ДЕ 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития




1. Защитные механизмы эго – это сознательная стратегия, по Фрейду, которую использует индивид для защиты от открытого выражения импульсов ид и встречного давления со стороны суперэго. Эго реагирует на угрозу прорыва импульсов ид 2-мя путями: блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность снизилась или отклонилась в сторону (см. Л.Хьелл, Д.Зиглер «Теории личности»). Защитные механизмы обладают общими характеристиками: они, во-первых, действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана, во-вторых, они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы ослабить тревогу. Выделены основные защитные стратегии:

Вытеснение рассматривается как процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдания, это «мотивированное забывание» (например, индивид не помнит травматических прошлых событий);

Проекция представляет собой процесс, посредством которого человек приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям (например, неподготовившийся студент свою низкую оценку по экзамену приписывает нечестно проведённому тестированию);

Замещение представляет собой переадресацию инстинктивного импульса от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему (например, ребёнок, которого наказали родители, толкает свою младшую сестру);

Рационализация – это искажение реальности с целью защитить самооценку, использование ложной аргументации (например, студент, получивший низкую оценку, утверждает, что он совсем не готовился к занятию и оценка ему безразлична);

Реактивное образование – это защита от запретных импульсов, которая проявляется в мыслях и поведении противоположными побуждениями (например, мужчина, высмеивая гомосексуалистов, защищается от собственных гомосексуальных влечений);

Регрессия – возврат к ребячливым, детским моделям поведения (например, взрослый может «надуться и не разговаривать»);

Сублимация – неосознанное переключение своих импульсов на социально приемлемые мысли и поведение (женщина с сильными садистическими наклонностями может стать хирургом, демонстрировать своё превосходство таким способом, который даёт общественно полезный результат);

Отрицание – отказ признавать, что произошло неприятное, трагическое событие (ребёнок, у которого умерла любимая кошка, продолжает верить, что она жива) (см. Л.Хьелл, Д.Зиглер «Теории личности»).

 

2. Женевская школа генетической психологии – направление в психологии, связанное с изучением развития ребёнка. Создатель генетической психологии Жан Пиаже. Предметом изучения является происхождение и развитие интеллекта у детей. Центральный метод исследования – клиническая беседа. Исследования Ж. Пиаже показали, что развитие интеллекта ребёнка связано с постепенным переходом от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективизму, релятивизму (относительности), реципрокности (взаимности). Структуры интеллекта, по Пиаже, формируются при жизни спонтанно, благодаря действиям, которые открывают ребёнку отношения реальности. Взаимодействие ребёнка (живой системы) со средой в рамках школы генетической психологии понимается как нераздельность двух непрерывно совершающихся процессов – ассимиляции и аккомодации (см. Обухова Л.Ф. «Возрастная психология»).

3. Эгоцентризм – в теории Ж.Пиаже это - центральная особенностьмышления ребёнка, скрытая умственная позиция, неосознанная абсолютизациясобственной интеллектуальной позиции, точки зрения, неспособность изменить исходную познавательную позицию по отношению к какому-либо объекту, мнению. Суть эгоцентризма в том, что ребёнок видит предметы такими, какими их даёт ему его непосредственное восприятие. Например, он думает, что луна следует за ним во время прогулки: останавливается, когда он останавливается, бежит за ним, когда он убегает. Очевидно, что ребёнок рассматривает окружающий его мир со своей точки зрения, не осознавая её. Его точка зрения абсолютна, что не позволяет ребёнку понять возможность существования других, противоположных точек зрения.

По мнению Пиаже, корни эгоцентризма лежат в наличии у субъекта уверенности в том, что «психологическая организация других людей» тождественна его собственной. В теории Пиаже эгоцентризм – это характерная особенность мышления в раннем детстве, преодолевающаяся к 12 годам. Отход от эгоцентризма осуществляется на основе последовательного развития способности к децентрации.

 

 

4. Ассимиляция – процесс (механизм) приспособления новой информации (ситуации, объекта) к существующим у индивида схемам действий (схема действий – это сенсомоторный эквивалент понятия), не изменяя их в принципе. Т.е., индивид включает новый объект в уже имеющиеся у него схемы действий или структуры. Например, если новорожденный может схватить палец взрослого, вложенный в его ладонь, точно так же он может схватить волосы родителя, кубик, вложенный ему в руку, и т.п., то есть каждый раз он приспосабливает новую информацию к имеющимся схемам действия.

Понятие используется в генетической психологии Ж.Пиаже для объяснения превращения предметных действий в умственные операции.

5. Аккомодация пластичное изменение индивида, в ходе которого оп перестраивает (модифицирует) старые схемы действий и вырабатывает новые. Благодаря аккомодации происходит перестройка, модификация имеющихся схем (понятий) и выработка новых, усвоенных понятий. Например, если ребёнок будет продолжать сосать ложечку с целью утоления голода, то есть пытаться приспособить новую ситуацию к существующей схеме – сосанию (механизм ассимиляции), то вскоре он убедится, что такое поведение неэффективно (он не может утолить чувство голода и тем самым приспособиться к ситуации) и нужно изменить свою старую схему (сосание), т.е. модифицировать движения губ и языка, чтобы забрать с ложечки пищу (механизм аккомодации). Таким образом, появляется новая схема действия (новое понятие).

Понятие используется в генетической психологии Ж.Пиаже для объяснения превращения предметных действий в умственные операции. Функции механизмов ассимиляции и аккомодации противоположны. Благодаря ассимиляции происходит совершенствование, уточнение имеющихся схем (понятий) и тем самым равновесие со средой достигается за счёт приспособления среды к субъекту, а благодаря аккомодации происходит перестройка имеющихся схем и возникновение усвоенных понятий.

Характер взаимоотношений между этими механизмами обусловливает качественное содержание умственной деятельности человека.

6. Сенсомоторный интеллект – в концепции Ж.Пиаже первая стадия в развитии интеллекта от рождения до 2 лет. Мыслительные операции предстают сначала в виде элементарных действий с конкретными предметами (схем действий), затем они интегрируются с другими действиями и в ходе последующего развития интериоризируются (интериоризация – формирование внутренних структур психики человека благодаря усвоению внешней социальной деятельности), что ведёт к возникновению собственно мыслительных операций.

В рамках этого периода новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта, не понимая своих собственных действий. Реально для него лишь то, что дано ему через его ощущения. Ведущая роль принадлежит непосредственным ощущениям и восприятию ребёнка. На этой стадии происходит становление и развитие чувствительных и двигательных структур – сенсорных и моторных способностей. Развитие в течение этих двух лет идёт от безусловных рефлексов к условным, их тренировке и выработке навыков, установлению между ними координированных взаимоотношений. Ребёнок экспериментирует, совершает действия по типу проб и ошибок. Постепенно малыш начинает предвосхищать развитие новой ситуации.

 

 

7. Период конкретных операций (2-11/12 лет). В этом возрасте происходит постепенная интериоризация схем действий и превращение их в операции (операция, по Пиаже, «обратимое умственное действие», интериоризированное предметное действие, ставшее обратимым), которые позволяют ребёнку сравнивать, оценивать, классифицировать и т.д. В этот период средствами умственной деятельности ребёнка являются операции, выполняемые в уме, но с обязательной опорой на внешние наглядные действия. Центральными характеристиками этого периода развития явл яется эгоцентризм мышления и представление о сохранении.

Внутри этого периода Пиаже выделил дооперациональную стадию и стадию конкретных операций.

Дооперациональная стадия (2-6/7 лет). Ребёнок в этом возрасте опирается на представления о предметах. Отсутствие собственно операций побуждает ребёнка устанавливать связи между объектами не на основе логического рассуждении, а интуитивно. Качественное своеобразие мышления дошкольника – эгоцентризм – скрытая умственная позиция ребёнка. В свете эгоцентризма протекает вся умственная деятельность дошкольника: ребёнок фокусирует внимание только на какой-то одной стороне события, явления, предмета и потому выступает тормозом на пути установления логических связей. Другой эффект эгоцентризма состоит в необратимости мышления, т.е. неспособности ребёнка мысленно возвратиться к исходному пункту своих рассуждений.

Стадия конкретных операций (6/7 -11/12 лет). Центральной характеристикой мышления ребёнка становится появление у него представления о сохранении, что приводит ребёнка к пониманию необходимости логической последовательности операций. Пока мышление опирается на непосредственный чувственный опыт, в логике нет нужды. Появление сохранения способствует обратимости мышления. Обратимость, характеризующая способность ребёнка менять направление мысли, умение мысленно вернуться к исходным данным, позволяет удерживать в памяти первоначальные данные о количестве жидкости, длине, массе, весе. Представление о сохранении и обратимость мышления – необходимые условия для классификации, группировки предметов, явлений и событий. Дошкольнику недоступны такие понятия, как «класс» и «подкласс», он не может вычленить подкласс из целого, т.к. для этого требуется одновременное сосредототочение сразу на двух признаках. Появившееся представление о сохранении и обратимость предоставляют такую возможность. Благодаря обратимости ребёнок начинает понимать, что сложение - это действие, противоположное вычитанию, а умножение – делению. Поэтому школьники способны проверять правильность решения задачи на вычитание сложением, а на деление - умножением.

 

 

8. Период формальных операций (11/12-14/15). Процесс интеллектуального развития завершается периодом формальных операций. В рамках формального интеллекта мыслительные операции могут совершаться без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов. Подростки способны оперировать абстрактными понятиями, у них развиваются навыки научного мышления, где главную роль играют гипотезы и индуктивно-дедуктивные умозаключения. Оно позволяет подросткам впервые задать вопрос типа «а что будет, если …», проникать в мысли других людей, принимать в расчёт их точки зрения, мотивы, ценности.

Наличие развитого формально-логического мышления позволяет подростку решать задачи в уме, как бы «прокручивая» в голове все возможные варианты решения задачи, и только после этого опытным путём проверять предполагаемые результаты. Дети, умеющие мыслить только конкретно, вынуждены идти путём проб и ошибок, практически проверяя каждый свой шаг, не пытаясь представить возможные результаты.

 

 

9. Эго-психология – направление в психологии, теоретические формулировки которого связаны исключительно с развитием эго. Наиболее выдающимся из так называемых эго-психологов был Эрик Эриксон. Как и для других постфрейдистов, для Эриксона наибольшее значение имело эго и его адаптивные способности в связи с проблемой развития индивида. С позиции Эриксона, именно эго составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация. Подобный взгляд на природу человека, названный эго-психологией, радикально отличается от раннего психодинамического мышления тем, что эго-психология описывает людей как более рациональных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно решающих жизненные проблемы. Эриксон, как и Фрейд, полагал, что стадии развития личности предопределены, и порядок их прохождения является неизменным. Эриксон также признает биологические и сексуальные основы всех более поздних мотивационных и личностных диспозиций, а также принимает фрейдовскую структурную модель личности (ид, эго, супер-эго).

Центральным для теории развития эго является положение о том, что человек в течении жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развёртывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:

1) личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешён готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста;

2) общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.

Эриксон разделил жизнь человека на восемь стадий психосоциального развития эго. Эти стадии являются результатом эпигенетически развёртывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Каждая стадия наступает в определённое для личности время («критический период»), а полноценно функционирующая личность формируется только путём прохождения всех стадий. Каждая стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни человека, который возникает как следствие достижения определённого уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Т.е., каждая фаза характеризуется специфичной эволюционной задачей – проблемой в социальном развитии, которая предъявляется индивидууму, но не обязательно разрешается. По Эриксону, важную роль в развитии играют конфликты, т.к. рост связан с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. Кризис означает поворотный пункт, и тем самым «онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации». Каждый психосоциальный кризис содержит позитивный и негативный компоненты. Если конфликт разрешён удовлетворительно (т.е. на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и автономию), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешённым или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся эго наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнение). Хотя на пути развития личности возникают теоретически предсказуемые и вполне определённые конфликты, из этого не следует, что на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязательно одни и те же. Качества, которые эго приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам или меняющимся условиям. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

Эриксон считает, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека. В соответствии с принципом эпигенеза, каждая стадия основывается на разрешении и интеграции предшествовавших психосоциальных конфликтов.

 

 

10. Концепция психического развития ребёнка Д.Б. Эльконина. Ценность этого подхода состоит в том, автор попытался связать два основных вектора развития ребёнка.

Один из векторов характеризует взаимоотношения ребёнка с миром вещей, его ориентацию в способах употребления предметов; другой - с миром людей, т.е. его ориентацию в сфере человеческих отношений. Деятельность ребёнка внутри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором происходит психическое развитие ребёнка. Однако в ходе в ходе развития этот единый процесс раздваивается. В каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в следующем – они как бы меняются местами. Именно смена доминирующего вектора на субдоминантный (недоминирующий) и определяет начало нового этапа в развитии ребёнка. По своему психологическому содержанию вектор есть не что иное, как ведущая деятельность.

При осуществлении таких видов деятельности, как непосредственное эмоциональное общение младенца со взрослыми, сюжетно-ролевая игра дошкольников, интимно-личностное общение подростков, развивается преимущественно мотивационно - потребностная сфера ребёнка.

При осуществлении предметно-манипулятивной деятельности в раннем возрасте, учебной деятельности младших школьников и учебно-профессиональной деятельности в ранней юности идёт преимущественное освоение способов и эталонов действий и развивается операционально-техническая (интеллектуально-познавательная) сфера ребёнка. Так, Д.Б. Элькониным был открыт закон чередования разных типов деятельности: за деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность, ориентирующая ребёнка в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития.

Развивая идеи Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконин предложил рассматривать психологический возраст на основе следующих критериев: 1) социальная ситуация развития, 2) ведущий тип деятельности, 3) основные новообразования развития, 4) кризис.

Гипотеза Эльконина развивает учение Л.С.Выготского, преодолевает интеллектуализм его учения и объясняет развитие мотивационно-потребностной сферы личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: