Выручка монополиста: предельная, предельная от рекламирования, предельная по качеству.




Для монополиста в качестве кривой спроса предстает кривая рыночного спроса на данный товар, имеющая, как обычно, отрицательный наклон (рис. 1). Монополист, таким образом, должен считаться с тем, что любое увеличение выпуска неизбежно приводит к снижению цены, а уменьшение выпуска, напротив, позволяет повысить цену. Иными словами, устанавливая тот или иной объем продаж, монополист устанавливает одновременно и цену товара. Это обстоятельство, впрочем, довольно очевидно - ведь недаром же и в разговорной речи, и в публицистике мы часто слышим, что монополист назначает такую цену, которая ему заблагорассудится. Такое высказывание в общем-то верно. Задача же экономической теории состоит в том, чтобы пойти несколько дальше с целью определить, какую же цену "заблагорассудится" назначить монополисту и от чего эта цена зависит.


Рис. 1. Изменение общей выручки монополиста при увеличении объема выпуска

Один из основателей современной экономической теории А. Курно начал свой анализ монопольной ситуации со следующего допущения: предположим, что монополист вообще не имеет затрат. Каким в этом случае будет объем продаж монополиста? Попробуем и мы поразмышлять над этим вопросом.

Следуя аксиоме рациональности производителя, разумно предположить, что монополист выберет такой объем, при котором прибыль (а в нашем случае она равна выручке ввиду отсутствия затрат) будет максимальной. Это означает, что для ответа на поставленный Курно вопрос необходимо знать, как изменяется общая, а следовательно, и предельная (т. е. приращение общей) выручка при изменении объема выпуска.

Общая выручка равна произведению объема продаж на цену, по которой этот объем будет продан:

ТR = РQ.  

В свою очередь цена, по которой будет продан данный объем, - это цена спроса:

P = PD (Q).
Пусть объем продаж увеличился от значения Q 1 до Q 2 и вследствие этого цена снизилась с Р 1 до Р 2. Приращение общей выручки
D TR = P 2 Q 2 - P 1 Q 1. (1)

Это изменение складывается под действием двух обстоятельств. С одной стороны, вследствие роста объема продаж выручка увеличивается на величину P 1(Q 2 - Q 1). С другой стороны, снижение цены уменьшает выручку на величину Q 2(P 1 - P 2). Таким образом, приращение общей выручки можно представить в виде

D TR = P 1(Q 2 - Q 1) - Q 2(P 1 - P 2) = P 1D Q 1 + P 2D Q 2. (2)

Эти рассуждения иллюстрирует рис. 1. Площадь прямоугольника OP 1 AQ 1 изображает начальное значение общей выручки, а прямоугольника OP 2 BQ 2 - ее конечное значение. Приращению выручки, вызванному ростом объема, соответствует прямоугольник Q 1 ACQ 2, а уменьшению из-за снижения цены - прямоугольник Р 2 Р 1 СВ 2.

Считая приращение объема малым, мы можем приближенно оценить предельную выручку отношением

MR " D TR / D Q = P 1 + Q 2D P / D Q. (3)

Точное значение MR получим, перейдя к пределу при или, что равносильно, выполнив дифференцирование общей выручки:

MR = dTR / dQ = d (PQ) / dQ,  

откуда

MR = P + QdP / dQ, (4)

Анализ выражений (3) и (4) показывает, что второе слагаемое в правой части равенств всегда будет меньше нуля, поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, а следовательно, предельная выручка всегда будет меньше цены товара.

Таким образом, при увеличении объема продаж монополист получает от каждой новой проданной единицы все меньшую добавочную выручку. В какой-то момент очередное увеличение объема продажи еще на одну единицу товара уже не дает дополнительной выручки, а затем предельная выручка становится отрицательной. Кривая предельной выручки монополиста представлена на рис. 2, а. Эта линия пересекает ось абсцисс при Q max. Понятно, что при объеме выпуска Q maxобщая выручка будет максимальной (рис. 2, б). Иными словами, общая выручка монополиста достигает своего максимального значения, когда МR = 0.

Пусть объем продаж увеличился от значения Q 1 до Q 2 и вследствие этого цена снизилась с Р 1 до Р 2. Приращение общей выручки

D TR = P 2 Q 2 - P 1 Q 1. (1)

Это изменение складывается под действием двух обстоятельств. С одной стороны, вследствие роста объема продаж выручка увеличивается на величину P 1(Q 2 - Q 1). С другой стороны, снижение цены уменьшает выручку на величину Q 2(P 1 - P 2). Таким образом, приращение общей выручки можно представить в виде

D TR = P 1(Q 2 - Q 1) - Q 2(P 1 - P 2) = P 1D Q 1 + P 2D Q 2. (2)

Эти рассуждения иллюстрирует рис. 1. Площадь прямоугольника OP 1 AQ 1 изображает начальное значение общей выручки, а прямоугольника OP 2 BQ 2 - ее конечное значение. Приращению выручки, вызванному ростом объема, соответствует прямоугольник Q 1 ACQ 2, а уменьшению из-за снижения цены - прямоугольник Р 2 Р 1 СВ 2.

Считая приращение объема малым, мы можем приближенно оценить предельную выручку отношением

MR " D TR / D Q = P 1 + Q 2D P / D Q. (3)

Точное значение MR получим, перейдя к пределу при или, что равносильно, выполнив дифференцирование общей выручки:

MR = dTR / dQ = d (PQ) / dQ,  

откуда

MR = P + QdP / dQ, (4)

Анализ выражений (3) и (4) показывает, что второе слагаемое в правой части равенств всегда будет меньше нуля, поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, а следовательно, предельная выручка всегда будет меньше цены товара.

Таким образом, при увеличении объема продаж монополист получает от каждой новой проданной единицы все меньшую добавочную выручку. В какой-то момент очередное увеличение объема продажи еще на одну единицу товара уже не дает дополнительной выручки, а затем предельная выручка становится отрицательной. Кривая предельной выручки монополиста представлена на рис. 2, а. Эта линия пересекает ось абсцисс при Q max. Понятно, что при объеме выпуска Q maxобщая выручка будет максимальной (рис. 2, б). Иными словами, общая выручка монополиста достигает своего максимального значения, когда МR = 0.


Рис. 2. Выручка монополиста.
а - предельная; б - общая.

 

3. Двухфазная двухпродуктовая модель. Диаграмма Эджуорта. Кривая предложения из запаса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: