Теоретические занятия и экскурсии




КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Программа и методические указания для студентов специальности 240801

«Машины и аппараты химических производств»

 

Факультет - химико-технологический (ХТФ)

Обеспечивающая кафедра – Общей химической технологии

Курс четвертый

Семестр восьмой

Длительность практики 8 недель

Форма контроля зачет*

 

Томск 2009

 

 

УДК 66.096

 

Конструкторско-технологическая практика: Программа и методические указания для студентов специальности 240801“Машины и аппараты химических производств”. - Томск: Изд.ТПУ, 2009 г. - 12 с.

 

 

Программа и методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры общей химической технологии

“21 “ cентября 2009 г.

 

 

Зав. кафедрой ОХТ, профессор,д. т. н. _____________ В.В. Коробочкин

 

 

Цель и задачи практики

Практическая подготовка студентов является важнейшей частью учебного процесса. Конструкторско-технологическая практика проводится после IV курса и является звеном единой сквозной программы производственных практик и имеет свои конкретные цели и задачи.

Целью практики является дальнейшее углубление производственной подготовки студентов в рамках промышленного предприятия, закрепление знаний, полученных в университете по специальным дисциплинам (процессы и аппараты, расчет и конструирование, машины и аппараты химических производств).

Подготовка инженеров-механиков по машинам и аппаратам химических производств связана с изучением средств и методов их изготовления и условиями эксплуатации. В связи с этим практика может проходить как на заводах химического машиностроения, так и на предприятиях химической промышленности различного профиля. Местами практики могут быть также проектные и научно-исследовательские институты, где студенты могут познакомиться с новейшими достижениями в технологии изготовления химического оборудования и методов его расчета.

В задачи практики входит приобретение студентами знаний, умений, навыков в решении технологических, конструкторских, организационных вопросов в условиях конкретного производства, приобретение опыта работы в трудовом коллективе, а также подбор материалов для выполнения курсового проекта по машинам и аппаратам химических производств и курсовой работы по экономике.

На практике студентам разрешается по согласованию с администрацией предприятия занимать рабочие места: слесарей по ремонту оборудования, слесарей-сборщиков, монтажников и других рабочих специальностей, непосредственно связанных с монтажом, эксплуатацией и ремонтом технологического оборудования.

Продолжительность конструкторско-технологической практики составляет 8 недель, объем и характер работы студентов, график прохождения практики уточняются на месте руководителями от университета и от предприятия.

 

Содержание практики

2.1Общие вопросы

 

Во время практики необходимо получить полное представление о структуре предприятия и его месте в народном хозяйстве. При этом следует обратить внимание на следующие вопросы:

- история и перспективы развития предприятия;

- продукция завода и ее основные потребители, основное сырье и его поставщики;

- размещение основных и вспомогательных цехов и служб, внутризаводской транспорт.

Источниками этих сведений являются лекции специалистов производства и экскурсии по предприятию.

 

Содержание практики на предприятиях химической промышленности

 

Студент проходит практику в определенном цехе (отделении) предприятия, что оформляется приказом или распоряжением по предприятию, при этом должен быть назначен руководитель практики от предприятия. Необходимо тщательно изучить технологический регламент производства, вычертить технологическую схему цеха (отделения), сделать эскизы основного оборудования. Желательно иметь в отчете копии чертежей основного аппарата, на которых должны быть представлены основной вид аппарата, местные виды, разрезы и сечения, спецификация. При изучении технической документации на проектируемый аппарат необходимо освоить методику его расчета. Если таких данных нет, следует воспользоваться литературой, имеющейся в распоряжении предприятия. Необходимо обратить внимание на основные свойства веществ, участвующих в технологическом процессе (плотность, вязкость, теплопроводность, теплоемкость и т. д.), так как иногда значения констант, необходимых для расчета, в справочной литературе найти трудно.

Изучению подлежат следующие вопросы:

- материальный и тепловой баланс установки (расход сырья и энергоносителей);

- основное и вспомогательное оборудование (назначение, устройство, принципы расчета, основные паспортные и эксплуатационные данные);

- монтаж основного оборудования, способы крепления аппарата к фундаменту, расположение и крепление площадок обслуживания;

- выбор конструкционных материалов в зависимости от режима эксплуатации оборудования (давления, температуры, агрессивности сред);

- коррозия и методы борьбы с ней (антикоррозионные покрытия, материал футеровок);

- продолжительность эксплуатации оборудования, характер проведенных ремонтов, ремонт основного аппарата;

- узкие места производства и способы их устранения.

 

Содержание практики на предприятиях химического машиностроения

 

На предприятиях данного профиля практиканты обязаны изучить техническую документацию, вопросы технологии машиностроения и монтажа оборудования, углубить свои знания в вопросах выполнения и чтения сборочных чертежей, составления к ним спецификаций и других конструкторских документов.

В конструкторском отделе завода студенты должны выполнить следующую работу:

- изучить виды конструкторских документов (графических и текстовых), их наименование в зависимости от способа выполнения и характера использования, стадии разработки и порядок оформления

- ознакомиться по чертежам с лучшими конструкторскими разработками машин и аппаратов по теме курсового проекта, а также с аналогичными конструкциями отечественного и зарубежного производства, используя чертежи, каталоги, проспекты, имеющиеся в отделе или библиотеке;

- выяснить, что предпринимается для усовершенствования оборудования и интенсификации его работы, пути и методы повышения надежности и долговечности изготавливаемого оборудования;

- ознакомиться с марками и характеристиками применяемых материалов и критериями, определяющими их выбор;

- приобрести навыки в расстановке размеров, классов точности и чистоты обработки поверхностей,

- изучить конструкции приводных устройств, редукторов, способы крепления аппаратов на фундаменте,

- изучить методики расчета оборудования на прочность и жесткость по имеющейся технической документации и сопоставить их с другими методами расчета;

- изучить программы и блок-схемы программ расчетов, выполняемых на ЭВМ;

- в механо-сборочном цехе изучить методы изготовления деталей и сборочных единиц, последовательность сборки аппарата (машины), испытание и порядок сдачи на склад готовой продукции.

При изучении вопросов технологии машиностроения и монтажа оборудования в зависимости от индивидуального задания по рекомендации руководителей практики от завода или университета необходимо ознакомиться с технологией изготовления какой-либо детали или с вопросами монтажа разрабатываемого аппарата (машины).

По технологии изготовления детали необходимо изучить следующее:

- маршрутную технологию обработки детали;

- методику расчета припусков на механическую обработку;

- металлорежущее, сварочное и другое оборудование, на котором осуществляется технологический процесс изготовления детали;

- режущие, мерительные инструменты и приспособления;

- режимы резания, нормы времени на операции;

- виды и способы сварки, основные методы контроля качества сварных соединений.

При изучении технологии монтажа аппарата требуется обратить внимание на следующие основные вопросы:

- современные передовые способы ведения монтажных работ;

- основные требования к ведению и качеству монтажных работ;

- влияние на выбор способа монтажа габаритов, веса, особенностей конструкции;

- основные грузоподъемные механизмы, такелажная оснастка и приспособления;

- вопросы труда и техники безопасности при ведении монтажных работ.

 

Вопросы контроля и автоматизации

На данном этапе студенты должны познакомиться с существующими на данном предприятии схемами автоматизации и основными методами контроля технологического процесса, а также изучить возможности их улучшения.

При анализе технологического процесса с точки зрения его автоматизации следует обратить внимание на следующие вопросы:

- основные параметры технологического процесса, подлежащие автоматическому контролю и управлению (температура, давление, концентрация, уровень, расход и т. д.);

- основные источники возмущений, их характер и влияние на процесс;

- степень пожаро- и взрывоопасности процесса.

Кроме этого, в отчете должны быть представлены технологическая схема процесса с нанесенными на нее средствами автоматизации и спецификация на средства автоматизации с указанием измеряемого или регулируемого параметра, места установки датчиков, первичных и вторичных приборов, их типа, технической характеристики.

 

Вопросы охраны труда

 

По вопросам охраны труда необходимо собрать следующие сведения:

- характеристика производства по степени пожаро- и вэрывоопасности, опасности поражения электрическим током, метеорологическим условиям;

-профессиональные вредности (наличие в производственных помещениях вредных газов и пыли, шума, вибраций, источников теплоизлучения и т. д.), способы борьбы с ними, индивидуальные и коллективные средства защиты;

- средства пожаротушения, огнепреграждающие и эвакуационные устройства;

- правила техники безопасности и мероприятия по охране труда в основных цехах и на конкретных рабочих местах.

 

Вопросы экологии

 

При знакомстве с мероприятиями по охране окружающей среды, проводимыми на предприятии, необходимо особое внимание уделить следующим вопросам:

- анализ промышленных выбросов с точки зрения влияния их на загрязнение водного и воздушного бассейнов в районе предприятия;

- источники выделения вредных веществ, характеристика соединений, выбрасываемых в атмосферу и влияние их на организм человека и окружающую среду, предельно- допустимые концентрации загрязнений на промышленных площадках;

- мероприятия, проводимые по утилизации и обезвреживанию отходов, повышению качества очистки сточных вод;

- задачи дальнейшего совершенствования технологического процесса с целью сокращения промышленных выбросов.

 

Вопросы организации и экономики производства

 

Для выполнения курсовой работы по экономике производства студентам рекомендуется собрать данные по следующим вопросам:

- характеристика продукта (его товарные свойства, требования к качеству, основные потребители), перспективы улучшения качества продукта;

- перспективы совершенствования технологической схемы производства для снижения материалоемкости, трудоемкости, фондоемкости (перспективный план технического развития и организации производства по вопросам совершенствования технологии и техники);

- производственная структура цеха, его связь с другими подразделениями предприятия;

- организация управления цехом, структура управления;

- расчет производственной мощности и годовой программы цеха (режим работы производства и оборудования, график ППР на ведущее оборудование, баланс работы оборудования, коэффициент использования мощности, производительность ведущих предприятий, методика расчета годового выпуска продукции);

- стоимость основных фондов (стоимость зданий их объем, строительные нормы стоимости 1м куб. здания, затраты на санитарно-технические работы, нормы амортизации зданий);

- труд и заработная плата (график сменности рабочих, баланс времени работы одного рабочего, численность по категориям и квалификации, тарифные ставки и должностные оклады по штатному расписанию, принцип планирования годового фонда зарплаты и система оплаты труда и премирования на предприятии);

- потребность предприятия в сырье, материалах и энергии (расходные нормы всех видов сырья и энергии, планово-заготовительные цены на них);

- смета затрат по содержанию и эксплуатации оборудования;

- смета цеховых расходов;

- принцип расчета общезаводских расходов;

- калькуляция себестоимости продукта;

- технико-экономические показатели по оценке работы производства (прибыль, рентабельность, производительность труда и др.);

- мероприятия по повышению эффективности производства, внедрению новой техники, использованию результатов научных исследований, выявлению резервов улучшения качества продукции, роста производительности труда, снижению себестоимости и повышению рентабельности производства.

-

Вопросы организации безопасности жизнедеятельности

Этот раздел должен быть разработан в соответствии с инструкциями по технике безопасности промышленных предприятий. Приводятся классификация технологического процесса по пожарным и санитарным нормам и таблица с характеристиками веществ, указываются опасные участки производства.

Рассматривается возможность возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, аварии, катастрофы, факторы военного характера) и мероприятия по защите людей, технологического оборудования, перечисляются средства пожаротушения и индивидуальной защиты людей, приводится план эвакуации персонала.

 

Индивидуальное задание

Индивидуальное задание выдается руководителем практики от университета для более детального ознакомления с определенными вопросами, имеющими отношение к теме курсового проекта. В отдельных случаях руководитель практики от предприятия может произвести замену темы индивидуального задания для решения практических задач, актуальных для данного предприятия. Целью индивидуального задания является повышение эффективности конструкторско-технологической практики, развитие у студентов технической инициативы и навыков инженерной и научно-исследовательской работы.

В индивидуальное задание может быть включено:

- работа с литературой;

- работа с проектными материалами;

- расчеты машин и аппаратов с использованием показателей КИП, записей в журнале смены или отчетов о работе цеха (отделения) и т.д.

Отчет по индивидуальному заданию оформляется как раздел общего отчета.

Наиболее ценные материалы индивидуальных заданий могут быть предметом сообщения на кафедре или на научно-технической конференции, по рекомендации которой материалы могут быть представлены к публикации в печати.

 

Теоретические занятия и экскурсии

Для усиления связи теоретической подготовки с практической во время прохождения практики ведущими специалистами завода должны проводиться

занятия в виде лекций, деловых игр, разбора различных ситуаций.

С целью более полного ознакомления с предприятием студенты во время практики должны в экскурсионном порядке посетить вспомогательные цеха, ТЭЦ, станцию водоочистки, газогенераторную станцию, компрессорные и насосные отделения. Кроме того, для повышения инженерного кругозора студентам организуются экскурсии на родственные данной специальности промышленные предприятия.

 

Организация практики

3.1 Общие вопросы

3.1.1 Практика может осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями (по дням или неделям) при условии обеспечения связи между содержанием практики и теоретическим обучением.

3.1.2 Студенты, заключившие контракт с будущими работодателями, производственную практику, как правило, проходят на предприятиях работодателей.

3.1.3 Программа практики может предусматривать сдачу квалификационных экзаменов с целью присвоения квалификационных разрядов студенту по профессии начального профессионального образования.

3.1.4 Студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки, по решению соответствующих кафедр, на основе аттестации может быть зачтена учебная и производственная практики.

3.1.5 Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях составляет для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст. 43 КЗоТ РФ), в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю (ст. 42 КЗоТ РФ).

3.1.6 С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места, на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном в организации порядке.

3.1.7 При наличии вакантных должностей студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики.

3.1.8 Допускается проведение практики в составе специализированных сезонных или студенческих отрядов и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.

3.1.9 Студенты, не выполнившие программы практик по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.

3.1.10 Студенты, не выполнившие программы практик без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом ТПУ.

3.2 Порядок прохождения практики

Практика включает 5 этапов.

Первый этап (организационный) - подготовка к выезду на практику. Перед выездом на практику все студенты должны:

- самостоятельно проработать программу практики (программа выдается студентам за 1-2 недели до организационного собрания) с целью более результативных консультаций перед отъездом на практику;

- пройти общий инструктаж на кафедре (проводит зав. кафедрой или его заместитель по практикам): цель и задачи практики, порядок прохождения практики, техника безопасности в пути следования к месту практики; указываются формы связи с кафедрой;

- пройти собеседование с руководителем практики;

- получить и оформить необходимые документы: командировочное удостоверение, предписание и справку-допуск к секретным материалам, медицинскую справку о необходимых прививках, контрактные документы, программу практики, дневник установленного образца (приложение Б) и конкретное задание руководителя.

Второй этап. По прибытию к месту практики, после устройства с жильем и оформления на работу, студенты информируют (письмом, по телефону и т.п.) руководителей от ТПУ о своем трудоустройстве и в дальнейшем при прохождении практики о возникших сложностях и недоразумениях, если таковые будут иметь место.

Приказом по предприятию из числа инженерных работников (прямых специалистов) в соответствии с условиями договора на проведение производственной практики студентов Томского политехнического университета между ТПУ и предприятием назначается руководитель от производства, с которым уточняется рабочее место, программа, индивидуальное задание и порядок прохождения практики.

Третий этап. Работа в цехе (лаборатории и т.п.) в должности по профессии. В этот же период все студенты (находящиеся на рабочих местах, стажеры и дублеры) собирают и обрабатывают материал к отчету, ведут дневник и рабочий журнал, пишут разделы отчета, экскурсионным путем в нерабочее время знакомятся с цехами и отделами предприятия. Вся деятельность студентов на третьем этапе проходит под наблюдением руководителей от производства, к которым студенты обращаются по всем вопросам практики.

Четвертый этап (2-3 дня до окончания практики) посвящается окончательному оформлению отчета, сдаче его в переплетенном виде на проверку руководителю от производства, который на титульном листе проставляет оценку по пятибалльной системе и заверяет свою подпись печатью; оформлению характеристики; сдаче взятых материальных ценностей, литературы, расчету и увольнению.

Пятый этап. Защита отчета на кафедре. Защита отчетов (доклад студента, ответы на вопросы) является одним из элементов подготовки молодого специалиста. В двухнедельный срок после начала занятий студенты обязаны сдать отчет руководителям на проверку, при необходимости доработать отдельные разделы (указываюся руководителем) и защитить его на кафедральной комиссии, график работы которой доводится до сведения студентов. Возможен вариант защиты отчетов на производстве в присутствии руководителя от кафедры.

Оценка по практике (или зачет) приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь