Содержание работы должно отражать




1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.

2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).

3.Составление библиографии.

4.Обработка и систематизация информации.

5.Разработка плана реферата.

6.Написание реферата.

7.Публичное выступление с результатами исследования.

Содержание работы должно отражать

· знание современного состояния проблемы;

· обоснование выбранной темы;

· использование известных результатов и фактов;

· полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;

· актуальность поставленной проблемы;

· материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.

 

План реферата должен включать в себя: введение, основной текст и заключение.

Во введении аргументируется актуальность выбранной темы, указываются цели и задачи исследования. В нем же можно отразить методику исследования и структуру работы.

Основная часть работы предполагает освещение материала в соответствии с планом. Основной текст желательно разбивать на главы и параграфы.

В заключении излагаются основные выводы и рекомендации по теме исследования.

Формы контроля: реферат

Литература:

1.Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. 11-й класс. – М.: Бином: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.

2. Хлебников А.А. Информатика: Учебник для среднего профессионального образования. -: Феникс, 2007.

3. Информатика: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / Е.В. Михеева, О.И. Титова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

Интернет-источники:

4) https://ru.wikipedia.org/wiki/История_вычислительной_техники

5) https://sdo.uspi.ru/mathem&inform/lek9/lek_9.htm- история развития ВТ,

6) https://ru.wikipedia.org/wiki/История_вычислительной_техники- история ВТ

Срок сдачи: согласно КТП

 

 

Самостоятельная работа №3 (2 часа)

Тема: «Перевод чисел в системах счисления»

Цель работы: закрепить перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Задание 1: Ознакомьтесь с теоретическим материалом о системах счисления. Вспомните основные понятия из школьного курса информатики: система счисления, основание системы счисления, алфавит системы счисления, позиционные и непозиционные системы счисления.

Задание 2: Вспомните правила перевода из одной системы счисления в другую.

Задание 3: Выполните задания в соответствии с вашим вариантом (номер варианта см. в табл. 1). Решение представьте в тетради.

Таблица 1 – Номера вариантов студентов по списку

 

Номер варианта                
Номер студента в списке по журналу 1,9, 17,25 2,10, 18,26 3,11, 19,27 4,12, 20,28 5,13, 21,29 6,14, 22,30 7,15, 23,31 8,16, 24,32

ВАРИАНТ 1

1. Запишите число в развернутой форме: 3670,29410.

2. Выполните перевод чисел из одной системы счисления в другую:

а) 243,5210 – в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления с точностью до трех знаков после запятой;

б) 11100010102 – в восьмеричную, десятичную, шестнадцатеричную системы счисления;

в) 742,38 - в двоичную, десятичную системы счисления;

г) 1В916 - в двоичную, восьмеричную, десятичную системы счисления.

3. Запишите число в римской системе счисления: 329.

ВАРИАНТ 2

1. Запишите число в развернутой форме: 723,65048.

2. Выполните перевод чисел из одной системы счисления в другую:

а) 324,5110 – в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления с точностью до трех знаков после запятой;

б) 10110001102 – в восьмеричную, десятичную, шестнадцатеричную системы счисления;

в) 467,58 - в двоичную, десятичную системы счисления;

г) С2816 - в двоичную, восьмеричную, десятичную системы счисления.

3. Запишите число в римской системе счисления: 637.

ВАРИАНТ 3

1. Запишите число в развернутой форме: 1110,0012.

2. Выполните перевод чисел из одной системы счисления в другую:

а) 437,4510 – в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления с точностью до трех знаков после запятой;

б) 101011110112 – в восьмеричную, десятичную, шестнадцатеричную системы счисления;

в) 617,48 - в двоичную, десятичную системы счисления;

г) АС516 - в двоичную, восьмеричную, десятичную системы счисления.

3. Запишите число в римской системе счисления: 684.

ВАРИАНТ 4

1. Запишите число в развернутой форме: 85А3,7С416.

2. Выполните перевод чисел из одной системы счисления в другую:

а) 589,2610 – в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления с точностью до трех знаков после запятой;

б) 10001110112 – в восьмеричную, десятичную, шестнадцатеричную системы счисления;

в) 534,28 - в двоичную, десятичную системы счисления;

г) 9DF16 - в двоичную, восьмеричную, десятичную системы счисления.

3. Запишите число в римской системе счисления: 297.

ВАРИАНТ 5

1. Запишите число в развернутой форме: 7051,24910.

2. Выполните перевод чисел из одной системы счисления в другую:

а) 567,1810 – в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления с точностью до трех знаков после запятой;

б) 10001111102 – в восьмеричную, десятичную, шестнадцатеричную системы счисления;

в) 624,78 - в двоичную, десятичную системы счисления;

г) АЕ416 - в двоичную, восьмеричную, десятичную системы счисления.

3. Запишите число в римской системе счисления: 963.

ВАРИАНТ 6

1. Запишите число в развернутой форме: 10110,0112.

2. Выполните перевод чисел из одной системы счисления в другую:

а) 830,8610 – в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления с точностью до трех знаков после запятой;

б) 11001110102 – в восьмеричную, десятичную, шестнадцатеричную системы счисления;

в) 615,38 - в двоичную, десятичную системы счисления;

г) 82В16 - в двоичную, восьмеричную, десятичную системы счисления.

3. Запишите число в римской системе счисления: 841.

ВАРИАНТ 7

1. Запишите число в развернутой форме: DF73,С0416.

2. Выполните перевод чисел из одной системы счисления в другую:

а) 524,3610 – в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления с точностью до трех знаков после запятой;

б) 11100011102 – в восьмеричную, десятичную, шестнадцатеричную системы счисления;

в) 734,78 - в двоичную, десятичную системы счисления;

г) А9Е16 - в двоичную, восьмеричную, десятичную системы счисления.

3. Запишите число в римской системе счисления: 1693.

ВАРИАНТ 8

1. Запишите число в развернутой форме: 5701,2548.

2. Выполните перевод чисел из одной системы счисления в другую:

а) 542,1810 – в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления с точностью до трех знаков после запятой;

б) 100011110102 – в восьмеричную, десятичную, шестнадцатеричную системы счисления;

в) 157,68 - в двоичную, десятичную системы счисления;

г) 1АВ16 - в двоичную, восьмеричную, десятичную системы счисления.

3. Запишите число в римской системе счисления: 429.

Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы:

 

Система счисления — символический метод записи чисел, представление чисел с помощью письменных знаков. Основанием системы счисления называется количество цифр и символов, применяющихся для изображения числа. Набор цифр и символов, применяющихся для изображения числа в системе счисления, называется ее алфавитом.

В позиционных системах счисления один и тот же числовой знак (цифра) в записи числа имеет различные значения в зависимости от того места (разряда), где он расположен. Примером почти непозиционной системы счисления является римская (табл. 3), в которой в качестве цифр используются латинские буквы.

 

Таблица 2 – Соответствие цифр в римской системе счисления

             
I V X L C D M

Например, II = 1 + 1 = 2. Здесь символ I обозначает 1 независимо от места в числе.

На самом деле, римская система не является полностью непозиционной, так как меньшая цифра, идущая перед большей, вычитается из неё, например: IV = 4, в то время как VI = 6.

 

Пример развернутой записи десятичного числа:

247,32 = 2*102 + 4*101 + 7*100 + 3*10-1 + 2*10-2.

Развернутая форма служит для перевода чисел из любой системы счисления в десятичную. Например:

423,3125 = 4*52 + 2*51+ 3*50+ 3*5-1+1*5-2 +2*5-3 = 113,01651210.

 

Алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в другие выполняется следующим образом:

1) Последовательно выполнять деление исходного целого десятичного числа и получаемых целых частных на основание системы, до тех пор, пока не получится частное, меньшее делителя (то есть меньше 2, или 8, или 16). Записать полученные остатки в обратной последовательности, а слева добавить последнее частное (см. пример на рис. 1).

2) Последовательно выполнять умножение исходной десятичной дроби и получаемых дробных частей произведений на основание системы (на 2, или 8, или 16) до тех пор, пока не получится нулевая дробная часть или не будет достигнута требуемая точность вычислений. Записать полученные целые части произведения в прямой последовательности (см. пример на рис. 2).

 

Рисунок 1. Пример перевода целого десятичного числа в двоичную систему счисления

Рисунок 2. Пример перевода дробной части десятичного числа в двоичную систему счисления

Если основание q-ичной системы счисления является степенью числа 2, то перевод чисел из q-ичной системы счисления в 2-ичную и обратно можно проводить по более простым правилам. Для того чтобы целое двоичное число записать в системе счисления с основанием q=2n, нужно:

1) Целое двоичное число разбить справа налево на группы по n цифр в каждой, а дробную часть разбить слева направо на группы по n цифр в каждой.

2) Если в последней левой группе окажется меньше n разрядов, то ее надо дополнить слева нулями до нужного числа разрядов.

3) Рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать ее соответствующей цифрой в системе счисления с основанием q=2n.

Например, переведем число 1011000010001100102 сначала в восьмеричную систему счисления:

Рисунок 3. Пример перевода двоичного числа в восьмеричное затем в шестнадцатеричную;

Рисунок 4. Пример перевода двоичного числа в шестнадцатеричное

 

Получим: 1011000010001100102 = 5410628 = 200F8716.

Форма контроля: решение задач

Литература:

1.Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. 11-й класс. – М.: Бином: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.

2. Хлебников А.А. Информатика: Учебник для среднего профессионального образования. -: Феникс, 2007.

3. Информатика: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / Е.В. Михеева, О.И. Титова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

Интернет-источники:

- https://khpi-iip.mipk.kharkiv.edu/library/datastr/book_sod/structura/chapter1.htm;

- https://slbazhenova.narod.ru/ss/texts/ls2.html;

- https://inf.e-alekseev.ru/text/Schisl_perevod.html;

- https://sissch.76202s006.edusite.ru/p25aa1.html.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: