Детский фольклор: страшилки, считалки, частушки, игры




Детские страшилки — жанр современного фольклора: короткие рассказы, цель которых — испугать слушателя.

Считалка - это жанр народного фольклора, который возник очень давно. Это сейчас считалки являются видом детского творчества, а в далекие времена, как это ни удивительно, считалки использовали взрослые! Они использовали считалки для того, чтобы распределять работу, например, роли перед охотой. Ведь многие виды работы, особенно тогда, были очень тяжелыми, иногда опасными для здоровья и даже для жизни. Мало кто по собственному желанию хотел браться за такие работы. А считалки позволяли распределять работу между участниками так, чтобы никому не было обидно, потому что на такую тяжелую работу посылали не потому, что не можешь поспорить или не нравишься главному, а потому что так выпало по счету, то есть как-никак по справедливости (почитайте, какими были считалки в те времена).

В наше время эта роль считалок уже утеряна, но они по-прежнему выполняют функцию распределения ролей, только не в работе, а в играх.

И еще несколько слов о том, почему в считалках часто используются странные, несуществующие слова. Это тоже идет из древности. В те времена люди сильно верили в силу слова, считалка была чем-то похожим на заклинание. Считалки часто использовались для гадания. А еще в ту пору люди еще не могли объяснить многие явления природы, и поэтому боялись ее и одухотворяли. Например, люди верили, что звери понимают человеческую речь. Поэтому, собираясь на охоту, они старались не употреблять обычные слова, а заменять их "тайными", секретными: вдруг зверь услышит, что они говорят, и поймет, что они идут за ним охотиться.

Сейчас зачастую трудно определить, какие считалки пришли к нам из древности, а какие появились совсем недавно: этот жанр нисколько не устарел и не потерял свою актуальность, и постоянно появляются все новые считалки. Они по-прежнему помогают детям рапределять роли в игре так, чтобы всем было весело и никому не обидно.

Частушки - это один из жанров устного народного творчества, а именно, один из жанров русской народной лирики. Их главное назначение - не рассказать о тех или иных фактах жизни, событиях, а дать им определенную эмоциональную оценку, выразить определенные мысли и чувства по поводу того или иного события. Обычно частушка - это короткая рифмованная песенка, состоящая, как правило, из четырех строк и исполняемая более быстро, чем протяжная песня.

На веселое гулянье
Я пришла без ремешка...
Девяносто песен знаю,
Еще дома два мешка!

У меня миленок маленький,
Как зернышко в овсе.
Дал копеечку на семечки,
Сказал: «Купи на все!»

Возникают частушки во второй половине XIX века и вскоре приобретают необычайную популярность. Особенно широкое распространение частушки получили в конце XIX - начале XX века.

Частушка занимает особое место в русском фольклоре. Ее характерной чертой является то, что она очень быстро реагирует, откликается на все новое в жизни.

Частушка - жанр молодежный, поэтому главными ее героями являются парни и девушки, а главной темой - тема любви.

Голубую незабудку
С неба голубь уронил.
Никогда не позабуду,
Что мне милый говорил.

Меня дома запирают
От милого на замок.
А он ключик подбирает,
Ходит каждый вечерок.

Диапазон тематики частушек, в отличие от других песенных жанров, очень широк, они отражают жизнь во всем ее многообразии, частушка откликается и на важнейшие исторические, общественные события, и на индивидуальные события, на бытовые

факты, на чувства любви. В частушках говорится буквально обо всем, что как-то взволновало, удивило, поразило исполнителя - на работе, в бытовой жизни.

* * *

На столе стоит чернильница,
Чернила красные.
Мой миленок - пограничник
Где места опасные.

Критикуй, не критикуй -
Не боюсь я критики:
Все равно не перебьешь
Меня ты по политике.

* * *

Меня маменька ругает,
А папаша нежит:
Как я с улицы иду –
Хворостину держит.

Частушка во многом сходна с пословицами и поговорками. Однако имеет и отличия от них. Главное отличие заключается в том, что частушка - не прозаический, а песенный жанр, и предназначается она для публичного исполнения в кругу молодежи.

Частушку также многое сближает с народной лирической песней, однако, существуют и отличия: в частушке сильнее выражено индивидуальное начало; эмоциональный тон ее - мажорный, радостный, удалой, веселый, преобладает бодрое, активное и жизнеутверждающее настроение, тогда как основной тон народной лирической песни - грустный, минорный. В традиционных народных песнях отсутствует рифма, в частушках она есть.

Ой, Семеновна,
Что наделала -
Да из худых лаптей
Галоши сделала.

В Красной Армии ребята
Расцвели, как розочки:
На плечах у них погоны,
На погонах звездочки.

В частушках более сильно, чем в других жанрах народного поэтического творчества, выразился импровизационный характер фольклора. Как говорил один из собирателей частушек H.A. Арефьев, частушка — это «свод всего того, что экспромтом вырывается в то или другое время, при тех или иных условиях человеческой души». Частушка часто возникает как импровизация, обращенная к какому-то конкретному лицу или группе лиц, представляя собой мгновенный поэтический отклик на события дня, какую-либо жизненную ситуацию, а затем уже входит в обиход, повторяется, немного изменяется.

На столе стоит квашня,
А в квашне-то тесто.
Мама, папа, до свиданья, Я уже невеста!

Ох, подружка дорогая,
Все ребята хороши,
Но кто носит серу кепочку -
Разрыв моей души!

К художественным особенностям частушки относятся ее очень небольшой (миниатюрный) объем, повышенный лиризм; большинство частушек имеет форму монолога, многие из них - девичьи частушки, в которых отражены любовные переживания.

Во время исполнения частушки часто используются обращения, которые облегчают восприятие частушки, говорят о том, кого прежде всего она касается, кто может при желании на услышанную частушку ответить своей, собственного сочинения.

Кроме того, частушки содержат вопросы к тому, к кому обращаются.

Иногда частушки содержат и ответы.

Строфа частушки состоит из 4-х строк различного содержания; особая форма — двухстрочные частушки.

Частушки содержат оригинальные эпитеты - юмористические или откровенно сатирические: милый, бестолковый и пр. Комизм создается тем, что милый (милая) охарактеризован (охарактеризована) двумя прямо противоположными по смыслу эпитетами: милый окаянный, сатана-миленочек и др.

Наиболее распространенным типом являются «страдания» (страдать - т. е. любить).

Мой милый - тракторист,
Я ему велела:
«Запаши мою любовь,
Чтоб сердце не болело!»

Мне миленок изменил,
Сам другую полюбил -
Тонкую, высокую
Характером жестокую.

«Значительное число частушек строится по принципу образного параллелизма. Первая картина частушек может заключать в себе, как в традиционной песне, символический образ, а вторая всегда является бытовой по своему содержанию» (Словарь литературоведческих терминов. М., 1974).

Под влиянием фольклорных частушек возник жанр литературной частушки. В XX веке литературные частушки создавали советские поэты Демьян Бедный, Александр Прокофьев и другие.

Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

· целовальные. Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);

· обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);

· сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: