Техника исполнения Випариты Карани Мудры




Вариант 2: Бхрумадхья Дришти (фронтальный взгляд)

Опытные ученики начинают практиковать концентрацию на так называемый третий глаз, закатив полуоткрытые глаза и направив их на промежуток между бровями. Фиксация взгляда на этой точке стимулирует обонятельный и зрительный нервы, что, в свою очередь, возбуждает автономную и центральную нервную системы. Если упражнение выполняется медленно, то оно оказывает смягчающее действие на черепные нервы и позволяет концентрировать ум на одной точке. Продвинутые садхаки найдут, что это упражнение очень полезно и в дыхательных упражнениях, и для того, чтобы пробудить Кундалини Шакти. Однако надо избегать слишком большого напряжения глазных мышц. Длительное использование этого упражнения без руководства учителя может оказать нежелательное воздействие на мышцы глаз, а также на нервную систему. Это же предупреждение относится также и к носовому взгляду. То есть, когда вы скашиваете глаза на точку, находящуюся на середине кончика носа. Вначале упражнение должно выполняться в течение минуты или двух, потом постепенно, без особого напряжения увеличивайте время фиксации взгляда до пятнадцати минут.

 

Вариант 3: Насара Дришти (носовой взгляд)

Сядьте, приняв удобную и расслабленную позу, и устремите взгляд на кончик носа в течение одной или двух минут. Избегайте слишком большого напряжения во время упражнения. Если Вы почувствовали какую-то боль или усталость, то медленно закройте глаза и расслабьте глазные мышцы. Упражнение и расслабление повторите несколько раз. Фиксация всего внимания на кончике носа, а через это на нервной системе, ведет к укреплению мышц глаз и увеличению силы концентрации. Во фронтальном взгляде глаза повернуты вверх, в носовом взгляде они повернуты по направлению к кончику носа. Одним людям носовой взгляд кажется более легким для выполнения, другим наоборот. Выберите любое из этих упражнений, в соответствии с советом учителя йоги.

 

1.54. Этим упражнением несомненно достигается Самбхава Сиддхи (3.64—67). Исчезают болезни глаз и достигается божественная сила зрения.

 

Капалабхати

1.55. Капалабхати бывает 3 видов: Вамакрама, Вьюткрама, Ситкрама. Этим устраняются болезни слизи.

Вамакрама

1.56. Вдохни через левую ноздрю, выдохни через правую; вдохни через правую и выдохни через левую.

 

Капалабхати — это упражнение для очищения носового прохода и легких. Хотя оно и является одним из шести очистительных упражнений, это также разновидность Пранаямы (дыхательных упражнений).

Оно особенно применимо для управления движениями диафрагмы и устранения спазмов в бронхиальных трубах. Следовательно, те, кто страдает от астмы, найдут это упражнение очень полезным. Кроме этого оно помогает в лечении запоров, очистке крови, в повышении тонуса кровеносной и респираторной систем.

Капалабхати — наилучшее упражнение для стимуляции каждой ткани тела. После и во время выполнения упражнения можно почувствовать специфические вибрации и радость, особенно в области спинных центров. Когда ток жизненной нервной энергии генерируется через это упражнение, вся спина становится подобной живому проводнику, можно почувствовать движение этого нервного тока по позвоночнику.

Выводится большое количество углекислого газа. Поступление кислорода делает кровь богаче и обновляет ткани тела. Кроме этого, непрерывные движения диафрагмой вверх и вниз действуют стимулирующим образом на желудок, печень и поджелудочную железу.

Перед тем как изучать некоторые более сложные дыхательные упражнения, такие как Пранаяма Бхастрика, очень важно овладеть Капалабхати. Дыхание Бхастрика считается наилучшим упражнением для пробуждения духовной энергии после того, как будут очищены Нади, то есть каналы движения нервной энергии.

 

Упражнение. После принятия удобной сидячей позы, пусть это будет лотос или полулотос, сделайте несколько глубоких вдохов. Следите за правильным движением диафрагмы. Во время вдоха диафрагма опускается, и живот выпячивается наружу. Во время выдоха диафрагма давит вверх на легкие, а живот движется по направлению к спине. Это постоянное движение диафрагмы вверх вниз заставляет воздух поступать то вовнутрь, то наружу. В этом упражнении следует уделять большее внимание выдоху, чем вдоху.

Резкое сокращение мышц живота поднимает диафрагму, что приводит к принудительному выбросу воздуха из легких. Это внутренний удар животом. Как только воздух вышел, расслабьте мышцы живота, это позволит спуститься диафрагме вниз. Как только диафрагма пойдет вниз, некоторый объем воздуха автоматически войдет внутрь. Здесь вдох пассивный, а выдох активный.

Начните первый цикл этого упражнения, состоящий из десяти или пятнадцати резких выдохов. В конце десятого выдоха сделайте глубокий вдох и, как можно дольше, держите воздух. Это увеличит кислородную ценность упражнения и распространит особые вибрации по всему телу, как будто Вы промыли каждую клетку тела энергией. Несколько дней занятий заставят Вас убедиться в том, что это упражнение доставляет прекрасные, стимулирующие ощущения.

В начале делайте три цикла по десять резких выдохов в каждом, и затем постепенно увеличьте число циклов до пяти или шести. После нескольких недель занятий увеличьте число резких выдохов до двадцати или двадцати пяти. Между циклами Пранаямы для отдыха допускается произвольное дыхание.

Во время выполнения упражнения концентрируйтесь на солнечном сплетении, это сделает нервную систему более духовно активной. Это будет проявляться в ощущении вибрации и пульсации в спине, пальцах рук и легкости во всем теле.

 

1.57. Ни вдох, ни выдох не должны быть слишком сильными. Это упражнение устраняет заболевания слизистой оболочки.

 

Вьюткрама

1.58. Втяни воду обеими ноздрями и медленно выпусти ее наружу. Это называется Вьюткрама, устраняющая болезни сердца.

 

Тут все понятно.

 

Ситкрама

1.59. Со звуком «сит» втяни воздух через рот и выпусти его через ноздри. Это упражнение сделает тебя равным богу любви (Камадэва).

 

Сядьте на пол. Примите позу лотос, полулотос или просто сядьте по-турецки. Спина прямая, руки на коленях. Сверните язык трубочкой и высуньте его изо рта. Со звуком «сит» сквозь трубочку языка медленно втягивайте воздух в легкие, пока они не наполнятся. Вдохнув, задержите дыхание на четыре секунды. Затем медленно выдыхайте воздух через ноздри со звуком «хам». Повторите вдох и выдох. Делая это упражнение в течение 30 минут, каждый день старайтесь на одну секунду увеличивать время вдоха и время выдоха.

 

1.60. Тебя не поразят ни старость, ни лихорадка. Заболевания слизи исчезнут, и твое тело станет гибким и подвластным твоей воле.

 

+ + +

Без освоения Крийа йоги невозможна никакая медитация. Ведь медитация — это отсутствие мыслей, остановка работы логического ума. В глубокой медитации растворяется двойственность. Дхъяна приводит к единству познающего, познания и познаваемого. Созерцающий, созерцание и созерцаемое уже не существуют отдельно друг от друга. Они превращаются в одно. Так великий скульптор становится своим творением, так великий художник сливается со своей кистью и картиной, которую пишет. Так Бог растет в человеке, а человек растет в Боге.

 

 

2. АСАНЫ

 

Асаны — это позы, положения тела. Согласно Шастрам йоги, существует 840000 поз, важнейшими из которых являются 84. Все асаны можно разделить на две основные группы: позы для медитации и позы для упражнений. Для медитаций йоги используют четыре позы: поза лотоса или Падмасана, Сиддхасана, Свастикасана и Сукхасана. Есть еще одна поза — Ваджрасана. Она используется для медитации лицами, которым трудно выполнять четыре первые асаны.

Эти позы для медитации очень важны, так как в них замыкаются каналы Нади, и утечки энергии из организма не происходит. Постепенно осваивайте каждую позу. Ученики йогов сидят в асанах, прямо и не двигаясь, в течение двух-трех часов. Чем устойчивее поза, тем больше концентрация ума, тем лучше медитация. Выберите любую из этих четырех поз и посидите в ней 15 минут. Но помните, что самая хорошая из них — Падмасана. Постепенно увеличивайте продолжительность сидения до одного-двух часов. Всегда держите голову, шею и позвоночник на одной прямой. После Ямы и Ниямы Асана является третьей ступенью йогической садханы. Она дает устойчивость, здоровье и подвижность.

Асаны совершенствовались в течение сотен веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма. Они обеспечивают хорошее сложение, с сильными и эластичными мышцами, предохраняют тело от болезней. Асаны снимают усталость и успокаивают нервы. Но их главное значение заключается в тренировке и дисциплине ума.

Многие спортсмены, артисты, акробаты, атлеты, танцоры и музыканты также обладают превосходным телосложением и прекрасно владеют своим телом. Но они не умеют владеть своим умом, интеллектом и «Я». Эти люди находятся не в ладу сами с собой, потому что часто ставят тело превыше всего. Нельзя сказать, что йог недооценивает свое тело. Однако он думает не только о телесном совершенствовании. В первую очередь йог развивает свою духовность.

Йог подчиняет себе свое тело, выполняя различные асаны, делает его инструментом духа. Душе без здорового красивого тела трудно совершенствоваться.

Йог не считает свое тело собственностью. Он знает, что Бог, давший ему тело, когда-нибудь возьмет его обратно. Выполняя асаны, ученик приобретает хорошее здоровье. Здоровье — это не просто дар с неба. Это не товар, который можно купить у кого-то за деньги. Здоровье можно прибрести только упорным, тяжелым трудом. Состояние полного равновесия тела, ума и духа называется здоровьем. Здоровый человек забывает о своем физическом и умственном состоянии. Выполняя асаны, йог делается свободным от физических недомоганий и умственных раздражений. Работая на благо человечества, садхак подчиняет свои действия и их плоды Богу.

Тело человека — это храм, в котором живет Бог. Где кончается тело и где начинается ум — никто не скажет. Где кончается ум и где начинается дух — границы нет. Их нельзя разделить, так как они взаимосвязаны и являются лишь различными аспектами одного и того же Сознания. Тело, желания, ум, душа — все это проявления различных вибраций Праны.

Результатом вибрации являются видимые и невидимые явления и силы. Знаменитый американский ученый Крукс в конце 19 века открыл следующую материалистическую таблицу тонких вибраций: от 32 до 32 768 вибраций в секунду дает звук, от 1 048 576 до 34 359 738 368 вибраций в секунду дает электричество, от 1 125 899 906 842 624 до 36 028 707 018 963 963 вибраций в секунду дают теплоту и свет. За пределами этих цифр идут альфа, бета и гамма излучение, далее астральный и ментальный свет. У этой шкалы вибраций два полюса — материя и сознание, бытие и Дух. Разница между различными явлениями, веществами, силами, параллельными мирами, духом и материей — лишь в степени вибрации. Отсюда следует вывод, что мысль также материальна, как дерево, железо или эта книга.

 

Несколько советов по асанам:

1. Прежде чем выполнять асаны, освободите мочевой пузырь и кишечник. Работе кишечника способствует перевернутые позы. Если ученик страдает запором или оказалось невозможным опорожнить кишечник перед началом занятий, надо начинать с Ширшасаны и Сарвангасаны и их вариаций. К другим позам можно приступать только после очищения кишечника.

2. После асан тело покрывается липким потом, и желательно минут через 15 по окончании упражнений совершить омовение. Принятие ванны или душа перед выполнением асан и после него благоприятно освежает и тело, и ум.

3. Асаны нужно исполнять на пустой желудок. Если это трудно, то можно съесть яблоко, выпить чашку чая, какао или молока. После совсем легкой еды до занятий асанами должно пройти не менее часа. После плотной еды должно пройти не менее четырех часов.

4. Асанами лучше всего заниматься рано утром или поздно вечером. Утром выполнять асаны труднее, так как тело еще сковано. Зато ум свеж, а по мере того как проходит время, его живость и решительность уменьшаются. Скованность тела преодолевается регулярной практикой, и создается возможность выполнять асаны хорошо. Вечером тело более податливо, и асаны выполняются лучше и с большей легкостью, чем утром. Зато утренние занятия способствуют лучшей работе в течение дня. Вечерние занятия устраняют усталость от напряжений дня, освежают и успокаивают. Поэтому трудные асаны можно выполнять утром, когда у человека больше решимости, а стимулирующие асаны (такие как Ширшасана, Сарвангасана и их вариации, а также Пашчимоттанасана) — вечером.

5. Заниматься надо в чистой, хорошо проветриваемой комнате, где нет домашних и диких насекомых, липких животных и шума.

6. Во время занятий никакого чрезмерного напряжения не должно ощущаться ни в лицевых мышцах, ни в ушах и глазах, ни в дыхании.

7. В начальном периоде держите глаза открытыми. Тогда вы будете знать, что делаете и где ошибаетесь. Закрыв глаза, вы не сможете следить за необходимыми движениями тела и даже за направлением позы.

8. Во время выполнения асан активным должно быть только тело, мозг остается пассивным, но бдительным наблюдателем. Если же асаны выполняются с участием рассудка, вы не сможете увидеть собственных ошибок.

9. Во всех асанах нужно дышать только носом, а не через рот.

10. После окончания упражнений всегда ложитесь хотя бы на 10—15 минут в Шавасану (поза мертвого), это снимает усталость.

 

2.1. Гхеранда сказал: Сколько есть живых существ, столько же есть и положений тела (Асан). Из сотен тысяч их 84 объяснены Шивой.

2.2. Эти 84 — выдающиеся Асаны, а 32 из них можно использовать людям в этом мире.

2.3. Сиддха, Падма, Бхадра, Мукта, Ваджра, Свастика, Симха, Гомукха, Вира, Дханур,

2.4. Мрита, Гупта, Матсья, Матсиендра, Горакша, Пасчимоттана, Утката, Самката,

2.5. Маюра, Куккута, Курма, Уттана, Врикша, Мандука, Гаруда, Вриша, Салабха, Макара, Уштра, Бхуджанга и Йогасана

2.6. являются этими Асанами, которые приносят Сиддхи (совершенство) смертным в этом мире.

 

Сиддхасана

2.7. Сядь на пятку одной ноги. Пяткой другой ноги прижми основание половых органов. Подбородок прижат к груди. Сохраняя неподвижность и владея своими чувствами, упорно смотри в место между бровями. Эта поза, открывающая двери к освобождению, называется Сиддхасана.

 

Постелите коврик или полотенце на пол. Сядьте на него, вытянув ноги прямо перед собой. Согните левую ногу в колене. Возьмитесь кистями за левую стопу и поместите пятку около промежности, а подошву поместите к правому бедру. Затем согните правую ногу в колене и положите правую стопу на левую лодыжку, удерживая правую пятку против лобковой кости. Потом поместите подошву правой стопы между бедром и икрой левой ноги. Не надо садиться на пятки. Далее: вытяните руки перед собой и положите кисти тыльной стороной на колени ладонями вверх. Большой и указательный пальцы рук соедините, остальные пальцы вытяните (см. рис. 6).

Попробуйте сохранять эту позу как можно дольше. Спину, шею и голову надо держать прямо. Взгляд направьте внутрь, в центр головы на шишковидную железу. Глаза закройте. Дышите спокойно и медленно.

Когда вы устанете, то освободите ноги и расслабьтесь на некоторое время. Затем повторите позу с такой же длительностью, но поменяв положение ног. Поместите правую пятку у промежности, а затем опустите левую стопу на правую лодыжку.

 

Эффект. Сиддхасана сохраняет здоровье половых органов. Подобно Падмасане, это одна из наиболее релаксирующих поз. Находясь в Сиддхасане, тело отдыхает, а скрещенные ноги и прямая спина делают ум внимательным и бдительным. Энергетические каналы в этой позе замкнуты на тело, и Прана не рассеивается в окружающее пространство. Эта основная асана, которую применяют для практики Пранаямы и медитации.

В чисто физическом отношении Сиддхасана очень рекомендуется для излечения тугоподвижности коленей и лодыжек. Практикой этой позы усиливается циркуляция крови в области поясницы и живота, что тонизирует нижний отдел позвоночника и органы брюшной полости.

 

+ + +

Обычно в Сиддхасане выполняются основные упражнения йоги. В ней достигают Пратьяхары и Дхараны, Дхьяны и Самадхи. В этой позе выполняют и Анулому-Вилому, и пьют божественный нектар бессмертия — Амриту. На санскрите слово «амрита» означает «нектар», а слово «пан» — «пить». Сейчас я вам подробно объясню, как в Сиддхасане йоги делают упражнение «Амрита Пан» (то есть пьют нектар бессмертия).

Если говорить подробнее, то Амрита — это божественный поток, который несет с собой бессмертие не только физическому телу, но и объединяет душу с Атманом. Он также называется эликсиром жизни или нектаром богов, нектаром бессмертия, амброзией. У нее еще много названий и терминов. Например, в Ведах она Сома — опьяняющий поток блаженства. В христианстве Амрита символизируется красным вином «Кагором». В Тантре она символически называется виноградным белым вином. Многие эзотерические поэты восхваляли «сладкое вино», подразумевая Амриту; питье этого вина несет невыразимое счастье и блаженство не на небесах, а уже здесь, на Земле.

Божественная энергия попадает из шишковидной железы (шестой чакры) в Бинду. Бинду трансформирует эту энергию в секрецию, называемую Амритой. Если мы мысленно проведем прямую линию из межбровья сквозь шишковидную железу, то на пересечении затылочной кости с этой прямой и будет расположена Бинду. Когда Амрита переполняет Бинду, то она ниспадает сверху вниз на чакру Вишудха. Обычно секреция Луны (Бинду) течет вниз и пожирается огнем Солнца (Манипура чакрой). Когда Амрита течет к Манипуре, то это всегда ведет к старению тела. Есть чудесные йоговские техники, которые могут повернуть вспять эти процессы. Эти техники называются Випарита Карани Мудра, Ширшасана, Сарвангасана, еще Анулома-Вилома и Амрита Пан. Если в первых трех техниках физическое тело переворачивается, а астральное тело остается в прежнем положении, за счет чего Сома течет вспять, то в Амрита Пан физический организм остается в вертикальном положении.

Итак, из Бинду Сома поступает в Лалану чакру, а из нее уже изливается в Вишудху. Лалана чакра находится там, где кончик вашего языка достает до самого дальнего края неба внутри рта. Лалана связана с Вишудхи чакрой посредством тонкого психического канала, называемого в йоге «канал нектара».

 

Техника исполнения Амрита Пан

Сядте в Сиддхасану. Закройте глаза. Держите спину прямой, а голову устремленной взглядом прямо вперед. Заверните язык как можно дальше вверх и внутрь. Надавите кончиком языка на Лалану чакру. Зафиксируйте свое сознание на Манипуре. Глубоко выдохните. Прочувствуйте Манипуру чакру. Затем вздохните при помощи Удджайи Пранаямы и представьте, что вы направляете поток праны вверх от Манипуры через Анахату к Вишудхи. Вы должны чувствовать, как этот поток движется вверх посредством силы вдоха. В позвоночнике должно ощущаться или жжение, или тепло, или покалывание. Вдох должен быть закончен, когда прана и сознание достигнут Вишудхи. Задержите дыхание на 60 секунд и зафиксируйте свое сознание на пятой чакре. Прочувствуйте поток нектара, который становится холодным, как лед. Затем начинайте медленно выдыхать с помощью Уджайи. Выдыхайте воздух в течение 30 секунд. При этом старайтесь прочувствовать, как холодная Амрита начинает струиться по «каналу нектара» из Вишудхи в Лалану чакру. Синхронизируйте поток нектара с выдохом. Когда ваше сознание достигнет Лаланы, вы должны ощутить легкое трансовое состояние и вкус нектара.

По окончании выдоха начинайте медленный вдох в обе ноздри. За 15 секунд вы должны выполнить полный йоговский вдох. При этом представляйте, как прана в виде желтого облака втягивается носом. В корне носа прана поглощается луковичками-клетками и направляется в Аджну. Из Аджны прана идет по Сушумне в 5-ю, 4-ю и 3-ю чакры. В районе Манипуры прана образует желтый шарик, который по мере вдыхания воздуха увеличивается в размерах и уплотняется. Через 15 секунд вдоха начинается задержка дыхания. Желтый шар превращается в прану и течет вверх по позвоночнику. Сконцентрируйте прану и сознание на Вишудхе. Через 60 секунд задержки дыхания начинайте выдох. И все это повторяйте по кругу в течение 30 минут. Такова техника упражнения Амрита Пан.

Начинающим будет трудно сразу справиться с длительными задержками дыхания. Поэтому новички пусть попробуют дышать в таком ритме: 5 секунд — вдох, 20 секунд — задержка, 10 секунд — выдох. И постепенно прибавляют по одной секунде каждую неделю. Старение физического тела прекратиться при ритме: 15 — вдох, 60 — задержка, 30 секунд — выдох. Так нужно дышать не менее 30 минут ежедневно. И тогда все получится.

 

Падмасана

2.8. Положи правую ступню на левое бедро, левую ступню на правое бедро. Перекрести руки за спиной и возьмись за большие пальцы ног. Прижми подбородок к грудной кости, и взгляд направь на кончик носа. Это — Падмасана, постепенно изгоняющая все болезни.

 

Название Падмасана произошло от слова «падма» — лотос. Лотос считается в Индии символом чистоты. Семена лотоса выпускают ростки в толстом сумраке на дне заросшего пруда. Маленькие тонюсенькие росточки изо всех сил тянутся вверх из булькающей грязи к родниковому свету солнца. Достигнув поверхности воды, растения распускают свадебно-белые цветы лотоса, ничуть не запятнанные грязью дна, их породившего. Дорогие мои, и мы с вами тоже, как семена лотоса, укоренились своими желаниями в этом беспросветном иле повседневных забот, в этой липкой грязи обыденности, на самом дне материального мира. Теперь нам остается, взяв пример с лотоса, взойти над этим придонным сумраком животных страстей и расцвести в небе праздником, на радость всем живущим. Нам предстоит не только подняться из тучной грязи, но при этом еще стать белыми и незапятнанными, как цветы лотоса. И я знаю, что именно вам это удастся сделать.

Поза лотоса в медитации — самая важная и полезная. Например, в другом первоисточнике по йоге, в «Хатха Йоге Прадипике» так описывается управление дыханием в этой позе:

«Приняв Падмасану и положив ладони одна на другую, твердо прижать подбородок к груди и, сосредоточившись на Брахмане, часто сокращать анальное отверстие и поднимать апану; подобными же сокращениями горла продвигать вниз прану. Этим достигается непревзойденное знание, благодаря подъему Кундалини».

Кундалини — это Божественная Космическая Энергия в теле человека. Ее изображают в виде свернувшейся змеи, которая спит в нижнем позвонке, в первой чакре. Эту дремлющую энергию йоги стараются пробудить и направить по позвоночнику вверх к седьмой чакре через Сушумну. Падмасана — одна из основных поз, она часто используется в вариациях Ширшасаны (стойке на голове) и Сарвангасаны.

 

Техника. Сядьте на пол, выпрямив ноги. Согните правую ногу в колене, возьмите правую стопу кистями и положите ее на основание левого бедра так, чтобы пятка находилась около пупка. Затем согните левую ногу и, держа левую стопу кистями, поместите ее на основание правого бедра, так чтобы пятка оказалась около пупка. Ваши подошвы должны быть повернуты кверху (см. рис. 7). Это и есть основная поза Падмасаны.

Вначале вы будете испытывать боль в коленях. Но при упорной и продолжительной практике боль постепенно исчезнет, и колени смогут оставаться в этой позе долгое время.

Сидя в Падмасане, держите позвоночник прямым от копчика до шеи. Руки вытяните, положив кисти на колени. Большие и указательные пальцы согните и соедините. Есть и другие позиции рук. Можно также положить одну ладонь на другую в середине, где перекрещиваются ноги.

Пробыв в Падмасане некоторое время, перемените положение ног. Пусть левая стопа ляжет на правое бедро, а правая стопа — на левое. Меняйте ноги, тогда они будут меньше уставать и развиваться равномерно.

 

Эффект. Падмасана считается одной из самых релаксирующих поз. Тело отдыхает в таком сидячем положении, не допускающем вялости. Скрещенные ноги и прямая спина обеспечивают внимательность и бодрость ума. Прана и апана в организме во время задержки дыхания превращается в саману, энергия все время накапливается в ауре тела и никуда не уходит. Поэтому Падмасана всегда рекомендуется для практики Пранаямы.

Что касается чисто физического воздействия, то оно аналогично действию Сиддхасаны. Падмасана хорошо излечивает тугоподвижность коленей и лодыжек. Позвоночник и органы брюшной полости тонизируются, поскольку усиливается циркуляция крови в области живота и поясницы. Очищаются энергетические каналы — Нади.

Бхадрасана

2.9. Осторожно помести пятки под промежность. Скрести руки за спиной и возьми ими большие пальцы ног.

2.10. В то время как ты выполняешь Джаландхара-мудру, (3.12—13), смотри на кончик носа. Это — Бхадрасана, излечивающая всякие болезни.

 

Более облегченный вариант Бхадрасаны выполняется так: сядьте на пол, вытяните ноги и приложите подошвы ног друг к другу. Согните ноги в коленях. Не позволяя подошвам разъединиться, подтяните их к туловищу и поместите пятки ближе к паху. Руки держите на коленях, и придавливайте ими колени к полу (см. рис. 8). Прижмите подбородок к груди и глядите на кончик носа. Если вы долго будете концентрировать внимание на кончике носа, то ощутите зуд или тепло в первой чакре. Потому что копчиковая чакра и нос напрямую связаны астральным каналом. Муладхара отвечает за обоняние.

Это упражнение хорошо растягивает мышцы бедер и голеней. Делайте Бхадрасану один раз в день, выдерживая позу сначала от трех до пяти минут. Бхадрасана излечивает многие болезни тела, так как при концентрации на кончике носа активизируется работа Муладхары. А первая чакра отвечает за физическое здоровье организма.

 

Муктасана

2.11. Помести левую лодыжку под задний проход, правую лодыжку — поверх левой. Шея и тело прямые. Это — Муктасана, дающая Сиддхи.

 

Я опишу более облегченный вариант Муктасаны: сядьте на пол, вытяните ноги. Согните правую ногу в коленном суставе и держите правую пятку против лонной кости или над половыми органами. Теперь согните левую ногу в колене и держите левую пятку над правой пяткой, ближе к лонной кости (см. рис. 9). В этом положении не будет никакого давления на промежность и половые органы. Люди, которые не могут сидеть в классической Муктасане, могут найти этот вариант более удобным.

Ваджрасана

2.12. Сделай нижние части бедер твердыми, как алмаз; положи ступни по обе стороны от заднего прохода. Это — Ваджрасана, дающая йогину Сиддхи (силы и совершенства).

 

Ваджрасана — это поза на коленях. Сядьте на свои пятки, держа голову и позвоночник прямо. Руки — на коленях (см. рис. 10).

 

Свастикасана

2.13. Подошвы между коленями и бедрами. Тело в прямом сидячем положении. Это называется Свастикасана.

« Свастика» — на санскрите означает «Процветающий». При принятии этой позы лодыжечный замок имеет форму свастики.

Сядьте на пол. Вытяните ноги перед собой. Согните правую ногу в колене и держите пятку против паха левого бедра так, чтобы подошва тесно прилегала к бедру. Аналогично согните левую ногу и поместите ее против правого паха. Вставьте пальцы левой ступни между правой икрой и мышцами бедра. Теперь обе ступни окажутся между икрами и мышцами бедер. Руки держите как в Падмасане (см. рис. 11). Эта поза очень удобна для медитации и релаксации. Через некоторое время, когда устанете, поменяйте ноги.

 

Симхасана

2.14. Положи под промежность скрещенные лодыжки, повернутые подошвами вверх. Руки лежат на коленях, которые находятся на полу.

2.15. Открой рот, выполняя Джаландхара-мудру, и смотри на корень носа. Это — Симхасана, прогоняющая всякие болезни.

 

«Симха» — означает «лев» на санскрите. В седые времена между Европой и Америкой существовал громадный остров — Атлантида. Там жил один царь по имени Пиранья. В юности он занимался Хатха-йогой и выполнил суровый обет аскетизма. За это владыка получил милость богов: царя не мог убить ни человек, ни зверь, ни инопланетянин. Считая себя непобедимым, Пиранья то и дело без всякого повода затевал войны с соседями, огнем и мечом покорил половину острова. А на землях завоеванных царств он давал волю своему злу, истово истребляя всех верующих и набожных. И еще Пиранья невыносимо ненавидел бога Амона, приходящего из Солнца на Землю в дни равноденствий. У тирана был единственный сын по имени Хор, который должен был унаследовать его суровое царство. И как это обычно бывает среди отцов и детей, Хор наоборот очень любил Амона: он дни и ночи напролет проводил в медитациях и общении с Богом. Распущенный Пиранья десятки раз всячески пытался убить своего добродетельного сына, но постоянно невидимая рука Амона защищала кроткого юношу от неминуемой крови. Однажды бессовестный царь узнал, что Амон улетел далеко-далеко, в центр нашей галактики, на звезду Сириус-Б. А из Сириуса-Б бог намеревался лететь дальше, на свою старую добрую родину — на планету Паскатов. Паскаты — ну это такие очень мудрые и честные полулюди-полульвы ростом 20 метров. Они ходят на задних лапах и пользуются всеми благами своей райской цивилизации, хотя у них из копчика растут длинные кошачьи хвосты. Все кошачье племя на Земле произошло от Паскатов. И сфинксы от них произошли. А еще от Паскатов произошли слова: Пасха, пасхальный, посконный. Итак, бесстыжий царь опять задумал нехорошее. Посреди ночи Пиранья схватил буланый меч и ворвался в комнату спящего сына с намерением отсечь голову сына от его туловища. Вдруг перед ним из пустоты комнаты с легким шипением материализовался бог Амон в виде громадного получеловека-полульва. Паскат схватил своими желтыми когтями багрового от злости царя и поволок визжащего тирана из дворца на центральную площадь столицы. Здесь при стечении разбуженного народа Амон встал на четыре львиных лапы и вот что зарычал на Пиранью — «Х-х-х—а!». И вдруг случилось чудо — львиный рык разорвал своими вибрациями нехорошего царя на мелкие кусочки плоти. Даже одежда тирана порвалась на маленькие тряпочки. Кончилось бессмертие у Пираньи.

Поэтому Симхасану называют «Поза льва». Она напоминает Паската в добром действии, поэтому так называется. Это упражнение для гортани и языка. Язык должен быть вытянут как можно дальше вниз для того, чтобы увеличить циркуляцию крови в корне языка и гортани. Глаза надо закатить назад и смотреть на шишковидную железу в центре головы. Следует напрячь все тело так, как напрягается лев, который готовится к прыжку, чтобы затем разорвать свою жертву.

Вам следует сесть на пол, принять позу на коленях (Ваджрасану), положить ладони на колени и слегка согнуть руки. Потом сделайте глубокий вдох и резко выдохните весь воздух со звуком «Ха». Потом пальцами, как когтями, сожмите свои колени; высуньте язык, стараясь коснуться им подбородка как можно ниже. Глаза закатите назад, старайтесь увидеть центр головы или свою макушку, напрягите все тело (см. рис. 12). Попробуйте сидеть в этой позе 1—2 минуты после выдоха и не дышать. При этом взгляд еще можно направлять или в середину головы, или на кончик носа.

Отдышавшись, вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение от 4 до 6 раз.

 

Эффект. Симхасана излечивает дурной запах и дурные мысли изо рта и хорошо очищает язык. После долгих ежедневных упражнений в ней речь становится более четкой и внятной. Поэтому поза рекомендуется дикторам и заикам. Симхасана активизирует все защитные силы организма.

 

Только что я вам обрисовал облегченный вариант асаны, для больных и ленивых. Сейчас опишу более полную версию Симхасаны. Сядьте на пол в Падмасану. Поставьте прямые руки на пол перед собой. Пальцы направьте вперед. Оторвите ягодицы и бедра от пола, опираясь на колени и руки. Прогнитесь так, чтобы пуп был как можно ближе к полу. Держа руки прямыми, широко раскройте рот и крикните что есть силы «Ха-а». Далее высуньте язык, стараясь достать им до подбородка. Вытаращите глаза, направьте пустой взгляд на макушку. Сделайте две бандхи — Ашвини и Уддияну. Задержите дыхание на выдохе. Находитесь в этой позе столько, насколько хватит силы воли. Это и есть Симхасана.

 

Гомукхасана

2.16. Сядь прямо, положи ноги на пол. Ступни за спиной и повернуты вверх. Тело устойчиво. Это — Гомукхасана, похожая на голову коровы.

 

«Го» — на санскрите означает «корова», а «мукха» переводится — «рот». Человеку, принявшиму эту асану, промежуток между коленями напоминает коровий рот.

Сядьте на пол, вытянув ноги вперед и прямо. Согните левую ногу, положив колено на пол. Затем согните правую ногу. Положите ее поверх левой так, чтобы правое колено пришлось над левым. Потом поднимите левую руку над головой и согните в локте. Положите левую ладонь, обращенную к спине, между лопатками. Затем заведите за спину правую руку и сцепите ладони. Пальцы обеих ладоней, согнутые крюком, крепко сцепляются друг с другом (см. рис. 13). Выдохните и задержите дыхание на сколько возможно. Сделайте три бандхи. Концентрируйте внимание на шишковидной железе. Это и есть Гомукхасана.

Когда вдохнете и отдышитесь, то поменяйте местами руки и ноги, и повторите асану.

 

Эффект. Гомукхасана излечивает судороги в ногах и делает мышцы ног эластичными. Грудь в этой позе хорошо раскрывается, спина становится прямой. Полностью вовлекаются в действие дорсальные мышцы, увеличивается подвижность плечевых суставов. Асана хорошо исправляет сутулость.

 

Вирасана

2.17. Положи одну ступню на бедро другой ноги, вторую ступню — назад. Это Вирасана.

 

 

Александр

«Вира» — в переводе с санскрита означает «герой». Много великих героев в седую старину боролись с добром и злом. Однако мир от этого нисколько не изменился ни в лучшую, ни в худшую сторону. Поэтому я вам коротенько расскажу еще об одном герое древности — Александре Македонском.

В то мутное время в Индии, как и в любой другой стране эпохи Кали-юга, шла междоусобная война. В Кашмире Александр помог слабейшему царю, победил сильнейшего, разгромил низкорослую пехоту и страшных боевых слонов индийцев. Потери македонян были неимоверные. Когда греческие воины впервые увидели чернокожих слонов, атакующих фалангу, то от ужаса дрогнули и побежали. Но со временем белолицие научились бороться с этими живыми танками.

Греки действовали так: двенадцать храбрых юношей бросали щиты и копья на землю и с одними метровыми ножами бежали на слона. Они старались стремительно проскакать под великаном к его задним ногам. Слон давил героев, как тараканов, топтал, хоботом ловил и сминал в лепешку. Но один из двенадцати успевал добраться-таки живым до задних ног разъяреного слона и подрубал поджилки — все! Орущий от боли слон оседал на землю; теперь и с ним, и с лучниками на его спине — покончено. Сотни мятущихся слонов были изрублены таким приемом, тысячи храбрых греков раздавлены четвероногими великанами таким способом. Но победа над северной частью Индии была одержана, и царь Александр повел неугомонную армию в Бенгалию.

Тут, в райской Бенгалии, длинноухие брамины и желтоносые жрецы, святые и священники всех мастей подняли такой шум, что, мол, идет какой-то страшный и сумасшедший, который всех убивает, и все на своем пути сжигает и уничтожает. Индуисты, буддисты, авестийцы и ламаисты быстренько перемирились и объявили священную войну белокурой бестии. По всей Индии забили, загрохотали барабаны войны, и — греческий лагерь оказался в огненном кольце.

Тогда македонские солдаты впервые закричали на своего царя: «Александр! Куда ты нас ведешь? Что нам сделали эти цыгане и факиры? Зачем нам Тибет и Гималаи? К чему нам омывать в Индийском океане свои сапоги? Мы ничего от индусов не хотим. Мы даже добычу, захваченную в свирепых боях, тут же бросаем, потому что даже свое оружие нет сил тащить! Александр,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: