Методические рекомендации по написанию курсовых работ




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Для студентов ОЗО

 

конституционное право

направление подготовки: «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

 

Составитель: доцент кафедры

Теории государства и права и конституционного права,

к.ю.н. Агаджанов Андрей Азатович

 

Челябинск 2013 г.

 

Методические рекомендации по написанию курсовых работ

 

Несмотря на то, что курсовая работа - это первое самостоятельное исследование студента, тем не менее ему должны быть присущи все те свойства, которые характеризуют научные произведения - от методологической основы до размеров полей страницы. Знание методики подготовки курсовой работы позволит студенту в последующем целенаправленно вести подготовку рефератов, дипломных проектов.

В работе представлена система основных требований по изложению исследовательс- кого материала.

I. Общие положения

Зачем пишется курсовая работа

В соответствии с учебным планом студент специальности “Юриспруденция” пишет и защищает в установленные сроки в обязательном порядке курсовую работу по теории государства и права. По итогам защиты выставляется оценка.

Цель написания курсовой работы - овладеть навыками самостоятельного изучения курса по теории государства и права.

В ходе написания курсовой работы студент должен научиться:

а) пользоваться научной и учебной литературой, законодательством, информационными и другими материалами;

б) изучать и обобщать правоприменительные акты по конкретным делам;

в) четко и ясно формулировать собственные выводы и предложения по вопросам теории и практики общественного развития.

Выполнение курсовой работы должно способствовать овладению навыками быстрого нахождения нужных ответов на конкретные вопросы, возникающие в процессе обучения.

После ее написания и успешной защиты студент с учетом выполнения учебного плана может быть аттестован как успешно окончивший данный курс.

Это дает ему право быть переведенным на следующий курс университета.

2. Что такое курсовая работа

Курсовая работа по теории государства и права - самостоятельное, творческое произведение обучающегося лица по избранной теме, основанное на исследовании научных, учебных и практических источников.

Особое место в этой работе отводится анализу истории и теории избранного вопроса и практики его применения.

Для изучения практики написания подобного рода работ студент может взять любую заинтересовавшую его монографию, изданную в последние годы. Следует обратить внимание на современные формы изложения материала, приемы использования различных источников, цитирование работ других авторов, ссылки на первоисточники и т. п. Принципиальное значение имеют методика раскрытия темы и систематизация полученных знаний, формулирование по ним новых положений, выводов, предложений, рекомендаций.

Процесс выполнения курсовой работы включает в себя четыре основных этапа:

1) подготовку к написанию работы;

2) написание основного текста и его оформление;

3) рецензирование (экспертизу) написанного произведения преподавателем и работу студента с рецензией;

4) устную защиту курсовой работы.

Подготовка курсовой работы осуществляется по одной из тем, предложенных преподавателем, курирующим написание данной работы. Перечень тем приводится в приложении к методическим рекомендациям. По совокупности подготовленного письменного текста работы, оформленного в соответствии с правилами, указанными в настоящих рекомендациях, и устной его защиты автору курсовой работы выставляется общая оценка.

Срок написания и защиты курсовых работ устанавливаются кафедрой теории и государства и права и конституционного права.

П. Подготовительная часть написания курсовой работы

1. Каковы этапы подготовительной работы

Обучающий (ая)ся, приступая к написанию курсовой работы, должен:

Во-первых, определить для себя приоритетное направление углубленного изучения и исследования правовой проблемы, те вопросы, которые в большей степени интересны и могут быть впоследствии использованы студентом в практической, учебной и научно-исследовательской деятельности.

Во-вторых, зарегистрировать тему курсовой работы в карточке учета преподавателя, осуществляющего непосредственное руководство написанием этой работы.

В-третьих, составить список литературы, планируемой к изучению и исследованию в процессе написания курсовой работы. Подбор литературы в библиотечных фондах осуществляется студентом самостоятельно, в некоторых случаях - по рекомендациям преподавателя.

В-четвертых, составить план работы, согласовать его с преподавателем, курирующим написание курсовой работы, и в ходе исследования развить общую идею, выраженную в рабочем плане.

2. Как зарегистрировать тему

В целях поощрения самостоятельности в проведении научных исследований кафедра теории государства и права и конституционного предлагает при регистрации темы курсовой работы руководствоваться следующим. Студент определеяет свой порядковый номер в общем списке студентов группы. Например, студент записан в в списке группы под номером “8”. В дальнейшем он сопоставляет свой порядковый номер и выбирает в общем списке тематики курсовых работ тему номер “8”. Самостоятельное изменение студентом избранной темы курсовой работы не допускается. В противном случае учебная работа считается невыполненной.

3. Как составить план. Любое изложение материала в форме исследовательской работы происходит по предварительно обдуманному плану. План написания курсовой работы должен быть тщательнейшим образом продуман и согласован с преподавателем, курирующим написание курсовой работы данного студента. План курсовой работы составляется после того, как хорошо изучены литература, законодательство и иные материалы по избранной теме. Весьма важно ознакомиться со статьями по теме курсовой работы, опубликованными в журналах "Государство и право", "Правоведение", "Российская юстиция”. Поощряется использование проработанных статей, опубликованных в сборниках трудов различных научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений.

План должен предусматривать не только основные пункты, но и подпункты, детализирующие отдельные вопросы или подвопросы.

Примерный план написания курсовой работы в своей структуре предусматривает:

1. Введение, в котором обосновывается выбор темы исследования, дается ответ на вопрос: почему внимание автора привлекла именно данная тема, показываются ее актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость, состояние изученности и т. д.

2. Как правило, две главы, раскрываемые по параграфам. Первая глава включает в себя рассмотрение общих теоретических вопросов, современного отечественного и зарубежного законодательства, учебной и научной литературы. Во второй главе автор более подробно, чем в предшествующих, обосновывает собственное отношение к исследуемой проблеме, рассматривает перспективы изучения и исследования темы с помощью:

а) анализ и систематизацию практики, публикуемой в периодической печати (в частности, в центральных и местных газетах и журналах), а также в монографиях, научно-практических сборниках и т. д.;

б) исследование статистической информации. По ходу текста формулируются выводы и предложения относительно тех или иных исторических событий, фактов, документальных и других свидетельств прошлых времен, даются определения изученных теоретических положений, вносятся предложения по совершенствованию практики исследуемого вопроса.

3. Заключение содержит подготовку выводов и предложений, а также рекомендации автора относительно практического использования результатов исследованной темы.

4. Приложения включают таблицы, схемы, диаграммы, комментарии, отражающие результаты исследования практики исследуемого вопроса. Прикладной материал помогает дополнительно аргументировать позицию автора по рассматриваемым вопросам. В случае, если курсовая работа не содержит элементов самостоятельного анализа, если в ней нет убедительных, аргументированных положений, выводов, предложений относительно перспектив совершенствования законодательства и практики его правоприменения, она не может получить высокой оценки.

3. Как работать с литературой Литература по теме курсовой работы подбирается студентом самостоятельно по каталогам книжных фондов библиотек университета, города и края.

Сбор материала протекает одновременно к каждой главе и параграфу. Для этого автор конспектирует, ксерокопирует либо выписывает отдельные необходимые для написания работы мысли ученых (юристов, философов, историков, социологов и др.) из научной и учебной литературы. В конспекте на полях целесообразно оставлять пометки, отражающие собственное отношение к написанному в первоисточниках, подчеркивать главную мысль в изучаемом тексте, в литературные источники закладывать листы, указывая в них главы и параграфы предстоящей курсовой работы, в которых предполагается использовать данный материал.

Собранная информация систематизируется по блокам для дальнейшего ее анализа.

Наряду с исследованием учебной и научно-практической литературы, студент ведет сбор учебного материала в отделах статистики и архивах, информационных центрах.

III. Процесс написания основного текста курсовой работы

1. Как готовится текст

Написание курсовой работы должно носить самостоятельный творческий характер. Первоначально курсовая работа выполняется в черновом варианте, для того чтобы по ходу совершенствования ее содержания дополнять, уточнять и корректировать уже сформированный текст. Написанный черновик тщательно вычитывается автором, устраняются орфографические, смысловые ошибки и неточности, в том числе связанные с оформлением работы. При написании курсовой работы подготовка текста идет по двум направлениям:

1) на основе информации, полученной студентом вследствие самостоятельного изучения литературы и других материалов по теме;

2) на основе знаний и представлений, полученных студентом в результате самостоятельного анализа вопросов избранной темы.

2. Как излагается текст Теоретические вопросы темы следует тесно увязывать с практическими вопросами, практические вопросы - с теоретическими. И те, и другие должны основываться на анализе законодательства и практики его применения. По ходу написания курсовой работы нельзя упускать из виду вопросы истории, социальной обусловленности законодательства и правоприменительной деятельности, вопросы правосознания населения, взгляды ученых по различным аспектам темы, в том числе и спорные, не совпадающие между собой, требующие дополнительной проработки и более углубленного анализа, новых подходов и суждений, более обстоятельных выводов и рекомендаций.

Наряду с изучением точек зрения на исследуемые вопросы в научной и учебной литературе, студент должен сформулировать и обосновать собственную точку зрения по рассматриваемым вопросам.

Использование таблиц, схем, диаграмм допускается как по ходу рукописи, так и в приложениях к основному тексту. Каждая новая мысль автора работы начинается с красной строки. Абзацы и предложения не должны бытъ громоздкими, т.к. это усложняет восприятие текста рецензентом.

Следует избегать сложных словосочетаний. Необходимо как можно реже обращаться к условным сокращениям и аббревиатурам. При использовании же таковых обязательно дайте их расшифровку в начале курсовой работы. Обратите особое внимание на отражение цитат и заимствованных мыслей в подстрочниках с указанием конкретных страниц первоисточников.

Каждый последующий абзац должен логично вытекать из вышеизложенного материала. Каждую следующую главу, равно как введение и заключение, следует начинать с чистой страницы. Одним из составляющих элементов качественной курсовой работы является ее надлежащее оформление.

IV. Техническое оформление текста курсовой работы

1. Как оформить основной текст

Окончательный вариант курсовой работы должен быть выполнен в машинописном виде сочными чернилами темного (синего, фиолетового, черного и т. п.) цвета на белых стандартных листах бумаги формата А4 с одной стороны листа. При необходимости возможны выделения или подчеркивания отдельных слов чернилами других цветов.

Минимальный объем курсовой работы равен 1 печатному листу (40 тыс. знаков), что составляет около 24 страниц машинописного текста. Не желательно превышение объемом работы рубежа 35 страниц машинописного текста. Обоснованное отклонение от предельных объемов работы согласовывается с преподавателем, курирующим написание данной работы.

Каждая страница курсовой работы должна иметь поля:

сверху - 20 мм,

снизу - 20 мм,

слева - 30 мм,

справа - 15 мм.

Через всю рукопись должна проходить непрерывающаяся нумерация страниц (арабскими цифрами). Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Лицам, оформляющим работу в формате Word, рекомендуется:

межстрочный интервал - 1,5 строки;

размер шрифта основного текста - 14 (Times New Roman Cyr; Anal Cyr);

размер шрифта подстрочного материала - 12 (Times New Roman Cyr; Arial Cur);

красная строка - 10-15 мм;

колонтитул от края:

верхний - 10 мм,

нижний - 12,5 мм.

Небрежно написанная курсовая работа (содержащая массу исправлений либо не содержащая ссылок на использованные первоисточники) к защите не допускается.

2. Как работать с рецензией преподавателя

Получив курсовую работу с рецензией преподавателя, студент внимательно изучает изложенные в ней замечания и рекомендации преподавателя. При этом студент обязан:

а) устранить отмеченные рецензентом замечания до ее защиты;

б) составить план устного изложения основных положений и результатов исследования с учетом рекомендаций рецензента;

в) подготовить ответы на вопросы, возникшие у преподавателя в ходе рецензирования работы.

В случае возникновения затруднений при устранении в работе недостатков, указанных в рецензии, студент должен обратиться за индивидуальной консультацией к преподавателю, подготовившему рецензию.

3. Как подготовить себя к публичной защите

Подготовка к публичной защите курсовой работы включает:

а) учет замечаний, указанных в рецензии преподавателя. При необходимости в работу следует внести требуемые уточнения, изменения, дополнения;

б) написание краткого вступительного слова к защите (2-3 страницы рукописного текста, содержащего сведения о наиболее важных положениях, выводах и предложениях автора по освещенной в курсовой работе теме);

в) продумывание аргументов в обоснование своих наиболее важных положений, выводов и предложений, особенно в связи с вопросами, затронутыми преподавателем в рецензии;

г) прогнозирование вопросов, которые могут возникнуть у преподавателя в ходе защиты курсовой работы, всесторонний их анализ и подготовка наиболее оптимальных вариантов ответов на них. Дата и время защиты назначается преподавателем, принимающим защиту соответствующей курсовой работы.

VI. Защита курсовой работы

1. Правила защиты курсовой работы

Студент обязан явиться в указанную преподавателем аудиторию в строго назначенное для защиты время, предоставить принимающему защиту преподавателю:

а) зачетную книжку;

б) текст курсовой работы, который подлежал рецензированию (с учетом замечаний рецензента);

в) рецензию на данную работу.

При отсутствии у студента зачетной книжки, текста курсовой работы или рецензии защита откладывается или переносится на другой удобный для преподавателя день.

Защищая курсовую работу, автор кратко (в течение 5-7 минут) излагает ее суть (актуальность избранной темы, цель, задачи, решаемые автором в работе, методы решения поставленных им задач и достижения цели, основное содержание работы), обосновывает результаты рассмотрения темы, объясняет, насколько учтены (выполнены) рекомендации, указанные в рецензии, и устранены недостатки, аргументирует свою позицию по теоретически спорным вопросам.

Далее защита работы проходит в виде дискуссии между преподавателем-рецензентом и защищающим работу студентом.

Защита курсовой работы может осуществляться публично в присутствии студентов, которые представляют свою работу для защиты.

2. Критерии оценки курсовой работы

По итогам написания и защиты курсовой работы в сводную ведомость и зачетную книжку студента выставляется общая оценка.

При выставлении оценки учитываются следующие моменты:

а) обоснование актуальности избранной для написания курсовой работы темы;

б) использование литературы, законодательства, других нормативных, аналитических, информационных и прочих материалов;

в) объем самостоятельно собранного, изученного и обобщенного фактического материала;

г) всесторонность, полнота, объективность, глубина, теоретическая и практическая обоснованность проведенного анализа;

д) теоретическая и практическая значимость сформулированных в курсовой работе положений, выводов, предложений, рекомендаций;

е)четкость и ясность сформулированных положений, выводов, предложений, рекомендаций;

ж) владение материалом курсовой работы во время ее защиты, умение аргументировано отвечать на поставленные в ходе дискуссии вопросы.

Курсовая работа оценивается по четырехбалльной шкале.

Оценка "отлично" выставляется в том случае, если автор, с точки зрения преподавателя, студент вник в исследуемую проблему, широко и убедительно раскрыл ее существо, исследовал историко-правовой аспект проблемы, отечественную и зарубежную практику правоприменения, логично и аргументировано вывел и объяснил тенденции, закономерности и зависимости исследованных вопросов, вел уверенную и аргументированную дискуссию в ходе защиты, грамотно оформил свою курсовую работу.

Оценка "хорошо" выставляется в случае, если автор показал твердые знания исследованной проблемы, в ходе написания работы и ее защиты раскрыл свою способность к самостоятельному анализу литературных источников и правоприменительной деятельности, а также к выведению из исследованного материала аргументированных выводов. Защищая курсовую работу, автор уверенно обосновал рассмотренные в работе положения, показал умение вести грамотную и убедительную дискуссию с преподавателем. В оформлении курсовой работы допустил незначительные ошибки.

Оценка "удовлетворительно" выставляется в том случае, если в курсовой работе аргументировано освещены основные вопросы темы, но вместе с тем автор допустил некоторые значительные ошибки или неточности при раскрытии темы. Студент в ходе защиты допускал оговорки и неточности в беседе с преподавателем.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется в случае, если работа не соответствует предъявленным в настоящих рекомендациях требованиям, автор допустил существенные ошибки и неточности, отсутствует логика изложения материала, тема не раскрыта, работа не оформлена надлежащим образом. При получении неудовлетворительной оценки студент обязан коренным образом переделать работу в соответствии с рекомендациями преподавателя либо выбрать новую тему по согласованию с преподавателем-рецензентом и пройти путь написания и защиты курсовой работы повторно.

График защиты (перезащиты) курсовых работ устанавливается кафедрой теории и государства и права и конституционного права.

При успешной защите курсовая работа и рецензия передаются принимавшим защиту преподавателем на кафедру.

Итоги защит курсовых работ обсуждаются на заседании кафедры. По результатам обсуждения принимается мотивировочное решение, цель которого совершенствование процесса подготовки данного рода работ.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ»:

1 Конституционное право России, его место и роль в системе российского права.

2 Конституционно-правовые принципы.

3 Система и источники конституционного права России.

4 Конституционно-правовая ответственность: особенности конституционно правовых санкций и порядок их применения.

5 Конституционное развитие России.

6 Понятие конституции: сущность, юридическая природа и классификация конституций.

7 Форма и структура конституций.

8 Юридические свойства конституции.

9 Способы принятия и изменения конституций.

10 Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации.

11 Понятие и значение основ конституционного строя Российской Федерации.

12 Человек, его права и свободы – высшая ценность.

13 Россия – социальное государство.

14 Конституционные основы для формирования гражданского общества.

15 Суверенитет народа и государственный суверенитет: соотношение понятий и их содержание.

16 Политические партии в структуре гражданского общества: историческое развитие и современное состояние.

17 Конституционно-правовой статус человека и гражданина: понятие и содержание.

18 Правовой статус и реальное положение человека в современном обществе.

19 Система конституционных прав и свобод человека и гражданина.

20 Конституционные обязанности человека и гражданина.

21 Основы конституционно-правового положения граждан Российской Федерации.

22 Основы правового положения иностранных граждан в России.

23 Приобретение гражданства Российской Федерации.

24 Прекращение гражданства Российской Федерации.

25 Особенности федеративного устройства Российской Федерации.

26 Становление и развитие федеративного государства в России.

27 Конституционной правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, разграничение предметов ведения.

28 Особенности конституционно-правового статуса автономий в составе Российской Федерации.

29 Города федерального значения: особенности конституционно-правового статуса.

30 Федеральные округа: особенности конституционно-правового статуса.

31 Понятие и принципы избирательного права.

32 Активное и пассивное избирательное право.

33 Избирательные системы в Российской Федерации.

34 Отражение принципа разделения властей в структуре органов государственной власти Российской Федерации.

35 Институт президенства в России: становление и развитие.

36 Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.

37 Правовое регулирование выборов Президента Российской Федерации.

38 Досрочное прекращение полномочий Президента Российской Федерации.

39 Конституционно-правовой статус Парламента Российской Федерации.

40 Регламенты палат Парламента Российской Федерации.

41 Роспуск Государственной Думы Российской Федерации.

42 Конституционно-правовой статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

43 Особенности законодательного процесса в Российской Федерации.

44 Судебная власть в системе разделения властей в Российской Федерации.

45 Конституционный контроль в Российской Федерации.

46 Основы организации и деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

47 Основы организации и деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

48 Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.

49 Понятие и принципы осуществления местного самоуправления в РФ.

50 Взаимодействие между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ»:

1 Конституционное право РФ как самостоятельная отрасль права, как наука и учебная дисциплина.

2 Понятие, специфика и виды конституционно-правовых норм.

3 Конституционно-правовые отношения: понятие, структура и виды.

4 Принципы и система конституционного права РФ.

5 Источники Конституционного права РФ, их характеристика.

6 Понятие и сущность конституции. Юридические черты и свойства Конституции РФ.

7 Функции Конституции РФ. Классификация конституций.

8 Внутренняя и внешняя форма Конституции РФ. Конституция РФ и конституции (уставы) субъектов РФ.

9 Понятие и сущность толкования Конституции РФ. Порядок, пределы и значение толкования Конституции РФ.

10 Пересмотр Конституции РФ.

11 Принятие поправок к Конституции РФ.

12 Внесение изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ. Порядок принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ.

13 Особая охрана Конституции РФ.

14 Понятие и значение основ конституционного строя РФ. Человек, его права и свободы – высшая ценность.

14 Суверенитет народа. Государственный суверенитет.

15 Референдум в РФ.

16 Основы избирательного права РФ.

17 Россия – светское государство. Россия – социальное государство. Россия – правовое государство.

18 Россия – федеративное государство. Россия – демократическое государство. Россия – государство с республиканской формой правления.

19 Принцип разделения властей в РФ.

20 Многообразие форм экономической деятельности в РФ. Политическое и Идеологическое многообразие в РФ.

21 Гражданское общество в РФ. Право на осуществление местного самоуправления как положение основ конституционного строя РФ.

22 Понятие и содержание конституционно-правового статуса человека и гражданина.

23 Принципы конституционно-правового статуса человека и гражданина в РФ.

23 Понятие и юридическая природа конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

24 Личные права и свободы человека и гражданина.

25 Политические права и свободы человека и гражданина.

26 Социальные права и свободы человека и гражданина.

27 Экономические права и свободы человека и гражданина.

28 Культурные права и свободы человека и гражданина.

29 Основные обязанности человека и гражданина.

30 Гарантии конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в РФ.

31 Правовой статус и полномочия уполномоченного по правам человека в РФ.

32 Ограничение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

33 Понятие и правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

34 Правовые режимы иностранных граждан:,по совокупности прав и обязанностей и по статусу пребывания на территории РФ.

35 Понятие и правовой статус беженцев.

36 Понятие и правовой статус вынужденных переселенцев.

37 Порядок въезда в РФ и выезда из РФ граждан РФ и иностранных граждан.

38 Трудовая деятельность иностранных граждан и отношение к военной службе.

39 Реализация социальных прав иностранных граждан на участие в семейных отношениях, на медицинские и образовательные услуги.

40 Ответственность иностранных граждан.

41 Международно-правовая защита прав и свобод человека и гражданина.

42 Гражданство РФ: понятие и принципы.

43 Приобретение гражданства РФ: прием в общем и упрощенном порядке.

44 Прекращение гражданства РФ. Основания отказа в выходе из гражданства РФ.

45 Изменения гражданства детей РФ.

46 Приобретение гражданства РФ: восстановление в гражданстве и оптация.

47 Органы, ведающие делами о гражданстве РФ.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ»:

1 Конституционное право РФ как самостоятельная отрасль права. Система Конституционного права. Место и роль конституционного права в системе права России.

2 Понятие, специфика и виды конституционно-правовых норм.

3 Конституционные правоотношения: понятие и структура, виды.

4 Источники Конституционного права РФ, их характеристика.

5 Принципы конституционного права.

6 Понятие и сущность конституции. Юридические черты и свойства конституции.

7 Функции конституции. Классификация конституций.

8 Внутренняя и внешняя формы конституции. Конституция РФ и Основные законы субъектов РФ.

9 Толкование Конституции РФ.

10 Пересмотр Конституции РФ.

11 Принятие поправок к Конституции РФ.

12 Внесение изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ.

13 Понятие и значение основ конституционного строя РФ. Человек, его права и свободы – высшая ценность.

14 Основы организации государственной власти: народовластие, федерализм, верховенство права.

15 Основы организации государственной власти: республиканская форма правления, разделение властей, государственный суверенитет и суверенитет народа.

16 Гражданское общество: понятие и признаки. Развитие гражданского общества в России.

17 Основы организации жизни гражданского общества: светский характер государства, социальный характер государства.

18 Основы организации жизни гражданского общества: свобода экономической деятельности, многообразие форм экономической деятельности, политическое и идеологическое многообразие.

19 Понятие, содержание и принципы конституционно-правового статуса человека и гражданина.

20 Гарантии конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

21 Понятие и принципы гражданства. Двойное гражданство. Статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

22 Приобретение гражданства. Прекращение гражданства.

23 Понятие и юридическая природа конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Ограничение прав и свобод человека и гражданина.

24 Личные права и свободы человека и гражданина.

25 Политические права и свободы человека и гражданина.

26 Социальные, экономические и культурные права и свободы человека и гражданина.

27 Основные обязанности человека и гражданина.

28 Федеральные округа в РФ.

29 Принципы федеративного устройства РФ.

30 Конституционно-правовой статус субъектов РФ.

31 Общие принципы организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

38 Общие принципы организации исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

39 Взаимоотношения законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

40 Ответственность органов государственной власти субъектов РФ.

41 Основы избирательного права в РФ.

42 Избирательные системы в РФна федеральном, региональном и местном уровне.

43 Конституционно-правовой статус Президента РФ. Полномочия Президента РФ как главы государства, в сфере исполнительной, законодательной и судебной власти.

44 Определение Президентом РФ основных направлений внутренней и внешней политики. Акты, издаваемые Президентом РФ.

45 Выборы Президента РФ.

46 Вступление в должность и прекращение исполнения полномочий Президентом РФ.

47 Взаимодействие Президента РФ с высшими органами государственной власти России.

48 Конституционно-правовой статус Парламента РФ. Организационные вопросы деятельности палат Парламента РФ.

49 Конституционно-правовой статус и полномочия Государственной Думы РФ.

50 Формирование и роспуск Государственной Думы РФ.

51 Статус депутатов Государственной Думы РФ и членов Совета Федерации РФ.

52 Конституционно-правовой статус, полномочия и формирование Совета Федерации РФ.

53 Счётная палата РФ: правовой статус и полномочия.

54 Законодательный процесс в РФ.

56 Конституционно-правовой статус, формирование и прекращение деятельности Правительства РФ. Правовые акты Правительства РФ.

57 Полномочия Правительства РФ. Взаимодействие Правительства РФ с Президентом РФ и палатами парламента РФ.

59 Конституционно-правовой статус и функции судебной власти в РФ. Судебная система РФ.

60 Высшие органы судебной власти в РФ.

60 Понятие, признаки, принципы и формы осуществления местного самоуправления в РФ.

61 Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти. Ответственность органов местного самоуправления.

62 Понятие, сущность и субъекты конституционной ответственности.

63 Органы государственной власти Челябинской области, их функции.

64 Органы местного самоуправления Челябинского городского округа, их функции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: