Археология финно-угров и других этносов




В средневековье финно-угорские народы вступили, значительно расширив территорию своего обитания и имея контакты с другими этносами. Проблемы же формирования общности, этапы ее развития еще нельзя считать решенными. Они уходят в эпоху бронзы и неолита и поэтому в данной главе не рассматриваются. Важно отметить, что средневековая история финно-угорских народов, в отличие от истории балтов, плохо освещена письменными источниками. В силу этого археологические материалы приобретают особую ценность.

На востоке финно-угорский мир включал лесной Урал и лесную территорию Западной Сибири. Еще в раннем железном веке, в I тысячелетии до н. э., угро-самодийцы заселяли лесное и лесостепное Прииртышье и Приобье. Эти археологические культуры рассматривались выше. Во второй половине I — начале II тысячелетия н. э. в лесном Зауралье существовало несколько археологических культур, связанных с угорским этносом. Они выделены по особенностям керамики и поэтому осторожно называются памятниками молчановского (VII—IX вв.), юдинского (X—XIII вв.) и макушинского (XIII—XIV вв.) типов. К позднему периоду (XIV—XVI вв.) относятся памятники туралинского типа. Памятники молчановского типа локализуются по среднему и нижнему течению р. Тура. Это городища, расположенные на мысах (Петровское, Ирбитское), они защищены валами и рвами. На площади городищ на месте землянок заметны впадины. Жилищами служили прямоугольные полуземлянки площадью ЗОх50 м. Основной инвентарь — керамика. Характерными являются приземистые кругло-донные сосуды, украшенные оттисками шнура, ямочными вдавлениями и оттисками гребенчатого штампа. Обнаружены железные ножи с прямой спинкой, железные прямоугольные пряжки, широко известные в Евразии, изделия из кости, костяные наконечники стрел, медные скрученные браслеты, перстни и подвески.

Бассейны рек Тура и Тавда связаны с памятниками юдинской культуры, изученной по поселениям, городищам, грунтовым и курганным могильникам и жертвенным местам. Небольшие по площади городища укреплены валом с деревянной конструкцией в виде срубов. На Юдинском, Ликинском, Андреевском III городищах исследованы остатки крупных жилищ в виде полуземлянок. Наземные конструкции представлены трех типов: шатровые полуземлянки, наземные столбовые жилища и срубовые дома. Открыты несколько грунтовых могильников этой культуры. Людей погребали по обряду кремации и ингумации с остатками костров. В инвентаре много украшений: браслеты из серебра и бронзы, плоские, витые, круглые серьги и височные подвески, бронзовые бубенчики, пронизки, зооморфные подвески. Юдинскую культуру связывают со средневековыми манси.

В лесном Прииртышье расположены памятники потчевашской культуры, охарактеризованной выше в связи с памятниками раннего железного века лесной полосы Восточной Европы и Северной Азии. Южнее, в Барабе, известны археологические памятники венгеровской культуры XII—XVI вв.

К IX—XIII вв. в лесном Нижнем Прииртышье относятся памятники усть-ишимской культуры, представленные укрепленными городищами, грунтовыми и курганными могильниками. Раскопки поселений производились в основном по Иртышу и в низовьях Тары. Городища укреплены валами и рвами. Жилища двух типов: полуземлянки и постройки шатровой конструкции с полом, деревянными стенками, которые крепились на опорных столбах, и входом в виде коридора. Погребальный обряд связан с земляными овальными курганами. Хоронили по обряду трупоположения под курганной насыпью. В ногах погребенных ставили глиняные сосуды, клали наконечники стрел, зооморфные и антропоморфные бляшки, железные ножи. В Притомье и Причулимье к началу II тысячелетия н. э. относятся поселения Усть-Киргизка и курганные могильники Басандайка, Змеинкинский и др. Материалы свидетельствуют о сложном процессе тюркизации местного населения и формировании западносибирских татар.

В Прикамье, Верхнем и Среднем Поволжье археологические памятники рассматриваемого периода отождествляются с предками современных финских народов: мордвой (эрзы и мокша), марийцами, мерей и исчезнувшими мещерой и муромой, а на Каме — с коми-зырянами и удмуртами.

Более ста лет изучаются грунтовые могильники муромы на Оке. Раскопаны могильники в черте г. Мурома. К X в. относится появление славян в землях муромы, и в дальнейшем мурома постепенно ассимилируются славянами.

Средневековая история муромы изучена по могильникам. Известно два типа погребений: трупоположение в грунтовой яме и трупосожжение. Трупы сжигали на стороне на особых площадках или в кремационных ямах. Состав инвентаря для обоих типов погребений один и тот же. Погребения знати, как мужские, так и женские, отличались инвентарем и захоронением с конем. С набором производственных инструментов хоронили кузнецов, литейщиков. Почти во всех погребениях мужчин встречается оружие: железные наконечники стрел и копий, иногда мечи. Весьма показательны головной убор, пояс и украшения обуви муромских женщин. Они и являются основными признаками для определения этнической принадлежности. Головной убор состоял из жгутов, сделанных из конского волоса, кожи и бересты, сшитых в виде трубочки, а также венчиков, ремней, височных колец и накосников. Жгуты обхватывали голову кругом. Венчики прикреплялись в лобной части или на темени. Этот сложный головной убор существовал у муромы до XI в.

Материальная культура средневековых финно-угров: 1 — реконструкция жилища; 2-3 — корелы; 4 — марийцы; 5-9 — эсты

Отдельную группу образуют памятники финских племен рязанско-окской группы. Грунтовые могильники открыты на территории от устья Москвы-реки до Касимовской возвышенности: Вахинский, Константиновский, Тырновский и др. Это могильники с трупосожжением и трупоположением с восточной ориентировкой. Отмечается группа погребений с северной ориентировкой, которая в средневековье имела место среди широкого круга финских племен. Для этих погребений характерны шумящие подвески, входившие в состав нагрудных, поясных и головных украшений.

Инвентарь погребений с восточной ориентировкой включает браслеты с утолщенными концами, витые шейные гривны, головной убор из рядов спиральных пронизок. Два комплекса погребений свидетельствуют о появлении нового населения. Судя по набору украшений, это балты, пришедшие с верховий Оки.

В междуречье Оки, Волги и Суры расположены памятники средневековой мордвы: грунтовые курганные могильники с северной и южной ориентировкой погребенных, селища и городища. Наиболее характерное украшение мордвы — височные привески с грузиком и спиралью. Они изготавливались из серебра и бронзы, прикреплялись к головному убору или надевались на ухо. Такой тип украшений существовал с середины I тысячелетия н. э. до XII в. включительно. Другим типично мордовским предметом является пряжка с круглым ажурным щитком и изображением конских голов. В их декоре круги и спирали — солярные символы.

По Волге, в устье Ветлуги и до Вятки на севере открыты грунтовые могильники и городища марийцев (средневековых черемисов). Для могильников V—XI вв. характерны три типа захоронений: ингумация, трупосожжение и кенотафы. В могильниках XII—XIII вв. отмечается только трупоположение. Умерших погребали в грунтовых ямах без гробов, на подстилке из коры или войлока. Специфической чертой культуры является женский нагрудник в виде кожаной полосы, который пришивали к одежде. К нему по сторонам подвешивались металлические украшения — наборные проволочные и так называемые коньковые подвески: бифигурные металлические пластины, условно изображающие туловище и две конские головы, повернутые в противоположные стороны.

Пермскую группу финно-угров составляют сформировавшиеся в средневековье коми-пермяки, коми-зыряне и удмурты. Во второй половине I тысячелетия до н. э. в Вычегодском крае по рекам Вычегда, Вишера, Печора и в верховьях Мезени известна археологическая культура, изученная по поселениям и могильникам. Здесь открыты неукрепленные поселения с остатками наземных или слегка углубленных жилых прямоугольных домов, основу которых составлял низкий сруб. На площади жилищ обнаружены кострища. Раскопки могильников дали представление об обряде погребения. Хоронили в грунтовых ямах, в вытянутом положении на спине, головой на запад. Во всех погребениях встречаются пояса с металлическими пряжками, накладками и наконечниками. В мужских погребениях находят ножи, мечи, кольчуги, золотые и серебряные пластины погребальных масок. В женских погребениях в основном присутствуют бронзовые украшения женского костюма. Культуру отличает керамический комплекс. Сосуды обычно выпуклодонные двух типов: крупные с невыделенной шейкой, предназначавшиеся для хранения продуктов, и посуда для приготовления и употребления пищи. Края венчиков сосудов утолщены и украшены оттисками пальцев.

В бассейне р. Чепца локализуются памятники удмуртов IX—XV вв. Основным видом памятников являются городища. Места для них выбирали на береговых мысах (Иднакар, Вальнар и др.). Характерны бревенчатые постройки с открытыми очагами и ямами-кладовыми внутри. В развитии культуры выделяются два этапа: первый датируется IX — началом XIII в., второй — XIII—XV вв.

В материалах археологической культуры встречаются предметы кузнечного, меднолитейного, костерезного и керамического производства. Керамическая посуда изготавливалась вручную. Наиболее распространенными были горшки с короткой шейкой. Материалы могильника Чемтай и других позволяют реконструировать женский головной убор. Это был своего рода кокошник из обтянутой материей бересты. На эту основу нашивался бисер, бляшки и бусы, прикреплялись шумящие металлические украшения на цепочках или кожаных ремешках.

В Верхнем Прикамье к середине I тысячелетия н. э. относятся памятники харино-ломоватовской культуры. К ранним памятникам этой культуры принадлежат Харинский могильник на Каме, Бурковский, Неволинский и др. В могильниках встречаются железные мечи с брусковидными перекрестиями, топоры, многочисленные изделия из кости, гребни, рукоятки ножей, ложки, совки, предметы конского снаряжения. Женские украшения представляют собой кольцеобразные височные подвески, украшенные зернью полые металлические шары, шейные гривны и круглые в сечении браслеты. По берегам Камы и ее притоков зафиксировано много городищ, которые расположены на высоких приречных мысах. В ходе раскопок обнаружены остатки бревенчатых наземных построек. Считается, что культура сложилась в результате переселения в Верхнее Прикамье населения угорской языковой общности из южных районов Западной Сибири, имевшего обряд курганных захоронений.

В IX в. складывается родановская культура (IX—XV вв.), названная по Родановскому городищу. Культура изучена по материалам раскопок на городищах Анюшкар, Искорское, Троицкое и др. Жилища были наземными с глинобитными полами, основу стен составлял бревенчатый сруб с берестяным покрытием. Внутри помещения находились нары. На территории поселений открыты следы бронзолитейного и железоделательного производства, обработки кости, рога и изготовления украшений. Глиняная посуда лепилась вручную. По форме это высокие чаши или низкие горшки с округло-уплощенным дном. Родановская культура занимала ту же территорию, что и харино-ломоватовская и являлась ее продолжением.

Средневековые эсты, ливы, водь, ижора, весь и корела составляли группу прибалтийских финнов. Среди теорий о происхождении этих народов наиболее аргументирована точка зрения о том, что формирование прибалтийских финнов и их отделение от поволжских произошло во второй половине I тысячелетия до н. э. В конце I тысячелетия н. э. сформировался общебалтийский финский язык, просуществовавший до VIII в. Согласно другой теории, происхождение прибалтийско-финской общности связывают с более ранним периодом — на пространстве, где была распространена гребенчато-ямочная керамика III тысячелетия до н. э.

Материал по археологии средневековых эстов получен в результате раскопок городищ Тарту, Кививаре и др. На городищах открыты остатки наземных бревенчатых жилищ размером 3×5 и 5×7 м с земляными, дощатыми или каменными полами. На о. Сааремаа в Рандвере открыты каменные могильники. Они представляют собой довольно крупные сооружения из валунных камней. Пристроенные друг к другу, такие ограды образуют могильники длиной до 70 м. Это коллективные усыпальницы. Кремация совершалась на стороне, а внутрь оградки ссыпали останки трупосожжения. В более позднее время, в XII—-XIV вв., распространяются грунтовые могильники с погребением по обряду трупоположения. Здесь обнаружены нагрудные украшения в виде цепочки, булавки с крестообразной головкой, массивные уплощенные и витые шейные гривны, ожерелья из бус и спиральные браслеты. Присутствует лепная
керамика.

К югу от территории эстов обитали средневековые ливы. В ходе исследований установлено, что ливы в ряде случаев жили чересполосно с куршами. Хорошо исследовано поселение Кенте недалеко от Риги. Наземные бревенчатые постройки и углубленные в землю полуземлянки располагались вблизи оборонительного вала. Наземные жилища выявлены на неукрепленных поселениях ливов по остаткам очагов и развалам печей. На берегу Даугавы были раскопаны могильники ливов Саласпилс и Лаукскола. Погребения совершались в грунтовых ямах головой на северо-запад.

К востоку от эстов жила водь. Еще сто лет назад насчитывалось несколько тысяч представителей этой народности. На территории води раскопаны курганы и жальники, которые делят на три группы: погребения с многобусинными кольцами и другими украшениями, характерными для финно-угров, погребения со славянскими украшениями и могильники северо-западной части Новгородской земли, где в погребениях встречаются как славянские, так и финно-угорские украшения. Исследование могильников показало, что средневековая водь занимала территорию современной Новгородской области, часть Ижорского плато и побережье оз. Чудь.

Слабо изучены археологические памятники ижоры. Это могильники в Гатчине, Усть-Рудицкий, у с. Гималово и Мишкино. Совсем не изучены поселения. В XI—XIV вв. ижора расселяется на запад на южное побережье Финского залива. Поселения ижоры известны на территории Новгородской земли.
Племена средневековой корелы обитали к западу от Ладожского озера, к северу от него жили саамы. Основным археологическим источником являются грунтовые могильники корелы, открытые по берегам рек и озер и не имеющие внешних признаков. Характерны погребения по обряду кремации в грунте на небольшой глубине с вещами: топорами, наконечниками копий, удилами, серпами, мотыгами и ножами.

Из украшений встречаются шейные гривны, браслеты, фибулы и металлические накладки для пояса. Для культуры XII—XIII вв. характерно трупоположение, часто в деревянном срубе. Из Северного Приладожья происходят карельские специфические фибулы с орнаментом в виде плетенки или с изображением ветвистого растения.

В XII—XIV вв. вокруг многих поселений корелы возникают каменные укрепления. В ходе раскопок недалеко от г. Сортавала открыто городище Паасо, укрепленное двумя валами, сложенными из камня. Обнаружены остатки жилищ с каменными фундаментами. Такой тип жилищ характерен для культуры XII—XIV вв. В это же время в культуре корелы отмечается влияние новгородской традиции в ремесле, орнаменте, украшениях.

Весь, или чудь, по славянским летописям, расселилась от Белого моря до Онеги и Ладоги. Здесь зафиксировано большое количество поселений и грунтовых могильников. Из них исследовано несколько могильников X—XIII вв. с захоронениями по обряду ингумации. Встречаются и курганные погребения с обрядом трупосожжения. Считается, что курганные погребения заимствованы у славян и скандинавов. В курганах обнаружены нагрудные цепи, пряжки, трубчатые игольники из бронзы и железа, бронзовые бусы, зооморфные украшения в виде плоских прорезных подвесок-уточек, височные кольца и так называемые лунные подвески, пластинчатые кресало, наконечники стрел и детали поясного набора.

Со средневековьем связано формирование еще одного финно-угорского народа — венгров. В Паннонии венгры появились в конце IX в. Судя по языку, принадлежащему к угорской группе, вероятно, первоначально они жили в Приуралье. Проблема прародины венгров не решена, называют несколько мест: лесное Приуралье, Южное Приуралье, Поволжье, Заволжье. Для каждой теории имеются доказательства как «за», так и «против». В 20-х—30-х годах IX в. венгры появились в Леведии — территории в составе Хазарии, откуда началось их продвижение в Паннонию. Эту территорию отождествляют с Приднепровьем, Приуральем, Поволжьем и Подоньем. Перед монгольским завоеванием венгерский монах Юлиан путешествовал по Восточной Европе в поисках своих предков. Он нашел венгров на Волге. Имеются некоторые археологические свидетельства в пользу территорий между Днепром и Доном. Отдельные весьма разрозненные археологические данные свидетельствуют о пребывании венгров в Подонье. Территорию Великой Венгрии конца I тысячелетия н. э. отождествляли с бассейном р. Белая на Урале. Существует мнение, что в это время население было уже смешанным и состояло из угров-мадьяр и тюркоязычных племен, с которыми связывают бахмутинскую культуру в Башкирии. Наиболее изученными памятниками являются огромный Бирский могильник и городище. Важно, что захоронения в этом могильнике производились на протяжении почти 500 лет. К ранним памятникам относятся погребения Бахмутинского и Каратамакского могильников. В погребениях V—VII вв. наблюдается преемственность в инвентаре и обряде погребения. В поздних погребениях много стеклянных бус, проволочных браслетов, есть круглые серьги из бронзовой и серебряной проволоки, фибулы, обувные и поясные пряжки. В мужских погребениях найдены железные и костяные наконечники стрел, железные мечи. Бахмутинская культура прекратила существование в VIII в.

Это связано с уходом бахмутинских племен мадьяр с этой территории. Археологический комплекс бахмутинской и древнемадьярской культур имеет определенное сходство. Это неглубокие грунтовые захоронения с западной ориентировкой, в них имеются кости жертвенных лошадей, поясные ремни с подвесками, украшенными металлическими накладками. В Венгрии они тоже известны. Необходимо учитывать, что между бахмутинской культурой и мадьярами на Дунае почти 200-летний перерыв.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: