Дворцово-парковый ансамбль Версаль.




Дворец и парк Версаля представляет собой один из выдающихся образцов архитектурного ансамбля в истории мирового паркостроения. Знакомство с этим памятником французского искусства имеет большое историко-художественное значение, ибо Версальский ансамбль представляет собой характерное произведение французского классицизма XVII в. Версаль – загородная резиденция короля Людовика XIV – наиболее ярко отражает идею централизации власти и прославления «короля-солнца». Ведь именно ему приписывается изречение: «Государство – это я». Прямые аллеи, лучами сходящиеся к центру (дворцу); символика власти, отраженная в парадных цветниках; причудливые формы стриженых деревьев, зеркальная гладь искусственных водоёмов – все это символизирует абсолютную власть монарха не только над людьми, но и над природой.

Версаль, как архитектурно-парковый ансамбль, возник постепенно. Первоначально Версаль являлся королевской охотничьей резиденцией П-образной формы. Этот древнейший замок Людовика XIII был сохранён при последующих перестройках Версаля.

При Людовике XIV начинается новая перестройка дворца в Версале. В 1661 г. началось строительство Версальского парка, которое растянулось почти на 50 лет и обошлось в 200 миллионов луидоров. В создании Версальского дворца принимали участие известные архитекторы и скульпторы того времени. Планировкой дворца занимался Луи Лево, позже Жуль-Ардуен Мансар, украшением - Шарль Лебрен, паркостроением - Андре Ленотр.

Версаль - это огромный по масштабам архитектурный ансамбль, включающий город, дворец и парк. Весь массив Версаля занимал 1700 га, протяженность дворца - 400 метров. Версальский парк достигал почти трех километров. Расположенные к западу от дворца, сады занимают 800 гектаров площади, большая часть которой благоустроена в классическом стиле регулярного французского парка, который здесь был доведен до совершенства знаменитым ландшафтным архитектором Андре Ленотром.

Версальский дворец расположен на некотором возвышении. От площади перед дворцом расходятся три проспекта - в Париж, в Сен-Клу и в Со, где также находились резиденции монарха. Таким образом, подчеркивалось значение Версаля, к которому вели пути из главных центров страны.

Проспекты сходились к середине обращенного во двор фасада дворца. Главная ось всего архитектурного комплекса ориентированного с востока на запад. Солнце встает на парижском направлении, а заходит в Большом канале, отражаясь в его водной поверхности. От террасы, прилегающей к фасаду дворца, спускается широкая лестница, как бы создавая естественный переход от здания к парку.

Планировка Версальского парка имела свои прообразы в барочных садах Италии. Традиции оформления стен при помощи стенок из стриженного кустарника, создание кулис из зеленых боскетов, включение в композицию газонных площадок, водных бассейнов и скульптуры восходят к XVII в. Новым в Версале было то единство пространственного замысла, что соединило единой магистралью дворец и парк. Из изолированного трехмерного объема палаццо Ренессанса дворец превратился в элемент паркового ансамбля, который он организует. Парк ступенями поднимается ко дворцу, фасад которого является последним звеном нарастающего построения садовых террас.

Версальский парк это «сад разума» с математически выверенными пропорциями и чётко спланированными аллеями. Ленотр расположил их подобно лучам солнца выходящих из центра, а не под прямым углом, как традиционно было принято до него. Парк изобилует чарующими рощами с идеально выстриженными вековыми липами, дубами, клёнами, каштанами, тополями, ясенем, буком. В хвойных насаждениях преобладают ель и тис. Сады в Версальском парке считаются самыми красивыми и уникальными на планете. Великий Андре формировал деревья в виде шаров, конусов, пирамид или квадратов, придавая им безукоризненно геометрические формы. Процесс художественной стрижки был достаточно сложен, он требовал от мастера безупречного пространственного воображения и профессиональных знаний о росте и особенностях строения подрезаемых растений. Почти все топиари сохранились в первозданном виде до наших дней. Сады Версаля это буйство красок круглый год. «Король-солнце» не желал видеть увядшие цветы, поэтому два миллиона горшечных свежих цветов всегда были подготовлены на смену завядшим. Вся символика парка должна была прославлять бога Солнца Аполлона, а стало быть, аллегорически и Короля-Солнце Людовика XIV.

Самое примечательное зрелище открывалось перед дворцом. За двумя бассейнами, обрамленными гранитными рамами и скульптурными аллегориями, начинался спуск - Большая лестница. Далее открывался вид на фонтан Латоны среди двух партеров; еще дальше шла Королевская аллея, названная впоследствии Зеленым ковром. За Королевской аллеей, как ответное эхо фонтана Латоны, виднелся бассейн Аполлона и, наконец, почти на горизонте - полоска Большого канала.

Фонтан «Латона» связан с именем матери Аполлона. Этот многоуровневый бассейн иллюстрирует легенду, согласно которой разгневанный бог превратил в лягушек и ящериц жителей Ликии, не почитавших Латону. Бассейн Аполлона, где он стремительно несется на колеснице под трубное гудение тритонов в направлении дворца.

Со стороны дворца открывается главный вид на версальскую панораму, но есть и другие точки зрения, откуда раскрываются перспективы парка. Здесь выступает второй аспект Версаля, его новое восприятие. Стоит спустится с балкона вниз - и зрелище решительно меняется. Геометризм линий парка смягчается, аллеи, расходящиеся как лучи солнца, открывают далекие перспективы пространства. Замкнутость присуща только боскетам Версаля, расположенным по бокам Королевской и Каштановой аллей. В основе веерной композицией парка зритель поминутно оказывается на перекрестках лучевых аллей, которые раскрывают новые виды. При этом по мере удаления от дворца «обратная перспектива» усиливает впечатление пространственного ритма.

Андре Ленотр обожал воду, поэтому в парке был разработан целый комплекс из фонтанов со скульптурами, фонтанов-чаш и каскадов. Свой дворцово-парковый ансамбль он щедро украсил статуями, олицетворяющими четыре времени года. Стоит сказать, что в Версальском парке было использовано много новых приёмов в инженерии и гидротехническом строении. Сложно было обеспечить 1400 фонтанов водой одновременно, поэтому была построена специальная заборная система воды из Сены.

Фонтан «Пирамида», представляет собой четыре мраморных чаши стоящих друг на друге. Вода бьёт из верхней чаши, стекая всё ниже и ниже, по очереди в каждую чашу. Главной скульптурой композиции «Дракон», является змея с вырывающейся у неё из пасти 27 метровой струей воды. Фонтан «Обелиск» это изумительное зрелище, множество струй создают высокую трехгранную переливающуюся всеми цветами радуги пирамиду. Само солнце любуется этими взмывающими вверх хрустальными струями, прославляя «короля-солнце» и «короля садовников»!

Парк классицизма не был философски противопоставлен природе, как это обычно представляется. Напротив, регулярность парка мыслилась как отражение упорядоченности природы, ее подчинения законам ньютоновской механики и принципам разума Декарта. Видение природы соответствовало тем представлениям о прекрасном, которые сформировались в художественной культуре Франции XVII в.

Классицизм также унаследовал театрализованность барокко. Однако классицизм не стремился превратить пространственное окружение в зрелище, рассчитанное на созерцание извне. Нормы упорядоченности он предлагал как модели поведения людей в жизненных ситуациях, а среду формировал как декорацию, внутри которой должно разворачиваться театрализованное действие.

Использование эффекта солнца в композиции парка символично. В момент заката, когда в окружении сверкающей воды просматриваются статуи Латоны и Аполлона, вся дворцово-парковая композиция приобретает особое значение. В этом ореоле солнечного сияния воплощалась идея героизма и прославления бога солнца Аполлона, это был и символ самого «короля-солнца» - Людовика XIV.

Искусство Версаля явилось выражением мировоззрения классической эпохи французского абсолютизма. Запечатлеть в архитектурных образах мощь французского абсолютизма - такова одна из главных общественно-политических задач ансамбля. Идеи разума, единства и порядка, воплотившиеся в образах Версаля явились итогом общего развития художественной культуры Франции XVII в.

Как и много столетий назад, сегодня садово-парковый комплекс красив и безупречен. Здесь постоянно ведутся работы по уходу и сохранению всемирного наследия ЮНЕСКО. Версальский парк уникален. Попадая сюда, Вы переноситесь в эпоху барокко и «короля-солнца», богатства и красоты, театра и моды, Вы попадаете в иные измерения.

 

Статистические данные о парке Версаля (источник: Официальный сайт Версальского дворца)

Площадь: 800 га.

Количество деревьев: 200000 шт

Ежегодно высаживаемые цветы: 210000

Число фонтанов: 50

Число струй воды: 620

Поверхность Большого Канала: 23 га

Периметр Большого Канала: 5.57 км

Длина труб, питающих фонтаны: 35 км.

Потребление воды во время ‘‘Праздника фонтанов’’: 3600м3

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: