А.С.Пушкин и русская журналистика




Редактор журнала «Современник». При жизни поэта было опубликовано более 50-ти его выступлений публицистики. Это самые разносторонние материалы: статьи и заметки об истории литературы, библиографические очерки, информационно-редакционные журнальные заметки, сатира, анекдоты, памфлеты и т.д.

Очень профессионально относился к вопросам журналистики. Хорошо знал современную русскую и зарубежную публицистику. Высоко ценил профессию журналиста. Следил за выступлениями Белинского. В библиотеке поэта сохранились номера «Телескопа», где страницы разрезаны там, где были статьи Белинского.

Журналистская деятельность Пушкина развивалась в трёх направлениях:

1) Литературная критика. Принципы эстетики реализма, народность, общественная роль литературы

2) Полемика. Предшественник Белинского, чётко определённая позиция по поводу полемики. Пушкин - противник вежливости и доброты в спорах, полемика должна быть острой, живой, дельной, заставлять мыслить и смеяться. Стилистические принципы статьи намечает. Например, стилизация. Пародирование. Пародийная защита оппонента. Создание вымышленных образов с целью маскировки позиции. Иносказания. Особенность Пушкина – тяготел к малым формам литературной критики и публицистики (за исключением памфлетов). Лаконизм – пушкинский стиль. Обращался к узкому кругу высокообразованных людей. Сочетание лаконизма с полнотой изложения возможно, потому что Пушкин – критик-художник.

3) Публицистика. Сам Пушкин говорил, что его заветным желанием было «пуститься в публицистическую прозу».

Первое выступление Пушкина относится к 1824 году в «Сыне Отечества». В 25 году он печатается в «Московском телеграфе» (стихотворения, эпиграммы, критические статьи). В ссылке разрабатывал ряд проектов нового журнала. Осенью 26 году вернулся в Москву, участвует в разработке нового журнала «Московский вестник» (М. Погодин).

В конце 27 года у Пушкина и Вяземского возник проект журнала «Современник». Но тогда разрешение на журнал им не удалось получить (только через 8 лет получилось)

В 25-30-ые г. Пушкин сотрудничает в альманахе Дельвига «Северные цветы» (сначала он поэт, а потом – критик и полемист). Противостояние торговой журналистике. Но хочет всё равно создать свой собственный журнал.

В 30 г. Пушкин получает разрешение на выпуск «Литературной газеты» (вместе с Дельвигом). Нет политического отдела, а только литературные произведения. Важность: Пушкин впервые попробовал себя в качестве редактора, поскольку Дельвиг уехал по делам и Петербурга). Пушкин вместе с Сомовым (с 3 по 13 номера) выпускал «Газету». Из-за тесной связи с декабристами, «Газета» воспринималась оппозиционной. Булгарин в «Северной пчеле» выступает против «Газеты» и говорит о том, что у Пушкина пропадает талант. Повод – Булгарин заявил, что описание московской жизни «Онегина» взято из его романа «Иван Выжигин». Пушкин в ответ поместил памфлет.

В 30 году «Газета» приостановлена, а в 31 – закрыта (умер Дельвиг, «Газета» не проникала в публику, у неё было мало подписчиков).

Пушкин находит себе трибуну в журнале «Телескоп». Опубликованы два памфлета, написаны они в рамках полемики с Булгариным и Гречем. Феофилакт Косичкин – псевдоним Пушкина.

В 1832 году Пушкин подал прошение на издание политической газеты «Дневник» и получил разрешение. Но Пушкин выпускать её не стал. В итоге после закрытия «Литературной газеты», пушкинский круг литераторов остались без собственной журнальной трибуны. В конце 35 года Пушкин просит разрешение издавать «Сборник статей литературных», ему разрешили.

В 35 году основан журнал «Современник», который выходил как литературный сборник. Издавался 4 раза в год. Бросался в глаза отказ Пушкина от многочисленных отделов, который свойственны для журналов данной эпохи. Было всего 2 отдела: «Стихотворения» и «Проза» (очерки, статьи, критика, литературные произведения). Второй особенностью журнала было полное отсутствие переводов. Роль Пушкина – редактор и издатель. Вёл переговоры с сотрудниками, цензурой, редактировал произведения, придумывал послесловия и комментарии, выплачивал гонорары сотрудником и так далее. Более чем на 1/3 он заполнял журналы своими произведениями. Хотел положить начало серьёзной литературы, воспитание и просвещение читателя. Этим объясняется обилие научно-популярных статей в «Современнике». Общие прогрессивные тенденции, широта кругозора, качество материалов. Гоголь, Вяземский, Одоевский. Хотел пригласить Белинского, но не успел.

Авторам Пушкин выплачивал очень достойный гонорар – по 200 рублей за печатный лист. Строго следил за качеством материала, многое отклонял. Журнал отличался глубиной мысли, изяществом формы; тем, что там только лучшие произведения лучших авторов. Прослеживается тяга Пушкина к документальным жанрам – очерки, записки, отчёты, зарисовки, письма.

Опубликована «Капитанская дочка» Пушкина в «Современнике», «Нос» и «Коляска» Гоголя. Опубликованы воспоминания и мемуары участников Отечественной войны 1812 года. Говоря о войне, все вспоминали декабристов. И обращение Пушкина к этой теме – его связь с декабристами.

В каждом номере публикуются статьи, посвящённые современной литературе и журналистике. Сначала было выступление Гоголя («Статья о движении национальной литературы»), потом – Пушкина, который отрёкся от позиции Гоголя и от его статьи.

Пушкин опасался за судьбу журнала. Был не согласен со многими положениями Гоголя. Внимательно присматривался к деятельности Сенковского как редактора («Библиотека для чтения»). Но Пушкину так и не удалось найти своего читателя => резкое падение тиража (2400, 1200, 900 экз.). Издание пользовалось успехом у просвещённого и вдумчивого читателя, который умел смотреть между строк и был в курсе политической ситуации. А таких было мало. Успеха «Современник» не имел.

Форма альманаха, редкая периодичность, отсутствие политического отдела не пошли на пользу журналу. Были и внутриредакционные разногласия. Например, Вяземский не разделял многих убеждений Пушкина, пытался превратить журнал в аристократическое издание, отойдя от полемики и общественной деятельности.

В итоге при жизни Пушкина вышло 4 номера «Современника», пяты уже выпускали друзья поэта. Журнал со смертью своего основателя не прекратился. После смерти Пушкина, журнал перешёл в руки профессора СпбУ, критика и поэта Плетнёва. Издавался до 46 года. А потом перешёл в другие руки и прекращён только в 66 году по прямому указу правительства.

При Плетнёве «Современник» стал стоять в стороне от политики и полемики. Изоляция журнала от современной жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: