Первый философский трактат




 

1 Смысл человеческой жизни – это поиск смысла человеческой жизни.

2 Счастье не увеличивается со временем: каждый мельчайший фрагмент счастья есть всецелое счастье.

3 Смерть – это свершение жизни. Смертью жизнь не обрывается, а свершается и подытоживается. Смерть – это окончательная гармония человека с конечным сущим.

4 Человек шестеричен, он состоит из шести слоёв: материя, тело, воля, ум, душа и дух. Эти шесть уровней образуют лестницу, на вершине которой покоится дух, за ним – душа, затем ум, воля, тело и материя. Благодаря духу человек ближе к Богу, нежели благодаря своей душе. Душа ближе к Богу, чем ум; ум ближе, чем воля. Человеческая воля ещё дальше отстоит от воли Бога, нежели человеческий ум отстоит от ума Бога.

5 Бог невыразим. У Него нет имени. Условно в Нём можно выделить три пласта: любовь, волю и ум. Каждый из этих пластов бесконечен и не противоречит другому. К Богу нельзя приложить слово, понятие и имя «бытие». Бог сверх -бытиен, над -бытиен и бытиен. Но бытиен Он постольку, поскольку взирает на наш мир, его хранит и им управляет.

6 Красота – это главная оболочка любви. Сквозь бездонное дно красоты, сквозь её сладкий ужас на человека смотрит неописуемое – любовь. Любовь выше красоты, выше мышления, выше безграничной радости и беспредельного наслаждения.

7 Сущее вовсе не исчерпывается причинностью, ибо причинность – это лишь одна из сторон, одна из граней сущего, его оболочка и внешний покров.

8 Есть пять видов сущего, или существующего: не -бытие, недо -бытие, возможное бытие, конечное сущее и бесконечное сущее.

9 Недо -бытие имеет свои модификации: случайное сущее, беспричинное сущее и сущее, которое всецело подчинено судьбе. Разумеется, недо- бытие состоит и может состоять из всевозможных смесей и синтезов своих модификаций, но главным и решающим «диагнозом» недо -бытия является его смысловая и бытийная неполноценность. Проще говоря, недо -бытие образует собой бытийный тупик, который лишён смысла и представляет собой пародию на бесконечно существующее.

10 Пять видов сущего, существующего – не грани одного и того же. Они не могут быть сведены друг к другу и вовсе не образуют тождества.

11 Мир одушевлён, но не полностью, одухотворён, но не до конца. В этом его сила, в этом его слабость.

12 Музыка – это тоска по несбыточному, бесконечное приближение и неразумный порыв к двум высшим сферам человеческого Я – к душе и духу.

13 Мир вечен, ибо Бог сотворил его до начала времени; но мир существует во времени.

14 Свобода и случайность бесконечно далеки друг от друга. Лжива и бессмысленна та свобода, которая опирается на благоприятное стечение случайных обстоятельств, их ищет и к ним стремится.

15 Свобода внутри конечного сущего не должна быть свободой от препятствий или свободой от злого случая. Нет, свобода внутри конечного сущего – это ум человека, это мышление ума, обращающегося к самому себе и этим преодолевающего самого себя. Такой ум устремляется к душе, к душе с её любовью и красотой, и становится больше самого себя. Свобода в нашем мире – это полнота мышления, увенчанная любовью и красотой души.

16 Человеческое тело – не зло. Тело – это слабосильная, дремотная оболочка души, пассивно препятствующая притязаниям души и духа. Но сама по себе эта оболочка не зла.

17 Радость и печаль – полюса, которые никогда не достигают самих себя. В беспредельной радости и беспредельной печали заключена устремлённость к бесконечному, но не сама бесконечность.

18 Мир зол, но зол не целиком. Несмотря ни на что, в мире присутствуют отзвуки и отголоски Истины, Красоты и Добра.

19 Свобода в нашем мире двойственна. Негативная свобода – это свобода от – от обстоятельств, от препятствий, от опасности и от иного. Сущность негативной свободы – отрицание, противодействие, оборона и обособление. Эта свобода пуста и бессмысленна. Но есть и другая свобода – внутренняя. Эта истинная свобода, возвышаясь, проходит троякий путь: сперва она обретает свободу воли, затем свободу мысли, а после этого – свободу любви. Свобода любви не нуждается в свободе воли и свободе мышления. Таковы три ступени истинной свободы.

20 Время – это укор сущему, укор, размыкающий сущее изнутри. У времени нет мельчайшей степени и нет предела минимальности, - расторгая сущее изнутри самого сущего, время указывает тем самым на неисчерпаемость сущего и на его бездонность. Такая неисчерпаемость и такая бездонность – верные свидетели непознаваемости и необъяснимости сущего, но они вовсе не доказательства его несовершенства.

21 Бог не есть: Он не есть, а божествует. Его божественность – вот Его подлинная сущность. Она отменяет Его существование, в котором Он не нуждается. Именно поэтому Он не есть, а божествует. В Боге бытийная ткань уступает своё место божественности, а полнота всесовершенного бытия обнаруживает свою ненужность и отходит на второй план.

22 Безграничное бытие и бесконечное мышление – не вершины реальности.

23 Человеческий ум по своей природе божественен. Но, устремляясь всё дальше и дальше, он не способен подняться до подлинной и всецелой непрерывности. Непрерывность ума и его мышления – это недосягаемые владения Бога.

24 Мыслю и люблю, следовательно, существую. Но вот вопрос: что значит быть? Что такое существовать? Ответ: мыслить и любить, – не только мыслить и не только любить, но мыслить, любя, и любить, мысля. Вот что такое быть… Но весь парадокс заключается в том, что подлинное мышление и безграничная, абсолютная любовь, переплетаясь, возносят человеческую душу выше ткани бытия. Значит, мыслю и люблю, следовательно, более чем существую.

25 Небытие чуждо всему; всё богатство мысли и вся сложная и изощрённая палитра воображения, всегда оставаясь в таинственной тени небытия, перед ним бессильны. Это означает, что всякое вопрошание о небытии напрасно и в корне ошибочно и что взирать на небытие из глубин бытия или недо бытия нелепо и бессмысленно. Небытие – загадка и для полноты бытия, и для разомкнутого и, следовательно, несовершенного бытия, и для мысли, рождающейся среди тканей бытия и в этих тканях укоренённой.

26 Конечное сущее, окружающее человека со всех сторон, – это извилистый и изощрённый лабиринт, каждый изгиб которого отгораживает человека от вопрошания о смысле жизни и маскирует высочайшее.

27 Мироздание – это механизм, загораживающий человеку высочайшее. Непрестанным движением своих телесных частей мироздание создаёт видимость развития (на самом деле мнимого) и, рассеивая внимание человека, размельчает его мысли и его чувства. Его вниманию оно предлагает ложную картину мира, ничего, кроме азарта, пробудить не способную; его мыслям оно «преподносит» вязкую и неопределённую реальность, заманивающую и опутывающую человеческий ум двусмысленностями и курьёзами; чувства же оно незаметно превращает в страсти и обрекает терзания о несбыточной и укоренённой в конечном мечте. Таким образом, мышление, внимание и чувства человека оказываются на ложных путях, и он незаметно для себя самого втягивается в оборону от вопрошания о смысле жизни и, следовательно, отказывается от притязания на высшее.

28 Как хорошо, что есть смерть – безликая, неизбывная, всепримиряющая!

29 Надежда на счастье – это дань, выплачиваемая воображением разуму, который, сталкиваясь с несовершенствами нашей жизни, постоянно пребывает в тревоге и замешательстве.

30 Приспособиться к бытию – это значит не быть, а согласиться на участие в лже бытии. Вся наша жизнь, если присмотреться к ней внимательнее, – это поиск всё новых и новых форм приспособления к бытию. Приспосабливаясь, человеческое Я вместо того, чтобы быть, ищет повода, чтобы, найдя отношение к бытию, не быть. Тем самым бытие подменяется отношением к бытию. Что нужно сделать, чтобы быть? Ответ: мыслить и любить.

31 Глубина и потенциальная бесконечность человеческой мысли – страшная бездна и неимоверно тяжёлое испытание для человеческой души. Путь к чистой мысли – это путь к безумию.

32 Для ощущений красота – это наслаждение, для рассудка она парадокс, для разума – гармония, для души – счастье, для ума – вечность, для духа – Бог.

33 Ощущения не знают: они ошибаются и принимают видимое и желаемое за правду. Знание, обретаемое с помощью ощущений, в корне ошибочно. Рассудок знает благодаря доказательствам; разум знает благодаря размышлению и своему разумению; ум знает всецело, знает без размышления и не нуждаясь в доказательствах. Дух знает над интеллектуально.

34 Взирая на нашу жизнь, нельзя не признать: бытие не есть, а растворяется в небытии, а бытие бытия – это отказ от бытия. В антропологическом смысле это означает, что человеческое Я стремится убежать от бытия и подменить его волнами фантазий, судорогами азарта, хитросплетениями игры, грехами и мелкими и никчёмными интересами. В познавательном смысле это значит, что человеческое Я постигает лишь внешнюю тающую оболочку бытия, а не само бытие. В бытийном – несовершенство и призрачность изменяющегося и гибнущего существования.

35 Незнание – величайшее наслаждение, дарованное людям. Оно воспламеняет воображение, пробуждает мысль, скрывает от ума то, что ему постичь не под силу, и отгораживает человека от роковых тайн, прикосновение к которым пагубно для человеческой души.

36 Слова утрачивают смысл, заложенный в них разумом, и уничтожают чистые и незамутнённые понятия ума. Речь – лживая оболочка и пагубная бутафория мысли.

37 Случай – сцепление причин, которое (если рассматривать его в познавательном аспекте) воздействует на воображение и представляется ему удивительным и необъяснимым парадоксом – крушением бытийных осей и сбоем в сплетении событий. Но сводить случай только к познавательному аспекту наивно и глубоко ошибочно: случай – в равной мере когнитивная, экзистенциальная и метафизическая загадка.

38 Память – это обратная сторона воображения, потерявшего твёрдые бытийные основания и нити будущего. Память – укор настоящему извне, память – это свидетельство о незамкнутости и шаткости того, пласта лже бытия, которое мы ошибочно называем нынешним существованием.

39 Ум бестелесен. Разум бестелесен. Душа бестелесна. Но часто они устремляются на телесное, зримое, материальное и ощущаемое, что вовсе не доказывает их, ума, души и разума, телесность и их материальность.

40 Стремление к счастью прекраснее самого счастья.

41 Для человека нет ничего страшнее жизни по инерции. Жизнь по инерции – это не жизнь, мысли по инерции – не мысли, действие по инерции – не действие, любовь по инерции – не любовь. Что можно противопоставить жизни по инерции? Ответ: подлинную волю, подлинный ум и подлинную любовь.

42 Самый страшный порок – это лицемерие.

43 Взгляд на жизнь с точки зрения смерти – это взгляд на жизнь с точки зрения подлинного и совершенного бытия, вечности, бесконечного добра и высшей красоты.

44 Гордыня – это главный двигатель прогресса и главное его препятствие.

45 Первичное, глубинное и неизбывное отношение человека к миру – это его вера в лучшее. Такое отношение иррационально и неистребимо, и его человек обретает раньше, чем мысль, волю или сомнение.

46 Человеческий ум парадоксален, ибо способен задаваться вопросом о самом себе. Человеческая душа парадоксальна, ибо способна любить бесконечное. Человеческая воля парадоксальна, ибо способна желать того, чего нет. Следовательно, человек парадоксален втройне.

47 Всеобщим законом людей должно стать правило: хорошо, когда есть за что прощать.

48 В эмпирике человеческое Я обёрнуто ложными оболочками. Если снять их все, то что же останется? Ответ: любовь.

49 В эмпирике бытие и мышление, словно звук и цвет, безотносительны друг другу. Речь как материальная модальность мышления, всегда оставаясь бесконечно далёкой бытию, пребывает на внешних сторонах конечного сущего. Она – одна из оболочек бытия. В эмпирике речь и слово – шаткие перегородки разомкнутого и исковерканного сущего. Среди них они родились, к ним они устремлены, их они обслуживают.

50 К окружающей нас действительности невозможно выработать рационального отношения. Это вовсе не доказывает, что наше мироздание абсурдно, иррационально и начисто лишено смысла. Несоответствие разума человека и непостижимых бытийных процессов, бурлящих в мироздании, происходит от бесконечной и непреодолимой пропасти, разделяющей интеллектуальное и экзистенциальное. Это, опять же, вовсе не значит, что интеллектуальное бессильно, а экзистенциальное абсурдно. И то и другое – загадка.

51 Нет ничего страшнее страха. Вся человеческая жизнь – это дорога, идя по которой нужно любыми (конечно, благородными) средствами, не останавливаясь ни перед чем, преодолеть свой страх.

52 Свобода благодаря случайности – не свобода; свобода благодаря судьбе – не судьба. Свободу не следует искать в области воли или разума: свобода – это царство и удел души.

53 Людская злоба проистекает не от врождённой порочности человеческой природы, а, скорее, от глупости, столь свойственной человеческому разуму.

54 Мир – это символ. Небо – это символ бесконечности души, солнце – символ её восторга, земля – это символ непрестанно возрождающегося тела, ветер – символ полёта мысли. Мироздание окружает человека символами и говорит с ним на своём символическом языке.

55 Ничто не может лучше выразить высокое достоинство души, чем музыка, – и ничто не способно более унизить её достоинство, чем дурная музыка.

56 Случайность пробуждает в человеке воображение, ибо, столкнувшись со случайностью, воображение вступает на парадоксальную почву и теряется в догадках. Неопределённость пробуждает в человеке волю, ибо, соприкоснувшись с неопределённостью, человеческая воля желает ей воспротивиться. Судьба пробуждает в человеке разум, ибо, узрев перст судьбы, он сперва стремится её осознать, а затем, осознав, объяснить и оправдать. Спонтанность воздействует на тело.

57 Персонификация зла, которую мы находим у многих мыслителей, во многих произведениях искусства и к которой в той или иной форме склонялась мысль народа, – это лесть и незаслуженная похвала злу, которое, на мой взгляд, в своём «чистом» виде чуждо какой бы то ни было персонификации и не имеет ни имени, ни облика.

58 Человеку даровано одно особое состояние, которое более других способствует познанию. Это состояние – отчаяние. В нём человек находится ближе всего к истине и правде.

59 Красота в её чистом (и, следовательно, бесконечном) виде в нашем мире сокрыта подо многими оболочками. Одной из этих оболочек является время, которое при соприкосновении нашей души с красотой (точнее, с её отзвуками и осколками, присутствующими в нашем тленном мире) истлевает, упраздняется и исчезает.

60 Случайность – загадка. Она не имеет ни большей, ни меньшей степени; её ткань неуловима, а её законы таинственны и необъяснимы. Все попытки хоть как-то понять случайность – ложные и односторонние взгляды на неё извне. Самое распространённое заблуждение, бытующее у людей, задумывающихся о случайности, это когнитивный взгляд на неё – взгляд, ставящий знак равенства между таинственностью случая и бессилием нашего ума.

61 Одно из лучших качеств, которыми наделён человек, – это способность смеяться над самим собой.

62 К сожалению, «конечное сущее», внутри которого мы живём, заставляет нас не быть, а приспосабливаться к бытию, – отсюда проистекают пагубные экзистенциальные модальности: жизнь под личиной, жизнь по аналогии, жизнь без жизни.

63 Особенность «конечного сущего» заключается в том, что у такого сущего нет бытийной ткани: она подменена или загорожена тем, что, в сущности, к бытию прямого отношения не имеет.

64 Подлинный ум неразрывно связан с добродетелью, истинное мышление всегда нравственно. Бесконечная же доброта выше мышления и в нём вовсе не нуждается.

65 Окружающая нас действительность допускает тройственное истолкование: житейское, эстетическое и духовное. Житейское истолкование исходит из причин и ищет пользы, эстетическое созерцает гармонию, разлитую в нашем мире, и видит в нём красоту, духовное же рассматривает мироздание как символ и ступень, ведущую к Богу.

66 Есть три состояния, при которых время истлевает, исчезает и оказывается, в сущности, ничем: музыка, любовь и исступление души, устремлённой к Богу.

67 Чем ближе человек к смыслу, тем дальше он от счастья.

68 Глубочайший трагизм человеческой жизни заключается в том, что единая и бесконечная душа человека, находясь в теле, вынуждена общаться с конечной и измельчённой реальностью. Душа обращена на конечное, – в нём ей не найти ни счастья, ни гармонии, и среди конечного её бесконечное притязание на бесконечное обречено на неудачу.

69 Величайшее счастье, дарованное человеку, заключается в том, что бесконечная человеческая душа в силу своей бесконечности способна узреть сквозь конечное бесконечное и, не смотря, на конечное, устремиться к беспредельному. Что такое это беспредельное? Ответ: бесконечная Мысль, безграничная Любовь, бескрайняя Вера…

70 Есть семь уровней реальности: небытие, существующее в возможности, мёртвое, временное, всегдашнее, вечное и над -вечное.

71 Отсутствие смысла человеческой жизни нисколько не противоречит истине, гласящей о том, что смысл человеческой жизни заключается в поиске смысла жизни.

 

* * * * *

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: