силах отделаться от своего груза, от бездны драгоценностей, набранный в дальнем и опасном плавании. У нас это искусственный балласт. За борт его!

* Мы входим в историю деятельно и полные сил.

* В начинающуюся грозу у нас есть громоотвод - общинное владение землею.

 

Всего 14 писем. Скука абсолютная (А.К.)

Письмо первое. Париж, 12 мая 1847 г.

 

* Всякий образованный человек подозревается в знании Европы.

* О Европе писали Фонвизин, Карамзин, Греч, Погодин.

* Немецкая кухня отвратительная.

* Родина нашей мысли - в Западной Европе. Петр Первый наследовал ее у европейцев.

* Российские крестьяне - оторваны от жизни, от исторического процесса.

* История нашего народа - в будущем.

* Прибалтийцы все - жадные и скупые.

* В Париже - весело-скучно, в Лондоне - безопасно-скучно, в Риме - величаво-скучно, в Мадриде и Вене - душно-скучно.

 

Письмо второе. Париж, 03 июня 1847 г.

 

* Театры в Париже полны, спектакли плохие.

* Парижане глупы. Особенно стоящие за ценс (богатые).

* Слуги ведут себя, как аристократы, только без денег.

* В слуги идет бездарнейшая, худшая часть населения.

* Парижане читают много журналов.

* Есть балы для богатых, есть для бедных.

* Бедные - порядочные. Случай - у мальчика на улице порвался мешок с деньгами. Собрали рассыпанные деньги и все отдали, ничего не украли.

* Буржуазия - это Фигаро, ставший законодателем, но оставшийся лакеем.

* Буржуазия не имеет ни прошлого, ни будущего.

* У дворянства была религия, честь.

* У буржуазии есть лишь недостатки дворян и плебеев, но нет их достоинств.

* Когда Фигаро начали обижать, он подбил чернь вступиться. Когда чернь победила, Фигаро выгнал ее с площади, поставил для охраны Национальную гвардию и взял добычу себе.

* Религии у буржуазии нет. Их нравственность основана на арифметике, на силе денег, на любви к порядку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: