Принцип индивидуального подхода в отечественной дидактике




Личностно-ориентированная модель обучения, сущностными признаками которой является осуществление учебного процесса на основе индивидуализации, создание условий для саморазвития и самообучения учащихся, осмысленное определение ими своих потенциальных возможностей и жизненных целей, требует глубокого осмысления и понимания педагогами необходимости построения новой педагогической системы на основе принципов индивидуального и дифференцированного подходов в обучении.

Однако эти принципы не нашли еще широкого внедрения в практику современной школы. Сегодня мы можем говорить только об элементах индивидуализированного и дифференцированного обучения в условиях классно-урочной системы.

Педагогическая практика показывает, что в начале обучения учитель встречается с тем, что дети, которые пришли в школу, отличаются друг от друга развитием, готовностью к усвоению знаний, а также и такими особенностями, как темп работы, скорость запоминания, наблюдательность, сосредоточенность. Все это обусловливает необходимость глубокого изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка и учета их в учебно-воспитательном процессе.

Выдающийся украинский педагог В.А. Сухомлинский неоднократно указывал, что только кропотливая индивидуальная работа может привести к качественным изменениям в развитии любого ребенка. «Год - два, три года у него что-нибудь может не получаться, но придет время - получится. Мысль, как цветок, который постепенно накапливает жизненные соки. Дадим корням эти соки, откроем перед цветком солнце, и она расцветет. Нужно знать все о жизни ребенка, о его прошлом и настоящем, о ее семье, если хочешь добиться успеха в воспитании» - эта мысль пронизывает все произведения В. А. Сухомлинского. Принцип дифференцированного подхода к учащимся получил в наследстве педагога качественно новое трактовки. в результате его усилий, с оторванного от жизни принципа, он стал превращаться в технологию, которая реализуется в практике обучения и воспитания.

Мы поддерживаем мысли авторов, которые считают, что индивидуализация процесса обучения предполагает выбор такой стратегии, которая максимально способствовала бы развитию личности. Педагог должен искать те специфические для каждого не похожи, неповторимые условия, которые повлияли на формирование определяющей черты характера, развитие качеств личности, жизненной активности.

Одной из основных причин относительно низкой эффективности обучения, по мнению многих авторов, является недостаточная индивидуализация учебного процесса. С этим утверждением нельзя не согласиться, потому что индивидуализация обучения даже в условиях строгого соблюдения требований действующих программ дает возможность выявлять и развивать интересы учащихся, их склонности и способности, способствует эффективному усвоению знаний и развития умений и навыков.

Для понятий педагогической науки, которые отражают особенности сложные явления, характерно то, что понятие индивидуализации и дифференциации используют в различных, иногда неопределенных значениях. Анализ соответствующей литературы показывает, что более точный смысл этого понятия в каждом случае зависит от того, какую цель и средства имеют в виду, когда говорят об индивидуализации. При использовании этого понятия встречаются значительные отличия.

В психолого-педагогической литературе встречается много толкований, характеризующие индивидуализацию процесса обучения. Ведь на фоне объективных реалий общественной жизни, определенных образовательных ориентиров идея индивидуального подхода к учащимся в обучении обогащалась, наполнялась новым содержанием и в результате эволюции расширилась к понятию «индивидуализации обучения», которое получило статус целостной системы дидактических воздействий, в которой ведущей оказалась ориентация индивидуального подхода в целостную личность ученика и целостную учебную деятельность.

Нынешняя познавательная ситуация в сфере, исследуемой нами проблемы характеризуется различными подходами к трактовке понятия «индивидуальный подход». Одни научные источники относят его к психолого-педагогических принципов, согласно которым индивидуальный подход - это обучение учащихся в группе по единой программе, но с учетом их индивидуально-психологических особенностей. При этом на первый план ставится задача помочь учащимся овладеть базовым уровнем знаний, выход за пределы которого всегда желателен.

Известная исследовательница И.Э. Унт тоже утверждает, что когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем дело с принципом обучения, а когда об индивидуализации обучения, то имеем в виду осуществление этого принципа, что имеет свои формы и методы [18].

Что же понимается под индивидуальным подходом в «Педагогическом словаре»? «Индивидуальный подход - это принцип педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребенка, который опирается на знания качеств личности и условий его жизни. В результате всестороннего изучения своих воспитанников педагог имеет представление о характере каждого из них, их интересы, способности, о влиянии на них семьи и близкого среды, получает возможность объяснить поступки ребенка, выбрать наиболее целесообразные воспитательные средства, которые бы развивали жизненную активность детей. Учитывая темперамент и характер ребенка, учитель поощряет и поддерживает стеснительных, сдерживает тех, кто легко возбуждается, и подвижных детей»[18].

По мнению В.П. Стрезикозина, работа учителя со всем классом не исключает осуществления принципа индивидуального подхода к детям, отличающихся по уровню своего развития и подготовленности. Определив три направления этого подхода, автор подчеркивает, что реализация их особенно перспективна в процессе выполнения учащимися различных видов самостоятельных работ, которые можно дифференцировать по двум признакам: по степени самостоятельных познавательных действий учащихся; по степени сложности задач и принятых в них задач [16].

Отдельные авторы рассматривают понятие «дифференцированный подход» и понимают его как:

· дидактическое положение, предусматривающее разделение класса на группы, например, по интересам и др. Дифференцированный подход - приспособление форм и методов работы с индивидуальными особенностями учащихся (по Е.С.Рабунскому) [15];

· особый подход учителя к различным группам учеников, который заключается в организации учебной работы, различной по содержанию, сложности, методами, приемами (А. Кирсанов) [26, 35];

· способ оптимизации, который предполагает оптимальное сочетание общеклассные, групповых и индивидуальных форм обучения (Ю.К. Бабанский) [1].

В работе «Индивидуальный подход в процессе обучения школьников» Е.С. Рабунский тоже рассматривает индивидуальный подход как принцип обучения, так и воспитания. Реализация этого принципа, по мнению автора, предполагает частично временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и организационных форм с учетом общего и особенного личности каждого ученика для обеспечения ее всестороннего развития. Индивидуальный подход означает действенную внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого школьника. Такую же характеристику индивидуальному подходу, как принципа обучения, дает и Ю.К. Бабанский.

От анализа принципа индивидуального подхода перейдем к характеристике понятия «индивидуализация обучения». В исследованиях В.А. Крутецкого индивидуализация обучения трактуется как максимальное приближение процесса обучения к оптимальной модели, когда каждый ученик работает в удобном для него темпе, манере, соответствующие его общей подготовке, способностям, объема оперативной памяти, чертам характера и эмоциональному состоянию. Индивидуализированное обучение он понимает как обучение по сугубо индивидуальным программам, содержанию, формам, средствами, темпом, формами контроля и оценки и др. Оно может воплощаться в пределах и на основе индивидуализации обучения как системы отношений и предусматривает [9]:

1) всестороннее знание ученика, его способности и возможности;

2) наличие соответствующим образом подготовленных учителей;

3) хорошо отлаженную и развитую материально-техническую базу [15].

Индивидуализированное обучение следует рассматривать как стратегию в обучении: от минимальной модификации в групповом обучении до полного независимого обучения.

Осуществляя педагогическое руководство, учитель создает ориентировочную основу действий, оказывает помощь ученикам, дозировка задачи, регулирует количество необходимого для их выполнения времени, знакомит с приемами самостоятельной работы, самоконтроля, самооценки. От ученика ждем особых действий: постановку цели деятельности, выяснение учебных задач, знания и планирования учебных действий, анализ полученных результатов и оценки своей деятельности. Такое взаимодействие учителя и учеников способствует развитию «субъект – субъективных» отношений. Эти новые отношения должны стать той основой, которая обеспечит переход от авторитарной к личностно-ориентированной образования и позволит решить много противоречий процесса обучения. Проведение исследований и обобщения опыта других убеждает нас, что введение «субъект - субъективных» отношений станет результатом широкой индивидуализации обучения.

В «Педагогической энциклопедии» индивидуализация рассматривается как «... организация учебного процесса, при котором выбор способов, средств, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к обучению» [14].

Большинство исследователей используют понятие индивидуализации приблизительно в том же трактовке. При этом они указывают, что индивидуализация вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого ученика. Например, А.А. Кирсанов рассматривает индивидуализацию учебной работы как «систему воспитания и дидактических средств, соответствующих цели деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность учащихся на уровне их потенциальных возможностей с учетом целей обучения» [8].

И.Э. Унт считает, что нецелесообразно использовать понятие индивидуализации в узком смысле (например, в значении внутришньокласнои индивидуализации учебных задач), поскольку невозможно учета индивидуальных особенностей во всем их объеме, а только частично и изолированно, а в таком случае трудно определить место и роль индивидуализации в системе обучения в целом.

Индивидуализацию, утверждает исследовательница, можно рассматривать с точки зрения процесса обучения, содержания образования и построения школьной системы. Первая из них касается отбора форм, методов и приемов обучения, вторая - создание учебных планов, программ, учебной литературы и составления заданий для учащихся, и третья - формирование различных типов школ и классов.

Для этого, по мнению И. Унт, «индивидуализация - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются» [18].

Итак, в современной психолого-педагогической литературе наблюдается большое разнообразие формулировка определения понятия индивидуализации:

· обучение, ориентируется на индивидуально-психологические особенности ученика, строится с учетом этих особенностей [18];

· одна из особенностей гуманности образа жизни. Характерной ее чертой является то, что ориентация способов и темпов обучения строится с учетом индивидуальных различий учащихся, уровня развития обучаемости и темпов движения вперед в обучении;

· это дидактическое положение, одна из двух взаимосвязанных сторон коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся. Индивидуальный подход к школьникам в обучении предполагает, при безусловной единства основного содержания общего образования, отбор элементов учебного материала, методов обучения, наглядных и технических его средств, разумное сочетание общеклассные, групповых и индивидуальных форм его организации с учетом особенностей каждого ученика с целью оптимального воздействия на всестороннее гармоничное развитие его личности [19];

· это осуществление принципа индивидуального подхода, учета индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения во всех его формах и методах независимо от того, какие особенности и в какой мере они учитываются [19].

Анализируя труды разных авторов, мы пришли к выводу, что термин «индивидуализация обучения» имеет большое количество трактовок. Трудности в определении сути этого понятия имеют место потому, что ряд авторов делают выводы, занимаясь узкой проблемой и исходя из результатов своих исследований; другие авторы отождествляют понятия «дифференциация» и «индивидуализация».

Индивидуализация обучения в общем понимании рассматривается как приспособление учебных действий к индивидуально-психологическим особенностям каждого ученика с одной стороны и создание благоприятных условий для развития специальных способностей и возможностей учащихся, с другой. Индивидуальный подход к ученикам должно способствовать формированию личности учащихся.

Большое влияние на эффективность процесса обучения должны также индивидуальные особенности в понимании таких компонентов познавательной деятельности, как восприятие, внимание, память, мышление, а также специальные способности.

При использовании понятия «индивидуализация обучения» необходимо иметь в виду, что при его практическом осуществлении речь идет не об абсолютной, а относительной индивидуализации. В рамках школьной практики индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:

1) преимущественно учитываются индивидуальные особенности не каждый отдельного ученика, а группы учащихся, обладающих примерно похожими особенностями;

2) учитываются только известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения обучения, и наряду с этим может использоваться ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходимо (например различные свойства характера или темперамента)

3) иногда происходит учет некоторых свойств или состояния только в том случае, если именно это важно для конкретного ученика (например, талантливость в какой-либо области, нарушения здоровья);

4) индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы.

Под понятием «индивидуализация обучения» мы понимаем такую организацию процесса обучения, в ходе которой учитываются индивидуальные особенности учащихся во всех его формах и методах.

Индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности учителей. При помощи индивидуального подхода можно ставить и решать различные конкретные учебные задачи:

1) Формирование умственных действий и операций мышления;

2) Развитие отдельных познавательных процессов, волевых и эмоциональных качеств личности, трудолюбия, эстетики труда.

Индивидуализация обучения как одно из исходных положений организации учебного процесса предъявляет к учителю следующие основные требования:

1) Постоянно изучать индивидуальные особенности личности. Хорошо понимать условия жизни ученика в семье, в среде сверстников. Определить какие факторы оказывают наиболее существенное влияние на его развитие и формирование.

2) Определить, какие из индивидуальных особенностей оказывают положительное, какие отрицательное воздействие на процесс учения и какие – нейтральное.

3) Определить конкретную учебно-воспитательную задачу для данного ученика, которую можно разрешить с помощью индивидуального подхода.

4) Найти средства индивидуального подхода и систему индивидуальных педагогических воздействий.

Индивидуальный подход осуществляется в различных формах, с помощью различных учебных средств и на различных уровнях.

Непременным условием организации систематического индивидуального подхода к учащимся является определение уровня знаний, умений и навыков у всех учащихся. Первое определение уровня осуществляется в начале учебного года на этапе корректирующего повторения и стартовой диагностики. По результатам происходит условное деление класса, что позволяет активизировать деятельность каждого, создает благоприятные условия, учитывающие учебные возможности ученика. Работая над одним и тем же материалом в разном темпе и с разной учебной нагрузкой, все учащиеся в итоге осваивают программный материал.

Обсуждая вопрос об индивидуальном подходе в обучении младших школьников, в педагогической литературе выделяют некоторые условия его осуществления:

1. Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся.

2. Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся.

3. Составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группам отдельным учащимся.

4. Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (а в идеале — каждого ученика).

5. Осуществление оперативной обратной связи.

6. Соблюдение педагогического такта.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: