Материально-техническое обеспечение




Основы религиозных культур и светской этики

Основы мировых религиозных культур

Рабочая программа

Составители:

Майорова И. Н., учитель географии и биологии, г. Белово;

Завьялова Т. А., учитель начальных классов, г. Белово;

Силиванова Н. П., учитель иностранных языков, г. Белово;

Белова С. С., учитель начальных классов, Кемеровский район;

Финагина А. В., учитель начальных классов, Кемеровский район;

Ивачева Е. К., учитель начальных классов, Кемеровский район;

Казакова С. Н., учитель русского языка и литературы, г. Белово

Консультант:

Арещенко С. В., заведующая кабинетом духовно-нравственного воспитания

Аптина Н.А., методист кабинета духовно-нравственного воспитания

 

 

Кемерово 2014


Содержание

Пояснительная записка………………………………………. …………….3

Планируемые результаты ………………………………………………….

Учебно-тематический план ……………………………………..…………22

Содержание программы …………………………………………………..23

Материально-техническое обеспечение ………………………………….25

Список литературы………………………………………………………….28

Пояснительная записка

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире. Очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными зна­ниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Место модуля в учебном предмете ОРКСЭ. Модуль «Основы буддийской культуры» является частью учебного предмета ОРКСЭ. В него входят модули: «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», « Основы православной культуры», «Основы буддийской культуры».

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Программа модуля «Основы мировых религиозных культур», реализуемая в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» носит культурологический характер и имеет сегодня важное значение, так как характер светской школы, определяется ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и ми­ровоззрения участников образовательного процесса.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей.

Программа составлена с учетом:

– Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089» и Приказа Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».

– Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089».

Новизна программы заключается в еенаправленности на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Основные принципы, заложенные в содержании программы, – общность в многообразии, многоединство, поликультурность – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

1) общая историческая судьба народов России;

2) единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Место модуля в комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы мировых религиозных культур» является частью комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Курс ОРКСЭ включает модули: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы православной культуры», «Основы буддийской культуры».

Место предмета в учебном плане. Курс ОРКСЭ согласно базисному учебному плану входит в обязательную часть основной образовательной программы школы. Предметная область «Основы религиозной культуры и светской этики» реализуется через курс ОРКСЭ, который состоит из модулей, одним из которых является модуль «Основы мировых религиозных культур».

Цель учебного модуля: создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан полиэтничной России.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1. способствовать формированию у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России;

2. создавать условия для формирования российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурно-религиозной традиции.

3. содержательно раскрыть понятие «российской культурно-религиозной традиции» в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков;

4. создавать условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

5. способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Ключевые идеи программы:

1. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.

2. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

3. Духовные традиции многонационального народа России.

4. Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;

5. Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов.

6. Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества.

7. Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный подход, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т. д.).

Общая характеристика программы

Данная программа входит в образовательную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Программа составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Данилюка А. Я. «Основы религиозных культур и светской этики» – М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа «Основы мировых религиозных культур» рассчитана на 1 учебный год (1 час в неделю – 34 часа) для обучающихся 4-го класса.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как история, окружающий мир, краеведение, изобразительное искусство, музыка. Данная программа адресована педагогам общеобразовательных учреждений, планирующих работать в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-м классе.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные блоки:

1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

2. Основы мировых религиозных культур.

3. Духовные традиции многонационального народа России.

Требования к уровню подготовки.

В результате изучения модуля «Основы мировых религиозных культур» обучающийся будет знать:

– о мировых религиях;

– об основателях религий мира;

– о священных книгах религий мира;

– понятия: «грех», «раскаяние», «воздаяние»;

– об искусстве в религиозной культуре.

– названия мировых религий;

– имена основателей религий мира;

– названия основных праздников религий мира;

– особенности священных зданий каждой из традиционных религий.

Будет уметь:

– воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;

– работать с различными источниками информации;

– осуществлять творческую деятельность.

Будет владеть:

– навыками культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.

Планируемые результаты освоения программы модуля

Личностные результаты

– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

– формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

– воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

коммуникативные УУД

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

– формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

познавательные УУД:

– адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

– овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

регулятивные УУД:

– готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

– определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

– знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

– знакомство с основами светской и религиозной морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

– формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современно­сти России;

– осознание ценности нравственности и духовности в челове­ческой жизни.

Новые виды деятельности: мини-сочинение, тестирование, конкурсы, проекты.

Виды организации учебной деятельности: групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Формы контроля. При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются: обобщающие уроки по теме и разделу; сообщения; презентации.

Учебно-методический комплект по модулю. В учебно-методический комплект входят учебное пособие для обучающихся 4-го класса, методические рекомендации, книга для учителя, книга для родителей.

 

Учебно-тематический план

№ п/п Название раздела и темы Всего, час. В том числе Форма контроля
теоретических занятий практических занятий
  Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества     - беседа
1.1 Введение. Россия – наша Родина     - беседа
  Основы мировых религиозных культур        
2.1 Культура и религия       викторина
2.2 Культура и религия. Влияние религии на культуру   -   беседа
2.3. Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие   -   опрос
2.4. Возникновение религий: иудаизм, христианство, ислам, буддизм   -   конкурс рисунков
2.5. Религии мира и их основатели. Иисус Христос, апостолы     - тестирование
2.6. Религии мира и их основатели. Мухаммед. Сиддхартха Гуатама     - экскурсия
2.7. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака   -   конкурс сочинений
2.8. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран   -   опрос
2.9 Хранители предания в религиях мира   -   опрос
2.10 Человек в религиозных традициях мира       тестирование
2.11   Священные сооружения: христианские храмы       викторина
2.12 Искусство в религиозной культуре христианства, ислама     - беседа
2.13 Искусство в религиозной культуре иудаизма, буддизма   -   опрос
2.14 Религии России. Православное христианство в истории России   -   конкурс чтецов
2.15 Религии России. Ислам, иудаизм и буддизм в истории России     - беседа
2.16 Нравственные заповеди в религиях мира   -   опрос
2.17 Религии и мораль   -   мини-сочинение
2.18 Добро и зло. Возникновение зла в мире     - викторина
2.19 Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад   -   беседа
2.20 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Таинства в христианстве. Намаз в исламе     - мини-сочинение
2.21 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Шабат в иудаизме, мантра в буддизме     - опрос
2.22 Религиозные ритуалы в искусстве     - тестирование
2.23 Календари религий мира     - викторина
2.24 Праздники в религиях мира     - беседа
2.25 Семья, семейные ценности в религиях мира     - опрос
2.26 Долг, свобода, ответственность, учение и труд     - беседа
2.27 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий     - беседа
  Духовные традиции многонационального народа России   -    
3.1 Любовь и уважение к Отечеству   -   творческая работа
  Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»       проект
4.1 Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы православной культуры»     - проект
4.2 Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы иудейской культуры»   -   проект
4.3 Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы исламской культуры»   -   проект
4.4 Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы буддийской культуры»   -   проект
  Итоговое занятие   -   проект
  Итого        

Содержание программы

Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

1.1. Россия – наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

Раздел 2. Основы религиозных культур (28 часов).

2.1. Религии мира и их основатели. Иисус Христос, апостолы

Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.

2.2. Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.

2.3. Религии мира и их основатели. Мухаммед. Сиддхартха Гуатама

Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.

2.4. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака

Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. 2. 5. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран

Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.

2.6. Хранители предания в религиях мира.

Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.

2.7. Человек в религиозных традициях мира.

Роль, место и предназначение человека в религиях мира.

2.8. Священные сооружения: христианские храмы

Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.

2.9. Искусство в религиозной культуре христианства, ислама

Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства.

2.10. Искусство в религиозной культуре иудаизма, буддизма

Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.

2.11. Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси.

2.12. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Таинства в христианстве. Намаз в исламе

2.13. Религии России. Православное христианство в истории России

Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.

2.14. Религии России. Ислам, иудаизм и буддизм в истории России

2.15. Нравственные заповеди в религиях мира.

Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.

2.16. Религии и мораль

Религия и мораль. Главный принцип всех религий.

2.17. Добро и зло. Возникновение зла в мире

2.18. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

2.19. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Шабат в иудаизме, мантра в буддизме.

Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра). Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира.

2.20. Религиозные ритуалы в искусстве.

Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.

2.21. Календари религий мира.

Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме.

2.22. Праздники в религиях мира.

Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).

2.23. Семья, семейные ценности в религиях мира

Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода, ответственность, труд.

2.24. Долг, свобода, ответственность, учение и труд

Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.

2.25. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.

Раздел 3. Духовные традиции многонационального народа России

3.1. Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.

Раздел 4. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

4.1. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы православной культуры»

Что такое православие? Что значит слово «благодать»? Кто такие святые? О молитве «Отче наш». Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва-славословие. Благодать. Кто такие христиане? Что такое Библия? Что такое Евангелие, Священное Писание? Знакомятся с определениями основных понятий православной культуры. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.

4.2. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы иудейской культуры»

Чем иудаизм отличается от других религий? Как иудейская традиция представляет Бога? Почему иудаизм – религия одного народа? Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». Что такое Тор? Как называются книги Торы? Сколько заповедей содержится в Торе?

4.3. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы исламской культуры»

Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до возникновения ислам. Кто такие мусульмане.

Пророк Мухаммад – основатель ислама. Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны Мухаммаду. Какая семья была у пророка.

4.4. Диалог культур через рассмотрение модуля «Основы буддийской культуры»

Кого называют Буддой? Индийский царевич Сиддхартхе Гаутама. Будда Шаньямуни. Четыре благородных истины. Учение Будды о первой благородной истине. Священная книга «Трипитака» («Корзина дисциплинарных правил», «Корзина наставлений», «Корзина разъяснения буддийского учения»). Объяснение устройства мира в буддизме. Что такое карма? Человеческие ценности и сострадание.

5. Итоговое занятие. Народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы «Основы мировых религиозных культур» предполагается использование следующих средств материально-технического обеспечения:

Оборудование. Ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Технические средства обучения. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок; демонстрационное оборудование (компьютер, телевизор, музыкальный центр, СD, DVD, мультипроектор, диапроектор, экран или интерактивная доска и др.).

Экранно-звуковые пособия. Электронное пособие по модулю «Основы мировых религиозных культур»; дополнительные мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.

Библиотечный фонд. Учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение программы (программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя, книга для родителей), нормативные документы, научно-популярная литература, хрестоматийные материалы, энциклопедическая и справочная литература, религиозная литература, художественные альбомы.

Печатные пособия. Картины, иллюстрации, карты и т. д.

Список литературы

1. Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики [Текст]: Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы / А. Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010. – 24 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: