Церковная аскетика или индивидуальная добродетель?




Аскетика – это средство для достижения нашей подлинной цели – стяжания Духа Святого. Когда аскетика превращается в самоцель, в нашей внутренней жизни происходит разлад, и тогда трудности, вызываемые страстями, становятся неразрешимыми. Духовное делание никогда не может иметь основание в самом себе. Оно всегда совершается ради единения с Богом. В противном случае аскетическое усилие всего лишь подпитывает страсть гордыни. Греческий богослов Христос Яннарас рассуждает на эту тему в своей книге «Свобода морали»

Аскетика – это любовь к красоте. Христос Яннарас утверждает: «Христианская аскетика – это, прежде всего, церковное, а не индивидуальное явление. Это превращение индивидуального способа природного бытия в личностное событие общения и взаимоотношения: это динамическое вхождение в жизненное общение организма Церкви. Аскетика направлена на преображение естественных безличных желаний и потребностей, делая их проявлениями свободной личностной воли, которая созидает подлинную жизнь в любви». Аскетика помогает нам стать открытыми к общению с другими. Если она замыкает нас на себе и заставляет смотреть на окружающих со страхом и отвращением, то это означает, что у такой аскетики ошибочная цель. Аскетика помогает нам войти в атмосферу Церкви, быть настоящими клетками Тела Христова. По сути, аскетическое делание направлено на отвержение себя, на отказ от эгоизма и индивидуализма, которые отделяют нас от других христиан. Кроме того, с помощью аскетических усилий мы направляем наши страсти в благотворное русло. Голод, жажда, влечение необходимо преображать, чтобы эти потребности больше не удовлетворялись под действием страстных импульсов. Поэтому Христос Яннарас называет аскетику «добротолюбием », потому что она побуждает нас искать красоту в добродетелях, увенчивающих человеческую личность и дарующих ее Церкви. «Обладая таким содержанием, аскетика не ущемляет и не обедняет жизнь, не враждует с плотью, не презирает материю, как в случае с манихеями и пуританами. В предании Церкви аскетика – это «добротолюбие», любовь к красоте «недосягаемого совершенства», которое является целью человеческой личности, это восстановление бледного, еле различимого образа Божьего в человеке, восстановление личности в ее первозданной красоте». Соблюдая пост или совершая молитвы, нам не следует доходить до того, чтобы считать свою плоть врагом или материальный мир злом. При помощи этих усилий нам необходимо все больше прозревать красоту мира и жизни, радость и мир, которые Бог вложил в наши сердца и которые грех заволакивает подобно густой туче.

...

Для некоторых христиан аскетика сводится к простому участию в богослужениях или к социальному поведению. Они считают, что целью их подвигов является выработка определенных манер, которые конкретным образом являют их статус в качестве христиан. Христос Яннарас справедливо критикует такое превращение аскетики в кодекс хороших манер. «Все больше складывается впечатление, что христианская жизнь сводится к "образу поведения", к "кодексу хороших манер". Все более христианство отчуждается от самого себя, принимая социальный характер, приспособленный к мерам конформизма, бесплодной консервации, душевной мелочности и отсутствия мужества, бессмысленного морализма, который пытается приукрасить трусость и стремление себя обезопасить, прикрываясь мертвой мишурой социальных приличий. Те, кто по-настоящему испытывает жажду жизни, те, кто изо дня в день находится в состоянии неустойчивого равновесия на веревке, натянутой над бездной всевозможных смертельных угроз, те, кто отчаянно борется за то, чтобы хоть как-то разглядеть проблески света в непостижимой тайне человеческого существования, – иными словами, все те, кому, в первую очередь, адресовано Евангелие спасения – все они неизбежно оказываются за пределами рационально организованного, условного общественного устроения жизни, за рамками стабильного христианства». Несомненно, правильная аскетика введет нас в живоносное общение в Церкви, но в то же время навлечет на нас ненависть тех, кто не способен это понять. Нередко случается так, что наименее понятливыми в этом отношении оказываются наши родственники или друзья. Об этом нас предупредил Сам Спаситель: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. Ведь Я пришел: "разделить человека – с отцом его, и дочь – с матерью ее, и невестку – со свекровью ее; и враги человеку – домочадцы его"» (Мф 10:34-36). Аскетика иногда становится камнем преткновения для тех, кто отвергает учение Церкви...

На наш взгляд, Христос Яннарас точно подметил те грубые ошибки, которые мы можем допустить в своих аскетических усилиях. Нам не остается ничего другого, как в качестве заключения привести обобщающую цитату, в надежде на то, что каждый христианин сможет достичь той меры, которая соответствует правильной аскезе. «Аскетика как личностное и любовное явление придает христианскому благочестию характер того опыта непосредственности и восприимчивости, который свойственен непорочной жизни. Такая аскетика радикальным, принципиальным образом отличает подобный непосредственный опыт от условного характера «подвига» индивидуальной добродетели. Верующий эмпирическим образом отказывается в своей повседневной жизни от автономии и независимости естественного выживания как самоцели. Этот отказ совершается ради того, чтобы через Божью любовь принять харизму жизни – той самой жизни, которая есть личностное и любовное общение с Ним. Таким образом, аскеза плоти ощутимым и конкретным образом определяет евхаристический характер церковной нравственности, и тогда Евхаристия как Божественное общение находит свое продолжение в повседневной жизни».

P. S. В этой статье приводятся цитаты из книги Христоса Яннараса в двойном переводе. К сожалению, пока нет возможности переводить с языка подлинника.

 

6. https://www.pravmir.ru/zachem-miryaninu-asketika/

Что такое аскетизм? Аскетизм – это христианство в действии и размышлении. Это и жизнь, и мировоззрение, это единство теории и практики христианской жизни, основывающееся на том, что отцы Церкви называли греческим словом «пейра» — опыт. Это некая целостность, которая трудно, мучительно, но и радостно достигается в единении человека с Богом.

Митрополит Алексий (Кутепов): Обычно под аскетикой понимают некую культуру по отношению к телу. Но человек — это не только физиология и биология, но и психическая жизнь, и духовная. Мы рождаемся в эту жизнь в противоестественном состоянии, принимаем искаженную, поврежденную ядом греха природу. Поэтому возвращение к правильной жизни, исцеление этой природы, конечно, требует усилий. Грех — это болезнь. Для того чтобы выздороветь от телесной болезни, нужно соблюдать определенный медицинский режим: не есть острого, избегать сквозняков. Аскетика — это такой «режим», к которому прибегают христиане, чтобы исцелиться от греха.

Аскетизм — удел не только монахов или отшельников. Аскетизм — это жизненный ответ христианина на то призвание, которое Богом обращено к каждому. «…Будьте совершенны, как Отец Ваш небесный совершен есть» (Мф. 5: 48). Это касается всех христиан. Мирянин, как и монах, имеет полную возможность ходить перед Богом, но вот образ действования и мера у каждого будут различны. Да и в монастыре все разные, подравнять всех под одну гребенку и там нельзя. У каждого свои страсти и свои таланты, возможности, данные Богом. Но борьба со страстями доступна и в миру, и в монастыре.

Есть один набор примеров аскезы для монаха, а другой для мирянина. Суть же остается одна. Выше мы говорили о грехе как о болезни. От болезни греха человек может лечиться в миру, а может в монастыре. Чем занимается монах? Труд и молитва. Но разве труд не нужен в миру? Разве христианин в миру может жить без молитвы? Нет.

Как может выглядеть аскетический «амбулаторный режим» для мирянина? Утром, если есть возможность прочитать правило, встань и прочти его спокойно. Нет возможности? Прочитай краткое правило Серафима Саровского. Не можешь выдержать короткого правила, прочитай одну молитву. Просто скажи: «Господи, помилуй» — и помолчи. Вот это и будет аскетика. Господь говорит: будь верен в малом и Я тебя поставлю над многим (см. Мф. 25: 21).

Вот закончилось твое утреннее правило, ты сел в троллейбус и поехал на работу. На работе ты не можешь молиться, там ведь нужно работать. Поэтому говоришь: «Господи, благослови и не попусти мне и тут забыть Тебя! Будь со мною!» — и вот тогда ты уже не просто исполняешь работу для начальника или для себя. Ты трудишься перед лицом Божиим, и это твоя аскетическая практика. Закончил — благодари Бога и отправляйся домой.

Дома семья. В семье главная аскетическая практика — это прежде всего любовь. Что такое любовь? Это высвобождение в себе пространства для другого. Это не просто сказать «я тебя люблю», чмокнуть в щечку, и все. Нужно стараться пребывать в любви со своими ближними, с домочадцами, и это большая, серьезная работа, доступная и монаху, и мирянину — каждому в своих условиях. Даже, может быть, мирянину больше, чем монаху, который может уйти в свою келью, где его никто не тронет. В семье, где какие-то острые углы нужно обойти, а какие-то потихоньку и обтесать, приходится на каждом шагу смиряться друг перед другом: кто пойдет посуду мыть, а кто картошку чистить? И это аскетизм.

Вечером, перед сном, в молитвенном правиле что особенно важно — проверить себя, видел ли ты свои грехи за сегодняшний день? А их сложно увидеть. Ты вроде все сделал правильно, хорошо день прожил, даже понравился себе. Тогда почитай святых отцов, они тебе подскажут. Если совесть ничего не чувствует, если ты не видишь своего греха, попроси: «Господи, помоги мне увидеть свои грехи!» — чтобы знать о себе правду. Что является индикатором того, что ты идешь по правильному пути? Если ты видишь свои грехи. И не просто какое-то «кино» на эту тему, а когда совесть тебя угрызает, сердце болит.

И так нужно жить изо дня в день. Постоянно. Чтобы больному выздороветь — часто нужно много потрудиться и много потерпеть. Свободу нужно выстрадать, тогда ты научишься ею пользоваться. И аскеза здесь — путь исцеления.

Делание аскетики — не только ограничивать себя, уклоняться от зла, но и творить благо, сознательно и волево, исполнять евангельскую заповедь, понуждать себя к ее осуществлению. «Уклонись от зла и сотвори благо» (1 Петр 3: 11). А чтобы на месте зла, от которого ты отказался, появилось что-то доброе, должно появиться смирение.

 

-----

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

 

Священник Павел Гумеров «Православная аскетика, изложенная для мирян О борьбе со страстями»

https://www.radost-brest.com/libruary/poleznoe/pravoslavnaya_asketika.pdf

 

___________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: