Типология партий по Морису Дюверже




В основу типологии Мориса Дюверже был положен принцип организационной структуры партий. Все существующие партии можно подразделить на организационно оформленные и организационно неоформленные.

Организацонно-оформленные:

1. Членские взносы и членские билеты

2. Иерархия партийной власти

3. Первичные организации

4. Постоянные партийные конференции и съезды, которые проводятся периодически

5. Партийная дисциплина

6. Партийные лидеры и их помощники рассматривают свою партийную работу как профессиональную деятельность – они получают з/п за свою партийную работу.

В условиях демократического режима о-оф партии чаще всего встречаются у анти-системной оппозиции (ультра-правые, ультра-левые, националистические партии).

Исходя из этого принципа он разделил партии на кадровые и массовые.

Кадровые – организационно-неоформленные партии. Сюда входят наиболее известные люди (кадры) страны в различных сферах жизнедеятельности общества, начиная от спорта, медицины, шоу-бизнеса, заканчивая наукой и известными бывшими государственными деятелями. У этих партий отсутствует механизм приема в партию и официального членства, кроме кадров. Эти партии носят так называемый электоральный характер – они оживляют свою деятельность только во время выборов. Классический пример – все наши партии, кроме ультра. Но все пошло от США – партия демократов и республиканцев.

Массовые партии – партии организационно-оформленные. К ним тяготеют коммунисты, некоторые социал-демократы и почти все представители антисистемной оппозиции. Для них характерны:

1. Высокая численность

2. Формализованная партийная структура, основанная на выборах снизу доверху

3. Жесткая партийная дисциплина

4. Постоянная взаимосвязь между членами партии и ее руководителями

5. Кроме электоральной деятельности большая роль отводится идейно-воспитательной работе и рекрутированию новых членов (экскорпорация – вывод из состава элиты.

Типология партий по Морису Дюверже на сегодняшний день дополняется еще двумя видами партий:

-catch-all-party – партии народного недовольства. Для них характерно: отсутствие фиксированного массового членства; лидер партии – известная личность в стране; отсутствие жестких социальных ориентиров в программных документах; обращение к общечеловеческим ценностям.

Партия новой волны – децентрализованный механизм структуры партии, который предполагает жесткий контроль снизу за деятельностью руководства партии и ее депутатов. Основа таких партий – низовые структуры или партийные ячейки, которые формируются в различных сферах общественного производства.

40.Разделение власти, вертикаль политической власти

 

 

41.Типология партийных систем по Сартари

Классификация партийных систем по Джованни Сартари:

Основа классификации составляет принцип от монополии власти к политическому плюрализму.

1. Однопартийные системы – эти системы характерны для авторитарных и тоталитарных режимов. Предполагают тотальный контроль одной партии над всем обществом и слияние партийной элиты с госаппаратом.

2. Система партии гегемона. Страны Восточной Европы, входившие в мировую систему социализма. При формальном наличии нескольких партий в политической системе реальное руководство обществом осуществляется одной партией гегемоном.

3. Система доминирующей партии. Это больше для демократической системы. В этих системах существует множество партий, но реально правит одна. Япония, Индия.

4. Двухпартийные системы, бипартизм. США, Великобритания.

5. Система умеренного плюрализма. Это от 3х до 5ти партий. Все они в разное время на протяжении многих лет приходят к системе. Франция, Бельгия

6. Система крайнего плюрализма. От 6ти до 8ми партий. Поляризация партийного спектра, правых, левых, центральных, ультра. Нидерланды, Финляндия.

7. Атомизированные или нуклеарные системы. Больше 8ми партий. Здесь происходит рассредоточение политического влияния и политических ролей. Малайзия.

 

42.Разделение власти по горизонтали. Основные признаки ЗИС

 

43.Определение категории власть в политологии

 

44.Полиархия как модель демократии. Объективные условия е формирования

1. Полиархия – это идеал демократии, который в некоторых своих ипостасях частично реализован. Основные признаки полиархии:

-правление многих, но не всех

-правление большинства, но уважение к меньшинству

-политическое и правовое равенство граждан

-соблюдение прав и свобод человека

-легитимность власти

-представительный характер власти

-выборы, которые в условиях полиархии отличаются тремя основными характеристиками: повторяемость, неопределенность результатов при определенности процедур, необратимость результатов выборов.

Формирование полиархии предполагает наличие определенных условий. Их сформулировал американский политолог Данкварт Растоу. (1925-1996 года)

В качестве основного условия 1. выделяет государственное единство (единство государства и гражданского общества) Гражданское общество – это контр партнер государства.

2.Экономические условия:

-высокий уровень развития промышленности и сельского хозяйства

-сбалансированность экспорта и импорта, при доминировании экспорта готовой продукции, а не сырья

-развитая инфраструктура

-устойчивая банковская система и национальная валюта

-высокий уровень доходов и в челом благосостояние населения

3.Социальные условия:

-наличие устойчивой социально-классовой структуры общества при доминировании среднего класса

-высокий уровень образования и квалификации населения

-количество и качество (здоровье и продолжительность жизни) граждан

-толерантность к представителям различных этносов, населяющих страну, и к их религиозным мировоззр6ениям.

4.Политические условия:

-правовое государство

-легитимно-представительную власть

-наличие оппозиционных партий, организаций, движений

-политическое участие и политическая активность граждан

-свободная деятельность СМИ

5.Для реализации полиархии необходимы так же и культурные условия:

-формирование и распространение норм и ценностей индивидуализма и рационализма, что в целом для русской политической культуры практически невозможно

-отказ от мифологизированного мировоззрения и коллективизма

 

Производительные силы – это средства производства + люди.

Средства производства – средства труда(сырье) + предметы труда.

Средства труда – орудия труда + условия труда.

 

 

45.Типология политической власти, основные элементы дея-ти власти

Власть – способность и возможность осуществлять свою волю,т.е. оказывать определяющее воздействие на дея-ть и поведение людей с помощью права, авторитета, насилия и т.д.

Существует огромное кол-во типологии власти:

По сферам общества

-эк-ая

-соц-ая

-политическая

-культурная

По правому признаку

-лекальная

-нелегальная

По функциям органов власти

-законодательная

-исполнительная

-судебная

По степени институализации

-федеральная

-региональная

-городская

-сельская

Элементы дея-ти:

1)анализ соц-экономич и политич обстановки в стране

2)определение стратегических и тактических задач

3)преобразование всей системы власти как вертикали так и горизонтали для достижения цели

4)выбор адекватных средств (правовые системы)

 

46.Демократический транзит сущность основные этапы

Сформированные в обществе условия позволяют осуществить переход от авторитарного режима к полиархии, которая в современной политологии получила название демократический транзит:

1. Либерализация предполагает ослабление контроля над инакомыслием со стороны государства; повышение уровня политической активности граждан; создание оппозиционных партий, движений; формирование альтернативных источников информации. Либерализация общества может происходить сверху, то есть со стороны государства, либо под давлением масс снизу.

2. Демократизация заключатся в принятии всеми субъектами политического процесса соглашения о правилах политического поведения в процессе политической борьбы. Отказ от применения насилия, террористических актов, черного пиара, подкупа для решения политических вопросов и достижения поставленных целей.

3. Консолидация предполагает объединение всех политических акторов в процессе выборов, проводимых в установленном конституцией порядке и сроках.

Демократизация общества – это сложный исторический процесс, обусловленный деятельностью целого ряда факторов, включая географический, культурный и так далее. Любое государство, осуществляющее демократический транзит, обязано учитывать не только социально-экономические и политические факторы, но также специфику политической истории, географии, политической культуры страны на протяжении десятка и даже сотен лет. Пренебрежение этой спецификой может привести к распаду страны.

В 2006 году заместитель руководителя администрации Президента Сурков использовал термин суверенная демократия. Это выступление положило начало разработке новой модели представительной демократии для Российского общества с учетом его специфики. Сам Сурков так определяет суверенную демократию – это образ политической жизни общества, при котором власти, их орган и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами ее образующими.

 

Особенности суверенной демократии:

1. Модель представительной демократии

2. Ориентирована на общество в целом, а не на частные индивидуальные интересы личности, то есть субъектом демократического государства выступает единый народ. В этой модели свобода отдельного человека ограничивается интересами общества и прежде всего сохранением государственного суверенитета.

3. Суверенная демократия отстаивает собственную самостоятельность, как во внутренней, так и во внешней политике.

4. Модель суверенной демократии противостоит навязываемым и управляемым моделям демократии со стороны Западной цивилизации, пытающейся разрешить свои экономические и политические проблемы за чужой счет.

 

 

47.Средства власти и ее ресурсы

Средства власти делятся на две большие группы:

1. Средства, порожденные самим обществом (общественные нормы, традиции, общественные настроения, обычаи и так далее)

2. Средства, возникающие в сфере политики (юридические нормы, подзаконные акты, приказы, распоряжения, декреты, уставы, то есть все виды принуждения, основанные на действующей системе права, авторитете, насилии + экономическое принуждение)

Ресурсы власти:

1. Экономические, политические, социальные, военные

Экономические: а) уровень развития промышленного и с/х производства; б)стабильность финансовой системы; в)наличие природных ресурсов; г)показатели ВВП; д)соотношение экспорта и импорта готовой продукции. Экспорт сырья или экспорт готовой продукции.

Политические: а)политическое пространство – территория страны; б)политическое время – это то время, которым наделена власть для реализации поставленных целей;в)доверие власти со стороны граждан, участие граждан в политическом процессе и формы их участия; г)международный престиж страны – авторитет страны на международной арене, который связан со многими составляющими; д)стабильность в стране

Культурный: а)уровень образования нации; б)уровень профессиональной подготовки; в)социальные нормы и социальные ценности, лежащие в основе национального сознания

Социальные: а)количество и качество населения

Военные: а)количество и качество современного вооружения; б)боеспособность; в)начальная военная подготовка

 

 

48.Характеристика основных форм полит процесса

Формы политического процесса:

1. Реформа – нововведение (инновация) любого содержания, при сохранении основ экономического и политического строя.

2. Революция – коренной переворот в экономической, социальной, политической и культурной сферах общества, устраняющий основные конфликты в этих сферах и устанавливающий у власти наиболее передовой класс. Революция – это определенная форма политического конфликта, направленная на быстрое изменение фундаментальных основ в экономической, социальной, политической и духовной сферах. Как правильно осуществляется насильственным путем – вооруженным восстанием и сопровождается гражданской войной. Однако существует мирные формы революций – бархатные – революции в Восточной Европе в конце 80-начале 90х годов. В независимости от формы проведения революции, главным признаком любой революции является: смена формы собственности, переход государственной власти от одного класса к другому классу.

3. Восстание – открытое выступление каких-либо социальных групп или общностей против существующей политической власти.

4. Политический кризис – форма, представляющая собой момент наивысшего обострения противоречий, требующий немедленных политических преобразований в политической системе общества.

5. Прямое политическое действие – непосредственное влияние граждан на органы власти через использование разнообразных форм политической активности (митингов, демонстраций, забостовок)

6. Конфликт

7. Избирательная кампания

8. Модернизация

 

49.Формы государственного правления

Форма правления – это система формирования высших органов власти.

1.Монархия – форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Абсолютные монархии – ЗИС в полном объеме принадлежит монарху. Такие государства – Саудовская Аравия, Бруней. Конституционные монархии - полномочия монарха ограниченны. Дуалистические – монарх обладает правами: а. назначения и смещения кабинета министров (исполнительной власти); б. правом абсолютного и/или отлагательного вето; в. выполнение целого ряда внешнеполитических функция. Пример – Марокко и Иордания. Но они уже не являются ими после революций 2011 года. Парламентские монархии – роль монарха формально сведена к представительским функциям. Номинально могут сохраняться некоторые полномочия, которыми он пользуется в кризисных ситуациях. Пример – Великобритания, Дания, Швеция, Норвегия, Испания. Помимо перечисленных выше монархий, существуют государства, где монарх обладает не только светской, но и религиозной властью. Такие монархии называются теократическими. Они распространены на территории тех государств, в которых народы исповедуют Ислам. Существуют выборные монархии – эти государства представляют собой объединения нескольких монархий, главы которых выдвигают единого правителя (ОАЭ).

 

 

Общие признаки монархий, как формы правления:

1. Высшая государственная власть (власть монарха) передается по наследству

2. Осуществляется бессрочно

3. Не зависит от воли граждан данного государства

2.Республика – это форма правления, где высшие органы государственной власти, как и ее глава, избираются. Аристократические республики означают выборную власть немногих лучших (аристократов) или немногих самых богатых (олигархов). Они существовали в древних городах-государствах Греции, в древних городах Италии. На сегодняшний день аристократические и олигархические республики практически не встречаются, хотя отдельные элементы, как то знатность, богатство, являются актуальными при формировании правящей элиты многих современных государств. Демократические республики существуют в трех видах – парламентская (Германия, Италия, Индия, Турция), президентская (США, Бразилия, Аргентина, была Сирия) и смешанная (Россия, Франция, Португалия и ряд других государств) (полупрезидентская). Парламентская республика строится по принципу верховенства парламента над правительством. Правительство формируется на основе большинства в парламенте. Номинально (или формально) главой государства является президент, однако реальная власть принадлежит премьер-министру. Президентские республики – президент является главой государства и главой правительства. Должность премьер-министра отсутствует. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент не имеет права отзыва правительства и президента, исключая процедуру импичмента. Смешанная форма – объединяет ряд характеристик парламентской и президентской республики. Глава государства – президент, он избирается на всеобщих прямых выборах, назначает правительство, опираясь на парламентское большинство и премьер-министра, ответственного и перед президентом и перед парламентом.

Кроме перечисленных выше разновидностей республик, существуют республики с коллегиальным главой государства, как в Швейцарии, где функции главы государства и главы правительства осуществляются коллегиальным органом, который называется Федеральный Совет. Он выбирается парламентом в составе 7ми членов. Председательствует там президент, выбираемый сроком на 1 год.

Супер президентство – такая форма государственного правления, при которой президентская власть передается по наследству, либо президентом становится человек, пришедший к власти в результате военного переворота. (Чечня – Кадыров старший и младший; Азербайджан – Алиев старший и младший)

Общие признаки любых республиканских форм правления:

1. Выборность власти

2. Деятельность власти в течение определенного срока

3. Зависимость власти от воли ее избирателей

 

 

50.Политические отношения, особен их формирования и развития

Политические отношения – это разновидность общественных отношений, которые выражают отношения между классами, нациями и государствами.

Специфика политических отношений:

1. Это отношения не между отдельными индивидами, а между большими социальными группами или социальными общностями.

2. Эти отношения выражают основные интересы (интерес – главное слово в политике) этих социальных групп и общностей.

3. Политические отношения определяются наличием той или иной политической системы.

4. Политические отношения включают активные действия в целях реализации своих интересов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: