Примерно Так но по фольклору
Глава 2.Особенности бытовой лексики детей 2 – 3 лет и опыт работы по использованию дидактических игр в ДОУ.
Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента.
В данной главе представлены ход и результаты констатирующего эксперимента, имеющего своей целью изучения особенностей бытовой лексики детей 2 -3 лет.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Выявить уровни и описать особенности бытовой лексики детей 2 – 3 лет
Описать состояние работы ДОУ с детьми 2 – 3 лет по обогащению бытовой лексики.
Для решения первой задачи констатирующего эксперимента мы использовали диагностику О.С. Ушаковой направленную на изучение уровня речевого развития, целью, которой является выявление уровня владения речевыми умениями и навыками по разным сторонам речевого развития: словарь, грамматика, фонетика, связная речь.
Данная диагностика включает задания направленные на выявление особенностей словаря ребёнка, которые мы будем использовать для обследования. Ниже мы представим характеристику этих заданий. В соответствии с ней методика обследования: индивидуально каждому ребенку показывают предмет и задаются вопросы.
Для обследования будем использовать следующий материал:
Игрушки: кукла (которая может сидеть, стоять, поднять руку, идти); мяч (зелёный, резиновый); кошка (мягкая игрушка);, отдельные предметы кукольной одежды).
Представим характеристику заданий и описание предлагаемых ребёнку вопросов.
Задание №1 кукла.
1.Как зовут куклу? Придумай ей имя.
2.Скажи какая Катя?
3.Что на ней надето?
4.Как назвать одним словом? (взрослый называет: платье, носочки – это?)
5.Какая одежда одета на тебе?
Что делает Марина? (педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею).
Что можно делать с куклой?
Задание №2.мяч
Какой мяч (дать в руки ребенка)
Что с ним можно сделать?
Взрослый задает вопрос после действия.
Бросает ребенку мяч и говорит: Что я сделала? (бросает мяч) (бросила).
А ты что сделал? - Поймал. - Теперь ты бросай. Что ты сделал? - Бросил. - А я что сделала? - Поймала.
Задание №3.кошка (игрушка)
Кто это? (Кошка). Какая она?
Задание № 4.
Как одним словом назвать куклу, мяч?
Полученные детские ответы мы будим фиксировать в таблице (см. приложение 1)
Ф.имя,возраст ребёнка | Вопросы взрослого | Ответы детей |
Анализ полученных данных мы будем делать по следующим показателям(умения):
называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительными (кошка, собака, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы: “Кто это?”, “Что это?”;
обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы “Какой? Какая?”;
называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы “Что делает? Что можно с ним делать?”;
употреблять обобщающие слова (“одежда”, “игрушки”).
Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития: (высокий), II (средний) и III (ниже среднего).
3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.
2 балла, получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.
1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
0 баллов ставится, если ребенок не ответил, молчит.
Примерные (возможные) ответы детей даются после каждого задания в следующей последовательности: 1) правильный ответ; 2) частично правильный; 3) неточный ответ.
В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов получило 36-25 баллов - это 1(высокий) уровень. Если 13 - 24 баллов – это 2 (средний) уровень, а 0 -12 баллов – это 3 уровень (ниже среднего).
Для решения второй задачи констатирующего эксперимента мы проанализируем продукты деятельности (календарный план педагога за 3 месяца: январь, февраль, март) с целью выявить виды игр, используемые педагогами, их программного содержание, методы и приемы руководства. Предметом внимания будет обогащение бытовой лексики. Полученные данные будем представлять в сводной таблице (см. приложение №3).
Виды игр | Программное содержание (Цель) | Наглядный материал |
В основе анализа календарного плана будут следующие показатели:
-виды игр и количество игр, которые направлены на обогащение бытовой лексики;
-программные задачи (цель);
- наглядный материал.
В эксперименте принимал участие 13 детей второй группы раннего возраста МДОУ №82 «Гусельки» г. Северодвинска (2 – 3 лет).