Примечание: конспекты в данном виде уже сдавались преподавателю, так что вам придется их слегка изменить :)




Конспекты работ по теории литературы

(для экзамена по курсу)

Примечание: конспекты в данном виде уже сдавались преподавателю, так что вам придется их слегка изменить:)


1. Аристотель "Поэтика"

1) Эпос и трагедия, а также комедия, дифирамбическая поэзия и большая часть

авлетики и кифаристики - все они являются подражанием. А отличаются они

друг от друга тремя чертами: тем, что воспроизводят различными средствами

или различные предметы, или различным, не одним и тем же, способом.

Отличать произведения стоит не по форме, а по содержанию.

2) Поэты изображают лиц действующих непременно или хорошими. Они представляют

людей или лучшими, или худшими, или такими же, как мы.

3) Различие трагедии и комедии состоит в том, что одна предпочитает изображать

худших, другая лучших, чем наши современники.

4) Есть еще третье различие в этой области - способ воспроизведения каждого

явления (от своего лица, от постороннего, изображая всех героев

действующими и проявляющими свою энергию).

5) Тремя чертами - средствами подражания, предметом его и способом

подражания - различаются виды творчества.

6) Как кажется, поэзию создали вообще две причины, притом естественные.

Во-первых, подражать присуще людям с детства; они отличаются от других

живых существ тем, что в высшей степени склонны к подражанию, и первые

познания человек приобретает посредством подражания. Во-вторых, подражание

всем доставляет удовольствие.

7) Комедия - это воспроизведение худших людей, по не по всей их

порочности, а в смешном виде. Смешное - частица безобразного, но без страданий

8) Эпическая поэзия сходна с трагедией (кроме величественного метра) по

изображению серьезных характеров, а отличается от нее тем, что имеет

простой метр и представляет собою рассказ. Кроме того, они различаются

длительностью.

9) Трагедия есть воспроизведение действия серьезного и законченного, имеющего

определенный объем, речью украшенной, различными ее видами отдельно в

различных частях, - воспроизведение действием, а не рассказом, совершающее

посредством сострадания и страха очищение подобных чувств.

В каждой трагедии непременно должно быть шесть составных частей: фабула,

характеры, мысли, сценическая обстановка, текст и музыкальная композиция.

принято положение, что трагедия есть воспроизведение действия законченного

и целого, имеющего определенный объем. Целое - то, что имеет начало,

середину и конец. Части должны идти в строгом и стройном порядке. Важна

также и длина произведения.

10) Предел величины драмы достаточен, в границах которого при последовательном

развитии событий могут происходить по вероятности или по необходимости

переходы от несчастья к счастью или от счастья к несчастью.

11) Должно соблюдаться единство действия, но единство действия не есть единство

героя. Каждая часть должна быть такова, чтобы ее нельзя было выкинуть, не

нарушив тем самым целостности произведения.

12) Задача поэта - говорить не о происшедшем, а о том, что могло бы случиться,

о возможном по вероятности или необходимости (в этом и состоит отличие

поэта от историка).

13) Поэт - творец фабул. Из фабул одни бывают простые, другие - запутанные, так как именно такими

бывают и действия, воспроизведением которых являются фабулы (запутанные те,

в которых есть узнавания и/или перипетии, страдания).

По объему и месту части трагедии таковы: пролог, эпизодий, эксод, песнь

хора, а в ней парод и стасим.

14) Относительно характеров следует иметь в виду четыре цели. Первое и

важнейшее - чтобы они были благородны. Второе условие - соответствие

(характеров действующим лицам). Третье условие - правдоподобие. Четвертое

условие - последовательность.

15) Видов трагедии четыре. Лучше всего стараться соединять все эти виды.

16) Во всяком словесном изложении есть следующие части: основной звук, слог,

союз, имя, глагол, член, флексия и предложение.

17) Достоинство слога - быть ясным и не низким. Глоссы, метафоры, украшения и другие виды слов сделают слог благородным и возвышенным, а общеупотребительные выражения придадут ему ясность.

Мера - общее условие для всех видов слова.

Сложные слова более всего подходят к дифирамбам, глоссы - к героическим

стихам, метафоры - к ямбам. В героических стихах пригодны все вышеуказанные

виды слова, а в ямбах, так как они ближе всего воспроизводят разговорную

речь, пригодны те слова, которыми можно пользоваться в разговоре. Таковы

общеупотребительные слова, метафоры и украшения.

18) Упреки поэтическим произведениям бывают пяти видов: в том, что изображено

невозможное, или невероятное, или нравственно вредное, или противоречивое,

или несогласное с правилами поэтики. А опровержения - их двенадцать -

должны рассматриваться с определенных точек зрения.

19) Трагедия отличается от эпоса многими преимуществами и еще действием своего

искусства, - ведь она должна вызывать не случайное удовольствие, а

указанное нами, - то ясно, что трагедия выше эпопеи, так как более

достигает своей цели.

 

Аристотель "Риторика"

1) Риторика - учение, способствующее находить возможные способы убеждения

относительно каждого данного предмета. Всеобщий характер риторики, как искусства убеждения, по своей природе сходен с диалектикой, которая также имеет дело со всеми науками, а не с

каким–либо одним определенным родом.

2) Риторика отличается от аналитики и диалектики прежде всего своим прикладным характером, так как она предназначена для того, чтобы убеждать людей в ходе полемики, в публичной речи или судебном

споре. Но поскольку наилучшей силой убеждения обладает доказательство,

которое изучается в аналитике, последняя - теоретическая основа риторики.

Но в устной речи было трудно пользоваться развернутыми силлогизмами,

поэтому вместо них там обращаются к сокращенным силлогизмам или энтимемам.

3) Что касается самого процесса убеждения, то различаются, с одной стороны,

способы или приемы убеждения, которые не нами изобретены и называются

“нетехническими”, а с другой — технические” методы, которые могут быть

созданы нами с помощью метода и наших собственных средств. К первому роду

относятся всевозможные факты, данные, свидетельства и т.п. посылки, на

которые опираются в доказательных и правдоподобных рассуждениях

(свидетельства очевидцев, письменные договоры, клятвы и даже показания,

данные под пыткой). К техническим средствам убеждения относятся как раз эти

способы вывода, посредством которых аргументы, т.е. нетехнические способы

убеждения связываются с выводимыми из них заключениями (силлогистические

умозаключения или силлогизмы).

4) Рекомендуется использовать более гибкие и ослабленные варианты, а именно

вместо силлогизмов — энтимемы (сокращенный силлогизм с пропущенной посылкой), а индукции — примеры.

5) Энтимемы должны играть решающую роль в риторике, поскольку они убеждают

сильнее, чем примеры. Примерами следует пользоваться в том случае, когда не

имеешь доказательства, ибо для того, чтобы убедить, требуется какое–нибудь

доказательство; когда же энтимемы есть, то примерами следует пользоваться

как свидетельствами, помещая их вслед за энтимемами в виде эпилога

6) Особое внимание обращается на различие между энтимемами двух видов:

диалектическими и риторическими, в которых посылки имеют общий,

универсальный характер, с одной стороны, и с другой, энтимемами частного

характера.

7) Софистическая риторика почти исключительно ограничивается эмоциональной и

стилистической сторонами риторики, игнорирует логические основания

убеждения, а в ряде случаев сознательно прибегает к софизмам для победы в

публичном споре. Но есть три причины, возбуждающие доверие к говорящему,

потому что есть именно столько вещей, в силу которых мы верим без

доказательства, — это разум, добродетель и благорасположение.

8) Убедительность речей в огромной степени зависит от людских страстей. Под

влиянием страстей возникает или исчезает доверие людей, с ними же связано

изменение их решений по различным вопросам, чувство удовольствия и

неудовольствия, выражающееся в гневе, сострадании, страхе и т.п. Страсти

часто оказывают решающее влияние на поведение людей, и оратор должен

воспользоваться ими для достижения своей цели.

9) С эмоциональной стороной речей тесно связан их стиль. Чтобы речь произвела

должное впечатление, стиль должен быть полон чувства, отражать характер и

соответствовать истинному положению вещей. Истинное

положение вещей диктует соответствующий стиль речи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: