Опыт работы по обогащению бытовой лексики детей 2 – 3 лет и использования дидактических игр в воспитательно – образовательной работе.




С целью описания опыта работы, мы проанализируем календарный план воспитательно – образовательной работы педагогов первой младшей группы (за три месяца: январь, февраль, март). Анализ календарного плана позволяет сделать вывод, что за период с января по март было проведено пятнадцать дидактических игр они решали разные задачи, и только три игры направленные на обогащение бытовой лексики. Это такие игры “Устроим кукле комнату”, цель которой учить детей различать и называть предметы мебели, рассказывать об их назначении, употреблять глагол “лежать” в повелительном наклонении, отрабатывать произношение звуков [д], [н]. ”Отгадай и назови” цель, которой познакомить детей с назначением предметов; активизировать в речи слова, названия предметов и их качеств. “Купание куклы” целью это игры было помочь детям запомнить и употреблять в речи названия предметов, качеств, действий

Результаты анализа плана дают возможность сделать вывод, что программные задачи носят обобщенный характер, не конкретный. Например, в игре “купание куклы” предполагает задачу: помочь детям запомнить и употреблять в речи названия предметов, качеств, действий. Не указывается словарь. Не описаны методы и приемы, которые будет использовать педагог в ходе игры. Не прослеживается динамика программного содержания, педагоги не учитывают усложнения программного содержания.

При организации и проведении игровой деятельности педагоги использовали различный наглядный материал: картинки, образные игрушки, дидактические игрушки (см.приложение №3).В играх, которые направлены на обогащение бытовой лексики используется такой наглядный материал как образные игрушки что показывает, что педагоги опираются на наглядность что является обязательным для этого возраста.

Дидактические игры используются в форме занятия. Мы сопоставили результаты эксперимента по выявлению уровня бытовой лексики и анализе планов воспитательно-образовательной работы по планированию и отбора дидактических игр, их производственного содержания. Работа по обогащению бытовой лексики проводиться достаточно мало. Возможно, это является одной из причин недостаточного запаса слов в бытовой лексики. Дети не могут назвать признаки и действия, а так же имеют ограниченный запас слов, обозначающий предметы одежды.

 

Выводы по второй главе

Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что у детей экспериментальной группы выявлены разные уровни и существенные различия в бытовой лексике.

У 8% детей экспериментальной группы испытуемых называют слова, обозначающие предмет, выраженным именем существительным, умеет обозначать признаки и качества предмета, выраженным именем прилагательным, называет действия, но не расширенные, а общеупотребительные играть, употребляет обобщающие слова.

У 69% детей экспериментальной группы называют предмет, его качества, признаки, таких как величина, цвет, но имеются и дети не называющих признаков куклы. Называют предметы одежды, но и не называют, а показывают. Обобщающие слова не называют, повторяют слова или называют другие виды предметов. При выполнении действий с предметом педагогом называют не все действия. В названии действий с куклой дают общеупотребительное слово играть.

У 23% детей экспериментальной группы детей испытывают значительные трудности в назывании слов, обозначающих признаки предметов; наименовании одежды исключительно выделяют и показывают, но не называют. Не могут назвать действий (глаголы). Отсутствуют обобщающие слова.

Выявленные факты говорят об ограниченности представлений (образов), трудностях в называниях, чем мы можем объяснить трудности при выполнении заданий.

Результаты анализа плана воспитательно – образовательно работы в данной группе дают возможность сделать вывод, что педагоги используют дидактические игры как ведущую форму обучения, наиболее удобную и интересную для работы с детьми 2 – 3 лет. Но мало внимания уделяют проведению дидактических игр для обогащения бытовой лексики. Педагоги используют различный наглядный материал, но для обогащения бытовой лексики используются игрушки. Наглядность в совокупности со словом способствуют обогащении лексики детей и её активизации. При планировании программных задач ставятся задачи общего характера, не конкретные. В этих задачах не прослеживается динамика их развития. Вовлекая детей в освоение окружающего мира, педагоги посредством дидактической игры помогают им овладеть лексикой нужной для общения детей.

Данные констатирующего эксперимента показывают необходимость педагогической работы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: