Учение о социальной статике и динамике.




Огюст Конт (1798-1857).

Основные работы:

  1. «Популярный астрономический трактат» (1845)
  2. «Система позитивной политики или социологический трактат» (1851-1854)
  3. «Курс позитивной философии» (1829-1842) (в русском переводе «Курс положительной философии» (1899-1900)
  4. 1849 г "Позитивистский календарь".
  5. 1852 г. "Позитивистский катехизис".
  6. 1854 г. - "Позитивистская библиотека".

В последние годы жизни Конт начал писать еще одно произведение под названием "Субъективный синтез". В эту работу он планировал включить систему "позитивной логики", систему "позитивной морали" и систему "позитивной промышленности". Но осуществить задуманное ему не удалось.

Идейно-теоретические источники творчества. Первые сочинения Конта были посвящены математическим вопросам. Изучая труды знаменитых французских математиков конца XVIII — начала XIX в., например, Луи Лагранжа, Гаспара Монжа, Конт познакомился с пробле­мами философии науки. Идейные истоки творчества Конта в философских воззрениях Ф.Бекона, Р.Декарта, Д.Юма, Кондильяка. Идейными предшественниками Конта были экономисты Жан Батист Сэй, Адам Смит с его идеей о роли и значения разделений труда, Тюрго, который предвосхитил контовский закон 3-х стадий, выделив в культурном прогрессе религиозную, спекулятивную и научную стадии развития.

Предшественником творчества Конта был, конечно же, Сен-Симон, у которого он служил секретарем. Сейчас очень трудно определить, какие идеи принадлежали Конту, а какие Сен-Симону. Однако Сен-Симону принадлежит идея различения «критических» и «органических» периодов в развитии общества; термин «позитивная философия», который он использовал в 1808 г.; идея о том, что наука о человеке (социальная физика) – часть общей науки, которая должна базироваться на методах естественных наук; принцип аналогии, который мы находим в «Письмах женевского обитателя» (1803г.) и др.

Особое влияние на него оказали Монтескье, с его идеей зависимости социальных явлений политического и правового порядка от естественных законов и разработанный им принцип детерминизма. Кондорсе, закона прогрессивного развития человече­ства и концепцией истории, в которой главное место занимала эволюция общественных идей, институтов и отношений.

В деле переустройства общества Конт опирался на концепции традиционалистов, (Де Местр) их трактовку приоритета общественного порядка. Отсюда, главными постулатами Конта были положения: «знать, чтобы предвидеть», «мы разрушаем только то, что можем заменить», теория порядка была посвящена лозунгу: «живи для других». Однако этика ответственности при жизни Конта не стала популярной.

Объяснение общественных явлений в теологических и метафизических концепциях демонстрировали отсутствие научности, поскольку объяснений миропорядка и общественного устройства мыслители философии искали:

  • в действии сверхъестественных сил,
  • они не прибегали к опыту и наблюдениям и анализу полученных результатов,
  • предметом анализа были не явления действительности, а понятия и представления о них,
  • рассуждения носили умозрительный, абстрактный характер.

Поэтому основной целью Конта была задача отделение новой социологической науки, от метафизики с ее методами и принципами и теологии и создание науки об обществе на основах точного научного знания, подобно естественнонаучному.

Взгляды Конта на науку отвечали господствовавшему в есте­ствознании первой трети XIX века метафизическому методу мышления. Само естествознание еще не да­вало тогда убедительных данных в пользу идеи развития при­роды, выдвигались лишь отдельные гениальные догадки, которые еще не успели превратиться в научные теории. Метафизический способ мышления обусловил то обстоятельство, что науки классифицировались Контом как рядоположенные, а не как воз­никающие одна из другой. Конт обнаружил между ними лишь структурные, а не генетические связи; основу его классификации составлял принцип координации, а не субординации.

Разрабатывая классификацию наук, Конт опирался на их объ­ективные признаки. Прежде всего, он разделил науки на абстракт­ные и конкретные. Первые изучают законы определенных катего­рий явлений, вторые применяют эти законы к частным областям. Например, биология — общая абстрактная наука о жизни, а меди­цина — конкретная наука, применяющая общие законы биологии. Прин­цип классификации логический, в соответствии с которым науки располагаются по мере возрастания сложности явлений, которые они изучают.

Социальные явления отличаются наибольшей слож­ностью и в то же время зависимостью от всех других, что объясня­ет позднее возникновение социологии. Тем не менее, социальные явления, подчиняются естественным законам, специфиче­ским для данной области.

Науки, признаваемые Контом: 1) математика, 2) астрономия, 3) физика, 4) химия, 5) биология и 6) социология. Вот шесть естественных категорий, под которые подходит всякое человеческое знание, и тот порядок, в котором они здесь приведены, необходимо сохранять в научной иерархии. Каж­дая из наук, находящихся после первой, включена в определение лежащей выше нее и в то же время обладает специальными особенностями, какими не обладает ни одна наука, занимающая в ряду более высокое место. От первой до последней общность уменьшается, а сложность увеличивается.

Позитивную науку об обществе Конт назвал сначала социальной физикой, а позднее социологией, объ­ясняя необходимость введения нового термина необходимостью создания специальной дисциплины, посвященной позитивным исследованиям фундамен­тальных законов, свойственных общественным феноменам. Он под­черкивал, что социология должна быть теоретической, а не описательной наукой. Превращение социологии в позитивную науку завершало систему позитивной философии, тем самым знаменуя наступление пози­тивной стадии развития человеческого ума и человеческого обще­ства. Это означало, по мысли Конта, настоящую позитивную рево­люцию, победу науки над схоластикой прошлых эпох.

Отделение науки от метафизики и теологии было основной иде­ей позитивного метода Конта. По его мнению, истинная наука характеризуется тем, что отказывается от «неразрешимых» воп­росов, тех, истинность или ложность которых нельзя ни подтвердить, ни опроверг­нуть, опираясь на факты, устанавливаемые при помощи наблю­дения. Такими «метафизическими», ненаучными вопросами Конт считал выяснение сущности вещей, поиск причинно-следственных связей, поиск первопричин явлений.

Термин «позитивный» употребляется Контом в различных значениях: 1) реальное в противоположность химерическому; 2) полезное в противо­положность бесполезному; 3) достоверное в противоположность сомнитель­ному; 4) точное в противоположность смутному; 5) положительное в противоположность отрицательному.

Термин «позитивный» в значении «органический, определенный, точный» был введен Сен-Симоном и встречается в его произведениях.

Задачей науки, по Конту является открытие законов, понимаемых как постоянные, повторяющиеся связи между явлениями. Такое ограничение задач науки объяснялось стремлением достигнуть точного, определенного знания, которое могло бы создать базу для предвидения будущего.

Целостный (интегративный) подход являлся главным методологическим посту­латом Конта. Конт считал, что целостность, такие как организм и общество в большей мере доступна непосредственному исследованию, чем явления, в ней функциони­рующие.

Главными чертами провозглашенной Контом новой науки – социологии были:

1. Систематизированный, целостный подход к исследованию социальных процессов;

2. Освобождение от всякого рода ненаучных, клерикальных и метафизических форм познания с их аргументацией ко вне опытным данным;

3. Опора на эмпирические данные наблюдений, эксперимента;

4. Отказ от традиционной для того времени формы описания социальных явлений с позиции имеющегося социального идеала;

5. Исследование и описание социальных явлений на основе наблюдений и эмпирического материала;

6. Результативность научных достижений подобно естественнонаучным;

7. Систематизация предшествующего знания и определение собственного предмета исследования новой социальной науки.

Предмет социологии. Область со­циологических исследований очерчивалась Контом очень широ­ко и неопределенно. Общество, взятое в его целостности - органическое единство всего человечества или какой-то его большой части, связанной «всеобщим согласием», характе­ризуемое гармоническим функционированием его структурных элементов, т. е. общество в статике и динамике.

Понятие общества. Общество, или, как его стал называть Конт, человече­ство, - это высшая действительность, высшее су­щество. Социология — по Конту, единственная наука, которая изучает, как совершенству­ется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни. Индивид, в концепции Конта является абстракцией, а общество — действительностью, подчиняющейся естественным законам.

Главное содержание общественного про­цесса развития - прогресс научной мысли, «научного ду­ха».

Методы: наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический.

 

Учение о социальной статике и динамике.

Разделы социологии. Конт разделил социологию на два больших раздела: социаль­ную статику и социальную динамику. Первая изучает условия существования и законы функционирования общественной си­стемы, это структура общества, а вторая - законы развития и изменения социальных си­стем, это динамика общества. Социальная статика — это теория общественного порядка, организации, гармонии.

Статика и динамика – это две дисциплины соответствующие двум частям главного лозунга контовского учения: «Порядок и прогресс». Для социальной статики высшая цель - обнаружение законов социального порядка, для социальной динамики - законов прогресса. Объект первой - общества «в состоянии покоя », объект второй - общества «в состоянии движения ».

В качестве структурных элементов общественного целого Конт рассматривает, прежде всего, основные общественные инсти­туты - семью, государство, религию - с точки зрения их роли и обще­ственных функций, в деле социальной интеграции.

Прогресс - разви­тие по восходящей линии. Первичным, определяющим фактором общественного прогресса является духовное, умственное развитие. Вторичными факторами являются климат, раса, средняя продолжительность человеческой жизни, прирост населения. Вторичные факторы могут только ускорить или замедлить прогресс общества, который совершается закономерно и стадии которого не могут быть изменены.

Виды прогресса:

1. материальный (улучшение внешних условий жизни),

2. физический (совершенствование человеческой природы),

3. интеллектуальный (развитие интеллекта, переход от религиозного и метафизического мировоззрения к позитивному),

4. моральный (развитие коллективности и нравственных чувств).

Закон трех стадий - основа соци­альной динамики является одновременно историческим и ло­гическим законом: три стадии развития человеческого ума соот­ветствуют трем аналогичным стадиям развития истории:

1. Теологическая или фиктивная стадия, охватывающая древ­ность и раннее средневековье (до 1300 г.), Конт делил на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм.

2. Метафизическая стадия, охватывающая 1300—1800 гг. - разру­шение старых верований, Реформация, философия Просвещения, революция. «Метафизический дух», родившийся в эту эпоху, породил философские сомнения, хаос в умах, моральную испорченность и по­литический беспорядок.

3. Позитивная стадия - про­мышленный строй приходит на смену военному, характерному для теологической эпохи. Гармоническое и равномерное разви­тие всех элементов жизни гарантирует использование научных открытий на пользу всему человечеству. Победа альтруизма над эгоизмом, рост социальных чувств, быстрое развитие материальной культуры, обеспечивающей все более легкую и приятную жизнь, справедливость и мир – вот характерные черты позитивной эпохи.

Роль Конта в истории социологии весьма противоречива. Поч­ти полностью синтезировав многие основные идеи обществоведе­ния своего времени, он заострил их против спекулятивно-умо­зрительного подхода к общественной жизни и теологических кон­цепций. Апелляция к положительному знанию, признание закономерности исторического процесса, внимание к изучению социальных институтов и структуры общества - все это оказало в свое время сильное влияние на развитие обществоведения и на современную науку. Возникла позитивист­ская историография (Генри Томас Бокль, Ипполит Тэн во Фран­ции), позитивистская теория культуры (Эрнест Ренан), позити­вистская криминология (Чезаре Ломброзо), позитивистская ло­гика и психология, теория литературы и искусства, даже позити­вистская «метафизика» (Вашеро, Фулье).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: