Специфика художественно-познавательных процессов.




Механизмы апперцепции и проблема адекватного постижения произведения искусства. Понятие апперцепции и особенности процесса восприятия как отождествление свойств объясняющего и объясняемого (А.А.Потебня). Закономерности дифференциации элементов формы в визуальном восприятии. «Психология созидающего глаза»Арнхейма - «схватывание» центральных элементов формы, моментально дифференцирует их от частных в любом изображении.

Вельфлин о картине отраженной в зеркале и полной трансформируется ее смысла, вследствие обычной привычки чтения картины слева направо. Влияние на оценку диагонали, идущей от левого нижнего угла в правый, как восходящей, а диагонали, идущей от левого верхнего угла вниз, как нисходящей. Анализ «Сикстинской мадонны» Рафаэля.

Типология массового художественного восприятия. Мотивы приобщения к искусству (по результатам опроса, проведенного в 1988 г. социологами Государственного института искусствознания совместно с Академией образования) Типология публики: проблемно ориентированный зритель; нравственно ориентированный зритель; гедонистически ориентированный зритель; эстетически ориентированный зритель. Произведение искусства дает реально каждому столько, сколько человек способен от него взять.

Искусство как катарсис (катарсическая теория искусства). Храмовое действо как синтез искусств (П.А.Флоренский). Р.Арнхейм об искусстве как терапии. Катарсис как психологический феномен. Изучение переживаний, сопряженных с созданием и восприятием искусства, уже в древности выявило ключевую роль катарсиса. Феномен катарсиса: позволяет отграничить повседневные «житейские» чувства от эмоциональных потрясений, вызываемых общением с произведениями искусства; обнажить внутреннее родство между психологией их создателя и тех, кто их воспринимает; указать на их воздействие личность не только в плане художественного познания реальности, но также и преобразования глубинных оснований ее отношений к ней, к другим людям и самой себе. Катарсис как процесс «самосгорания» аффектов и как процесс их усиления (О.А.Кривцун). Храмовое действо как синтез искусств (П.Флоренский).

Художественно-творческое мышление. Взаимосвязь восприятия и художественного мышления. Особенности зрительной памяти и представлений у художника. Художественно-творческие способности. Психологические особенности изобразительного языка художника.

Основная литература

1. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. - СПб: ДНК, 2001. - (Психология и культура).

2. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. - Калинингад: Янтар.сказ, 1999.

3. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учеб. пособие для творческих учеб.заведений, фак. педагогики и психологии. - М.: ВЛАДОС, 2000.

4. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М.: Академический проект: Культура, 2005. - 304 с.

5. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. – 490 с.

6. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.

7. Синкевич И.А. Полихудожественное образование студентов педагогических вузов: Монография. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 203 с.

8. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.

9. Синкевич И.А. Проблема развития одаренности, таланта и креативности личности в образовательном пространстве // Психология обучения. – М., 2010. - № 2 февраль. – С. 71-79.

10. Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.

11. Фьюсел Б., Лихач А.В. Супермозг: тренинг интуиции и творческого мышления. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 224 с.

Дополнительная литература

  1. Волков Н. Процесс изобразительного творчества и проблема «обратной связи» // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999. - С. 191 - 213.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.

  1. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001.
  2. Кривцун О.А. Психология искусства // Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000 - С.311-394.
  3. Кузин В.С. Психология. Учебник. - 4-е изд., перераб.и доп. - М.: Высшая школа, 1999.
  4. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  5. Неменский Б.М. Познание искусством. - М.: УРАО, 2000.
  6. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: ВЛАДОС, 1997.
  7. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999.
  8. Яковлев Е.Г. Художник: Личность и творчество // Эстетика. - М.: 1999. - С. 132-291.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: