Математика, 3-й класс.
Урок 17 (§ 1.15).
Цели: 1. Вывести на основе взаимосвязи действий умножения и деления алгоритм деления круглого двузначного числа на однозначное число.
2. Развивать умения решать текстовые задачи.
3. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
I. Актуализация знаний(вспоминаем то, что важно для урока). | 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Индивидуальная работа. Изученные случаи сложения и вычитания, умножения и деления. 4. Устный счёт. - Уменьшите 56 в 7 раз. Уменьшите 56 на 7. - Частное чисел 28 и 7 увеличить в 6 раз. - Произведение 20 и 3 уменьшить на 38. - Делимое 54 делитель 9. Найдите частное. - Делитель 8, частное равно 9. Найдите делимое. - Первый множитель 30, второй множитель 3. Найдите произведение. - Назовите множители к произведению 24, 36, 45, 63. - Один из множителей 10, произведение 70. Найдите другой множитель. Как проверить найденное значение? - Что мы знаем о действиях умножения и деления? (взаимно-обратные действия) 3 3 3 5. Парно-групповая форма работы. 1. Задания № 1, 2, с. 34. Цель работы: – актуализация знаний о взаимосвязи действий умножения и деления; – первичное формулирование правила о том, как на основе этой взаимосвязи найти значение частного, где делимое круглое двузначное число, а делитель – однозначное число. | Познавательные УУД Развиваем умения: 1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. 5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений. 6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую: - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. |
II. Постановка проблемы(знакомимся с основным вопросом урока). | 1. Задание № 3, с. 34. Цель работы: определение вопроса урока. - Что нужно знать для выполнения этих действий? 2. Работа с текстом со знаком?!. | 7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту. Регулятивные УУД: Развиваем умения: 1 – самостоятельно формули-ровать цели урока после предварительного обсуждения; |
III. Открытие нового(узнаём новое). | 3 4 1. Задание № 4. Цель работы: самостоятельно вывести новый вычислительный приём и сформулировать свои предположения. (Осуществляется на основе материалов учебника.) - Обсудите в парах и попробуйте предложить свой образец рассуждений. 2. Работа с текстом в оранжевой рамке. Проверяем свои предположения. | 2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3 – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; 4 – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; |
IV. Первичное закрепление(применяем новые знания). | 5 1 Фронтальная либо парная работа с комментированием. Задания № 5–6. Самостоятельная парная работа. Задание № 7. Проверка у доски по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? -- Какого уровня сложности было задание? -- Оцените свою работу. - Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? | 5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. ТОУУ |
V. Тренинг(выбираем задания и тренируемся). | 6 7 4 5 1. Задача № 8а. -Прочитайте задачу. - О ком идёт речь в задаче? - Какое данное нам известно? - Как выражены другие данные через количество бабушек? Прочитайте. - Как можно объяснить количество девочек? (В 2 раза меньше, чем бабушек). - А как выразить количество мальчиков? (На 4 больше, чем бабушек). - Как объяснить количество дедушек? (В 10 раз меньше, чем бабушек). - Давайте смоделируем количество этих зрителей с помощью отрезков. - Прочитайте вопрос задачи - Расскажите всю задачу по схеме. - Составьте план решения задачи. Решите задачу. Проверка у доски по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? -- Какого уровня сложности было задание? -- Оцените свою работу. - Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? 2. Задача № 8б. -Прочитайте задачу. - О ком идёт речь в задаче? - Что можете предложить для моделирования условия задачи? - Самым простым вариантом будет рисунок. - Может ли быть несколько способов решения? - Решите задачу. Задачу № 8в предлагаю для домашней работы. При моделировании можете использовать рисунок, чертёж либо краткую запись. 3. Задание № 10. Комбинаторная задача на подсчёт числа пар, составленных из элементов одного множества. Решение: Условие под синей точкой – это задача на подсчёт числа пар, составленных из элементов двух множеств. Решение: Задание № 11*. Предназначено для домашней работы по желанию (вариативная часть). Решение: | Коммуникативные УУД Развиваем умения: 1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; 2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; 3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить свою точку зрения; 4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять главное; составлять план; ТОУУ 5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Личностные результаты: 1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; 2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. |
VI. Итог урока. | - Какие новые знания получили? - Что получалось на уроке? Над чем ещё надо поработать? | |
VII. Возможное домашнее задание. | Инвариант: задания № 8в, № 9. Вариант: № 11 (По желанию) |
Урок 18 (§ 1.16).