ДЕ 1. Проблема детерминант психического развития




Раздел 2. Психология развития и возрастная психология.

1. Предмет психологии развития и возрастной психологии – изучает возрастную динамику развития человеческой психики, особенности онто- и макрогенеза психических процессов и психологических качеств личности качественно изменяющегося во времени человека в контексте разнообразных витальных и социокультурных процессов (Е.Е.Сапогова).

Часто возрастная психология (традиционное название отрасли психологии) используется как синоним психологии развития человека, однако понятие возрастной психологии уже понятия психологии развития, т.к. развитие здесь рассматривается лишь как функция либо хронологического возраста, или возрастного периода. Следовательно, строго говоря, возрастная психология может рассматриваться только как часть психологии развития.

Как и любая наука, психология развития и возрастная психология занимается описанием, объяснением, прогнозом и коррекцией. Описать развитие – значит представить феноменологию процессов развития во всей полноте; объяснить развитие – значит выявить причины, факторы и условия, повлекшие за собой изменения в поведении и переживании. Прогноз указывает на те следствия, которые вытекают из данной причины, т.е. отвечает на вопрос «к чему это приведёт?». Коррекция развития есть управление им (развитием) через изменение возможных причин (см. Е.Е.Сапогова «Психология развития человека»).

2. Развитие психическое – процесс необратимых, направленных, закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека (В.А.Аверин). Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность и закономерность. Необратимость развития означает способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими. Направленность предполагает способность системы, в том числе и психики, к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития. Закономерность – это способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Сам процесс развития не универсален и неоднороден. Это означает, что в ходе развития действуют разнонаправленные процессы.

В психологии проблема развития интенсивно разрабатывается в рамках генетической психологии, сравнительной психологии, психогенетики, психологии развития и акмеологии.

Наряду с понятием «развитие» в психологии развития присутствуют понятия «созревание» и «рост». Долгое время развитие трактовалось как процесс созревания. Понятия созревания и роста пришли в психологическую науку из биологии развития. Обычно о росте и созревании говорят тогда, когда хотят подчеркнуть генетический (шире – биологический) аспект психического развития. Созревание – это процесс, течение которого «зависит от унаследованных особенностей индивидуума» (К.Коффка, 1934.). этой точки зрения придерживаются и современные психологи. Так, Г.Крайг даёт следующее определение: «Процесс созревания состоит в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции» (Крайг Г., 2000.). Рост понимается как процесс количественных изменений в ходо совершенствования той или иной психической функции. «Если не удаётся обнаружить качественных изменений – это рост», уточняет Д.Б.Эльконин. Развитие, созревание и рост взаимосвязаны следующим образом: созревание и рост – изменения количественные, служащие основой для развития качественных изменений.

3. Закономерности психического развития – это способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей в процессе развития. Психическое развитие характеризируется следующими основными закономерностями:

· Неравномерность и гетерохронность. Неравномерность (непостоянство, неодинаковость) развития проявляется в том, что различные психические процессы, свойства развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъёма, стабилизации и спада, т.е. развитию присущ колебательный характер. О неравномерности развития судят по темпу, направленности и интенсивности происходящих изменений. Наибольшая интенсивность в развитии функций приходится на период их высших достижений. Этим объясняются резкие перепады в развитии, например, познавательных функций в подростковом и юношеском возрастах (Рыбалко Е.Ф.). Гетерохронность означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных функций и органов. Для верного понимания гетерохронности важно иметь в виду значение того или иного органа, функции в жизнедеятельности человека. Доказано, что чем нужнее та или иная функция на данном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребёнок учится ориентироваться в пространстве раньше, быстрее, чем во времени (Рыбалко Е.Ф.).

· Сензитивность развития. Сензитивный период развития – это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сензитивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется больше усилий и времени для её становления.

· Кумулятивность психического развития. Кумулятивность означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определённым образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Например, последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает её в себя.

· Дивергентностьконвергентность хода развития. Писхическое развитие включает в себя две противоречивые и взаимосвязанные тенденции – дивергенцию и конвергенцию. В данном случае дивергенция – это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция – его свёртывание, усиление избирательности.

 

4. Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной, а значит, психологической зрелости. Это период становления ребёнка полноценным членом человеческого общества (Л.Ф.Обухова). Будучи социокультурным феноменом, Д. имеет конкретно – исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функция Д. состоит в подготовке человека к самостоятельному труду. На содержание периодов Д. оказывают влияние конкретные социальные, экономические, этнокультурные особенности общества. Внутри последовательно сменяющих друг друга видов детской деятельности, задаваемых обществом, происходит воспроизведение (присвоение) ребёнком исторически сложившихся человеческих способностей (А.В.Запорожец).

5. Возраст – (в психологии развития и возрастной психологии) это категория, характеризующая качественную ступень онтогенетического развития. Впервые описал возраст как единицу анализа психического развития Л.С.Выготский (см. ст. «Проблема возраста). Л.С.Выготский отмечал, что психологический возраст как качественная характеристика индивидуального развития отличается от хронологического. Хронологический возраст – категория, обозначающая длительность существования индивида с момента рождения. Психологический В., по мнению Выготского, - это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Ключевыми его характеристиками Л.С.Выготский считал «социальную ситуацию развития» (см. «Социальная ситуация развития») и «новообразовние» (см. «Новообразование»). В каждую данную возрастную эпоху, по Выготскому, «развитие совершается не таким путём, что изменяются отдельные стороны личности ребёнка, в результате чего происходит перестройка личности в целом – в развитии существует как раз обратная зависимость: личность ребёнка изменяется как целое в своём внутреннем строении, и законом изменения этого целого определяется движение каждой его части» (Л.С.Выготский, «Проблема возраста»).

 

6. Социальная ситуация развития – специфическое, «совершенно своеобразное для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребёнком» и социальной действительностью, отражённое в его переживаниях. Понятие С.с.р. было введено Л.С.Выготским как единица анализа динамики развития ребёнка (см. ст. «Проблема возраста »). С.с.р. обусловливает образ жизни ребёнка, его «социальное бытие», в процессе которого им приобретаются новые свойства личности, психические новообразования и «формы его социального бытия» (Л.С.Выготский). В С.с.р. содержится основное противоречие, которое задаёт динамику детского развития.

Представления о С.с.р. позволяют «вписать» процесс психического развития ребёнка в культурно – исторический контекст.

 

 

7. Ведущая деятельность - это та деятельность ребёнка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данном этапе онтогенеза. Понятие «В.д.» было введено А.Н.Леонтьевым. В.д., по определению Леонтьева, характеризуется тремя основными признаками: во – первых, в ней зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности; во – вторых, формируются основные психические новообразования и, в – третьих, - новые свойства личности. Каждая ступень развития характеризуется соответствующим типом деятельности. Признаком перехода от одной ступени развития к другой является изменение ведущего типа деятельности. В.д. выступает важным критерием диагностики развития ребёнка. В.д. появляется не сразу, а проходит своё развитие в рамках социальной ситуации развития; появление новой В.д. не отменяет предыдущей, обусловливает основные изменения в психическом развитии.

Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности:

1. Непосредственное эмоциональное общение ребёнка со взрослыми (матерью), присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря общению у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность общения с другими людьми, хватание как основа мануальных и предметных действий;

2. Предметно-манипулятивная деятельность ребёнка, характерная для раннего возраста (от 1 года до 3-х лет);

3. Сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (3-х до 6-ти лет);

4. Учебная деятельность младших школьников от 6-ти до 10-11 лет;

5. Межличностное общение со сверстниками в возрасте от10-11 лет до 15 лет в различных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной и т.д.)

6. Учебно-профессиональная деятельность в ранней юности от 16-17 лет.

 

 

8. Новообразование - это, во – первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребёнка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период; во – вторых, Н. – это обобщённый результат этих изменений, всего психического развития ребёнка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребёнка следующего возраста. Понятие «Н.» введено Л.С.Выготским. Каждый возрастной период, считает Выготский, характеризуется специфическим для него психологическим Н., которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребёнка на новой основе. По мнению Л.С.Выготского, Н. выступает «основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты» (см. Л.С.Выготский «Проблема возраста »). Под Н. следует понимать широкий спектр психических явлений: от психических процессов (например, наглядно - образное мышление в дошкольном возрасте) до отдельных свойств личности (например, рефлексия в подростковом возрасте). Значимость понятия Н. в том, появление новых психических характеристик существенно меняет всю психологическую картину возраста.

 

9. Кризисы возрастные – это особые, относительно непродолжительные (от нескольких месяцев до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся «резкими и капитальными сдвигами и смещениями, изменениями и переломами в личности ребёнка» (см. Л.С.Выготский «Проблема возраста »).

Выготский отмечает, что кризисы - нормативные явления и являются переломными пунктами в нормальном течении психического развития. К. в. возникают тогда, когда «внутренний ход детского развития завершил какой- то цикл и переход к следующему циклу обязательно будет переломным». Сущность К. - перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребёнка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. В детском развитии выделяют «кризис новорожденности», «кризис первого года», «кризис трёх лет», «кризис семи лет» и «подростковый кризис». Указанные хронологические границы условны, что объясняется различием индивидуальных параметров психического развития. В кризисе выделяют две стороны: одна сторона - негативная, разрушительная. Детское развитие включает в себя процессы свёртывания и отмирания. Возникновение нового непременно означает отмирание старого. Процессы отмирания сконцентрированы в К.в. Однако, негативная сторона К.в. - это обратная сторона позитивной. Речь идёт о психологических новообразованиях (см. Новообразование). Именно в пространстве К.в. обнаруживается центральное новообразование. В психологической науке отмечается различие подходов к пониманию сущности К.в. Так, Л.И.Божович считает, что причина К.в. кроется в неудовлетворении новых потребностей ребёнка. Противоречия, составляющие суть К.в. могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях со взрослыми. А.Н.Леонтьев отмечал, что К.в. может и не быть, обязательны лишь переломы при переходе с одной ступени развития на другую. Кризисов, по мнению Леонтьева, может не быть, если психическое развитие ребёнка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом – управляемым воспитанием (см. Поливанова К.Н. «Психология возрастных кризисов»).

10. Депривация психическая – психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени (Й.Лангмейер, З.Матейчек). Более часто понятие Д.п. обозначает потерю чего–либо, лишения из-за неудовлетворения какой-либо важной потребности. Здесь речь идёт не о физических лишениях, а о психических. Известно, что ребёнок для своего здорового развития нуждается, в первую очередь, в теплоте чувств, в любви. Если он окружён достаточной заботой и обладает эмоциональной опорой, то это возмещает отсутствие иных важных элементов (игрушек, недостаток питания, образования и т.д.). Боулби, Шпиц, Голдфарб и др. доказали, что основное патогенное значение для психического развития имеет эмоциональная, аффективная Д.п. В зависимости от того, какие именно потребности лишён возможности удовлетворять субъект, выделяют разные виды Д.п. – двигательную, сенсорную, материнскую, социальную, информационную и др.. Тревожность, депрессия, различные фобии, интеллектуальные расстройства – вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома. Симптоматика Д.п. может охватывать весь спектр возможных нарушений: от лёгких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности. Новые исследования показывают, что многие, подвергаясь депривационным воздействиям, проходят через данные условия почти незатронутыми. Из новых опытов следует, что в каждой депривационнной ситуации имеет место неудовлетворение нескольких важных потребностей, которые у различных детей и в различные периоды развития находятся в различных взаимоотношениях. Установлено, что наибольшая уязвимость к депривационной ситуации обнаруживается в детском возрасте. Кроме того, для возникновения Д.п. важен гендерный, этнический, культурный и др. факторы. В настоящее время проблема Д.п. находит своё продолжение в новых исследованиях, касающихся последствий Д.п.при значительном ограничении раздражителей от органов чувств и при социальной депривации и др. (Й.Лангмейер, З.Матейчек).

 

11. Госпитализм – синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у ребёнка вследствие отделения его от матери. Общими признаками Г. являются: вялость, потеря в весе, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т.д. В крайних формах Г. может привести к серьёзным душевным заболеваниям ребёнка (младенческие маразмы и т.п.), хроническому инфицированию, а иногда и к смерти малыша. Впервые более подробно синдром Г. описал Рене Спитц (1945). Синдром Г. развивается, как правило, у детей, содержащихся в домах ребёнка, в детских домах, в изоляции от материнской заботы и ласки.

12. Форма общения – это деятельность общения на определённом этапе её развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризуемая по нескольким параметрам:

1. время возникновения данной Ф.о. на протяжении дошкольного детства;

2. место, занимаемое данной Ф.о. в системе более широкой жизнедеятельности ребёнка;

3. основное содержание потребности, удовлетворяемое детьми в ходе данной Ф.о.;

4. ведущие мотивы, побуждающие ребёнка на данном этапе развития к общению с окружающими взрослыми людьми;

5. основные средства общения, с помощью которых в пределах данной Ф.о. осуществляется коммуникация ребёнка со взрослыми.

Данное понятие введено М.И. Лисиной. Она выделила четыре Ф.о., сменяющие друг друга на протяжении первых семи лет жизни ребёнка. Это – ситуативно-личностное общение ребёнка со взрослым (первое полугодие жизни), ситуативно-деловая Ф.о. (6 месяцев – 2 года), внеситуативно-познавательная Ф.о. (3 – 5 лет), внеситуативно-личностная Ф.о. (6 – 7 лет) (см. М.И.Лисина «Проблемы онтогенеза общения»).

 

 

 

13. Зона ближайшего развития – это область не созревших, но созревающих процессов; развитие завтрашнего дня, обнаруживающее себя в способности ребёнка решать задачи в сотрудничестве со взрослым. Понятие введено Л.С.Выготским и позволяет показать реальные отношения умственного развития ребёнка к возможностям обучения. Обучение, создавая ЗБР, «ведёт» за собой развитие. Только то обучение, по мнению Л.С.Выготского, действенно, которое «забегает вперёд» развития. Эта гипотеза легла в основу теории развивающего обучения в отечественной возрастной и педагогической психологии (см. Л.С.Выготский «Проблема возраста »).

 

14. Актуальный (реальный) уровень развития – это итог, результат, конечное достижение развития за истекший период. Понятие появилось в отечественной психологии и принадлежит Л.С.Выготскому. При нахождении актуального уровня развития мы определяем только плоды развития, т.е. то, что уже созрело и завершило свой цикл. При определении реального уровня развития в психологии пользуются большей частью методом, при котором ребёнку предлагают решить ряд задач самостоятельно, что и позволяет исследовать развитие вчерашнего дня. Определение актуального уровня развития и зоны ближайшего развития составляет, по мнению Л.С.Выготского, «нормативную диагностику и позволяет выяснить состояние развития, характеризуемого как со стороны созревшего, так и несозревшего процесса» (см. Л.С.Выготский «Проблема возраста »).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: