Особенности ответственности при морских перевозках грузов.




В случае возникновения различного рода убытков и расходов при морских перевозках необходимо определить, к какой категории они относятся: общей или частной аварии.

Общая авария является древнейшим институтом морского права и, по некоторым данным, насчитывает около трех тысяч лет. Впервые общая авария упоминается в Кодексе Юстиниана в начале шестого столетия нашей эры, а первое дело в английском суде было рассмотрено в 1285 г. В современной международной практике определение общей аварии дается в Йорк-Антверпенские правила 1974 г. (Гамбург, 4 апреля 1974 г.)116

В соответствии со ст. 284 Кодекса торгового мореплавания РФ общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном груза.

Общая авария распределяется между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости во время и в месте окончания общего морского предприятия.

В качестве примеров общей аварии можно привести:

▪ убытки, причиненные выбрасыванием груза за борт судна, а также убытки, причиненные судну или грузу вследствие пожертвования ради общей безопасности, в частности вследствие проникновения воды в трюм через открытые для выбрасывания груза люки или другие сделанные для этого отверстия;

▪ убытки, причиненные судну или грузу в связи с тушением пожара на судне, в том числе убытки от проведенного в этих целях выбрасывания судна на берег или затопления горящего судна;

▪ убытки, причиненные судну или грузу намеренной посадкой судна на мель, независимо от того, могло ли судно быть вынесено на мель само;

▪ убытки, причиненные судну повреждением двигателей, других машин или котлов судна при снятии судна с мели;

чрезвычайные расходы на облегчение находящегося на мели судна посредством перегрузки груза, топлива или предметов снабжения из судна на лихтеры, на найм лихтеров и на обратную их погрузку на судно, а также другие понесенные вследствие этого убытки (ст. 292 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Убытки, не подпадающие под признаки общей аварии, относятся к категории частная авария. Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом, и их несет тот, кто их потерпел, или тот, кто несет ответственность за их причинение.

В соответствии со ст. 297 Кодекса торгового мореплавания РФ не признаются общей аварией даже при наличии признаков общей аварии:

▪ стоимость выброшенного за борт груза, перевозившегося на судне с нарушением правил и обычаев торгового мореплавания;

▪ убытки, причиненные в связи с тушением пожара на судне вследствие воздействия дыма или нагревания;

▪ убытки, причиненные обрубанием обломков или частей судна, ранее снесенных или фактически утраченных вследствие морской опасности;

▪ убытки, причиненные форсированием работы двигателей либо иной работой двигателей, других машин или котлов судна, находившегося на плаву;

▪ любые убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от простоя, изменения цен и другие).

 

Договор фрахтования

Договор перевозки отдельными видами транспорта может быть заключен:

▪ с условием предоставления для перевозки груза всего транспортного средства, части его или определенных помещений (чартер);

▪ без такого условия.

Договор фрахтования (чартер) распространены при морских и воздушных перевозках.

В соответствии со ст. 787 Гражданского кодекса РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Договор фрахтования сочетает в себе элементы договора перевозки и аренды и является консенсуальным, возмездным, двусторонним. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами (ст. 104 Воздушного кодекса РФ).

Документом, подтверждающим заключение договора фрахтования (чартера) морским видом транспорта, является чартер. В соответствии со ст. 120 Кодекса торгового мореплавания РФ чартер должен содержать:

▪ наименование сторон,

▪ название судна,

▪ указание на род и вид груза,

▪ размер фрахта,

▪ наименование места погрузки груза,

▪ а также наименование места назначения или направления судна.

По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями.

Виды чартера

Различают договоры фрахтования по бербоут-чартеру, тайм-чартеру.

По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: