Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” (Методика АСВ)




Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР)

Оросник разработан И.М. Марковской и предназначен для оценки детско-родительских отношений.

Опросник состоит из 60 утверждений, степень своего согласия с которыми респонденту необходимо выразить путем выбора одного из пяти предложенных вариантов ответа.

Существует несколько различных вариантов данного опросника. В проведенном исследовании применялись варианты опросника для родителей подростков и для родителей дошкольников и младших школьников.

Обработка результатов тестирования респондентов по данному опроснику осуществляется путем начисления баллов по следующим шкалам:

1. Нетребовательность – требовательность родителя;

2. Мягкость – строгость родителя;

3. Автономность – контроль по отношению к ребенку;

4. Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю;

5. Отвержение – принятие ребенка родителем;

6. Отсутствие сотрудничества – сотрудничество;

7. Несогласие – согласие между ребенком и родителем (вариант опросника для родителей подростков); Тревожность за ребенка (вариант опросника для родителей дошкольников и младших школьников);

8. Непоследовательность – последовательность родителя;

9. Авторитетность родителя (вариант опросника для родителей подростков); Воспитательная конфронтация в семье (вариант опросника для родителей дошкольников и младших школьников);

10. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.

За выбранные варианты ответа на каждое утверждение испытуемым начисляется от 1 до 5 баллов; показатели по шкалам могут варьировать в диапазоне от 5 до 25 баллов.

Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” (Методика АСВ)

Авторы Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкис В. В.

Опросник "Анализ семейных взаимоотношений" предназначен для изучения влияния родителей в воспитании ребенка или подростка и поиска ошибок в родительском воспитании. Опросник существует в двух вариантах — для родителей детей и родителей подростков.

Опросник АСВ включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены 20 шкал.

Чтобы определить, каким образом родители воспитывают ребенка, в опрос­нике измеряется 11 шкал, относящихся к нарушениям процесса воспитания: гипопротекция, гиперпротекция, потворствование, игнорирование потребностей ре­бенка, недостаточность требований-обязанностей ребенка, чрезмерность требова­ний-обязанностей ребенка, недостаточность требований-запретов к ребенку, чрез­мерность требований-запретов, строгость санкций за нарушение тре­бований ребенком, минимальность санкций, неустойчивость стиля воспитания.

Следующим этапом можно получить ответ на вопрос, почему они воспиты­вают его так, а не иначе, измерив 9 шкал, относящихся к личностным проблемам родителей, которые они решают за счет ребенка. Это следующие шкалы:

12,13, 17 и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи,

14-я и 15-я шкалы демонстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний,

16, 19-я и 20-я шкалы — работу механизмов семейной интеграции.

 

Опросник «Сознательное родительство»,

Разработан М.О. Ермихиной под руководством Р.В. Овчаровой и предназначен для оценки осознанности родительской роли. Опросник имеет две различные формы, разработанные соответственно для матерей и отцов. Методика включает 48 вопросов, на каждый из которых испытуемому необходимо выбрать один из предложенных вариантов ответа, и 7 шкал:

1. Родительские позиции;

2. Родительские чувства;

3. Родительская ответственность;

4. Родительские установки и ожидания;

5. Семейные ценности;

6. Стиль семейного воспитания;

7. Родительское отношение.

Показатели по перечисленным шкалам могут варьировать в диапазоне от 6 до 30 баллов. Также методика содержит шкалу лжи.

Шкалы оценки согласованности позиций обоих родителей не учитываются в проведенном исследовании, т.к. в состав изучаемой выборки вошли только матери детей с нарушенным психическим развитием, отягощенным соматическими заболеваниями.

2.4. Характеристика выборки исследования

Эмпирическое исследование особенностей отношения родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья и их дефектам проводилось марта по май 2016 года в городе Москва на базе лаборатории специальной психологии и коррекционного обучения в ФГАУ НЦЗД Министерства здравоохранения Российской Федерации. В исследовании приняли участие 40 родителей детей с тяжелыми соматическими заболеваниями различной этиологии, проходящих реабилитацию в данном учреждении. В связи с статистически низкой активностью участия отцов в сопровождении детей в ходе прохождения реабилитационных мероприятий для обеспечения однородности выборки в её состав были включены только матери детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

25% выборки – матери детей с врожденным органическим поражением центральной нервной системы, приведшей к умеренной или тяжелой степени нарушения интеллекта (F71-F73) в возрасте от 3-х до 10-ти лет.

25% выборки - матери детей с врожденным органическим поражением центральной нервной системы, приведшей к умеренной или тяжелой степени нарушения интеллекта (F71-F73) в возрасте от 11-ти до 17-ти лет.

25% выборки - матери детей с легкой степенью умственной отсталости, задержкой психического развития или СДВГ, находящихся на реабилитации тяжелых соматических заболеваний органов и систем, отличных от ЦНС в возрасте от 3-х до 10-ти лет.

25% выборки - матери детей с легкой степенью умственной отсталости, задержкой психического развития или СДВГ, находящихся на реабилитации тяжелых соматических заболеваний органов и систем, отличных от ЦНС в возрасте в возрасте от 11-ти до 17-ти лет.

В процессе работы исследовали полные семьи, так как среди проходящих реабилитацию, встречаются в основном дети из полных семей и вкрапление в выборку нескольких неполных семей, сделает ее неоднородной. Влияние фактора неполной семьи на проблему отношения родителей к дефекту ребенка само по себе требует отдельного исследования.

Возраст матерей из групп с детьми младшего возраста (3-10 лет) варьируется от 26 до 35 лет. У матерей из групп с подростками (11-17 лет) диапазон возрастов от 32 до 43 лет.

В группах матерей с детьми, у которых диагностирована умеренная и тяжелая умственная отсталость, 20 % имеют только среднее образование и 80% имеют высшее образование. Группа, собранная для исследования семей с детьми, имеющими легкие нарушения, представлена матерьми, среди которых 40% имеют среднее образование и 60% высшее. Различие между группами небольшое, но его наличие может вполне быть обусловлено тем, что недостаток образования родителей часто влияет на увеличение фактора педагогической запущенности, который увеличивает число детей с легкими нарушениями.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: