Тема Родины, России – одна из самых значимых в русской поэзии. Именно её обозначила В.Тушнова с помощью приёма стилистического кольца, сильной позицией конца строк, выразительностью знаков препинания: Россия… в первой строке и Россия! – в последней. От размышления до яркого утверждения. Обращение «матерь моя, Россия!» позволяет понять, почему поэт делает ключевым образом стихотворения руки.
Образ Родины, России у поэта сливается, как в устном народном творчестве, с самым дорогим для человека – с образом матери (Мать-земля, Родина-мать, Россия-мать). Не абстрактные картины окружающего мира – не реченька да берёзки, хотя и это дорого поэту, - а живой, реальный образ русской женщины – матери, с её нелегкой судьбой, неутомимым трудом, неисчислимыми потерями заставляет думать читателя и делать выводы.
Метонимический образ-обобщение «руки» (не вообще, а «твои») вводится автором приёмом глубоко продуманной антитезы:
Вот говорят: Россия…
Реченьки да берёзки…
А я твои руки вижу,
узловатые руки,
жёсткие.
Сторонне-неопределённому «говорят» противопоставлено конкретно-личное «вижу», многоточиям первых строк противопоставлена твердая точка в пятой строке.
Ключевой образ «Руки» проходит через весь текст, повторяясь шесть раз. Этот повтор усиливается и эмоционально-личностно поддерживается теплотой местоименного атрибутика «твои». Сильная позиция начала и конца строк, интенсивное употребление делают его смысловой акцент более ярким. В.Тушнова не забывает напомнить о реальности образа, земной его притягательности, повторив еще раз глагол «вижу» в начале девятой строки, введя прямую речь в поэтическое пространство текста:
Я куплю тебе рукавички,
Хочешь – синие, хочешь – красные?
Монолог-оценка автора правдиво продолжает внутренний диалог с матерью:
Я на сердце согреть бы рада
натруженные твои руки.
Как спасенье своё держу их,
волнения не осиля.
Это подготавливается той характеристикой, которую поэт дает ключевому образу. Продумано синонимическое поле авторских определений-эпитетов рук матери. Их употребление культурно-исторически и причинно-следственно обусловлено. При всей номинативной значимости – «узловатые, жёсткие, сморщенные, качавшие, пеленавшие, благословлявшие, натруженные, добрые, прекрасные» - они не теряют своей красоты и нравственной значимости. За ними угадывается нелёгкая судьба матери-Родины.
Не глаза, не рот видит автор. Руки! Руки труженицы, знавшие заботы счастливые, потери неисчислимые, на победу благословлявшие своих мужей, сыновей, братьев. Для В.Тушновой руки матери – самый высокий символ Родины, России, потому что не бывает Родины без человека.
Можно с полным правом сказать о том, что стихотворение В.Тушновой – гимн в честь рук человека-созидателя, человека-труженика.
Идейная значимость ключевого образа несомненна. Три последние строки стихотворения поэтически обобщили идею:
Добрые твои руки,
прекрасные твои руки,
матерь моя, Россия!
Оценка: за ответ на каждый вопрос – 1 балл, всего 10 баллов.
Максимальное количество 36 баллов.
Ключи к олимпиадным заданиям по литературе
Класс
Задание 1. А) М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»;
Б) А.С.Пушкин «Евгений Онегин»;
В) Н.В.Гоголь «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»;
Г) Н.В.Гоголь «Мертвые души»;
Д) А.Н.Островский «Гроза».
Оценка: 0,5 балла за правильный ответ, всего 5 баллов.
Задание 2.
А) М.Ю.Лермонтову;
Б) М.В.Ломоносову;
В) А.С.Пушкину;
Г) В.А.Жуковский.
Оценка: 1 балл за правильный ответ, всего 4 балла.
Задание 3. А) Сказ Б) Баллада В) Романтизм Г) Реализм Д) Аллегория
Оценка: по 1 баллу за правильный ответ, всего 5 баллов.
Задание 4. А) Л.Н.Толстой;
Б) И.А.Гончаров;
В) М.Е.Салтыков - Щедрин;
Г)Н.А.Некрасов;
Д) Н.А.Островский;
Е) Ф.И.Тютчев;
Ж) И.С.Тургенев;
З) А.С.Пушкин.
Оценка: по 0,5 балла за правильный ответ, всего 4 балла.
Задание 5. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин».
Вергилий Публий Мирон – римский поэт, автор поэмы «Энеида»; Жан Расин – драматург, глава французского классицизма, автор трагедии «Федра»; Вальтер Скотт – английский писатель, автор исторических романов «Айвенго», «Квентин Дорвард» и др .; Джордж Байрон – поэт, глава английского романтизма, автор поэм, элегий, лирических циклов; Сенека – римский философ, драматург; Мартын Задека – вымышленное лицо, якобы живший в 6 веке прорицатель, по книгам которого пытались разгадывать сны.
Оценка: 0,5 балла за правильный ответ, всего 4 балла.
Задание 6. «Чайка»
Оценка: 1 балл
Задание 7. Александринский театр, в Петербурге.
Оценка: 2 балла.
Задание 8. С.П.Дягилев.
Оценка: 1 балл.
Задание 9. Инверсия.
Оценка: 1 балл.
Задание 10. Отвечая на поставленный вопрос, ученик должен:
- Обнаружить понимание проблематики стихотворения, в котором автор размышляет о юности.(2 балла)
- Предложить адекватную и непротиворечивую интерпретацию стихотворения. Для юного человека весь мир нов и молод. Пробуждение души и чувства в юном человеке обновляет и весь мир вокруг него.(2 балла)
- Отметить характерные поэтические средства стихотворения. В стихотворении сопоставляются образы вечного и нового, старого и юного. Голый сад, слово «холод» навевают мысль о старости, вечности. Лунная ночь, цветущие яблони, соловей - стандартные поэтические образы. Но старый мир обновляется от встречи с юностью, образами которой служат весна, молодая птица (которая только «пробует» петь) и, конечно, девочка в открытом окне.(3 балла)
Бунин словно со стороны смотрит на мечтающую девочку и любуется вечной новизной и красотой первых волнений души, первых человеческих переживаний.(3 балла). Всего 10 баллов.