Свами Сатьянанда Сарасвати




МУЛА-БАНДХА

 

КЛЮЧ К МАСТЕРСТВУ

 

Издательство «ЯНУС»

 

 

Перевод Я. Терский

Редакция А. Дихтярь

Обложка С. Тесленко

Корректура Л. Осипова

Оригинал-макет С.Сергеев

 

Мула - Бандха. Ключ к мастерству.

 

Свами Сатьянанда Сарасвати

 

Наше тело—это сложная, высокоорганизованная система, состоящая из различных энергетических потоков. Эти потоки представляют собой разновидности единой, фундаментальной энергии — праны. Их отзвук можно обнаружить и в физическом мире, но основная их среда — энерге­тические системы на праническом уровне.

 

Кундалини находится в бессознательном «причинном теле», в таком состоянии нашего ума, где исчезают понятия времени, пространства и объектности. Средоточием бессознательного в человеке является про­межность — место, которое йоги называют «муладхарой». Именно здесь, в этой железе, или мышце, или теле, скрыты все бессознательные силы и устремления человека... Мы замыкаем или напрягаем определенные мышцы на физическом уровне, а на умственном и праническом уровнях запускается спонтанный процесс «раскрытия».

 

Когда кундалини-шакти пробуждается от сна, ее могучий поток расширяет сознание человека. И тогда человек может полностью раскрыть свой внутренний потенциал и вознестись над миром рождений и смертей. Таким образом он достигает божественности.

 

Технически любое упражнение кундалини-йоги приводит к про­буждению кундалини. Поэтому бандхи могут быть определены как упражнения и кундалини-йоги и крийя-йоги. Из всех четырех бандх в этой книге сосредоточено внимание на одной — мула-бандхе. Многие признают ее важнейшей из бандх. Без нее кундалини навеки останется спать в муладхаре. К сожалению, до сих пор о мула-бандхе было написано очень мало.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Свами Сатьянанда Сарасвати

 

Бихарская школа йоги

 

Глава 1. Три бандхи

 

Глава 2. Мула-бандха

 

Глава 3. Анатомические и физиологические аспекты

 

Глава 4. Неврологические и эндокринологические Аспекты

 

Глава 5. Пранические эффекты

 

Глава 6. Мула-терапия

 

Глава 7. Муладхара-чакра

 

Глава 8. Пробуждение кундалини

 

Практическая часть

 

Глава 9. Мула-бандха как составная часть йогической практики

 

Глава 10. Мула-бандха-садхана

 

Глава 11. Отыскание муладхара-чакры

 

Глава 12. Триггер-точка муладхары

 

Глава 13. Мула-бандха и кумбхака

 

Глава 14. Мула-бандха: психический замок

 

Глава 15. Маха-мудра

 

Приложения

 

Мула-бандха и иглоукалывание

 

 

 

 

Кундапини не является частью физического тела, — хотя искать ее следует именно здесь. Она не принадлежит также ни ментальному, ни даже астральному телу.

Кундапини находится в бессознательном «причинном теле», в таком состоянии нашего ума, где исчезают понятия времени, пространства и объектности. Средоточием бессознательного в человеке является промежность — место, которое йоги называют «муладхароп».

Именно здесь, в этой железе, или мышце, или теле, скрыты все бессознательные силы и устремления человека.

 

Свами Сатьянанда Сарасвати

 

Свами Сатьянанда Сарасвати

 

Свами Сатьянанда Сарасвати родился в маленьком городке неподалеку от Алморы, у самого подножия Гималаев.

Еще в детстве в нем начали проявляться необычные способности. Первое духовное переживание у Свами Сатья­нанда Сарасвати произошло в шестилетнем возрасте. Его благословили многие мудрецы и садху, которые проходили мимо дома, где он жил, по пути в высокогорные районы Гималаев. Мудрецы пробудили в нем страстное желание достичь духовных вершин и подарили ему сильное ощущение вайрагъя, которое так важно для юной души.

 

В возрасте девятнадцати лет он оставил свой дом и отправился на поиски гуру. Через некоторое время Свами Сатьянанда Сарасвати добрался до Ришикеша, где повстре­чался со своим духовным мастером Свами Шиванандой.

 

Он провел со своим учителем двенадцать лет. Свами Сатьянанда занимался карма-йогой с таким рвением, что Свами Шиванада как-то сказал, что его ученик работает за четверых. Но несмотря на статус «любимого ученика», Свами Сатьянанда трудился с утра до глубокой ночи, выполняя любую работу — от уборки до обустройства ашрама. Служение гуру было его страстью и величайшей радостью.

 

Кроме того, Свами Сатьянанда был весьма умен. Свами Шивананда охарактеризовал его как человека с подвижным умом. Но не жизнь и учеба в ашраме дали Свами Сатьянанде знания. Он твердо следовал наставлению своего учителя: «Работай упорно — и очистишься. Тебе не нужно зажигать свет; свет сам раскроется внутри тебя».

 

И в один прекрасный день это случилось. Свами Сатьянанда просветлел, постиг тайны духа и стал с тех пор крупным специалистом по хатха-иоге. тантре и кундалини-иоге.

Проведя со своим гуру двенадцать лет, Свами Сатья-нанда принял паривраяку и отправился странствовать. За восемь лет он прошел практически всю Индию, побывал в Афганистане, Бирме, Непале и на Цейлоне, повстречал многих великих мудрецов и йогинов и провел некоторое время в уединении, формулируя и совершенствуя йогические техники, которые смогли бы облегчить страдания чело­вечества.

 

В 1963 году Свами Сатьянанда Сарасвати осознал свое предназначение и основал Международное Иогическое Сообщество. Поскольку это осознание произошло с ним в Мунгере, Свами Сатьянанда решил поселиться здесь, на берегу Ганга, и создать Бихарскую школу йоги, чтобы помочь большему количеству людей найти свой духовный путь. Ученики съезжались со всех уголков Индии и из-за границы, и вскоре учение Свами Сатьянанды стало известным по всему миру.

 

В 1968 году он отправился в мировое турне, чтобы распространить древние йогические техники среди людей всех каст, убеждений, вероисповеданий и национальностей. С тех пор Свами Сатьянанда стал широко известен на всех континентах как учитель йоги и тантры, направляющий и вдохновляющий многих духовных искателей в многочис­ленных ашрамах и центрах. Последние десять лет он живет в Мунгере, путешествует по Индии и за ее пределами.

 

 

Бихарская школа йоги

 

Школа йоги в Бихаре — дом Свами Сатьянанды Сарасвати и штаб-квартира Международного Иогического Сообщества. Школа была основан а в 1964 году, чтобы обучать йоге как саньясинов, так и обычных людей. Это заведение со временем стало местом массового изучения древнего учения йоги. В 1968 году здесь прошел первый семинар для инструк­торов йоги с участием европейцев, и постепенно школа превратилась в большой международный учебный центр со множеством отделений и дочерних центров в Индии и за ее пределами.

 

Сегодня в Бихарскую школу йоги входит Ашрам Шивананды, из которого выросла школа, и Ганг-даршан — новые здания ашрама, построенные на огромном холме с видом на Ганг. Здесь, среди потрясающих красот природы, в окружении прекрасных садов и рисовых полей, рядом со священным Гангом родилось новое видение йоги.

Техники интегральной йоги, которым здесь учат, представляют собой синтез всех путей самосовершенствования. Опытные санъясицы ведут курсы по садхане и йогатерапии как для групп, так и для отдельных слушателей, которые могут жить здесь, если пожелают. Проводятся также и занятия по крийя-йоге.

 

Важное место в учебной программе школы занимает подготовка инструкторов йоги. Часто проводятся месячные курсы для обычных людей — «домохозяев». Пройдя подобный курс, человек получает право преподавать самые простые асаны и элементы пранаямы своим близким и друзьям. При желании молено также пройти более длительную, расширенную под­готовку.

 

Бихарская школа йоги славится качеством обучения. Она стала одним из первых подобных центров, в которых йогу начали широко преподавать женщинам и иностранцам. Здесь также проводятся занятия для детей — мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 18 лет — по программе Гурукул.

 

В заведении есть хорошо оснащенный Координа­ционный Исследовательский Центр, в котором собрано огромное количество книг и других материалов по йоге. Есть и свое издательство — Ашрам Графике, которое прекрасно оборудовано. Здесь работают саньясины и обитатели ашрама, которые делают все — от набора текста до отправки готовых книг.

 

Каждый год Свами Сатьянанда проводит в Бихар-ской школе йоги широкомасштабные международные семина­ры. Более того, для тех людей, которые хотят заниматься йогой, но не могут добраться до Мунгера, хорошо под­готовленные саньясины проведут выездные семинары как в Индии, так и в любой стране мира.

 

Глава 1

 

Три бандхи

 

«Джаландхара-бандха, уддияна-бандха и мула-бстдха выполняются с помощью мышц горла, живота и про­межности. Если их длительность можно увеличивать, то где же страх смерти?

Выполнение этих трех бандх пробуждает спящую кундалини и направляет ее в сушумну. Дыхание останавлива­ется [кумбхака]. На время выполнения трех бандх речака [вдох] и пурака [выдох] перестают существовать. Так очищаются органы чувств и наступает кевала [просвет­ление]. Я взываю к видье [знанию], пребывающему в кевала кумбхаке».

 

(Йогатаравали: Сутры 5, б, 8)

 

Значение слова бандха (пусть вас не смущают слова бандх, баддха и бандхана со сходным значением) можно объяснить по-разному. Вот что написано по этому поводу в санскритском словаре:

связывать, узы, связь, цепь, оковы, связующая нить, поймать, удерживать, арестовать, заточить в темницу, скрепить, задержать, остановить, закрыть, перенапра­вить, сгустить, замкнуть.

 

С таким же успехом можно истолковать значение слова «бандха» как «постройка плотины через реку» и «строительство моста». Смысл заключается в том, что бандха ведет сквозь океан самсары — мирского существования — к берегам просветления, освобождения и творчества.

Среди бандх различают мула-бандху, уддияна-бандху и джаландхара-бандху. Четвертая— маха-бандха — является комбинацией предыдущих трех. Как же могло случиться, что эти четыре упражнения приравниваются к сотням асан, пранаям и мудр?

Традиционно учитель раскрывал ученику секрет бандх лишь после того, как ученик осваивал выполнение многих, подчас невероятно сложных асан, пранаям и мудр. Это наглядно показывает, каким огромным уважением пользовались бандхи среди йогинов.

На физическом уровне мула-бандха — это осознанное волевое сокращение промежности, уддияна-бандха — солнеч­ного сплетения, и джаландхара-бандха — горла.

 

Принцип замка

 

В современной литературе по йоге бандху в основном определяют просто как «замок». Однако, истинный смысл бандхи исключительно парадоксален:

...мы замыкаем, или напрягаем определенные мышцы на физическом уровне, а на умственном и праническом уровнях запускается спонтанный процесс «раскрытия».

В основе современного метода пост-изометрической релаксации лежит идея, что полного телесного и психичес­кого расслабления можно добиться с помощью ритмичного напряжения и расслабления мускулатуры тела. Рациональное зерно этой идеи заключается в следующем: чтобы полностью избавиться от физического и умственного напряжения,

человек должен сначала научиться усиливать уже существую­щее в теле напряжение. И достичь этого можно с помощью волевого, избирательного сокращения мышц тела.

Работая по сходному принципу, бандхи одновременно оказывают воздействие на физическое, праническое, менталь­ное, психическое и причинное тела человека. Эффекты бандх длительны, ибо связаны с энергией, которая заключена в спинном и головном мозге.

Поэтому бандхи гораздо более динамичны, эффек­тивны и действенны, чем простое напряжение-расслабление, например, мышц рук или ног.

 

Механизм работы бандх

 

При выполнении бандх человек сокращает, или сжимает соответствующие группы мышц промежности, живота и шеи.

Сокращение этих мышц воздействует на системы кровообращения, нервную, дыхательную и эндокринную. Напряженная мышца посылает в головной мозг импульсы, которые возбуждают различные нейронные цепи и нервные центры. Это, в свою очередь, воздействует на состояние нашего сознания. В ответ на поступившие сигналы головной мозг формирует ответные импульсы. К примеру:

 

1. Мула-бандха (сокращение промежности). Стимулирует сенсорно-моторную и вегетативную нервную систему тазовой области. При выполнении мула-бандхи активизируются парасимпатические волокна крестцового сплетения (парасимпатические волокна отходят от сплетений в области шеи и крестца, а симпатические берут начало от узлов в грудном и поясничном отделах).

 

Экспериментально доказано, что выполнение бандх повышает активность парасимпатической нервной системы.

У испытуемых замедляется пульс, снижается артериальное давление и частота дыхания и возникает общее ощущение покоя и расслабления. При выполнении мула-бандхи наблю­дается (в мягкой форме) возбуждение симпатической нервной системы. Однако, общий эффект стимуляции симпатической и парасимпатической систем приводит к уравновешиванию их деятельности в организме. Все это оказывает положи­тельное влияние на гипоталамус (он управляет эндокринной системой), а через него — на лимбическую (эмоции) систему и соответствующие участки коры головного мозга.

 

2. Уддияна-бандха (сокращение мышц живота). Сжимает органы пищеварительной системы, надпочечники, почки и, что самое главное, солнечное сплетение. При сжатии этого «мозга в животе» в грудной клетке и брюшной полости выделяется огромное количество энергии, имеющей целебные свойства. На эмоциональном плане она дает человеку ощущение благополучия. Уддияна-бандха тонизирует симпа­тическую нервную систему и заставляет ее работать более эффективно.

С помощью этого упражнения мы обретаем контроль над симпатической системой и не позволяем ей срабатывать в критических ситуациях. Так можно избежать стрессов и избавиться от психосоматических заболеваний.

 

3. Джаландхара-бандха (сжатие горла). При ее выполнении человек выпрямляет шею, воздействуя тем самым на спинной и головной мозг. Это упражнение, с одной стороны, оказывает тонкое влияние на гипофиз и эпифиз, а с другой (при выполнении джаландхара-бандки подбородок следует прижать к груди) — на щитовидную и паращитовидные железы, а также на тимус.

В то же время, джаландхара-бандха стимулирует парасимпатические ядра продолговатого мозга (он располо­жен на переходе спинного мозга в головной), что сказыва­ется на частоте сердечных сокращений, дыхании, артериальном давлении и т. д. Кроме того, при выполнении этой бандхи несколько сдавливаются каротидные синусы, что также снижает артериальное давление. Уменьшение тонуса симпа­тической нервной системы вызывает у человека ощущение отдыха, расслабления, а также общего улучшения само­чувствия.

Кроме того, бандхи оказывают массажное воздействие на мышцы и внутренние органы. Улучшение кровообраще­ния в какой-либо области тела способствует ее очищению.

Бандхи влияют на эндокринные железы, которые тесно связаны с чакрами, — следовательно, бандхи воздействуют и на чакры. Стимуляция чакр отражается на всем организме, наполняя каждую его клетку живительной силой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: